"Математическая викторина в подготовительной группе"
Автор: Козлова Ирина Петровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ ЦРР "Детский сад № 268" Населённый пункт: город Пермь Наименование материала: методическая разработка Тема: "Математическая викторина в подготовительной группе" Раздел: дошкольное образование
Цель:
1.
Сравнение результатов измерения протяженной величины.
2.
Закрепление навыков порядкового счета на примере времен и месяцев года.
3.
Закрепление знаний состава чисел первого десятка, решение
арифметических задач в пределах 20.
4.
Упражнение в дополнении чисел до любого заданного числа.
5.
Классификация фигур по цвету, форме и величине.
6.
Ориентировка в пространстве по схеме.
Ход.
Воспитатель: Ребята, вы смотрите телевизор. Какие игры знатоков вы знаете и
видели? («КВН», «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?»)
- Представьте себе, что вы тоже знатоки и мы сегодня с вами проведем игру
«Математическую викторину» прежде, чем начать игру, что нужно сделать?
(разделиться на команды).
- Правильно. У нас получилось 2 команды по 5 человек.
- Теперь, что нужно? (назвать команды).
- Как можно назвать команду, подумайте. (варианты детей).
- А я предлагаю, раз викторина математическая, то назвать команды названием
геометрической фигуры, любой по вашему желанию.
- Хорошо, команды названы. А теперь, что нужно сделать? (выбрать капитана)
- Капитан есть. А теперь? Что еще забыли? Любая игра не обходится без чего?
(без правил)
- Да, должны быть единые правила для всех знатоков. Вот послушайте, я
предлагаю такие правила нашей игры:
1. Внимательно выслушивать задание.
2. Не выкрикивать ответы, а поднимать руку, если уж догадались.
3. Кто быстрее поднимет руку, тот и отвечает.
4. За правильный ответ дается фишка.
5. Чем больше фишек в команде, та команда и выигрывает.
6. Обсуждать совместное задание не громко, чтобы не подсказывать и не мешать
другой команде.
- Вот такие правила. Вы согласны с ними? Если согласны, то надо их выполнять.
За нарушение правил или за подсказку у команды забирается фишка.
- А теперь давайте начнем нашу викторину.
I.
Первое задание будет такое: ответить на вопросы по календарю природы,
т.е. знание времени года и месяцев, какой по счету.
Вопросы:
1)
С какого месяца начинается весна? (март)
2)
Какой месяц идет после марта? (апрель)
3)
Какой месяц идет перед июнем? (май)
4)
Какой месяц последний в году? (декабрь)
5)
Какой месяц год начинает и является серединой зимы? (январь)
6)
Какой по счету месяц октябрь с начала осени? (второй)
7)
Какой по счету месяц июнь с начала лета? (первый)
8)
Какой по счету месяц май с начала года? (пятый)
II.
Второе задание .
Вот 2 дерева, на которых должны «вырости» фигуры. Т.е. нужно взять одну
фигуру и двигаться от корня дерева, дошли до разветвления, посмотрите на
условный значок, который стоит на каждой ветке: у одной команды по цвету, у
другой по форме. Определились, куда должны идти фигуры. Пошли дальше до
следующего разветвления: у одной команды по формам, у другой по величине
(большой и маленький). Решили, куда идти дальше. Идем до следующего
разветвления: у одной команды по величине, у другой по цвету. Решили куда
отправлять фигуру, вот и выросла одна фигура на дереве. Таким же образом все
остальные фигуры распределите сами всей командой.
- А теперь проверим, все ли фигуры «выросли» правильно? (если правильно все,
то дается фишка команде)
Дидактическая игра «Дерево» («Давайте поиграем»)
III.
Третье задание называется «Торопись, да не ошибись» .
- На карточках у вас арифметические задачи, в центре числа 10. Вам нужно
вместе поставить ту цифру, которая в сумме с другим данным составит число 10.
И какая команда быстро и правильно решит эти задачи, та и получит фишку.
Дидактическая игра «Торопись, да не ошибись» («Давайте поиграем»).
IV.
А теперь конкурс капитанов . Задание такое.
- Представьте, что вы в ателье и вам нужно решить, что и быстрее сшить из
полосы ткани: рубашки или платья.
- Что поможет узнать, сколько чего выйдет из этой полосы? (условные мерки)
- Вот вам условные мерки – это на рубашки, а это на платья.
- А как вы будете определять? (сначала мерку-мерку рубашку прикладывать с
одной стороны полосы, потом мерку-платье с другой стороны. Каждую мерку
отмечать карандашом)
- Все измерили. Что же получилось? (капитан, который быстрее справился). -
Чего выйдет больше, чего меньше? Как ты думаешь, что быстрее шить? (платье)
V.
Пятое задание заключается в том, чтобы всем вместе и быстро составить
квадрат из геометрических фигур.
- Какие фигуры у вас даны (треугольник, квадрат, прямоугольник и т.д.).
- Кто быстрее составит, тот и получит фишку.
Дидактическая игра «Сложи квадрат»
VI.
Шестое задание – решение задач из сказок, на сообразительность:
1)
«Математика в сказках» С.И.Волкова, С.А.Тихомирова.
2)
Сказка «Репка»
- сколько сего героев в сказке?
- на каком месте внучка?
- какая по счету Мышка?
- кто находится на первом месте?
- кто находится на шестом месте?
3)
Задачки на карточках.
VII.
Седьмое задание на ориентировку в пространстве. Надо найти зайку в
лесу.
- Он нарисовал схемы, по которым можно его найти. Давайте сначала посмотрим,
как это нужно делать. Возьмем эту схему.
- Что здесь нарисовано, до куда нужно идти? (до елочки), потом? (повернуть
налево до цветочка), затем куда? (прямо до колокольчика), а дальше? (налево до
елочки).
- Таким образом и вам нужно нарисовать карандашом дорогу до зайчика по
обеим маленьким схемам. Тогда мы найдем зайку.
- Кто вперед найдет дорогу, переверните листочек и увидите спрятавшегося под
елкой зайку.
Дидактическая игра «Как пройти к зайке» («Давайте поиграем»)
Воспитатель: Ай -да, знатоки! Молодцы! Быстро выполнили все задания.
Теперь пора подводить итоги.
- Сколько в каждой команде фишек, сосчитайте. По количеству фишек победила
команда _____________ . Поздравляем!
- А вообще, победила дружба, потому что вы дружно, сообща решали все задачи.
- И всем поощрительный приз за участие и за знания – конфеты. Молодцы!
Сказки-задачки
(«Математика в сказках» С.И.Волкова, С.А.Тихомирова).
1.
«Старик и волк» .
- У старика со старухой были паренек да девушка, петушок да курочка, пятеро
овец, шестой жеребец. Сколько всего живых существ было у старика со
старухой? (десять)
2.
«По щучьему велению» .
- Глядь плывут по воде двенадцать уток и селезень – одно перо золотое, другое
серебряное… Сколько всего птиц плыло по воде? (тринадцать)
3.
«Свет – Луна» .
- Встал Иван – богатырь, а тот дал ему есть семь бочек еды да спать повалил на
шесть месяцев. Через 6 месяцев разбудил: «Вставай Иван-богатырь, обедать».
Дал ему три бочки съесть и спать повалил на три месяца.
- Сколько всего месяцев спал Иван-богатырь?
- Сколько бочек еды съел он во время бодрствования?
4.
«Была – не была» .
- «Лошадей» было много: 6 кошек езжалых, 12 котов стоялых, 1 жеребец бойкий
– кот сибирский был на цепь прикован возле печки к столбу.
- Сколько всего «лошадей» было у сказочника?
5.
«Иван – русский богатырь» .
- Смотрит Настасья Прекрасная, что он (Иван) прожил неделю, прожил две,
прожил три и все, нет его. А она все живет.
- Сколько дней ждала Ивана-богатыря Настасья Прекрасная?
6.
«Богатый солдат» .
- Прослужил солдат у царя 3 года, и царь за службу дал ему три копейки.
- Сколько копеек платил царь солдату каждый год, если каждый год плата была
одинакова?
7.
«Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо».
- Выезжает Чудо-юдо даенадцатиголовое. Все 12 голов свистят, все 12 огнем-
пламенем пышут… Размахнулся тут Иван своим острым мечом и срубил Чуду-
юду 3 головы.
1) Сколько раз у Чуда-юда осталось больше голов, чем их срубил Иван?
2) Сколько голов осталось у Чуда-юда?
8.
«Лиса-плачея» .
- Жили они одни – оденехоньки среди пустыря, некому и поплакать-то по
старухе. Вот старик взял мешок с 3-мя парами беленьких курочек и пошел искать
плачею, видит – идет медведь, он и говорит: «Поплачь-ка, медведь, по моей
старухе! Я тебе дам 2 беленьких курочки».
- Сколько курочек осталось бы в мешке у старика, если бы он вспомнил свое
обещание?
9.
«Иван Быкович» .
- «Давайте, - говорит царевич, - еще силу попытаем: станем бросать железную
палку кверху. Кто выше забросит, тот будет большой брат». – «Ну что же, бросай
ты!» Иван-царевич бросил – палка через четверть часа назад упала, Иван-
кухарский сын бросил – палка через полчаса упала, а Иван Быкович бросил –
только через час воротилась.
- На сколько минут быстрее вернулась палка Ивана-царевича, чем палка Ивана
Быковича?
Литература.
1.
«Давайте поиграем», Под редакцией А.А.Столяра.
2.
«Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей
дошкольного возраста», Л.А.Винер, О.М.Дьяченко.
3.
«Математика в сказках», С.И.Волкова, С.А.Тихомирова.
4.
Программа «Развитие», Под редакцией Л.А.Венгера.