Напоминание

"Бактерии"


Автор: Чарушина Елена Ивановна
Должность: учитель географии и биологии
Учебное заведение: МКОУ СОШ №1 п. Пелым
Населённый пункт: п.Пелым, Свердловская область
Наименование материала: конспект урока и презентация
Тема: "Бактерии"
Раздел: среднее образование





Назад





Урок биологии в 6-м классе "Бактерии"

Цели:
1. Сформировать у учащихся знания об особенностях строения бактерий, их роли в природе и жизни человека. 2. Научить школьников распознавать представителей разных групп организмов. Познакомить учащихся с характерными признаками бактерий, их отличием от других организмов. 3. Раскрыть особенности строения, питания и распространения бактерий в природе. Оборудование: таблицы “Строение бактерий”, “Питание Бактерий”, презентация «Царство Бактерии».
Ход урока
1. Вступительное слово учителя – (эмоциональный настрой на урок). Сегодня у нас с вами необычный урок! Сегодня мы вновь отправимся в путешествие. В путешествие во времени, в мир до конца не распознанный, не разгаданный и таинственный, в мир мельчайших частиц, рассмотреть которые возможно лишь под микроскопом. Но прежде, чем мы отправимся в него, я хотела бы уточнить у вас: 1. Как называются все живые организмы на Земле? 2. На какие царства делится биосфера?
В процессе нашего путешествия мы узнаем много нового о самых мельчайших организмах на Земле, об одном из представителей которых писатель-фантаст Г.Уэльс устами своего героя сказал: “Да, здесь сидит под замком эпидемия. Стоит разбить такую пробирку и вылить ее содержимое в резервуар с питьевой водой, сказать этим крохотным живым частицам: “Идите, растите и размножайтесь, наполняйте цистерны!”, – и смерть – таинственная и быстро подкрадывающаяся, смерть – быстрая и ужасная, смерть – жалкая и исполненная мучений, обрушится на город и пойдет косить направо и налево. Только выпустите бациллу в водопровод, и прежде чем мы сможем преградить ей путь и снова ее выловить, она опустошит всю столицу” И я предлагаю вам отправиться в путешествие в мир микробиологии,
в

царство бактерий
, чтобы выяснить следующее: 1. Чем отличаются представители этого Царства от других живых организмов на Земле, 2. За какие такие заслуги их выделили в отдельное царство? 3. Каково внутреннее и внешнее строение бактерий, 4. А так же значение их в природе и жизни человека? 5. Научиться сравнивать на первый взгляд совершенно разных представителей разных Царств живого мира и находить в них черты сходства и различия и уметь объяснять таковые.
Презентация. 1 слайд.

- А может быть не стоит и отправляться в это путешествие? Может быть, у вас уже есть готовые ответы на этот вопрос? - Тогда в путь! В нашей экспедиции участвуют историки, исследователи и врачи. 2. Изучение нового материала. Учитель: Итак, представьте себе, что мы с вами пассажиры машины времени и отправляемся на много столетий назад, а точнее
3.5 миллиарда лет назад.
Земля – сплошной Океан. Планета безлюдна, нет ни птиц, ни зверей, ни рыб. Воды кристально чисты, воздух… нет, он совсем не тот, что теперь – и дело не в его чистоте – здесь абсолютно нет кислорода. Ученик 1 (биолог). Жизни нет в нашем понимании ее. Сейчас на земле расцвет самых древних организмов на Земле – бактерий. Некоторые из них будут называться “археобактерии”, что значит “древние”.
Ведь первые из известных нам организмов появятся только спустя 2 миллиарда лет и будут это одноклеточные водоросли. Некоторые из бактерий уже тогда могли синтезировать из атмосферных газов кислород, и именно благодаря ним на Земле существует жизнь в том виде, к которому привыкли мы. Учитель: Я предлагаю не задерживаться здесь, а перемахнуть через достаточно большой промежуток времени, чтобы попасть в
7 век до нашей эры.
Ученик 2 (биолог). Бактерии все больше завоевывают мир, их масса превышает массу всех организмов вместе взятых. В 1 грамме плодородной пахотной земли их 2,5 миллиарда. Они составляют до 90% биомассы океана. Известны бактерии, обитающие у глубоководных океанических кратеров при огромном давлении и температуре свыше 360 градусов по Цельсию. Вмерзшие в лед бактерии позже обнаружат на глубине 430 метров, в горячих источниках с температурой 78 градусов по Цельсию, они растут и размножаются. Многие освоили новую для себя среду обитания – организмы растений и животных. Учитель: Древние врачи пытались объяснить болезненные явления в организме человека влиянием на него внешних условий. Это, по их мнению, подтверждалось тем, что наиболее массовые эпидемии или пандемии (от
греческого слова “пандемос” -“всеобщий”) сопровождались массовыми заболеваниями растительного и животного мира – эпифитиями и эпизоотиями. Гиппократ, например, считал причиной ряда болезней “внутреннюю гнилость” и предлагал искать причину их в самом организме. Позже его взгляды изменились представлениями о миазмах – ядовитых испарениях почвы, вызывающих заболевания. Ученик 3 (историк) –
на доске карта Пунических

войн.
Уже в те далекие времена, когда люди еще ничего не знали о бактериях и других возбудителях инфекционных заболеваний, они подозревали друг друга в умышленной передаче и распространении “мировой заразы”. Любая эпидемия сопровождалась человеческими жертвами не только вследствие заболеваний, но и в результате расправы над мнимыми отравителями колодцев, чародеями и колдунами. В период с 264 по 146 гг. до н.э. между рабовладельческим Римом и Карфагеном шли войны за Западное Средиземноморье, вошедшие в историю под названием Пунических римские войска осадили Корфаген, защитники которого стойко сопротивлялись. Казалось, что захватить город невозможно, и тогда римляне начали забрасывать в осажденный город чумные трупы. Победа, которой не смогли добиться в бою, была захвачена хитростью.
Рассказывают, что испанские конкистадоры завоевали Америку не только огнем и мечом, но и хитростью. Они подарили индейцам одежду, принадлежавшую больным оспой, чем вызвали эпидемию, в результате которой погибло около 3 миллионов индейцев. Учитель: Благодаря нашему историку, мы с вами перенеслись гораздо ближе к нашему времени
год 1676 нашей эры.
В Голландии родился великий ученый Антонии Ван Ливенгук (г.Делфт). Чем же он знаменит? (вспоминаем знания из ботаники). Именно благодаря ему, мы с вами можем разглядеть под микроскопом еще один мир – Мир Бактерий. Ученик 4 (биолог) - на доске группы бактерий по внешнему строению: Из дневников Антония Ван Левенгука видно, что он находит анимакулей (или “зверюшек”) везде: в гнилой воде, в тиши каналов, и даже на собственных зубах. Они все одноклеточные, часто собираются группами, в колонии. Именно тогда их стали подразделять на группы по внешнему строению:
Палочковидные бактерии начали называть бациллами, изогнутых, как запятые – вибрионами, похожих на спираль – спириллами, шарообразных – кокками. Некоторые бактерии способны быстро передвигаться при помощи жгутиков, которые представляют собой скрученные винтообразно нити. Самые крупные из них не превышают в размере 0,01 мкм. Учитель : На могиле Антония Ван Левенгука высечены слова: "Микроскоп, придуманный и описанный им по-фламандски, оценен всем миром". Началось повальное увлечение исследованиями с помощью микроскопа – появились наука микробиология. Но прежде чем мы с вами приступим к изучению более детальному внутреннего строения бактерий, я хотела бы, чтобы вы вспомнили: В каком, уже не раз упомянутом нами Царстве, мы с вами встречались уже с одноклеточными микроорганизмами? Что это были за микроорганизмы? Помните ли вы их строение и предназначение их частей?
Я предлагаю в течение 2-х минут поработать самостоятельно с карточками на столах (заполнение карточек по внутреннему строению хламидомонады – где часть карточки с бактерией закрыта). А теперь откройте вторую половину карточки. На ней изображена бактерия и ее внутреннее строение. Как видите оно очень простое. 1. Что сразу бросается в глаза? В чем сходство бактерии и хламидомонады? (оболочка, цитоплазма, жгутики, клеточные включения – сразу выясняем попутно их функции, которые тоже сходны). 2. Чем они различаются? 3. А почему у бактерии нет светочувствительного глазка? хроматофора? чем, по-вашему, она тогда питается? Разбираем питание бактерий: сапрофиты симбионты паразиты извлекают вещества из мертвого и разлагающегося материала (бактерии гниения). Симбиоз – это… бобовые - клубеньковые бактерии; человек - кишечная палочка. болезнетворные – живут и питаются за счет хозяина. 4. А где же у бактерий главная часть клетки – ядро?
Что представляет собой ядро у хламидомонады? Что в нем находится? Для чего? А что же бактерии не размножаются? А как же объяснить эпидемии? (введение понятия кольцевой молекулы ДНК) Почему же это не ядро? (нет ядерной оболочки) 5. Так в чем же заключается основное отличие Царства растений и Царства бактерий? Можем ли мы с вами предположить, что бактерии были предками растений? (сине-зеленые или цианобактерии). 6. Но, ребята, мы с вами знаем, что в любом живом организме происходит обмен веществ и идет процесс дыхания. Как вы думаете, как это происходит у бактерий? А процесс размножения у бактерий – это деление на две части, что является еще одним доказательством их первообразности.
Заключение.
- Итак, ребята, мы с вами постепенно добрались до наших дней. Мы уже достаточно много знаем о бактериях, а сколько тайн они еще не открыли для нас… Бактериям мы еще уделим некоторое время в курсе ботаники, а более подробно будем говорить о них в курсе “Общей биологии”. - Но мы с вами отправлялись в путешествие, чтобы ответить на определенные вопросы. Давайте вернемся к ним и теперь попытаемся на них ответить.
Что еще нового вы узнали на уроке? Интересен ли мир микробиологии? О чем бы вы хотели узнать на следующих уроках?
Задание на дом.
Заполнить таблицу или нарисовать схему по строению и функциям органов бактерий, используя знания, полученные на уроке. Подготовить сообщения по: а) использованию бактерий в хлебопечении и пивоварении. б) О кисломолочных бактериях. в) О бактериях гниения. § 86.
Если осталось время, возможен рассказ учащегося

об использовании бактерий, как оружия.
“Однако вскоре и в самом деле бактериологическое оружие было пущено в ход. Применили его не анархисты, а педантичные немцы во время первой мировой войны. В 1915 году они заразили болезненным микробом оспы скот, который отправляли из американских портов для войск союзников в Европе. Эпидемию холеры пытались вызвать в Италии. А в США после их вступления в войну, прокатилась волна столбняка, который развивался после применения пластыря, содержащего споры столбнячной палочки. В 1925 году в Женеве представителями более 48 государств был подписан “Протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых, и других подобных газов и бактериологических веществ". Несмотря на это, в з а п а д н о й п е ч а т и ж и в о о б с у ж д а л с я в о п р о с о в о з м о ж н о с т я х
бактериологической войны. А японские империалисты предпочитали действовать. Первые бактериологические лаборатории для подготовки оружия были созданы по приказу императора Хирохито в 1935-1936 гг. на территории оккупированной Манчжурии. Во главе одной из них стоял знаменитый японский бактериолог генерал ИСИИ Сиро, другой руководил ветеринарный врач, генерал Вакамацу. О преступлениях, которые творили ученые палачи мир, узнал после разгрома советскими войсками Квантунской армии. Первая попытка практического применения оружия состоялась в 1940 году под личным руководством генерала Исии. На китайский город Нинбо японцы сбросили бомбы, начиненные блохами – переносчиками чумы. И черная смерть не замедлила уничтожить значительную часть населения города. В 1942 году были заражены тифом и выпущены из лагерей сотни китайских военнопленных. Советские войска, разгромившие Квентунскую армию, спасли миллионы людей от неминуемой гибели. Японцы не успели перейти к массовому уничтожению. Оборудование лаборатории было в спешном порядке уничтожено, однако скрыть следы преступной деятельности полностью не удалось. К бактериологической войне готовилась и гитлеровская армия. Ответственным за принятие решения по этому вопросу был Геринг, заместителем которого по этому вопросу был профессор Бломе. В бакинституте, который находился под Познанью, выращивались возбудители смертельных болезней и вредители растений. Он прихватил с собой культуру чумных бактерий, надеясь продолжить преступные эксперименты на территории Германии. В военных лагерях до последних дней войны продолжались эксперименты на военнопленных: их заражали сыпным тифом, сибирской язвой, дизентерией и туберкулезом, а затем испытывали новые лекарства.
Учитывая опасность, которую бактериологическая война представляет для человечества, правительства и ученые многих стран выступили с протестом против создания бактериологического оружия. В июне 1952 года была создана международная комиссия из крупных ученых, расследовавших деятельность японских и немецких разработчиков этого оружия в годы войны. Протокол проведения расследования заканчивался призывом ко всем народам не допускать использования завоеваний науки для уничтожения человечества. В 1972 году был подписан Международный договор о запрещении бактериологических средств ведения войны”.
Ученик 1 (биолог). Жизни нет в нашем понимании ее. Сейчас на земле расцвет самых древних организмов на Земле – бактерий. Некоторые из них будут называться “археобактерии”, что значит “древние”. Ведь первые из известных нам организмов появятся только спустя 2 миллиарда лет и будут это одноклеточные водоросли. Некоторые из бактерий уже тогда могли синтезировать из атмосферных газов кислород, и именно благодаря ним на Земле существует жизнь в том виде, к которому привыкли мы. Ученик 2 (биолог). Бактерии все больше завоевывают мир, их масса превышает массу всех организмов вместе взятых. В 1 грамме плодородной пахотной земли их 2,5
миллиарда. Они составляют до 90% биомассы океана. Известны бактерии, обитающие у глубоководных океанических кратеров при огромном давлении и температуре свыше 360 градусов по Цельсию. Вмерзшие в лед бактерии позже обнаружат на глубине 430 метров, в горячих источниках с температурой 78 градусов по Цельсию, они растут и размножаются. Многие освоили новую для себя среду обитания – организмы растений и животных. Ученик 3 (историк) –
на доске карта Пунических войн.
Уже в те далекие времена, когда люди еще ничего не знали о бактериях и других возбудителях инфекционных заболеваний, они подозревали друг друга в умышленной передаче и распространении “мировой заразы”. Любая эпидемия сопровождалась человеческими жертвами не только вследствие заболеваний, но и в результате расправы над мнимыми отравителями колодцев, чародеями и колдунами. В период с 264 по 146 гг. до н.э. между рабовладельческим Римом и Карфагеном шли войны за Западное Средиземноморье, вошедшие в историю под названием Пунических римские войска осадили Корфаген, защитники которого стойко сопротивлялись.
Казалось, что захватить город невозможно, и тогда римляне начали забрасывать в осажденный город чумные трупы. Победа, которой не смогли добиться в бою, была захвачена хитростью. Рассказывают, что испанские конкистадоры завоевали Америку не только огнем и мечом, но и хитростью. Они подарили индейцам одежду, принадлежавшую больным оспой, чем вызвали эпидемию, в результате которой погибло около 3 миллионов индейцев. Ученик 4 (биолог) - на доске группы бактерий по внешнему строению: Из дневников Антония Ван Левенгука видно, что он находит анимакулей (или “зверюшек”) везде: в гнилой воде, в тиши каналов, и даже на собственных зубах. Они все одноклеточные, часто собираются группами, в колонии. Именно тогда их стали подразделять на группы по внешнему строению: Палочковидные бактерии начали называть бациллами, изогнутых, как запятые – вибрионами, похожих на спираль – спириллами, шарообразных – кокками. Некоторые бактерии способны быстро передвигаться при помощи жгутиков, которые представляют собой скрученные винтообразно нити. Самые крупные из них не превышают в размере 0,01 мкм.


В раздел образования