Напоминание

"литературно-музыкальный вечер"


Автор: Добрецова Валентина Николаевна
Должность: учитель литературы
Учебное заведение: КОУ ВО "Вечерняя (сменная) школа №1"
Населённый пункт: посёлок Шексна, Вологодская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "литературно-музыкальный вечер"
Раздел: среднее образование





Назад





Сценарий

Литературно – музыкального вечера, посвящённого 120 – летию поэта

С. А. Есенина «Такую жизнь нельзя считать короткой»

Ведущий:
Сегодня мы проводим вечер памяти русского поэта Сергея Александровича Есенина. Обратите внимание на две даты:3 октября 1895 года и 28 декабря 1925года. Первая- дата рождения, вторая – дата смерти поэта. Тридцать прожитых поэтом лет на земле… На Кавказе, где Есенин бывал много раз, в старину говорили так: «30 лет человек должен учиться,30 путешествовать и 30 писать, рассказывая людям всё, что он увидел, узнал, понял. Есенину было отпущено в три раза меньше. Его судьба- подтверждение другого старого изречения: « Жизнь ценится не за длину…»
-клип «Хулиган» (С. Безруков)

Ведущий
: Что, собственно, мы знаем о Есенине, для которого стихи были лучшей, главной частью его жизни? Поймём ли мы его стихотворный дневник, сможем ли увидеть за этим дневником его самого? Если каждое или почти каждое стихотворение Есенина - совершенное художественное целое, то жизнь его - раздёрганную, странную, противоречивую- художественным целым никак не назовёшь. Написав несколько автобиографических строчек, поэт заканчивает словами: «Остальное в моих стихах»
(звучит народная музыка)

Чтец: «Матушка в купальницу по лесу ходила»
Матушка в Купальницу по лесу ходила, Босая, с подтыками, по росе бродила. Травы ворожбиные ноги ей кололи, Плакала родимая в купырях от боли. Не дознамо печени судорога схватила Охнула кормилица, тут и породила. Родился я с песнями в травном одеяле. Зори меня вешние в радугу свивали. Вырос я до зрелости, внук купальской ночи, Сутемень колдовная счастье мне пророчит. Только не по совести счастье наготове, Выбираю удалью и глаза и брови. Как снежинка белая, в просини я таю Да к судьбе - разлучнице след свой заметаю.
Ведущий
: Сергей Есенин рано был признан и рано стал известен. Его жизнь была полна взлётов и падений. Он изведал радость и смертельную тоску. А в его творчестве порой сталкивались свет и тьма, добро и зло, будущее и прошлое. Когда-то Есенин обронил: «…Нежным даётся печаль». Это он по
себе знал. Его настроение - в его стихах. Обратите внимание, что грусти там больше, чем радости.
Звучит песня на стихи Сергея Есенина «Над окошком месяц».

Чтец: «Низкий дом с голубыми ставнями»
Низкий дом с голубыми ставнями Не забыть мне тебя никогда,- Слишком были такими недавними Отзвучавшие эти года. Но сегодня ещё мне снится Наше поле, луга и лес, Принакрытые сереньким ситцем Этих северных бедных небес. Восхищаться уж я не умею. И пропасть не хотел бы в глуши, Но, наверно, навеки имею Нежность грустную русской души. Полюбил я седых журавлей С их курлыканьем в тощие дали Потому что в просторах полей Они сытно хлебов не видали. Только видели березь да цветь, Да ракитник, кривой и безлистый, Да разбойные слышали свисты, От которых легко умереть. Как бы я и хотел не любить, Всё равно не могу научиться, И под этим дешёвеньким ситцем Ты мила мне, родимая выть. Потому так и днями недавними Уж не юные веют года… Низкий дом с голубыми ставнями, Не забыть мне тебя никогда.
(работа с презентацией)

Ведущий:
Родился Сергей Есенин в селе Константиново Рязанской губернии. Его родители - Александр Никитич и Татьяна Фёдоровна - были из крестьянской среды. С двухлетнего возраста мальчик воспитывался в семье Титовых - бабушки и деда по линии матери. В своей автобиографии он оставил об этом времени дорогие его сердцу воспоминания.
Чтец зачитывает страницы автобиографии Сергея Есенина

Ведущий:
Бабушка Наталья Евтеевна была очень набожной. По –матерински заботясь о внуке, она часто брала его с собой на богомолье, а в долгие зимние вечера рассказывала ему духовные стихи, сказки, пела народные песни, что не могло не способствовать развитию воображения будущего поэта.

Чтец: «Бабушкины сказки»
В зимний вечер по задворкам Разухабистой гурьбой По сугробам, по пригоркам Мы идём, бредём домой. Опостылеют салазки, И садимся в два рядка Слушать бабушкины сказки Про Ивана – дурака. И сидим мы, еле дышим. Время к полночи идёт. Притворимся, что не слышим, Если мама спать зовёт. Сказки всё. Пора в постели… Но а как теперь уж спать? И опять мы загалдели, Начинаем приставать. Скажет бабушка несмело: «Что ж сидеть-то до зари?» Ну, а нам какое дело,- Говори да говори.
(Звучит песня на стихи С. Есенина)

Ведущий:
Таким образом, народная культура, неотделимая от веры отцов, рано получила отклик в душе поэта. Вот почему его ранние стихи наполнены добротой, светом, радостью. Они мелодичны, искренни, понятны . А крестьянский быт и окружавшие поэта просторы – луга, поляны, берёзовые перелески – всё это для Сергея Есенина отражало лучи незримого Божественного света.
Чтец: «Там, где капустные грядки»
Там, где капустные грядки Красной водой поливает восход Кленёночек маленький матке Зелёное вымя сосёт.
«Край любимый! Сердцу снятся… »
Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных По меже на переметке Резеда и риза кашки. И вызванивают в чётки
Ивы- кроткие монашки. Курит облаком болото, Гать в небесном коромысле. С тихой тайной для кого-то Затаил я в сердце мысли. Всё встречаю, всё приемлю, Рад и счастлив душу вынуть. Я пришёл на эту землю, Чтоб скорей её покинуть.
-клип «Клён ты мой опавший» ( Бандера)

Ведущий:
Родина. Россия была для Есенина началом всех начал. Даже имя её он произносил с восхищением: « Россия… какое хорошее слово… и «роса». и «сила», и «синее что- то»
(звучит народная музыка)

«Гой ты, Русь, моя родная»
Гой ты, Русь, моя родная, Хаты - в ризах образа… Не видать конца и края- Только синь сосёт глаза. Как захожий богомолец, Я смотрю твои поля. А у низеньких околиц Звонно чахнут тополя. Пахнет яблоком и мёдом По церквам твой кроткий Спас. И гудит за корогодом На лугах весёлый пляс. Побегу по мятой стёжке На приволь зелёных лех, Мне навстречу, как серёжки, Прозвенит девичий смех. Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою».
Ведущий:
Природа, по Есенину, была живым существом, а все живые существа- природой. И все они, четвероногие, двуногие, одноногие были наделены одинаково беззащитной душой, чьё имя - природа. Поэтому с одинаковой нежностью в его стихах сказано и о женщинах, и о деревьях, и о собаках.
Чтец: «Зелёная причёска, девическая грудь»
Зелёная причёска, девическая грудь,
О тонкая берёзка, Что загляделась в пруд? Что шепчет тебе ветер? О чём звенит песок? Иль хочешь в косы- ветви Ты новый гребешок? Открой, открой мне тайну Твоих древесных дум, Я полюбил печальный Твой предосенний шум. И ответ мне в ответ берёзка: «О, любопытный друг, Сегодня ночью звёздной Здесь слёзы лил пастух. Луна стелила тени, Сияли зеленя За голые колени Он обнимал меня. И так, вздохнувши глубко. Сказал пол звон ветвей: «Прощай, моя голубка, До новых журавлей».
Ведущий:
Есенин был мастером любовной лирики. Он оставил множество неповторимых, волнующих поэтических строк, что во многом определило постоянный интерес к интимной стороне его жизни, к женщинам, с которым связывали сложные, подчас драматические отношения. Женщины в творчестве Есенина играют особую роль. Анна Изряднова, Зинаида Райх, Айседора Дункан, Глина Бениславская, Надежда Вольпин, Августа Миклашевская, Софья Толстая - все они по – своему украшали жизнь Есенина, но как- то прошли мимо, не перевернули его душу.
(звучит песня «Цветы мне говорят - прощай»)

Чтец: Ты меня не любишь, не жалеешь
Ты меня не любишь, не жалеешь Разве я немного не красив? Не смотря в лицо, от страсти млеешь, Мне на плечи руки опустив. Молодая , с чувственным оскалом, Я с тобой не нежен и не груб. Расскажи мне, скольких ты ласкала? Сколько рук ты помнишь? Сколько губ? Знаю я - они прошли, как тени, Не коснувшись твоего огня, Многим ты садилась на колени, А теперь сидишь вот у меня. Пусть твои полузакрыты очи
И ты думаешь о ком – нибудь другом, Я ведь сам люблю тебя не очень, Утопая в дальнем дорогом. Этот пыл не называй судьбою, Легкодумна вспыльчивая связь,- Как случайно встретился с тобою, Улыбнусь, спокойно разойдясь. Да и ты пойдёшь своей дорогой Распылять безрадостные дни, Только нецелованных не трогай, Только негоревших не мани. И когда с другим по переулку Ты пройдёшь, болтая про любовь, Может быть, я выйду на прогулку, И с тобою встретимся мы вновь. Отвернув к другому ближе плечи И немного наклонившись вниз, Ты мне скажешь тихо: «Добрый вечер!» Я отвечу: «Добрый вечер, «miss». И ничто души не потревожит, И ничто её не бросит в дрожь,- Кто любил, уж тот любить не может, Кто сгорел, того не подожжёшь.
(звучит песня на стихи С. Есенина «Мне осталась одна забава»)

Ведущий:
В поэзии Есенин был многогранен. Кабацкие безнадёжные мотивы нарастали в его поэзии постепенно. В январе 1921 года выходит сборник «Исповедь хулигана», в котором лирический герой поражал сочетанием грубости и нежности. Чуть позже Есенин печатает сборник «Москва кабацкая», предваряя стихи такими словами: «Я чувствую себя хозяином в русской поэзии и потому втаскиваю в поэтическую речь слова всех оттенков, нечистых слов нет. Есть только нечистые представления. Не на мне лежит конфуз от смелого произнесённого мной слова, а на читателе или слушателе. Слова - это граждане. Я их полководец. Я веду их».
(Клип-

Безруков с Дибровым
)
Чтец: «Не ругайтесь. Такое дело!»
Не ругайтесь. Такое дело! Не торговец я на слова. Запрокинулась и отяжелела Золотая моя голова. Нет любви ни к деревне, ни к городу, Как же смог я её донести? Брошу всё. Отпущу себе бороду И бродягой пойду по Руси. Позабуду поэмы и книги,
Перекину за плечи суму, Оттого что в полях забулдыге Ветер больше поет, чем кому. Провоняю я редькой и луком И тревожа вечернюю гладь, Буду громко сморкаться в руку И во всём дурака валять. И не нужно мне лучшей удачи Лишь забыться и слушать пургу, Оттого что без этих чудачеств Я прожить на земле не могу.
«Снова пьют здесь, дерутся и плачут»
Снова пьют здесь, дерутся и плачут Под гармоники жёлтую грусть. Проклинают свои неудачи, Вспоминают московскую Русь. И я сам, опустясь головою, Заливаю глаза вином, Чтоб не видеть в лицо роковое, Чтоб подумать хот миг чтоб ином. Что-то всеми навек утрачено. Май мой синий! Июнь голубой! Не с того ль так чадит мертвячиной Над пропащей этой гульбой. Ах, сегодня так весело россам, Самогонного спирта - река. Гармонист с провалившимся носом Им про Волгу поёт и про Чека. Что-то злое во взорах безумных, Непокорное в громких речах. Жалко им тех дурашливых, юных, Что сгубили свою жизнь сгоряча. Где ж вы те, что ушли далече? Ярко ль светят вам наши лучи? Гармонист спиртом сифилис лечит, Что в киргизских степях получил. Нет! Таких не подмять, не рассеять. Бесшабашность им гнилью дана. Ты Рассея моя… Рассея… Азиатская сторона .
Ведущий:
Как истинного поэта Есенина не могли не волновать такие вечные проблемы, как ЧЕЛОВЕК и ВСЕЛЕННАЯ, ЧЕЛОВЕК и природа, ЧЕЛОВЕК и мир его деяний, радостей, страстей, его любовь и ненависть, его жизнь и смерть. Поэт осмысливает свою жизнь, констатирует необратимость времени и неизбежность смерти.
Клип «Не жалею, не зову, не плачу»


Чтец: До свиданья, друг мой, до свиданья!
До свиданья, друг мой, до свиданья! Милый мой, ты у меня в груди! Предназначенное расставанье Обещает встречу впереди. До свиданья, друг мой! Без руки, без слова… Не грусти и не печаль бровей! В этой умирать не ново, Да и жить, конечно, не новей!
Клип «Клён ты мой опавший» («Чайф»)

Ведущий:
Мы рассказали о некоторых сторонах жизни и творчества Сергея Есенина, из которых складывается представление о сложной, противоречивой, далеко не однозначной фигуре поэта. Она предстаёт на фоне страшного, переломного, жестокого времени, в котором пришлось жить, творить, мучиться и погибнуть великому и при этом простому, грешному, русскому поэту Сергею Александровичу Есенину.


В раздел образования