роль дидактической игры в экологическом воспитании
Автор: Атманян Рузанна Титаловна Должность: воспитатель в детском саду Учебное заведение: МБДОУ №1 Д/С " Ручеек" Населённый пункт: Республика Саха ( Якутия) г. Якутск п. Жатай Наименование материала: выступление на пед. советете Тема: роль дидактической игры в экологическом воспитании Раздел: дошкольное образование
экологическом воспитании.
В закладки
В настоящее время человечество стоит
перед лицом экологической
катастрофы. Причиной нарушения
экологического равновесия послужило
потребительское отношение людей к
окружающей природе, их
экологическая неграмотность.
Сегодня экология – не только наука о
взаимоотношениях живых организмов
друг с другом и с окружающей средой,
это еще и мировоззрение. Поэтому на
первый план воспитания выводится
формирование основ экологического
сознания дошкольников, понимания
общих законов развития
материального мира, а не просто
набор сведений о природных
явлениях и объектов.
Все сферы развития личности
неразрывно связаны с воспитанием
ответственного отношения к природе,
поэтому одной из главных задач
воспитания является формирование у
школьников основ экологической
культуры.
Экологическое воспитание –
предполагает системный подход к
ознакомлению с природой и
природоохранной деятельностью.
Экологическая культура – это особый
вид культуры, которая характеризуется
наличием знаний и умений по
экологии, гуманистическим
отношением ко всему живому и
окружающей среде.
Существует несколько значений
понятия «экология»:
1. Экология - наука об отношении
растительных животных организмов
друг к другу и к окружающей их среде.
2. Экология – наука о взаимодействии
человека с природой, охрана
окружающей среды.
Исследования показали, что
использование преимущественно
вербальных методов при
ознакомлении детей с природой
приводит к формированию знаний. Но
дошкольникам трудно установить
связь между причиной и следствием.
Дети не могут применить знания в
практической деятельности.
Решить эту проблему можно путем
вовлечения детей в деятельность,
позволяющую на собственном опыте
познакомиться с данной
закономерностью.
Наиболее адекватными поставленной
задаче, как с точки зрения дидактики,
так и с учетом психологических
способностей дошкольников являются
дидактические игры.
Дидактические игры экологического
содержания помогают увидеть
целостность отдельного организма и
экосистемы, осознать уникальность
каждого объекта природы, понять, что
неразумное вмешательство человека
может повлечь за собой необратимые
процессы в природе.
Существует традиционная
классификация дидактических игр:
словесные, настольно печатные, игры-
эксперименты, моделирование
ситуаций. На её основе созданы все
дидактические игры, в том числе и
игры экологического содержания.
При проведении дидактических игр
необходимо опираться на следующие
принципы: системности,
развивающего обучения, доступности,
принцип опоры на ведущую
деятельность детей.
Специфика дидактики, предполагает
постепенное усложнение игр от
группы к группе, подразумевает их
вариативность. Если младшей группе
знакомство с дикими и домашними
животными происходит в таких
дидактических играх, как «назови, кто
это?», «изобрази животного», «узнай
по голосу», и других, то в средней
группе – в играх типа «угадай, кто где
живет?», «помоги животному»,
«большие и маленькие» и т.д. Дети
старшего дошкольного возраста
успешно справляются со следующими
играми: «Зоопарк», «логические
цепочки», «придумай про животное
загадку», «путешествие в Африку».
Старшие дети разгадывают
кроссворды, решают ребусы, проводят
эксперименты, длительные
наблюдения за животными и
растениями, с удовольствием
отвечают на вопросы разнообразных
викторин. Часто игры экологического
содержания возникают по инициативе
самих детей, что говорит об их
заинтересованности.
Дидактические игры необходимо
использовать не только в свободной
деятельности воспитанников, но и
включать в занятия:
- по развитию речи (составления
описательных и сравнительных
рассказов и экологических сказок,
придумывание загадок, рассказов из
личного опыта детей),
- по математики (счет предметов,
лабиринты, задачи экологического
воспитания),
- по ознакомлению с окружающим,
Дидактические игры экологического
содержания необходимо проводить и
во время экскурсий и целевых
прогулок, при ознакомлении детей с
трудом взрослых при обучении их
трудовой деятельности в природе, а
также в экспериментальной
деятельности дошкольников.
Уровень экологического развития
дошкольников во многом
определяется степенью экологической
грамотности их родителей. Поэтому
немаловажное значение имеет
просвещение родителей в области
охраны окружающей среды. С этой
целью помещать информацию в
уголки для родителей («Летний
отдых», «Ядовитые растения леса»,
«Птицы - наши друзья» и другие),
провожу консультации на темы
«Зачем детям знания экологии?»,
«Поиграем вместе», «Игры на кухне»,
«Лекарственные растения» и так
далее, провожу индивидуальные
беседы с родителями по проблеме.
Нетрадиционные формы проведения
родительских собраний, в том числе и
на экологические темы, находят
отклик в семьях воспитанников. К ним
относятся викторины, КВН, игра
«Счастливый случай» и другие.
Повышают уровень экологической
культуры совместные выходы с
родителями и детьми в природу,
посещение музеев, а также выставки
поделок и рисунков («Что растет на
грядках», «Умелые руки не знают
скуки», «Осенние фантазии»).
Экологических знаний у детей
дошкольного возраста, посредством
дидактических игр способствуют
повышению уровня экологической
культуры, активизации словаря
дошкольника развитию у них
психических процессов (воображения,
памяти, мышления, внимания),
нравственных качеств, а также
воспитанию бережного отношения к
природе.
сила императора