Напоминание

"Народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования начал эстетического отношения к окружающему миру у детей старшего дошкольного возраста с учетом ФГОС"


Автор: Лучинкина Юлия Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 42"
Населённый пункт: город Нижнекамск, Республика Татарстан
Наименование материала: Статья из опыта работы
Тема: "Народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования начал эстетического отношения к окружающему миру у детей старшего дошкольного возраста с учетом ФГОС"
Раздел: дошкольное образование





Назад





«Народное декоративно-прикладное искусство

как средство формирования начал

эстетического отношения к окружающему

миру у детей старшего дошкольного возраста

с учетом ФГОС»
Тема моей работы выбрана не случайно, потому что в настоящее время выросла потребность общества в творческих личностях, способных креативно мыслить, самовыражаться. Творческие и художественные способности необходимо развивать с дошкольного возраста, так как эти способности сейчас актуальны и им уделяется большое внимание. Народное декоративно-прикладное искусство - одно из средств эстетического воспитания - помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Народное искусство, национальное по содержанию, способно активно воздействовать на духовное развитие ребенка, на формирование нравственных и патриотических чувств. В произведениях народного творчества отражаются любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир. В содержании большинства народных произведений многое идет от природы – от земли, леса, трав, воды и солнца, от всего живого, что любит и ценит человек. Народное искусство способствует художественному воспитанию детей, так как в его основе заложены все специфические закономерности декоративного искусства – симметрия и ритм. Оно доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных формах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира. Наличие художественных способностей у детей 5—7 лет является залогом успешного обучения в школе, поэтому развивать эти способности следует как можно раньше. Занятия рисованием, лепкой и аппликацией способствуют
развитию творческого воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти ребенка. Новизна темы состоит в том, что она показывает развивающие функции декоративно-прикладного искусства народов России, как целостного этнического, культурно-исторического и социально-педагогического феномена. Что эти функции в их интегрированном виде ориентированы на обеспечение личностного роста детей. Исходя из этого, работа построена на художественном воспитании дошкольников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность. Работа с детьми основывается на интеграции различных видов деятельности: художественно-речевой, игровой, изобразительной, творческой, в основе которых лежит ознакомление с народным искусством. Направленность работы с детьми – художественно-эстетическая, так как дети знакомятся с видами художественной деятельности, с особенностями народного творчества. Перед собой поставила цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей народных промыслов, показать примы лепки и работы с кистью. Разработала календарно-тематическое планирование, в котором отражена последовательность работы с детьми по изучению декоративно-прикладного искусства. Моя работа по данной проблеме строится поэтапно:  Знакомство с промыслом  Обучение приемам рисования Работа начинается с создания условий для приобщения детей и родителей к народной культуре. Детей воспитывает все, и прежде всего, то, что их окружает. В группе были оформлены стенды для изобразительного творчества, выставка предметов народного декоративно-прикладного искусства, образцы по изобразительной деятельности, дидактические игры, материал и оборудование для самостоятельной художественной деятельности
детей, таблицы с элементами народных росписей, различный иллюстрированный материал, были приобретены подлинные изделия декоративно-прикладного искусства, модели-плакаты для формирования умения планировать работу по реализации замысла. Начинать нужно постепенно. Подобрать познавательную литературу о народном промысле, об особенностях узоров, об истории этого промысла, уточнить методы и приемы, используемые при ознакомлении детей с этим промыслом и обучение их росписи. Всю свою работу я старалась строить так, чтобы развитие ребенка было действительно гармоничным. Формы проведения занятий выбирала разные: путешествия по старинным русским городам, знаменитым на весь мир своими художественными промыслами, экскурсии в сказку, превращение в мастеров-художников. На занятиях решала познавательные, обучающие и творческие задачи. Эффективность своей работы отслеживаю путем анализа диагностических занятий, наблюдений.
Ожидаемые результаты:
Дети знают виды росписей; Умеют различать одну роспись от другой; Развит устойчивый интерес к декоративному рисованию; Самостоятельно подбирают и составляют собственное изображение.
План работы:

1.
Подбор литературы о народном промысле, иллюстраций, поделок
2.
Знакомство с народным творчеством, беседы об истории промысла
3.
Использование художественной литературы на занятиях (стихи, загадки, пословицы, поговорки)
4.
Изображение основных элементов росписей в порядке усложнения
5.
Изготовление плоскостных силуэтов, расписанных росписью
6.
Роспись изделий
7.
Оформление выставок, ярмарок, стендов с работами детей

8.
Мероприятия - развлечения для детей и родителей. Так как мы живём в Республике Татарстан, детей необходимо знакомить с народным искусством татарского народа. Прекрасные образцы татарского орнамента нашли яркое выражение в различных произведениях многовекового творчества народа: в тонких узорах ювелирных изделий, красочных вышивках и узорных тканях, головных уборах, разноцветной мозаике кожаной обуви, украшениях жилища и т.д. В мотивах и узорах различных бытовых изделий, как и в орнаменте жилища, отражается богатство художественного мышления народа, тонкое чувство ритма, пропорции, понимание формы, силуэта, цвета, материала. Работая по данной проблеме, опираюсь на пособие для воспитателей детских садов *Татарский орнамент в изобразительной деятельности*, автор Р.А. Бурганова. Знакомство с татарским искусством начинаем с посещения музея «Духовный источник», который находится в нашем детском саду. Рассматриваем национальный костюм, предметы быта, обращаю внимание на элементы узора, композиционное решение, приобщаем к семейным традициям. Узоры отбираю наиболее простые, с учетом возможностей детей. В процессе образовательной деятельности учимся украшать различные силуэты – тюбетейки, калфак, фартук, сапожки – ичиги, платки, полотенце, салфетки и т.д. Организую выставки детского творчества для родителей Свой накопленный опыт выпустила в виде методической разработки «Узорных дел мастер» Данная методическая разработка включает перспективные планы по ознакомлению дошкольников с декоративно- прикладным искусством 3-7 лет, дидактические игры, которые помогут организовать обучение детей по декоративному рисованию. Даны рекомендации по проведению диагностики уровня сформированности знаний, умений и навыков по народному декоративно-прикладному
искусству, конспекты занятий, художественное слово, консультации для родителей. Главное в моей работе, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Радость от встречи с прекрасным помогает постичь науку добра, воспитывает способность понимать и ценить то, что создано трудом людей. Это дает возможность сделать прекрасное своими руками. Это способно удивить всех.


В раздел образования