Автор: Чарушина Елена Ивановна Должность: учитель географии и биологии Учебное заведение: МКОУ СОШ №1 п. Пелым Населённый пункт: п.Пелым, Свердловская область Наименование материала: конспект урока и презентация Тема: "Бактерии" Раздел: среднее образование
Цели:
1.
Сформировать у учащихся знания об особенностях строения бактерий,
их роли в природе и жизни человека.
2.
Научить
школьников
распознавать
представителей
разных
групп
организмов.
Познакомить
учащихся
с
характерными
признаками
бактерий, их отличием от других организмов.
3. Раскрыть особенности строения, питания и распространения бактерий
в природе.
Оборудование:
таблицы
“Строение
бактерий”,
“Питание
Бактерий”,
презентация «Царство Бактерии».
Ход урока
1. Вступительное слово учителя – (эмоциональный настрой на урок).
Сегодня у нас с вами необычный урок!
Сегодня мы вновь отправимся в путешествие. В путешествие во времени, в
мир до конца не распознанный, не разгаданный и таинственный, в мир
мельчайших частиц, рассмотреть которые возможно лишь под микроскопом.
Но прежде, чем мы отправимся в него, я хотела бы уточнить у вас:
1. Как называются все живые организмы на Земле?
2. На какие царства делится биосфера?
В процессе нашего путешествия мы узнаем много нового о самых
мельчайших организмах на Земле, об одном из представителей которых
писатель-фантаст Г.Уэльс устами своего героя сказал:
“Да, здесь сидит под замком эпидемия. Стоит разбить такую пробирку и
вылить
ее
содержимое
в
резервуар
с
питьевой
водой,
сказать
этим
крохотным живым частицам: “Идите, растите и размножайтесь, наполняйте
цистерны!”, – и смерть – таинственная и быстро подкрадывающаяся, смерть –
быстрая и ужасная, смерть – жалкая и исполненная мучений, обрушится на
город
и
пойдет
косить
направо
и
налево.
Только
выпустите
бациллу
в
водопровод,
и
прежде
чем
мы
сможем
преградить
ей
путь
и
снова
ее
выловить, она опустошит всю столицу”
И я предлагаю вам отправиться в путешествие в мир микробиологии, в
царство бактерий , чтобы выяснить следующее:
1. Чем отличаются представители этого Царства от других живых организмов
на Земле,
2. За какие такие заслуги их выделили в отдельное царство?
3. Каково внутреннее и внешнее строение бактерий,
4. А так же значение их в природе и жизни человека?
5.
Научиться
сравнивать
на
первый
взгляд
совершенно
разных
представителей разных Царств живого мира и находить в них черты сходства
и различия и уметь объяснять таковые.
Презентация. 1 слайд.
- А может быть не стоит и отправляться в это путешествие? Может быть, у вас
уже есть готовые ответы на этот вопрос?
- Тогда в путь! В нашей экспедиции участвуют историки, исследователи и
врачи.
2. Изучение нового материала.
Учитель: Итак, представьте себе, что мы с вами пассажиры машины времени
и отправляемся на много столетий назад, а точнее
3.5 миллиарда лет назад.
Земля – сплошной Океан. Планета безлюдна, нет ни птиц, ни зверей, ни рыб.
Воды кристально чисты, воздух… нет, он совсем не тот, что теперь – и дело не
в его чистоте – здесь абсолютно нет кислорода.
Ученик 1 (биолог).
Жизни нет в нашем понимании ее. Сейчас на земле расцвет самых древних
организмов
на
Земле
–
бактерий.
Некоторые
из
них
будут
называться
“археобактерии”, что значит “древние”.
Ведь
первые
из
известных
нам
организмов
появятся
только
спустя
2
миллиарда лет и будут это одноклеточные водоросли.
Некоторые из бактерий уже тогда могли синтезировать из атмосферных газов
кислород, и именно благодаря ним на Земле существует жизнь в том виде, к
которому привыкли мы.
Учитель:
Я
предлагаю
не
задерживаться
здесь,
а
перемахнуть
через
достаточно большой промежуток времени, чтобы попасть в
7 век до нашей эры.
Ученик 2 (биолог).
Бактерии
все
больше
завоевывают
мир,
их
масса
превышает
массу
всех
организмов вместе взятых. В 1 грамме плодородной пахотной земли их 2,5
миллиарда. Они составляют до 90% биомассы океана. Известны бактерии,
обитающие у глубоководных океанических кратеров при огромном давлении
и температуре свыше 360 градусов по Цельсию. Вмерзшие в лед бактерии
позже
обнаружат
на
глубине
430
метров,
в
горячих
источниках
с
температурой 78 градусов по Цельсию, они растут и размножаются.
Многие освоили новую для себя среду обитания – организмы растений и
животных.
Учитель:
Древние
врачи
пытались
объяснить
болезненные
явления
в
организме человека влиянием на него внешних условий. Это, по их мнению,
подтверждалось тем, что наиболее массовые эпидемии или пандемии (от
греческого
слова
“пандемос”
-“всеобщий”)
сопровождались
массовыми
заболеваниями
растительного
и
животного
мира
–
эпифитиями
и
эпизоотиями.
Гиппократ,
например,
считал
причиной
ряда
болезней
“внутреннюю
гнилость” и предлагал искать причину их в самом организме. Позже его
взгляды изменились представлениями о миазмах – ядовитых испарениях
почвы, вызывающих заболевания.
Ученик 3 (историк) – на доске карта Пунических
войн.
Уже в те далекие времена, когда люди еще ничего не знали о бактериях и
других
возбудителях
инфекционных
заболеваний,
они
подозревали
друг
друга в умышленной передаче и распространении “мировой заразы”. Любая
эпидемия сопровождалась человеческими жертвами не только вследствие
заболеваний,
но
и
в
результате
расправы
над
мнимыми
отравителями
колодцев, чародеями и колдунами.
В
период
с
264
по
146
гг.
до
н.э.
между
рабовладельческим
Римом
и
Карфагеном
шли
войны
за
Западное
Средиземноморье,
вошедшие
в
историю
под
названием
Пунических
римские
войска
осадили
Корфаген,
защитники которого стойко сопротивлялись.
Казалось,
что
захватить
город
невозможно,
и
тогда
римляне
начали
забрасывать в осажденный город чумные трупы. Победа, которой не смогли
добиться в бою, была захвачена хитростью.
Рассказывают, что испанские конкистадоры завоевали Америку не только
огнем
и
мечом,
но
и
хитростью.
Они
подарили
индейцам
одежду,
принадлежавшую
больным
оспой,
чем
вызвали
эпидемию,
в
результате
которой погибло около 3 миллионов индейцев.
Учитель: Благодаря нашему историку, мы с вами перенеслись гораздо ближе
к нашему времени
год 1676 нашей эры.
В
Голландии
родился
великий
ученый
Антонии
Ван
Ливенгук
(г.Делфт).
Чем же он знаменит? (вспоминаем знания из ботаники).
Именно
благодаря
ему,
мы
с
вами
можем
разглядеть
под
микроскопом еще один мир – Мир Бактерий.
Ученик 4 (биолог) - на доске группы бактерий по внешнему строению:
Из дневников Антония Ван Левенгука видно, что он находит анимакулей (или
“зверюшек”) везде: в гнилой воде, в тиши каналов, и даже на собственных
зубах. Они все одноклеточные, часто собираются группами, в колонии.
Именно тогда их стали подразделять на группы по внешнему строению:
Палочковидные
бактерии
начали
называть
бациллами,
изогнутых,
как
запятые – вибрионами, похожих на спираль – спириллами, шарообразных –
кокками.
Некоторые бактерии способны быстро передвигаться при помощи жгутиков,
которые
представляют
собой
скрученные
винтообразно
нити.
Самые
крупные из них не превышают в размере 0,01 мкм.
Учитель :
На
могиле
Антония
Ван
Левенгука
высечены
слова:
"Микроскоп,
придуманный
и
описанный
им
по-фламандски,
оценен всем миром".
Началось
повальное
увлечение
исследованиями
с
помощью
микроскопа – появились наука микробиология.
Но прежде чем мы с вами приступим к изучению более детальному
внутреннего строения бактерий, я хотела бы, чтобы вы вспомнили:
В
каком,
уже
не
раз
упомянутом
нами
Царстве,
мы
с
вами
встречались уже с одноклеточными микроорганизмами?
Что это были за микроорганизмы?
Помните ли вы их строение и предназначение их частей?
Я предлагаю в течение 2-х минут поработать самостоятельно с карточками на
столах (заполнение карточек по внутреннему строению хламидомонады –
где часть карточки с бактерией закрыта).
А теперь откройте вторую половину карточки. На ней изображена бактерия и
ее внутреннее строение. Как видите оно очень простое.
1. Что сразу бросается в глаза? В чем сходство бактерии и хламидомонады?
(оболочка, цитоплазма, жгутики, клеточные включения – сразу выясняем
попутно их функции, которые тоже сходны).
2. Чем они различаются?
3. А почему у бактерии нет светочувствительного глазка? хроматофора? чем,
по-вашему, она тогда питается?
Разбираем питание бактерий: сапрофиты
симбионты
паразиты
извлекают
вещества
из
мертвого
и
разлагающегося
материала
(бактерии
гниения).
Симбиоз – это…
бобовые - клубеньковые бактерии;
человек - кишечная палочка.
болезнетворные
–
живут
и
питаются
за
счет
хозяина.
4. А где же у бактерий главная часть клетки – ядро?
Что представляет собой ядро у хламидомонады? Что в нем находится? Для
чего? А что же бактерии не размножаются? А как же объяснить эпидемии?
(введение понятия кольцевой молекулы ДНК) Почему же это не ядро? (нет
ядерной оболочки)
5. Так в чем же заключается основное отличие Царства растений и Царства
бактерий? Можем ли мы с вами предположить, что бактерии были предками
растений? (сине-зеленые или цианобактерии).
6. Но, ребята, мы с вами знаем, что в любом живом организме происходит
обмен веществ и идет процесс дыхания. Как вы думаете, как это происходит у
бактерий? А процесс размножения у бактерий – это деление на две части, что
является еще одним доказательством их первообразности.
Заключение.
- Итак, ребята, мы с вами постепенно добрались до наших дней. Мы уже
достаточно много знаем о бактериях, а сколько тайн они еще не открыли для
нас…
Бактериям
мы
еще
уделим
некоторое
время
в
курсе
ботаники,
а
более
подробно будем говорить о них в курсе “Общей биологии”.
-
Но
мы
с
вами
отправлялись
в
путешествие,
чтобы
ответить
на
определенные вопросы. Давайте вернемся к ним и теперь попытаемся на
них ответить.
Что еще нового вы узнали на уроке?
Интересен ли мир микробиологии?
О чем бы вы хотели узнать на следующих уроках?
Задание на дом.
Заполнить таблицу или нарисовать схему по строению и функциям органов
бактерий, используя знания, полученные на уроке.
Подготовить сообщения по:
а) использованию бактерий в хлебопечении и пивоварении.
б) О кисломолочных бактериях.
в) О бактериях гниения.
§ 86.
Если осталось время, возможен рассказ учащегося
об использовании бактерий, как оружия.
“Однако вскоре и в самом деле бактериологическое оружие было пущено в
ход. Применили его не анархисты, а педантичные немцы во время первой
мировой войны. В 1915 году они заразили болезненным микробом оспы
скот, который отправляли из американских портов для войск союзников в
Европе. Эпидемию холеры пытались вызвать в Италии. А в США после их
вступления в войну, прокатилась волна столбняка, который развивался после
применения пластыря, содержащего споры столбнячной палочки.
В 1925 году в Женеве представителями более 48 государств был подписан
“Протокол
о
запрещении
применения
на
войне
удушливых,
ядовитых,
и
других подобных газов и бактериологических веществ". Несмотря на это, в
з а п а д н о й
п е ч а т и
ж и в о
о б с у ж д а л с я
в о п р о с
о
в о з м о ж н о с т я х
бактериологической
войны.
А
японские
империалисты
предпочитали
действовать.
Первые
бактериологические
лаборатории
для
подготовки
оружия
были
созданы по приказу императора Хирохито в 1935-1936 гг. на территории
оккупированной
Манчжурии.
Во
главе
одной
из
них
стоял
знаменитый
японский бактериолог генерал ИСИИ Сиро, другой руководил ветеринарный
врач, генерал Вакамацу. О преступлениях, которые творили ученые палачи
мир, узнал после разгрома советскими войсками Квантунской армии.
Первая попытка практического применения оружия состоялась в 1940 году
под личным руководством генерала Исии. На китайский город Нинбо японцы
сбросили бомбы, начиненные блохами – переносчиками чумы. И черная
смерть не замедлила уничтожить значительную часть населения города. В
1942 году были заражены тифом и выпущены из лагерей сотни китайских
военнопленных.
Советские
войска,
разгромившие
Квентунскую
армию,
спасли
миллионы
людей
от
неминуемой
гибели.
Японцы
не
успели
перейти
к
массовому
уничтожению.
Оборудование
лаборатории
было
в
спешном
порядке
уничтожено, однако скрыть следы преступной деятельности полностью не
удалось.
К
бактериологической
войне
готовилась
и
гитлеровская
армия.
Ответственным
за
принятие
решения
по
этому
вопросу
был
Геринг,
заместителем
которого
по
этому
вопросу
был
профессор
Бломе.
В
бакинституте, который находился под Познанью, выращивались возбудители
смертельных болезней и вредители растений. Он прихватил с собой культуру
чумных
бактерий,
надеясь
продолжить
преступные
эксперименты
на
территории
Германии.
В
военных
лагерях
до
последних
дней
войны
продолжались
эксперименты
на
военнопленных:
их
заражали
сыпным
тифом, сибирской язвой, дизентерией и туберкулезом, а затем испытывали
новые лекарства.
Учитывая опасность, которую бактериологическая война представляет для
человечества, правительства и ученые многих стран выступили с протестом
против
создания
бактериологического
оружия.
В
июне
1952
года
была
создана
международная
комиссия
из
крупных
ученых,
расследовавших
деятельность
японских
и
немецких
разработчиков
этого
оружия
в
годы
войны. Протокол проведения расследования заканчивался призывом ко всем
народам не допускать использования завоеваний науки для уничтожения
человечества.
В
1972
году
был
подписан
Международный
договор
о
запрещении бактериологических средств ведения войны”.
Ученик 1 (биолог).
Жизни нет в нашем понимании ее. Сейчас на земле расцвет самых древних
организмов на Земле – бактерий. Некоторые из них будут называться
“археобактерии”, что значит “древние”.
Ведь первые из известных нам организмов появятся только спустя 2
миллиарда лет и будут это одноклеточные водоросли.
Некоторые из бактерий уже тогда могли синтезировать из атмосферных газов
кислород, и именно благодаря ним на Земле существует жизнь в том виде, к
которому привыкли мы.
Ученик 2 (биолог).
Бактерии все больше завоевывают мир, их масса превышает массу всех
организмов вместе взятых. В 1 грамме плодородной пахотной земли их 2,5
миллиарда. Они составляют до 90% биомассы океана. Известны бактерии,
обитающие у глубоководных океанических кратеров при огромном давлении
и температуре свыше 360 градусов по Цельсию. Вмерзшие в лед бактерии
позже обнаружат на глубине 430 метров, в горячих источниках с
температурой 78 градусов по Цельсию, они растут и размножаются.
Многие освоили новую для себя среду обитания – организмы растений и
животных.
Ученик 3 (историк) – на доске карта Пунических войн.
Уже в те далекие времена, когда люди еще ничего не знали о бактериях и
других возбудителях инфекционных заболеваний, они подозревали друг
друга в умышленной передаче и распространении “мировой заразы”. Любая
эпидемия сопровождалась человеческими жертвами не только вследствие
заболеваний, но и в результате расправы над мнимыми отравителями
колодцев, чародеями и колдунами.
В период с 264 по 146 гг. до н.э. между рабовладельческим Римом и
Карфагеном шли войны за Западное Средиземноморье, вошедшие в
историю под названием Пунических римские войска осадили Корфаген,
защитники которого стойко сопротивлялись.
Казалось, что захватить город невозможно, и тогда римляне начали
забрасывать в осажденный город чумные трупы. Победа, которой не смогли
добиться в бою, была захвачена хитростью.
Рассказывают, что испанские конкистадоры завоевали Америку не только
огнем и мечом, но и хитростью. Они подарили индейцам одежду,
принадлежавшую больным оспой, чем вызвали эпидемию, в результате
которой погибло около 3 миллионов индейцев.
Ученик 4 (биолог) - на доске группы бактерий по внешнему строению:
Из дневников Антония Ван Левенгука видно, что он находит анимакулей (или
“зверюшек”) везде: в гнилой воде, в тиши каналов, и даже на собственных
зубах. Они все одноклеточные, часто собираются группами, в колонии.
Именно тогда их стали подразделять на группы по внешнему строению:
Палочковидные бактерии начали называть бациллами, изогнутых, как
запятые – вибрионами, похожих на спираль – спириллами, шарообразных –
кокками.
Некоторые бактерии способны быстро передвигаться при помощи жгутиков,
которые представляют собой скрученные винтообразно нити. Самые
крупные из них не превышают в размере 0,01 мкм.