"Народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования начал эстетического отношения к окружающему миру у детей старшего дошкольного возраста с учетом ФГОС"
Автор: Лучинкина Юлия Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 42" Населённый пункт: город Нижнекамск, Республика Татарстан Наименование материала: Статья из опыта работы Тема: "Народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования начал эстетического отношения к окружающему миру у детей старшего дошкольного возраста с учетом ФГОС" Раздел: дошкольное образование
с учетом ФГОС»
Тема моей работы выбрана не случайно, потому что в настоящее время
выросла потребность общества в творческих личностях, способных
креативно мыслить, самовыражаться. Творческие и художественные
способности необходимо развивать с дошкольного возраста, так как эти
способности сейчас актуальны и им уделяется большое внимание.
Народное декоративно-прикладное искусство - одно из средств
эстетического воспитания - помогает формировать художественный вкус,
учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве.
Народное искусство, национальное по содержанию, способно активно
воздействовать на духовное развитие ребенка, на формирование
нравственных и патриотических чувств. В произведениях народного
творчества отражаются любовь к родному краю, умение видеть и понимать
окружающий мир. В содержании большинства народных произведений
многое идет от природы – от земли, леса, трав, воды и солнца, от всего
живого, что любит и ценит человек.
Народное искусство способствует художественному воспитанию детей, так
как в его основе заложены все специфические закономерности декоративного
искусства – симметрия и ритм. Оно доступно детскому восприятию, так как
несет в себе понятное детям содержание, которое конкретно, в простых,
лаконичных формах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего
мира.
Наличие художественных способностей у детей 5—7 лет является залогом
успешного обучения в школе, поэтому развивать эти способности следует как
можно раньше. Занятия рисованием, лепкой и аппликацией способствуют
развитию творческого воображения, наблюдательности, художественного
мышления и памяти ребенка.
Новизна темы состоит в том, что она показывает развивающие функции
декоративно-прикладного искусства народов России, как целостного
этнического, культурно-исторического и социально-педагогического
феномена. Что эти функции в их интегрированном виде ориентированы на
обеспечение личностного роста детей. Исходя из этого, работа построена на
художественном воспитании дошкольников, сочетающая опору на
культурную традицию и инновационную направленность.
Работа с детьми основывается на интеграции различных видов
деятельности: художественно-речевой, игровой, изобразительной,
творческой, в основе которых лежит ознакомление с народным искусством.
Направленность работы с детьми – художественно-эстетическая, так как
дети знакомятся с видами художественной деятельности, с особенностями
народного творчества.
Перед собой поставила цель подарить детям радость творчества,
познакомить с историей народных промыслов, показать примы лепки и
работы с кистью.
Разработала календарно-тематическое планирование, в котором отражена
последовательность работы с детьми по изучению декоративно-прикладного
искусства.
Моя работа по данной проблеме строится поэтапно:
Знакомство с промыслом
Обучение приемам рисования
Работа начинается с создания условий для приобщения детей и родителей
к народной культуре. Детей воспитывает все, и прежде всего, то, что их
окружает. В группе были оформлены стенды для изобразительного
творчества, выставка предметов народного декоративно-прикладного
искусства, образцы по изобразительной деятельности, дидактические игры,
материал и оборудование для самостоятельной художественной деятельности
детей, таблицы с элементами народных росписей, различный
иллюстрированный материал, были приобретены подлинные изделия
декоративно-прикладного искусства, модели-плакаты для формирования
умения планировать работу по реализации замысла.
Начинать нужно постепенно. Подобрать познавательную литературу о
народном промысле, об особенностях узоров, об истории этого промысла,
уточнить методы и приемы, используемые при ознакомлении детей с этим
промыслом и обучение их росписи.
Всю свою работу я старалась строить так, чтобы развитие ребенка было
действительно гармоничным. Формы проведения занятий выбирала разные:
путешествия по старинным русским городам, знаменитым на весь мир
своими художественными промыслами, экскурсии в сказку, превращение в
мастеров-художников. На занятиях решала познавательные, обучающие и
творческие задачи.
Эффективность своей работы отслеживаю путем анализа диагностических
занятий, наблюдений.
Ожидаемые результаты:
Дети знают виды росписей;
Умеют различать одну роспись от другой;
Развит устойчивый интерес к декоративному рисованию;
Самостоятельно подбирают и составляют собственное изображение.
План работы:
1.
Подбор литературы о народном промысле, иллюстраций, поделок
2.
Знакомство с народным творчеством, беседы об истории промысла
3.
Использование художественной литературы на занятиях (стихи,
загадки, пословицы, поговорки)
4.
Изображение основных элементов росписей в порядке усложнения
5.
Изготовление плоскостных силуэтов, расписанных росписью
6.
Роспись изделий
7.
Оформление выставок, ярмарок, стендов с работами детей
8.
Мероприятия - развлечения для детей и родителей.
Так как мы живём в Республике Татарстан, детей необходимо знакомить с
народным искусством татарского народа.
Прекрасные образцы татарского орнамента нашли яркое выражение в
различных произведениях многовекового творчества народа: в тонких узорах
ювелирных изделий, красочных вышивках и узорных тканях, головных
уборах, разноцветной мозаике кожаной обуви, украшениях жилища и т.д.
В мотивах и узорах различных бытовых изделий, как и в орнаменте жилища,
отражается богатство художественного мышления народа, тонкое чувство
ритма, пропорции, понимание формы, силуэта, цвета, материала.
Работая по данной проблеме, опираюсь на пособие для воспитателей детских
садов *Татарский орнамент в изобразительной деятельности*, автор Р.А.
Бурганова.
Знакомство с татарским искусством начинаем с посещения музея «Духовный
источник», который находится в нашем детском саду.
Рассматриваем национальный костюм, предметы быта, обращаю внимание на
элементы узора, композиционное решение, приобщаем к семейным
традициям.
Узоры отбираю наиболее простые, с учетом возможностей детей.
В процессе образовательной деятельности учимся украшать различные
силуэты – тюбетейки, калфак, фартук, сапожки – ичиги, платки, полотенце,
салфетки и т.д.
Организую выставки детского творчества для родителей
Свой накопленный опыт выпустила в виде методической разработки
«Узорных дел мастер» Данная методическая разработка включает
перспективные планы по ознакомлению дошкольников с декоративно-
прикладным искусством 3-7 лет, дидактические игры, которые помогут
организовать обучение детей по декоративному рисованию. Даны
рекомендации по проведению диагностики уровня сформированности
знаний, умений и навыков по народному декоративно-прикладному
искусству, конспекты занятий, художественное слово, консультации для
родителей.
Главное в моей работе, чтобы занятия приносили детям только
положительные эмоции.
Радость от встречи с прекрасным помогает постичь науку добра,
воспитывает способность понимать и ценить то, что создано трудом людей.
Это дает возможность сделать прекрасное своими руками. Это способно
удивить всех.