Напоминание

"Звук. Характеристики звука"


Автор: Севрюгина Светлана Сергеевна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ Кисловская СОШ
Населённый пункт: деревня Кисловка
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Звук. Характеристики звука"
Раздел: среднее образование





Назад





МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КИСЛОВСКАЯ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ТОМСКОГО РАЙОНА
Урок «открытия» нового знания по теме «
Звук. Характеристики звука
», 9 класс Севрюгина Светлана Сергеевна Урок «открытия» нового знания по теме «
Звук. Характеристики звука
», 9 класс
Технологическая карта урока

Общая часть
Предмет Физика Класс 7 Тип урока Урок изучения нового материала УМК А.В. Перышкин. Физика, 7 класс Учитель: Севрюгина Светлана Сергеевна, МБОУ «Кисловская СОШ» Томского района Тема урока Звук. Характеристики звука Цель урока Изучение характеристик звука в процессе исследовательской работы школьников
Задачи урока, направленные на достижение

планируемых образовательных результатов
Предметных Метапредметных Личностных Понимать суть таких физиологических характеристик как громкость, высота, тембр, знать с какими физическими характеристиками они связаны.  Развивать умения планировать и выполнять учебное исследование, используя оборудование, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме,  распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать а д е к в ат н ы е м е т од ы и с с л е д о в а н и я , формулировать вытекающие из исследования  Развивать познавательный интерес к процессу обучения,  формировать уважительное, доброжелательное отношение к другому человеку и его мнению
выводы Основные понятия, изучаемые на уроке Громкост ь , высот а , тембр звука. Физическое оборудование Музыка с элементами различных звуков, камертон, линеечки Вид используемых на уроке средств ИКТ Презентация к уроку, компьютер, проектор, интерактивная доска. Методическое назначение средств ИКТ Наглядность.
Структура и ход урока
№ эта па
Название этапа

Содержание

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя
1
Подготовительн

ый этап
: мотивирование: актуализация опорных знаний и фиксирование затруднений в пробных действиях, рефлексия изменившихся условий: понимание места и причины затруднения, определение границы между знанием и незнанием, постановка учащимися цели урока как Постановка проблемного вопроса.
Учитель:
Сейчас я вам включу звуки различных животных, птиц, насекомых, а ваша задача разделить их по группам.
Птицы

Животные

Насекомые

Учитель
А вы никогда не задумывались над тем, как человек распознаёт звуки, окружающие нас?
Ученики
: По громкости, высоте, тембру? (об этом ученики могут знать из уроков музыки и жизненного опыта)
Учитель:
Действительно. Давайте, разберёмся с этим вопросом.Вы помните, что является источником звука?
Ученики:
Колеблющееся тело
Учитель:
Давайте обратимся к линейке, зажатой в тиски. (Создаёт колебания малой амплитуды и малой частоты). Мы видим колебания, но не слышим звук. Как выйти из этой ситуации?
Ребята
высказывают предположения о необходимости изменить амплитуду (размах) колебаний, длину колеблющейся части линейки Выполняют задание и формулируют свою цель урока . Организует поисковую деятельность школьников.
собственной учебной задачи (частоту колебаний), материал, из которого сделана линейка.
Учитель:
сможете ли вы проверить сами свои предположения и что для этого вам необходимо? 2
Основной этап

— открытие

новых знаний
разработка проекта выхода затруднения (цель, способ, алгоритм, план, средство...)
Ученики:
Да, мы сейчас достанем свои линеечки.
Учитель:
Когда вы будете проверять свои предположения, проанализируйте, как связаны ваши действия с перечисленными вами субъективными характеристиками звука - - громкости, -высоты, - тембра Ребята делятся на группы (лаборатории) в группах проводят эксперименты Первая лаборатория изучает высоту звука, вторая лаборатория - громкость звука, третья тембр звука. Первая и вторая группа пользуются линеечками, третьей группе выдаются камертон с молоточком, струны гитары, линейки из разного материала. Ребята делают выводы: Высота звука зависит от.....................колебаний: чем......................частота колебаний источника звука, тем........................выше издаваемый звук. Тембр звука определяется........................ Громкость звука зависит от..........................колебаний: чем ........................................................................ амплитуда колебаний, тем.................громче звук. Выступают представители групп, сопровождая свой рассказ опытами. Проводят эксперимент, делают выводы и отвечают на вопросы Организует проведение эксперимента, выдаёт оборудование, задает вопросы, организует деятельность школьников.
3
Заключительн

ый этап
-
применение

знаний
Заполняют схему: Характеристики звука физиологические громкость высота тембр физические амплитуда частота совокупность обертонов Теперь Вы можете ответить на вопрос: почему летящего комара мы слышим, а птицу нет? Заполняют и комментируют схему 4
Заключительн

ый этап

рефлексия

Рефлексия
Какова была цель урока? Достигли ли цели урока? Продолжи предложения. «Я сегодня на уроке понял ________________________________» «Мне было на уроке трудно _______________________________» «Для меня осталось непонятным___________________________» Домашнее задание:
Ученики:
Мы хотели бы узнать, в чём измеряется громкость звука и какую минимальную громкость воспринимает наше ухо.
Учитель:
Прочитайте об этом в параграфах 35, 36. Заполняют листок рефлексии, формулируют домашнее задание. Комментирует домашнее задание
И напишите, пожалуйста, мини сочинение, о том, какую роль звук играет вашей жизни! Литература 1. А.В. Перышкин. Физика, 9 класс. - М.: Дрофа, 2014 г. 2. С.Н. Бердышев Увлекательная физика. Интересные факты, занимательные задачи, фокусы, игры. – Ярославль: Академия развития 2008 г. 3. Л.Э. Генденштей, Л.А. Кирик, И.М. Гельфгат. Задачи по физике для основной школы с примерами решения. - М.: Илекса, 2009 г. 4. А.Е.Марон, Е.А. Марон, С.В. Позойский. Физика. Сборник вопросов и задач. 7-9 кл. – М.: Дрофа, 2011 г.


В раздел образования