Автор: Рябинина Ольга Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 184 Населённый пункт: город Ульяновск Наименование материала: Конспект НОД Тема: "Колесо истории" Раздел: дошкольное образование
в подготовительной группе в форме интеллектуальной игры
«Колесо истории»
Цель : Формирование грамотного поведения у дошкольников на улицах города
Программное содержание:
1. Закрепить правила дорожного движения при езде
на велосипеде.
2. Формировать навыки безопасного поведения во время управления велосипедом.
3. Учить детей читать дорожные знаки.
Разработала:
воспитатель
высшей квалификационной
категории МБДОУ детского
сада № 184 « Петушок»
Рябинина Ольга Николаевна
г. Ульяновск
2016
Воспитатель: Здравствуйте, дети! Скажите, пожалуйста, что на свете самое важное
для любого человека?
Дети: мама, семья, дом, здоровье…
Воспитатель: Я согласна со всеми вами, но все-таки есть среди с названных вами
слов одно, которое особенно необходимо каждому человеку - это…. здоровье.
Русская пословица гласит: «Кто хвори не поддается, тот здоровым остается»
Ребята, как вы понимаете: что значит слово «хворь»?
Дети: Хворь - это болезнь.
Воспитатель: Чему учит эта пословица?
Ребенок: Беречь свое здоровье всегда, если у человека утрачено здоровье, то его ничто
не радует.
Ребенок : Надо заботиться о здоровье, иначе жизни человека будет угрожать
опасность.
Ребенок: А если мы вдруг заболели, то нужно сразу же лечиться.
Воспитатель: Здоровье человека зависит от многих вещей: от сна, еды, безопасного
поведения, занятия спортом.
( Стук в дверь. Воспитатель выглядывает за дверь и возвращается в группу с
телеграммой)
Воспитатель: Нам кто-то прислал телеграмму. Что же нам пишут?
Читает: «Встречайте. Скоро буду. Незнайка»
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня будет гость. Знаком ли вам Незнайка?
Дети : Да. Он нам знаком по мультикам и книге.
Воспитатель: А знаете ли вы фамилию писателя, который придумал этот сказочный
персонаж?
Ребенок: Книгу написал детский писатель Николай Носов.
Воспитатель: Чем Незнайка запомнился вам? Что в нем необычного?
Дети: Он на все вопросы отвечает « Не знаю»
Ребенок: А мне запомнился момент в мультфильме, когда он сочинял стихи. Это
было очень смешно.
( За дверью раздается визг тормозов автомашины. Раздается стук в дверь.
Входит Незнайка.)
Незнайка: Это садик? Кажется, наконец-то я приехал. Ух! Долго же я к вам
добирался! Ой, ребята, простите, я забыл вам представиться. Меня зовут….
Дети: Незнайка!
Незнайка: Ой. Как мне приятно, что вы меня знаете!
Воспитатель: Откуда ты к нам приехал?
Незнайка: Можно на этот вопрос я отвечу вам своими стихами, которые я сочинил,
пока к вам ехал.
Живу в Цветочном городе,
Среди подруг, друзей,
Горжусь тем, что любопытен я
И шляпою своей…
Ребята, правда, хорошие стихи я сочинил?
Дети: Да!
Незнайка: А теперь я хочу вам задать свой вопрос. Можно?
Воспитатель: Задавай, конечно!
Незнайка: А чего это вас тут так много? День рождения у кого что ли?
Дети: У нас занятие.
Воспитатель: Ятолько что хотела пригласить своих детей в путешествие!
Незнайка: Ой, как интересно! А на чем вы будете путешествовать? В обычный
автомобиль все не поместитесь, может быть, поедем на лимузине?
Воспитатель: Я хотела предложить детям необычное путешествие. Мы отправимся на
«машине времени» - в прошлое, на несколько веков назад, чтоб узнать: как в далеком
прошлом люди следили за порядком на дорогах. Чтобы жить без бед много-много лет.
Незнайка: Как с вами интересно! А можно и я поеду с вами.
Дети: Да.
Незнайка: Только такой транспорт как «машина времени» я никогда не видел!
Воспитатель: Это сюрприз и для ребят. Кстати, «машина времени» находится совсем
рядом!
( воспитатель отодвигает ширму, там стоят стульчики по кругу - в виде летающей
тарелки)
Воспитатель: Вот она! Ну, что поедем на ней заглянем в тайны истории?
Дети: Да!
Незнайка: По такому случаю у меня только что родились стихи. Послушайте:
«Машина времени» без промедленья
Отправит в прошлое по нашему веленью.
Воспитатель: Молодец, Незнайка. Приглашаю всех занять места.
( садятся в «машину времени»)
Воспитатель: Чтоб отправиться в путь. Надо всем сказать магические слова:
Эники, беники, пек
Отправимся в первобытный век!
( тихо звучит музыка ВИА «Спейс»)
Незнайка: Вы сказали, что мы едем в первобытный век, это время, когда появился
на Земле человек?
Воспитатель: Совершенно верно. На Земле в это время только-только все зарождалось
Незнайка: Интересно, что тогда люди умели, что знали? Ходили ли по улицам города,
соблюдая правила дорожного движенья?
Воспитатель: В первобытном веке не было транспорта. И не было правил дорожного
движения.
Незнайка: Как это не было? Но ведь что-то у людей было?
Воспитатель: А вот сейчас мы долетим и все увидим своими глазами. Чтобы
остановить машину скажем магические слова:
Эники, беники, боб!
Наша машина -стоп!
Воспитатель предлагает выйти и осмотреться. Видят кругом - пусто.
( звучит африканская мелодия)
Выбегают «дикари» с палками. Они окружают ребят. Что-то кричат, поднимают
палки вверх.
Воспитатель: Не бойтесь, дети. Я изучала все языки и жесты мира. Сейчас я
постараюсь их убедить, что мы приехали с хорошими намерениями., что мы -добрые
гости. Я – не волшебник, я только учусь, но сейчас попробую сотворить чудо.
хлопает в ладоши - звучит тихо песня «Как прекрасен этот мир, посмотри».
Под звуки песни воспитатель жестами показывает, что сердце всех открыто для
всех (жестом - правой ладонью дотрагиваются до сердца, а потом рука движется
в направлении дикарей. Затем посылает «воздушный поцелуй».) Дети повторяют
жесты – «дикари» улыбаются.
( звучит мелодия « Видеокитс» дикари танцуют танец, но вовремя танца толкают друг
друга, забегают вперед других.)
Воспитатель: Видимо, что такое порядок и правила здесь никто не слышал. Здесь нет
улиц, регулировшиков, но порядок им все же необходим. А не подарить ли им наш
«светофорчик», который позволит им все упорядочить? (Воспитатель обращается к
вожаку)
Это - светофор. Он помогает установить порядок, когда вы двигаетесь.
(дети выполняют движения на сигнал светофора, а воспитатель читает стихотворение.
Гласит приказ: горит «Желтый глаз» веди себя осторожно!
«Зеленый глаз» - для нас говорит – сейчас идти можно!
«Красный глаз»: «Стой и жди! Дай другим пройти!
( Вожак благодарит поклоном гостей и провожает их до машины времени, затем
убегает. )
Воспитатель: Дети, нам пора спешить в другое временное пространство, чтобы
узнать, когда и почему на Руси появились первые правила дорожного движения. И кто их
придумал.
Скажем магические слова:
Эники, беники, пек
Отправимся в 18 век.
(Звучит мелодия ВИА «Спейс»)
Незнайка: Вон остановка. Мне кажется это те, времена, куда хотели мы попасть.
Воспитатель: Тогда скажем магические слова:
Эники, беники, боб
Наша машина - стоп!
(Все выходят из машины времени)
Воспитатель:
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты, в ризах образа.
Не видать конца и края-
Только синь сосет глаза.
Восемнадцатый век! Москва. По земле едут экипажи, повозки. Как шумно и
беспорядочно они движутся! Одни извозчики не хотят уступить дорогу другим. Иногда
случаются столкновения повозок. Чтобы не попасть в аварийную ситуацию,
приходится пораньше вставать, пока все спят и выезжать.
Русь деревянная, края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут,
Они прославляют землю родную,
Раздольные русские песни поют.
( звучит «Песня извозчика» в исполнении М.Бернеса)
выезжает на игрушечной лошади извозчик:
Извозчик: Тпру! Стоп! Не желаете ли прокатиться? Хоть до царских палат прокачу с
ветерком!
Воспитатель: Эй, любезный! Скажите ,пожалуйста, в какое время мы попали?
Извозчик: Странные вы люди! На дворе 1730 год от Рождества Христова.
Воспитатель: А Вы кто?
Извозчик: Я- извозчик! А если по-нашему, по- простому: водитель кобылы .Людей
катаю, грузы перевожу!
Воспитатель: Трудная у Вас профессия! Наверное, опасно ездить на лошади, когда нет
никаких правил дорожного движения.
Извозчик: Да, это так! Чтобы прекратить сие беспорядки сегодня императрица наша
Анна Иоановна издала указ в коем говорится: «Извозчикам и прочим всяких чинов людям
ездить, имея лошадей в упряжи, со всяким опасением и осторожностью, смирно. А тех,
кто не будет соблюдать сих правил, — бить кнутом и ссылать на каторгу».
Незнайка: А это поможет установить порядок на дорогах?
Извозчик: А почему вы этим интересуетесь? Уж не царские ли враги?
Воспитатель: Что вы! Мы – ваши друзья, и прибыли сюда из далекого будущего.
Спасибо Вам, теперь мы знаем, как появились первые правила дорожного движения.
Ребенок: Нам эти правила и в нашем времени помогают избегать аварийных ситуаций
на дорогах. Только они гораздо сложнее ваших правил, потому что в нашем времени
транспорта больше.
Извозчик: А на каких повозках вы ездите!
Ребенок: У нас нет лошадей и телег. Мы ездим на различных автомобилях, мощность
двигателя которых больше 100 лошадиных сил. Это как будто бы в телегу запрягли 100
лошадей.
Извозчик: Ой, ой, ой! Какое чудное -это будущее! И какие чудные автомобили !Мне
надо долго учиться, передвигаться по улицам безопасно!
Воспитатель: Ну что ж до свидания! Нам пора двигаться дальше.
Извозчик: Прощайте! Приезжайте еще, если у вас получится.
Воспитатель и дети садятся в машину времени и говорят магические слова.
( звучит мелодия)
Воспитатель: Нравится ли вам путешествовать?
Дети: Да
Воспитатель: Сделаем остановку в 21 веке.
Незнайка: Это же наше время!
Воспитатель: Да, мы возвращаемся в свой век и в свой детский сад. В наше время
есть тоже много интересного.
Все говорят слова: Эники, беники, пек
Едем в 21- ый век!
А вот и наш детский сад, скажем дружно слова:
Воспитатель: Эники, беники, боб
Наша машина -стоп!
(выходят и садятся на стульчики в другой части группы, перед перед экраном
телевизора).
Воспитатель: Прошли века, прошли года. А как на улицах нашего города сейчас
обстоят дела ? Вам интересно посмотреть, какие ситуации бывают на дорогах?
Дети: Да!
Воспитатель : Я пригласила к нам в гости инспектора дорожного движения, который
целые сутки стоит на посту, следит за тем, чтоб на дорогах никто не нарушал правил.
( стук в дверь)
Воспитатель: Проходите, мы рады вас видеть у нас в гостях.
Инспектор: Много раз от других людей я слышал о ваших знаниях дорожной азбуки.
И вот решил к вам заглянуть, чтобы рассказать о неприятных случаях на дорогах, а
все потому что, некоторые пренебрегают правилами, любят перебегать улицу где,
придется, а водители машин любят быстро ездить. И вот что получается !
(детям показывают детский фильм о правилах дорожного движенья)
Инспектор: Ребята, давайте с вами придумаем такой знак для нарушителей
дорожного движенья, который будет выдаваться за нарушение или приклеиваться на
лобовое стекло автомобиля, которым управляет лихач.
Воспитатель: Отличная идея! И мы вам поможем. Дети наши мастера на разные
задумки. Они нарисуют новый дорожный знак и помогут справиться с нарушителями
правил.
Ребята, беритесь за работу и нарисуйте новый знак «Осторожно! Это - нарушитель»
( дети рисуют)
По окончании выполнения задания инспектор ДПС и воспитатель организуют
выставку, и вместе с детьми решают, какой из нарисованных дорожных знаков самый
лучший.
Инспектор ДПС: Незнайка, я знаю в Цветочном городе еще есть нарушители
скоростного режима. И если, водители будут быстро ездить и пренебрегать правилами
движенья, передай им, мы будет их наказывать.
Незнайка: Я расскажу всем своим знакомым, как необходимо себя вести на дороге.
Инспектор ДПС: Всем, кому нужны колеса,
Передайте наш совет,
Пусть у нас сначала спросят
Можно ехать или нет.
Мы поможем и расскажем,
Честь по чести, что и как,
Мы дорогу всем укажем,
Уважайте каждый знак.
Нужно всем участникам движенья
Соблюдать законы Уваженья.
Незнайка: Спасибо всем, я многому у вас научился. Путешествие, которое, я с вами
совершил, я никогда не забуду. Обещаю, что в Цветочном городе стану главным
инспектором дорожного движенья.
Инспектор: Вот и хорошо, только общими усилиями мы добьемся порядка на
дорогах. Извините, мне пора идти на работу.
Незнайка: Пожалуйста, товарищ инспектор, отвезите меня домой . ( уходят)
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие во времени ..
Скажите, ребята, что в путешествии было для вас самым запоминающимся?
(ответы детей)