"Развитие словообразования и словоизменения с помощью дидактических игр у детей дошкольного возраста"
Автор: Морозова Елена Валентиновна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ ООШ № 18 им.Мамистова структурное подразделение "Детский сад" Населённый пункт: г.Новокуйбышевска, Самарской обл. Наименование материала: Статья Тема: "Развитие словообразования и словоизменения с помощью дидактических игр у детей дошкольного возраста" Раздел: дошкольное образование
Морозова Елена Валентиновна воспитатель 1 квалификационной категории
Соломонова Татьяна Владимировна воспитатель
Государственное бюджетное образовательное учреждение общеобразовательная
школа №18 им.Мамистова г.Новокуйбышевск Самарской области структурное
подразделение «Детский сад «Центр коррекции и
развития детей»»
РАЗВИТИЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ И СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ С
ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
В дошкольном возрасте мы начинаем у ребенка воспитывать привычку
говорить правильно. К. Д. Ушинский говорил о необходимости у детей с ранних
лет формировать привычку грамматически правильной разговорной речи.
Грамматика - это целая система объединяющая синтаксис , морфологию и
словообразование. Для постановки правильной речи не обойтись без
дидактических игр и гровых упражнений и с наглядным материалом или без.
Это могут быть предметы, игрушки, картинки. Совместная деятельность
воспитателя и детей должна проходить живо и непринужденно. Чтобы
заинтересовать малышей, нужно предложить придумать предложения о себе,
включать имена присутствующих. Для того чтобы ребенок внимательно следил
за особенностями грамматических форм, с трудной формой необходимо
использовать и легкие, хорошо усвоенные детьми .Во время игры ведущую
роль играет образец речи воспитателя. Сопоставляются окончания
прилагательных разного рода, окончания существительных, числительных и т.д.
Сравнение помогает сопоставить грамматические формы и на основе этого
сопоставления вырабатывать условные речевые рефлексы. Бывает так , что
ошибка устойчивая и ребенок «не слышит» правильной формы, в этом случае
необходимо употребить сопряженную речь, а за ней – отраженную. Имеют
место и такие приемы, как подсказ и исправления. Уже в младшем дошкольном
возрасте я рекомендую знакомить детей с различными способами
словообразования. В обучении детей обязательно используются дидактические
игры. Они формируют определенные знания, умения и навыки, развивают все
психические процессы. Игра для ребенка — это целая жизнь, через которую он
постигает мир и познает себя, развивает знания, воображение, ум, и смекалку.
Малыши не могут не играть в силу своего природного любопытства. Им везде
нужно залезть и все попробовать, то- есть постоянно находясь в активных
действиях. Именно эти качества мы и должны использовать, когда хотим чему-
то научить ребенка, целенаправленно используя его активность.
Начинать использовать дидактические игры и упражнения воспитатель должен
с подбора наглядного и речевого материала (книги , сюжетные картинки
,потешки, загадки, и т.д.).Перед проведением игры воспитатель знакомит с
правилами, уточняет, как дети их усвоили, и проигрывает несколько раз, с
разнообразными приёмами (исправления, подсказка нужной формы, поощрение
и др.). Особенные трудности у детей встречаются в образовании глаголов
повелительного наклонения ( ляг, вытри, сотри, положи, сложи), сочетание
существительных с глаголами хотеть, звонить. Пример: упражнение с
игрушками («Артем и Витя, вы хотите послушать стихи?» – «Хотим». – «Нурай,
а ты хочешь?»-« Хочу». При использовании дидактических игр в
формировании умений словообразования у детей мы видим значительный
результат: дети очень хорошо расширяют словарный запас, овладевают
познавательными умениями. Игровые ситуации, которые основаны на
предметных картинках и иллюстрациях позволяют максимально активизировать
словообразовательную деятельность детей.
В процесс обучения необходимо включать игры, помогающие менять значение
слова в зависимости от словообразования: дом-домик-домище; кот - котик –
котище. Необходимо учить малышей образовывать прилагательные от основ
существительных:
Какое варенье из малины?
Из клубники?
Из смородины?
Из яблок?
Из сливы?
Учить правильно употреблять падежные формы игры: «Чего не стало», «Что
лишнее?», «Найди одинаковые картинки», употреблять несклоняемые
существительные типа кофе, радио, пальто, кенгуру игры «Ателье»,
«Кафе»,правильно согласовывать существительные с прилагательными в роде,
числе, падеже а так же согласовывать с глаголами и предлогами. («Какой?
Какая? Какое?Какие?»,«Кто что делает?»,«Расскажи о предмете»,»Отгадай, что
это?»),различать глаголы по временам, видам, лицам, числам, родам ,
наклонениям, использовать игры на правильное употребление таких сложных
для ребят глаголов, как хотеть, звонить, бежать и др.( игры «Вы хотите? - Мы
хотим», «Маша и Миша»
«Веселые кубики»
Задача: фомировать умение образовывать существительные с уменьшительно-
ласкательными суффиксами: -ик, -к
«Что делает?»
Задача: формировать умение понимать и использовать в самостоятельной речи
некоторые наиболее часто употребляемые приставочные глаголы (поел, попил,
ушел, убрал и т.п.)
. «Добавляй-ка»
Задача: формировать умение образовывать существительные с уменьшительно-
ласкательными суффиксами: -очк, -ечк, , -оньк, -еньк. –ичк
«Зоопарк»
Задача: формировать умение образовывать названия детенышей животных.
«Гараж»
Задача: формировать умение образовывать глаголы с приставками на- , по- ,
вы- .