Напоминание

"Развитие словообразования и словоизменения с помощью дидактических игр у детей дошкольного возраста"


Автор: Морозова Елена Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ООШ № 18 им.Мамистова структурное подразделение "Детский сад"
Населённый пункт: г.Новокуйбышевска, Самарской обл.
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие словообразования и словоизменения с помощью дидактических игр у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Морозова Елена Валентиновна воспитатель 1 квалификационной категории Соломонова Татьяна Владимировна воспитатель Государственное бюджетное образовательное учреждение общеобразовательная школа №18 им.Мамистова г.Новокуйбышевск Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Центр коррекции и развития детей»»
РАЗВИТИЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ И СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ С

ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА
В дошкольном возрасте мы начинаем у ребенка воспитывать привычку говорить правильно. К. Д. Ушинский говорил о необходимости у детей с ранних лет формировать привычку грамматически правильной разговорной речи. Грамматика - это целая система объединяющая синтаксис , морфологию и словообразование. Для постановки правильной речи не обойтись без дидактических игр и гровых упражнений и с наглядным материалом или без. Это могут быть предметы, игрушки, картинки. Совместная деятельность воспитателя и детей должна проходить живо и непринужденно. Чтобы заинтересовать малышей, нужно предложить придумать предложения о себе, включать имена присутствующих. Для того чтобы ребенок внимательно следил за особенностями грамматических форм, с трудной формой необходимо использовать и легкие, хорошо усвоенные детьми .Во время игры ведущую роль играет образец речи воспитателя. Сопоставляются окончания прилагательных разного рода, окончания существительных, числительных и т.д. Сравнение помогает сопоставить грамматические формы и на основе этого сопоставления вырабатывать условные речевые рефлексы. Бывает так , что ошибка устойчивая и ребенок «не слышит» правильной формы, в этом случае необходимо употребить сопряженную речь, а за ней – отраженную. Имеют место и такие приемы, как подсказ и исправления. Уже в младшем дошкольном
возрасте я рекомендую знакомить детей с различными способами словообразования. В обучении детей обязательно используются дидактические игры. Они формируют определенные знания, умения и навыки, развивают все психические процессы. Игра для ребенка — это целая жизнь, через которую он постигает мир и познает себя, развивает знания, воображение, ум, и смекалку. Малыши не могут не играть в силу своего природного любопытства. Им везде нужно залезть и все попробовать, то- есть постоянно находясь в активных действиях. Именно эти качества мы и должны использовать, когда хотим чему- то научить ребенка, целенаправленно используя его активность. Начинать использовать дидактические игры и упражнения воспитатель должен с подбора наглядного и речевого материала (книги , сюжетные картинки ,потешки, загадки, и т.д.).Перед проведением игры воспитатель знакомит с правилами, уточняет, как дети их усвоили, и проигрывает несколько раз, с разнообразными приёмами (исправления, подсказка нужной формы, поощрение и др.). Особенные трудности у детей встречаются в образовании глаголов повелительного наклонения ( ляг, вытри, сотри, положи, сложи), сочетание существительных с глаголами хотеть, звонить. Пример: упражнение с игрушками («Артем и Витя, вы хотите послушать стихи?» – «Хотим». – «Нурай, а ты хочешь?»-« Хочу». При использовании дидактических игр в формировании умений словообразования у детей мы видим значительный результат: дети очень хорошо расширяют словарный запас, овладевают познавательными умениями. Игровые ситуации, которые основаны на предметных картинках и иллюстрациях позволяют максимально активизировать словообразовательную деятельность детей. В процесс обучения необходимо включать игры, помогающие менять значение слова в зависимости от словообразования: дом-домик-домище; кот - котик – котище. Необходимо учить малышей образовывать прилагательные от основ существительных: Какое варенье из малины? Из клубники?
Из смородины? Из яблок? Из сливы? Учить правильно употреблять падежные формы игры: «Чего не стало», «Что лишнее?», «Найди одинаковые картинки», употреблять несклоняемые существительные типа кофе, радио, пальто, кенгуру игры «Ателье», «Кафе»,правильно согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже а так же согласовывать с глаголами и предлогами. («Какой? Какая? Какое?Какие?»,«Кто что делает?»,«Расскажи о предмете»,»Отгадай, что это?»),различать глаголы по временам, видам, лицам, числам, родам , наклонениям, использовать игры на правильное употребление таких сложных для ребят глаголов, как хотеть, звонить, бежать и др.( игры «Вы хотите? - Мы хотим», «Маша и Миша»
«Веселые кубики»
Задача: фомировать умение образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами: -ик, -к
«Что делает?»
Задача: формировать умение понимать и использовать в самостоятельной речи некоторые наиболее часто употребляемые приставочные глаголы (поел, попил, ушел, убрал и т.п.) .
«Добавляй-ка»
Задача: формировать умение образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами: -очк, -ечк, , -оньк, -еньк. –ичк
«Зоопарк»
Задача: формировать умение образовывать названия детенышей животных.
«Гараж»
Задача: формировать умение образовывать глаголы с приставками на- , по- , вы- .


В раздел образования