Автор: Милюк Лариса Алексеевна Должность: учитель физики Учебное заведение: МБОУ СОШ № 1 пгт. Кировский, Кировского района Населённый пункт: пгт. Кировский, Приморского края Наименование материала: Конспект урока физики Тема: "Оптические явления. Линзы" Раздел: среднее образование
Раздел . Оптические явления 9 класс
Тема урока. Изображение предмета в собирающей линзе
Тип урока. Урок комбинированный
Вид урока. Исследование
Ц е л ь
у р о к а : Способствовать
формирова нию компетентностей учащихся
(интегративная характеристика качеств человека ориентированных
на решение реальных задач) об изображениях в собирающей линзе
Задачи:
Образовательная.
1.
Повторить и закрепить знания и умения по теме «Линзы»
2.
Решить экспериментальные задачи по данной теме
3.
Проанализировать результаты решения задач и сделать выводы
Развивающая.
Продолжать развивать знания, умения и навыки использования
физических приборов, анализировать, делать выводы
Воспитательная.
1.
Способствовать формированию мотивации к изучению физики
через
практическую
работу
с
физическими
приборами,
применение компьютера, интерактивной доски
2.
Умение видеть физику вокруг себя
3.
Обязательность соблюдения техники безопасности
4.
Умение работать в паре.
Формы организации:
фронтальная,
групповая
–
работа
в
паре;
Приемы организации:
рассуждение,
анализ;
Методы обучения.
Объяснительно-иллюстративный:
развернутая
беседа;
н а б л ю д е н и е ,
демонстрация;
Репродуктивный
:
п о вто р е н и е
и
за к р е п л е н и е
( м о н о л о г и ч е с к и е
ответы);
Частично-
поисковый:
построение
изображений,
даваемых
линзой,
решение
задач;
выводы
Практические:
получение
изображений
с
помощью
линзы;
Методическое обеспечение урока. Презентация, инструкционная карта
Оборудование: ПК, проектор, интерактивная доска
Способствовать формированию мотивации к изучению физики:
Презентация;
Практическая работа с физическими приборами;
Информация о значении изучаемого материала.
1
Х о д у р о к а
I Организационный момент – 2 мин
1.
Проверка наличия учащихся и готовность к уроку
На экране вы видите оптические приборы.
Для чего используют телескоп, микроскоп, лупу, проектор, бинокль, фотоаппарат.
Что общего между этими приборами?
-Линза. Что такое линза?
У каждого человека есть оптический прибор, естественный, с помощью которого
человек получает 90% информации об окружающем мире?
- Глаз
Глаз это уникальный орган зрения, который дается человеку один раз в жизни,
поэтому к глазам надо относиться бережно.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Где вы видите в глазу линзу?
Какая это линза?
Для чего она нужна?
Какое изображение получается на сетчатке?
Свет, преломляясь в оптической системе глаза, дает на сетчатке действительное,
уменьшенное, обратное изображение рассматриваемого предмета.
Так ли это на самом деле? Давайте проверим. Физика наука экспериментальная.
(
Проблема)
Сформулируйте тему урока
Тема урока: Изображения предмета в собирающей линзе
2
Какую цель мы поставим перед собой? Что конкретно мы должны выяснить?
Цель:
Выяснить какими могут быть изображения в собирающей линзе, от
чего зависит размер и характер изображения
А теперь сами сформулируйте цель конкретно для себя. «Я хочу выяснить, узнать
…» Кратко. Запишите ее в инструкционной карте.
Чтобы успешно провести эксперимент – давайте повторим
Что такое фокусное расстояние линзы?
Оптический центр
Главная оптическая ось
Лучи для построения изображения
Найдите соответствие
F, f, d
Как определить фокусное расстояние линзы на практике?
Почему возникает ореол вокруг линзы на экране? – Линза рассеивающая, поэтому свет, падающий на
линзу рассеивается и образуется ореол. Можно увидеть во время снегопада вокруг фонаря.
Какие линзы являются собирающими, а какие рассеивающими?
Даны две линзы с одинаковыми фокусными расстояниями. Как используя эти линзы получить
обычное стекло. Ответ пояснить. Где применяют систему двух линз?
- Чтобы получить обычное стекло надо сложить линзы. Сумма оптических сил этих линз должна
быть равна нулю. У линз одинаковые фокусные расстояния, а значит и оптические силы.
Следовательно, у одной из линз оптическая сила отрицательная. Поэтому можно сделать вывод, что
обычное стекло может быть получено системой двояковыпуклой и двояковогнутой линз. Систему
двух линз используют при создании микроскопов, биноклей, телескопов
Почему в солнечный летний день нельзя поливать цветы в саду?
- Капельки воды это линзы, лучи преломляются линзой и сходятся в одной точке. Энергия этого
светового пятна может быть большой, способной вызвать огонь.
3
Приступаем к эксперименту
Лабораторная работа
Техника безопасности
Инструкционная карта.
Взаимооценка. Самооценка баллы
План:
1.
Измерить фокусное расстояние линзы.
2.
Расположите свечу на расстоянии
d>2F
от линзы. Перемещая экран, получите резкое
изображение свечи. Сделайте чертеж. Определите характер изображения.
3.
Расположите свечу на таком расстоянии d от линзы, чтобы
F<d<2F
. Снова получите
изображение свечи. Сделайте чертеж. Определите характер изображения.
4.
Проанализируйте полученный результат и сделайте вывод с пояснением (т. е. почему?)
В
результате
работы
мы
выяснили,
что
при
d>>2F
изображение
действительное,
уменьшенное,
обратное;
при F<d<2F
изображение
действительное,
увеличенное, обратное.
Взаимооценка
Размер изображения предмета в собирающей линзе зависит от положения
предмета относительно линзы.
В зависимости от того, на каком расстоянии от линзы находится предмет,
можно получить увеличенное изображение или уменьшенное.
У кого есть неточности? Самооценка
Тема:
Цель:
Самооценка
Поставьте себе оценку 5, если у вас 8 баллов
Если 6 баллов оценку 4
Меньше 6 оценку 3
Д/З
Построить изображения предмета при условии d=2F; d=F
F= 2,5 см
4
Включение новых знаний в систему
Вернемся к глазу. В нем установлена собирающая линза.
Для чего надо знать какие изображения дает линза.
Существует недостаток зрения: близорукость, дальнозоркость.
Эти недостатки исправляют применением линз. О том, как это происходит вы
узнаете на следующем уроке.
Первые очки появились в конце XIII века
Итог урока. Рефлексия
Сегодня на уроке я узнал…
Теперь я могу…
Было интересно…
Знания, полученные сегодня на уроке, пригодятся…
Какие недостатки зрения исправляют очки с указанными ниже диоптриями? (седини стрелками)
1)
+ 2 дптр;
2)
- 0,25 дптр;
3)
- 4 дптр;
4)
+1,5 дптр
Задача.
Определить оптическую силу очков. Какой недостаток зрения можно исправить этими
очками?
Интересные факты об очках
В XV веке оптические устройства «дорожные очки» применялись не для коррекции зрения, а для
защиты от солнца и пыли.
Дирекция Гамбургского зоопарка регулярно платит посетителям изрядную компенсацию за вещи,
украденные обезьянами. Чаще всего обезьяны утаскивают очки в тот момент, когда посетители
наклоняются к прутьям клетки, чтобы прочитать предостерегающее объявление: «Осторожно, вы
рискуете лишиться очков!»
Петухам на датских птицефермах надевают делающие их близорукими пластиковые очки, чтобы
петухи хуже видели других петухов и реже дрались.
Как-то раз несколько советских физиков-теоретиков, будучи на симпозиуме в одном из советских
же городов, засиделись за ученым спором настолько, что пропустили ужин. После долгого
стука в дверь столовой им все же открыли, выдали по тарелке щей и куску хлеба и вытолкали.
Добравшись до номера, бедняги-физики вспомнили, что забыли взять ложки. Из столовой все уже
ушли, просить у разозленной коридорной было бессмысленно, и тогда был найден выход:
физики съели злополучные щи своими очками!
В Древнем Китае очки обязательно надевали судьи для того, чтобы нельзя было прочитать их
мысли.
5
6