Напоминание

"Развитие межличностных отношений дошкольников в спортивно-игровой деятельности"


Автор: Тупицына Любдмила Николаева
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Детский сад "Журавленок"
Населённый пункт: ЯНАО Надымский район п. Пангоды
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие межличностных отношений дошкольников в спортивно-игровой деятельности"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие межличностных отношений дошкольников в спортивно-игровой деятельности. Аннотация: статья посвящена проблеме организации игрового детского взаимодействия с учетом специфики развития современного ребенка-дошкольника. В настоящее время отмечается, что дошкольники во многом опережают в своем развитии предшествующие поколения своих сверстников, но в то же время у 25% выпускников дошкольных учреждений выявлен низкий уровень социальной компетентности, неспособность к взаимодействию со сверстниками, наблюдается беспомощность в принятии самостоятельных решений в простейших жизненных ситуациях. Все вышеизложенное говорит об актуальности проблемы формирования детского взаимодействия, о необходимости поиска новых средств, форм обогащения социального опыта растущего человека и совершенствования этого процесса в период дошкольного детства. Изучение проблемы формирования детского взаимодействия самым тесным образом связано с таким важным видом детской деятельности как игровая деятельность дошкольника. Поэтому в статье мы обратимся к такому виду деятельности как игра. Игра выступает ярким средством социализации, поскольку взаимодействие с другими людьми, оказывает влияние на формирование личности дошкольника, развитие его социально- значимых качеств, формирование социального опыта. В основе взаимодействия дошкольников лежит их накопленный ранее личный и исторический опыт, но, как отмечает С.Г.Якобсон, в дошкольном возрасте еще сильны субъективные мотивы. Так, например, если в процессе взаимодействия один из участников преследует индивидуалистическую цель, то может возникнуть ситуация соперничества, что приведет к появлению недоброжелательности и зависти. В случае, если деятельность имеет важное значение для всех участников, то их взаимодействие основано на взаимопонимании. Так в процессе общения со сверстниками в игровой деятельности у дошкольников появляются общие интересы, их объединяет общность стремлений, на основе которых складываются детские коллективы, команды. К исследованию межличностных отношений в дошкольном возрасте обращались многие ученые Я. Л. Коломинский, А. Д. Кошелева, Т. А. Репина, Т. В. Сенько и др. Межличностное взаимодействие в дошкольном возрасте можно рассматривать с разных сторон: с одной стороны, в более глубоком смысле – как «случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личный контакт двух или несколько человек». В результате данного взаимодействия изменяется деятельность детей, их поведение и отношения. В другом, более узком смысле, это «система взаимно обусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причиной зависимостью», где действие «каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных». При этом выделяются такие признаки межличностного взаимодействия в детском обществе, как формы общения: предметность ( присутствие у вступающих во взаимодействие цели, стремление к ней), эксплицированность (доступность до исследования), ситуативность (подверженность воздействию определенных условий, норм, правил), рефлексивная многозначность (неосознанное, осознанное, частично осознанное взаимодействие). Выделяются два типа межличностного взаимодействия – сотрудничество или кооперация и соперничество или конкуренция. Сотрудничество рассматривается как достижение вступающих во взаимодействие людей определенной цели или не препятствие
к ее достижению. Соперничество, показывает, что достижение цели одним из участников взаимодействия исключает или препятствует достижении цели другого. Ученые, изучая развитие групп, коллективов, отмечали то, как межличностные отношения влияют на развитие целостного, сплоченного коллектива, как социально организованная деятельность влияет на формирование межличностных отношений. На наш взгляд, успешной социализации дошкольников способствует спортивно-игровая деятельность. В процессе, которой, происходит не только укрепление организма, приобретение ребенком новых двигательных действий, но и в ходе которой у детей закладываются нормы поведения и морали, появляются интересы, привязанности. Так. В спортивно-игровой деятельности, в процессе взаимодействия между участником происходит организация «социального пространства», в которой каждый игрок имеет свою социальную роль, функции, модель поведения в игровой ситуации. При этом на результативность совместной деятельности оказывают влияние следующие факторы, выделенные И. В. Ривиной: разделение действий между партнерами, которое развивает мыслительную деятельность – понимание, рефлексию; моделирование, использование при обучении графических схем, различных знакомых форм; конфликт, который помогает при помощи «перестраивания способа взаимодействия» найти новые способы решения; игровая форма взаимодействия, которая способствует развитию познавательной активности, мышления, влияет на повышение мотивации. Таким образом, анализ исследований и практический опыт по данному вопросу позволяет нам сделать следующий вывод: игровая деятельность для дошкольника, это не только ступень развития личности, но и период активного взаимодействия с окружающим миром. В процессе игрового взаимодействия ребенок учится преобразовывать полученный в общении со сверстниками и взрослыми опыт в свой личный социальный опыт. У него активно развивается творчество, фантазия, воля, уважение других и самоуважение, он учится контролировать свои эмоции. Ребенок развивается как индивидуальность. Таким образом, особенности, характерные для игровой деятельности дошкольников, такие как многообразие игрового содержания, положительный эмоциональный фон, возможность проявления творчества и самореализации в процессе проигрывания разнообразных ролей в игровой деятельности, способствует социализации дошкольников и формированию у них социального опыта.


В раздел образования