Автор: Добрецова Валентина Николаевна Должность: учитель литературы Учебное заведение: КОУ ВО "Вечерняя (сменная) школа №1" Населённый пункт: посёлок Шексна, Вологодская область Наименование материала: методическая разработка Тема: "литературно-музыкальный вечер" Раздел: среднее образование
Литературно – музыкального вечера, посвящённого 120 – летию поэта
С. А. Есенина «Такую жизнь нельзя считать короткой»
Ведущий: Сегодня мы проводим вечер памяти русского поэта Сергея
Александровича Есенина. Обратите внимание на две даты:3 октября 1895
года и 28 декабря 1925года. Первая- дата рождения, вторая – дата смерти
поэта. Тридцать прожитых поэтом лет на земле… На Кавказе, где Есенин
бывал много раз, в старину говорили так: «30 лет человек должен учиться,30
путешествовать и 30 писать, рассказывая людям всё, что он увидел, узнал,
понял. Есенину было отпущено в три раза меньше. Его судьба-
подтверждение другого старого изречения: « Жизнь ценится не за длину…»
-клип «Хулиган» (С. Безруков)
Ведущий : Что, собственно, мы знаем о Есенине, для которого стихи были
лучшей, главной частью его жизни? Поймём ли мы его стихотворный
дневник, сможем ли увидеть за этим дневником его самого? Если каждое или
почти каждое стихотворение Есенина - совершенное художественное целое,
то жизнь его - раздёрганную, странную, противоречивую- художественным
целым никак не назовёшь. Написав несколько автобиографических строчек,
поэт заканчивает словами: «Остальное в моих стихах»
(звучит народная музыка)
Чтец: «Матушка в купальницу по лесу ходила»
Матушка в Купальницу по лесу ходила,
Босая, с подтыками, по росе бродила.
Травы ворожбиные ноги ей кололи,
Плакала родимая в купырях от боли.
Не дознамо печени судорога схватила
Охнула кормилица, тут и породила.
Родился я с песнями в травном одеяле.
Зори меня вешние в радугу свивали.
Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,
Сутемень колдовная счастье мне пророчит.
Только не по совести счастье наготове,
Выбираю удалью и глаза и брови.
Как снежинка белая, в просини я таю
Да к судьбе - разлучнице след свой заметаю.
Ведущий : Сергей Есенин рано был признан и рано стал известен. Его жизнь
была полна взлётов и падений. Он изведал радость и смертельную тоску. А в
его творчестве порой сталкивались свет и тьма, добро и зло, будущее и
прошлое. Когда-то Есенин обронил: «…Нежным даётся печаль». Это он по
себе знал. Его настроение - в его стихах. Обратите внимание, что грусти там
больше, чем радости.
Звучит песня на стихи Сергея Есенина «Над окошком месяц».
Чтец: «Низкий дом с голубыми ставнями»
Низкий дом с голубыми ставнями
Не забыть мне тебя никогда,-
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие эти года.
Но сегодня ещё мне снится
Наше поле, луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем
Этих северных бедных небес.
Восхищаться уж я не умею.
И пропасть не хотел бы в глуши,
Но, наверно, навеки имею
Нежность грустную русской души.
Полюбил я седых журавлей
С их курлыканьем в тощие дали
Потому что в просторах полей
Они сытно хлебов не видали.
Только видели березь да цветь,
Да ракитник, кривой и безлистый,
Да разбойные слышали свисты,
От которых легко умереть.
Как бы я и хотел не любить,
Всё равно не могу научиться,
И под этим дешёвеньким ситцем
Ты мила мне, родимая выть.
Потому так и днями недавними
Уж не юные веют года…
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда.
(работа с презентацией)
Ведущий: Родился Сергей Есенин в селе Константиново Рязанской губернии.
Его родители - Александр Никитич и Татьяна Фёдоровна - были из
крестьянской среды. С двухлетнего возраста мальчик воспитывался в семье
Титовых - бабушки и деда по линии матери. В своей автобиографии он
оставил об этом времени дорогие его сердцу воспоминания.
Чтец зачитывает страницы автобиографии Сергея Есенина
Ведущий: Бабушка Наталья Евтеевна была очень набожной. По –матерински
заботясь о внуке, она часто брала его с собой на богомолье, а в долгие зимние
вечера рассказывала ему духовные стихи, сказки, пела народные песни, что
не могло не способствовать развитию воображения будущего поэта.
Чтец: «Бабушкины сказки»
В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идём, бредём домой.
Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана – дурака.
И сидим мы, еле дышим.
Время к полночи идёт.
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовёт.
Сказки всё. Пора в постели…
Но а как теперь уж спать?
И опять мы загалдели,
Начинаем приставать.
Скажет бабушка несмело:
«Что ж сидеть-то до зари?»
Ну, а нам какое дело,-
Говори да говори.
(Звучит песня на стихи С. Есенина)
Ведущий: Таким образом, народная культура, неотделимая от веры отцов,
рано получила отклик в душе поэта. Вот почему его ранние стихи наполнены
добротой, светом, радостью. Они мелодичны, искренни, понятны . А
крестьянский быт и окружавшие поэта просторы – луга, поляны, берёзовые
перелески – всё это для Сергея Есенина отражало лучи незримого
Божественного света.
Чтец: «Там, где капустные грядки»
Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход
Кленёночек маленький матке
Зелёное вымя сосёт.
«Край любимый! Сердцу снятся… »
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных
По меже на переметке
Резеда и риза кашки.
И вызванивают в чётки
Ивы- кроткие монашки.
Курит облаком болото,
Гать в небесном коромысле.
С тихой тайной для кого-то
Затаил я в сердце мысли.
Всё встречаю, всё приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришёл на эту землю,
Чтоб скорей её покинуть.
-клип «Клён ты мой опавший» ( Бандера)
Ведущий: Родина. Россия была для Есенина началом всех начал. Даже имя её
он произносил с восхищением: « Россия… какое хорошее слово… и «роса». и
«сила», и «синее что- то»
(звучит народная музыка)
«Гой ты, Русь, моя родная»
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты - в ризах образа…
Не видать конца и края-
Только синь сосёт глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.
Пахнет яблоком и мёдом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах весёлый пляс.
Побегу по мятой стёжке
На приволь зелёных лех,
Мне навстречу, как серёжки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
Ведущий: Природа, по Есенину, была живым существом, а все живые
существа- природой. И все они, четвероногие, двуногие, одноногие были
наделены одинаково беззащитной душой, чьё имя - природа. Поэтому с
одинаковой нежностью в его стихах сказано и о женщинах, и о деревьях, и о
собаках.
Чтец: «Зелёная причёска, девическая грудь»
Зелёная причёска,
девическая грудь,
О тонкая берёзка,
Что загляделась в пруд?
Что шепчет тебе ветер?
О чём звенит песок?
Иль хочешь в косы- ветви
Ты новый гребешок?
Открой, открой мне тайну
Твоих древесных дум,
Я полюбил печальный
Твой предосенний шум.
И ответ мне в ответ берёзка:
«О, любопытный друг,
Сегодня ночью звёздной
Здесь слёзы лил пастух.
Луна стелила тени,
Сияли зеленя
За голые колени
Он обнимал меня.
И так, вздохнувши глубко.
Сказал пол звон ветвей:
«Прощай, моя голубка,
До новых журавлей».
Ведущий: Есенин был мастером любовной лирики. Он оставил множество
неповторимых, волнующих поэтических строк, что во многом определило
постоянный интерес к интимной стороне его жизни, к женщинам, с которым
связывали сложные, подчас драматические отношения. Женщины в
творчестве Есенина играют особую роль. Анна Изряднова, Зинаида Райх,
Айседора Дункан, Глина Бениславская, Надежда Вольпин, Августа
Миклашевская, Софья Толстая - все они по – своему украшали жизнь
Есенина, но как- то прошли мимо, не перевернули его душу.
(звучит песня «Цветы мне говорят - прощай»)
Чтец: Ты меня не любишь, не жалеешь
Ты меня не любишь, не жалеешь
Разве я немного не красив?
Не смотря в лицо, от страсти млеешь,
Мне на плечи руки опустив.
Молодая , с чувственным оскалом,
Я с тобой не нежен и не груб.
Расскажи мне, скольких ты ласкала?
Сколько рук ты помнишь? Сколько губ?
Знаю я - они прошли, как тени,
Не коснувшись твоего огня,
Многим ты садилась на колени,
А теперь сидишь вот у меня.
Пусть твои полузакрыты очи
И ты думаешь о ком – нибудь другом,
Я ведь сам люблю тебя не очень,
Утопая в дальнем дорогом.
Этот пыл не называй судьбою,
Легкодумна вспыльчивая связь,-
Как случайно встретился с тобою,
Улыбнусь, спокойно разойдясь.
Да и ты пойдёшь своей дорогой
Распылять безрадостные дни,
Только нецелованных не трогай,
Только негоревших не мани.
И когда с другим по переулку
Ты пройдёшь, болтая про любовь,
Может быть, я выйду на прогулку,
И с тобою встретимся мы вновь.
Отвернув к другому ближе плечи
И немного наклонившись вниз,
Ты мне скажешь тихо: «Добрый вечер!»
Я отвечу: «Добрый вечер, «miss».
И ничто души не потревожит,
И ничто её не бросит в дрожь,-
Кто любил, уж тот любить не может,
Кто сгорел, того не подожжёшь.
(звучит песня на стихи С. Есенина «Мне осталась одна забава»)
Ведущий: В поэзии Есенин был многогранен. Кабацкие безнадёжные
мотивы нарастали в его поэзии постепенно. В январе 1921 года выходит
сборник «Исповедь хулигана», в котором лирический герой поражал
сочетанием грубости и нежности. Чуть позже Есенин печатает сборник
«Москва кабацкая», предваряя стихи такими словами: «Я чувствую себя
хозяином в русской поэзии и потому втаскиваю в поэтическую речь слова
всех оттенков, нечистых слов нет. Есть только нечистые представления. Не на
мне лежит конфуз от смелого произнесённого мной слова, а на читателе или
слушателе. Слова - это граждане. Я их полководец. Я веду их».
(Клип-
Безруков с Дибровым )
Чтец: «Не ругайтесь. Такое дело!»
Не ругайтесь. Такое дело!
Не торговец я на слова.
Запрокинулась и отяжелела
Золотая моя голова.
Нет любви ни к деревне, ни к городу,
Как же смог я её донести?
Брошу всё. Отпущу себе бороду
И бродягой пойду по Руси.
Позабуду поэмы и книги,
Перекину за плечи суму,
Оттого что в полях забулдыге
Ветер больше поет, чем кому.
Провоняю я редькой и луком
И тревожа вечернюю гладь,
Буду громко сморкаться в руку
И во всём дурака валять.
И не нужно мне лучшей удачи
Лишь забыться и слушать пургу,
Оттого что без этих чудачеств
Я прожить на земле не могу.
«Снова пьют здесь, дерутся и плачут»
Снова пьют здесь, дерутся и плачут
Под гармоники жёлтую грусть.
Проклинают свои неудачи,
Вспоминают московскую Русь.
И я сам, опустясь головою,
Заливаю глаза вином,
Чтоб не видеть в лицо роковое,
Чтоб подумать хот миг чтоб ином.
Что-то всеми навек утрачено.
Май мой синий! Июнь голубой!
Не с того ль так чадит мертвячиной
Над пропащей этой гульбой.
Ах, сегодня так весело россам,
Самогонного спирта - река.
Гармонист с провалившимся носом
Им про Волгу поёт
и про Чека.
Что-то злое во взорах безумных,
Непокорное в громких речах.
Жалко им тех дурашливых, юных,
Что сгубили свою жизнь сгоряча.
Где ж вы те, что ушли далече?
Ярко ль светят вам наши лучи?
Гармонист спиртом сифилис лечит,
Что в киргизских степях получил.
Нет! Таких не подмять, не рассеять.
Бесшабашность им гнилью дана.
Ты Рассея моя… Рассея…
Азиатская сторона .
Ведущий: Как истинного поэта Есенина не могли не волновать такие вечные
проблемы, как ЧЕЛОВЕК и ВСЕЛЕННАЯ, ЧЕЛОВЕК и природа,
ЧЕЛОВЕК и мир его деяний, радостей, страстей, его любовь и ненависть, его
жизнь и смерть. Поэт осмысливает свою жизнь, констатирует необратимость
времени и неизбежность смерти.
Клип «Не жалею, не зову, не плачу»
Чтец: До свиданья, друг мой, до свиданья!
До свиданья, друг мой, до свиданья!
Милый мой, ты у меня в груди!
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой! Без руки, без слова…
Не грусти и не печаль бровей!
В этой умирать не ново,
Да и жить, конечно, не новей!
Клип «Клён ты мой опавший» («Чайф»)
Ведущий: Мы рассказали о некоторых сторонах жизни и творчества Сергея
Есенина, из которых складывается представление о сложной,
противоречивой, далеко не однозначной фигуре поэта. Она предстаёт на фоне
страшного, переломного, жестокого времени, в котором пришлось жить,
творить, мучиться и погибнуть великому и при этом простому, грешному,
русскому поэту Сергею Александровичу Есенину.