"Презентация к уроку литературы в 11 классе. "А.А.Ахматова "Реквием"
Автор: Власюк Вера Алексеевна Должность: учитель Учебное заведение: МБОУ СОШ с.Киселёвка Населённый пункт: с.Киселёвка Наименование материала: методическая разработка Тема: "Презентация к уроку литературы в 11 классе. "А.А.Ахматова "Реквием" Раздел: полное образование
«Реквием»
Литература 11 класс.
Литература 11 класс.
Составила Власюк В.А.
Составила Власюк В.А.
« Я ГОЛОС ВАШ, ЖАР ВАШЕГО ДЫХАНЬЯ,
« Я ГОЛОС ВАШ, ЖАР ВАШЕГО ДЫХАНЬЯ,
я ОТРАЖЕНЬЕ ВАШЕГО ЛИЦА…»
я ОТРАЖЕНЬЕ ВАШЕГО ЛИЦА…»
Нет, и не под чуждым
Нет, и не под чуждым
небосводом,
небосводом,
И не под защитой
И не под защитой
чуждых крыл,-
чуждых крыл,-
Я была тогда с моим
Я была тогда с моим
народом,
народом,
Там, где мой народ, к
Там, где мой народ, к
несчастью, был.
несчастью, был.
1961
1961
Цель работы над поэмой:
Цель работы над поэмой:
Познакомиться с историей создания поэмы
Познакомиться с историей создания поэмы
«Реквием» и с самой поэмой.
«Реквием» и с самой поэмой.
Определить основные черты третьего,
Определить основные черты третьего,
заключительного периода жизни поэта,
заключительного периода жизни поэта,
работой исследователей в этом
работой исследователей в этом
направлении.
направлении.
Проанализировать поэму как «насоящую
Проанализировать поэму как «насоящую
драму», пытаясь услышать «многоголосье»:
драму», пытаясь услышать «многоголосье»:
голос поэта, матери и историка.
голос поэта, матери и историка.
Последнее десятилетие ахматовской
Последнее десятилетие ахматовской
поэтической биографии.
поэтической биографии.
М.Кралин:
М.Кралин:
«…Её плодоносная
«…Её плодоносная
осень пришлась на время
осень пришлась на время
«хрущёвской оттепели».Это
«хрущёвской оттепели».Это
время Эренбурга и Солженицына,
время Эренбурга и Солженицына,
Шостаковича, Юдиной,
Шостаковича, Юдиной,
Пастернака»
Пастернака»
«Краткая биохроника»:
«Краткая биохроника»:
* В марте 1957 года Ахматову
* В марте 1957 года Ахматову
утвердили членом комиссии по
утвердили членом комиссии по
литературному наследию
литературному наследию
О.Э.Мандельштама.
О.Э.Мандельштама.
* 30 мая 1964 г – литературный вечер,
* 30 мая 1964 г – литературный вечер,
посвященный 79-летиюАхматовой.
посвященный 79-летиюАхматовой.
* 12 декабря1964года вручена
* 12 декабря1964года вручена
Международная литературная
Международная литературная
премия «Этна-Таормина»- «За 50-
премия «Этна-Таормина»- «За 50-
летие поэтической деятельности и в
летие поэтической деятельности и в
связи с изданием в Италии сборника
связи с изданием в Италии сборника
стихов.
стихов.
За 10 последних лет,
За 10 последних лет,
обременённых болезнями,
обременённых болезнями,
размолвкой со своим сыном,
размолвкой со своим сыном,
постоянным чувством
постоянным чувством
бездомности , Ахматова
бездомности , Ахматова
приобретает в литературных и
приобретает в литературных и
общественных кругах
общественных кругах
непререкаемый авторитет.
непререкаемый авторитет.
«Краткая биохроника»:
«Краткая биохроника»:
15 декабря 1964г. Оксфордский университет
15 декабря 1964г. Оксфордский университет
(Англия) принял постановление о
(Англия) принял постановление о
присвоении Ахматовой почётной степени
присвоении Ахматовой почётной степени
доктора литературы.
доктора литературы.
5 июня 1965г. В оксфордском университете
5 июня 1965г. В оксфордском университете
Ахматовой присуждена степень почётного
Ахматовой присуждена степень почётного
доктора литературы.
доктора литературы.
С 17 по 21 июня Ахматова находилась в
С 17 по 21 июня Ахматова находилась в
Париже.
Париже.
5 марта 1966г после длительного лечения
5 марта 1966г после длительного лечения
А.А.Ахматова скончалась.
А.А.Ахматова скончалась.
Из воспоминаний М.Кралина.
Из воспоминаний М.Кралина.
Один за одним выходят сборники;
Один за одним выходят сборники;
за рубежом печатается «Реквием»(1963,
за рубежом печатается «Реквием»(1963,
Мюнхен) и «Поэма без героя»;
Мюнхен) и «Поэма без героя»;
много переводит, пишет статьи о Пушкине,
много переводит, пишет статьи о Пушкине,
пытается воссоздать сожженную поэму
пытается воссоздать сожженную поэму
«Энума Элиш»;
«Энума Элиш»;
Её имя появляется в списке кандидатов на
Её имя появляется в списке кандидатов на
Нобелевскую премию;
Нобелевскую премию;
Планировалась совместная с Арсением
Планировалась совместная с Арсением
Тарковским поездка в Париж.
Тарковским поездка в Париж.
Из работ исследователей
Из работ исследователей
творчества А.А.Ахматовой.
творчества А.А.Ахматовой.
Н.Скатов
Н.Скатов
Образ женщины-героини не
Образ женщины-героини не
всегда можно свести к
всегда можно свести к
одному лицу. При
одному лицу. При
необычайной конкретности
необычайной конкретности
переживаний это не только
переживаний это не только
человек конкретной судьбы
человек конкретной судьбы
и биографии- это носитель
и биографии- это носитель
бесконечного множества
бесконечного множества
биографий и судеб.
биографий и судеб.
Личное восходит к общему,
Личное восходит к общему,
сливаясь с ним.
сливаясь с ним.
Ю.Карякин.
Ю.Карякин.
Ахматова находилась на
Ахматова находилась на
высоте
высоте
гуманистической
гуманистической
культуры -и русской,
культуры -и русской,
и мировой. Оттуда
и мировой. Оттуда
далеко видно. Есть,
далеко видно. Есть,
есть справедливость!
есть справедливость!
Из работ исследователей
Из работ исследователей
творчества А.А.Ахматовой.
творчества А.А.Ахматовой.
З.Л.Озеров.
З.Л.Озеров.
«Именно в «Реквиеме»
«Именно в «Реквиеме»
особенно ощутим
особенно ощутим
лаконизм поэта. Если
лаконизм поэта. Если
не считать
не считать
прозаического «Вместо
прозаического «Вместо
предисловия», здесь
предисловия», здесь
всего только около
всего только около
двухсот строк. А
двухсот строк. А
звучит «Реквием» как
звучит «Реквием» как
эпопея, месса,
эпопея, месса,
выглядит как собор…»
выглядит как собор…»
И.Бродский.
И.Бродский.
«Для меня самое
«Для меня самое
главное в
главное в
«Реквиеме»-это тема
«Реквиеме»-это тема
раздвоенности…
раздвоенности…
Здесь сказана самая
Здесь сказана самая
большая правда…»
большая правда…»
Из работ исследователей
Из работ исследователей
творчества А.А.Ахматовой.
творчества А.А.Ахматовой.
Е.Эткинд:
Е.Эткинд:
«Поэма ли «Реквием»?
«Поэма ли «Реквием»?
Не цикл ли отдельных
Не цикл ли отдельных
стихотворений, написанных в
стихотворений, написанных в
разное время и более или менее
разное время и более или менее
случайно объединённых
случайно объединённых
авторской волей под общим
авторской волей под общим
заглавием?»
заглавием?»
История создания поэмы
История создания поэмы
«В страшные годы ежовщины я провела 17
«В страшные годы ежовщины я провела 17
месяцев в тюремных очередях в
месяцев в тюремных очередях в
Ленинграде. Как-то раз кто-то «опознал»
Ленинграде. Как-то раз кто-то «опознал»
меня. Тогда стоящая за мной женщина с
меня. Тогда стоящая за мной женщина с
голубыми губами, которая, конечно же,
голубыми губами, которая, конечно же,
никогда не слыхала моего имени, очнулась
никогда не слыхала моего имени, очнулась
от свойственного всем нам оцепенения, и
от свойственного всем нам оцепенения, и
спросила меня на ухо (там все говорили
спросила меня на ухо (там все говорили
шёпотом):
шёпотом):
-
А это вы можете описать?
А это вы можете описать?
И я сказала:
И я сказала:
-Могу.
-Могу.
Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по
Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по
тому, что некогда было её лицом».
тому, что некогда было её лицом».
История публикации поэмы
История публикации поэмы
Первая публикация в журнале «Октябрь» в
Первая публикация в журнале «Октябрь» в
1987 году.
1987 году.
Над лирическим циклом «Реквием»
Над лирическим циклом «Реквием»
Ахматова работала в 1934-40 годах и в
Ахматова работала в 1934-40 годах и в
начале 60-х.
начале 60-х.
Один из списков попал за границу и только
Один из списков попал за границу и только
в 1963году был опубликован отдельной
в 1963году был опубликован отдельной
книгой.
книгой.
Композиция поэмы.
Композиция поэмы.
Пролог
Сюжет
ный
центр
Эпилог
№ стихот-
ворения
l
ll
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
l
ll
Число строк
25
12
8
8
5
11
14
8
12
16
20
8
12
34
Это поэма эпическая, сотканная из лирических нитей.
Это поэма эпическая, сотканная из лирических нитей.
Каждой главке поэмы свойственна фрагментарность.
Каждой главке поэмы свойственна фрагментарность.
Голос поэта - страдающего гражданина своей страны
Голос поэта - страдающего гражданина своей страны
Голос матери, монотонный, как молитва. Главный враг-память
Голос матери, монотонный, как молитва. Главный враг-память
Голос историка(описание эпохи зримо и образно)
Голос историка(описание эпохи зримо и образно)
Различные типы фрагментарности
Различные типы фрагментарности
Песня. представляющая собой
фрагмент,
откуда она? Кто поёт?
Фрагменты из Евангелия
Отрывок,
лишённый начала
и конца
Фрагмент народно-исторического
сюжета, остающегося за
пределами текста
Итоги…
Итоги…
Герой-носитель
Герой-носитель
множества биографий
множества биографий
и судеб.
и судеб.
«Реквием»
«Реквием»
разворачивается как
разворачивается как
настоящая драма, как
настоящая драма, как
настоящее
настоящее
многоголосие: то
многоголосие: то
голос простой бабы, то
голос простой бабы, то
–поэтессы, то перед
–поэтессы, то перед
нами Мария…
нами Мария…