Напоминание

Открытый урок "Машинные швы"


Автор: Кияшко Тамара Федоровна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ с. Красный Яр
Населённый пункт: Энгельсский район, Саратовская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Открытый урок "Машинные швы"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. КРАСНЫЙ ЯР» ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ул. Гагарина 2, 413163 с. Красный Яр, Энгельсский район, Саратовская обл.,тел (8453) 77-67-02 Открытый урок в специальных коррекционных классах VIII вида. Подготовила: учитель технологии Кияшко Т. Ф. 2016 год

Конспект урока профессионально – трудового обучения

в 5-6 классах.

Дата проведения: 2 марта 2016 года

Тема:
Выполнение машинных швов. Выполнение краевого шва вподгибку с закрытым срезом.
Цель:
Продолжать знакомить обучающихся с машинными швами и формировать навыки выполнения машинных строчек и швов на практике.
Задачи урока:
 Обучающая: - ознакомление с условиями и приёмами выполнения краевого шва и основными терминами, научить обрабатывать срезы деталей.  Воспитательная: -формирование коммуникативных отношений между обучающимися, - формирование черт гармоничной и незакомплексованной личности (критичности и самокритичности, оценки и самооценки); - воспитание стремления работать последовательно и аккуратно.  Коррекционно-развивающая: - коррекция мыслительной деятельности через использование специальной терминологии; - развитие сенсорной сферы (зрительного восприятия, восприятия формы, величины, цвета; тактильного восприятия); - развитие памяти, логического мышления;
Тип урока:
комбинированный урок.
Форма работы на уроке:
фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование:
1) Швейные машины с электрическим приводом; 2) гладильная доска, утюг. 3) проектор, экран, компьютер.
Инструменты:
иглы, ножницы, линейка.
Приспособления:
булавки.
Материалы:
полуфабрикат косынки, образцы швов, нитки.
Зрительный ряд:
1) Презентация:  урок технологии; 2) Раздаточный материал:  перфокарты;  задание «Технологическая цепочка»  игра «Лото»  тесты на первичное закрепление во внешней речи
ХОД УРОКА

1.

Мотивация к учебной деятельности. (3 мин)
Приветствие к детям, а детей к присутствующим. -Всем приятного времяпрепровождения. Проверка готовности обучающихся к уроку: -Чтобы проверить как вы готовы к уроку вам нужно ответить на мои вопросы, ответы помогут нам сегодня в работе. За правильные ответы будут выдаваться фишки. Собираем фишки. -Для чего используют обратный ход швейной машины? (для выполнения закрепки). -Для чего служат шпулька и шпульный колпачок? (наматываем нитки и вставляем шпульку). -Как надо сидеть за швейной машиной? (прямо, слегка наклонив корпус вперед; напротив механизма игловодителя).
-Механизмы швейной машины (количество)?(5) -Какую работу выполняет зубчатая рейка? (продвигает ткань).
2. Подготовка обучающихся к активной деятельности на основном

этапе занятия. (7мин.)
-Сегодня на уроке технологии мы с вами будем работать не на образцах ткани, а будем работать на швейном изделии. -Что же это за изделие? (образец на доске: косынка). История косынки.(слайды) -«Косынка»-разновидность платка, представляющая собой кусок ткани в форме равнобедренного треугольника……..[cм. Приложение А]. -Так как вы думаете чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Будем работать за швейной машинкой) (шить косынку) -Правильно, сегодня на уроке мы должны: - Продолжить знакомство с видами машинных швов. -Научиться выполнять машинный краевой шов в подгибку с закрытым срезом.
3. Повторение пройденного материала. (3мин.)
-Проверка терминологии: (какая группа первой выполнит задание) Игра «Лото»: Приутюжить – уменьшить толщину шва или края детали Заметать – временно закрепить подогнутые края детали Застрочить – проложить строчку для закрепления подогнутого края детали или изделия.
4. Усвоение новых знаний и способов действия (6 мин.)
-Итак, мы с вами вспомнили терминологию ручных и машинных работ и название влажно-тепловой операции – это нам пригодится на нашем занятии. Сегодня мы с вами будем продолжать знакомиться с машинными швами и на практике закреплять наши знания.

-Швы делятся на соединительные, краевые и отделочные (слайды).
-Почему соединительные швы так называются? (Соединительные швы служат для соединения отдельных деталей изделия). -Почему краевые швы так называются? (Краевые швы для обработки срезов и предохранения их от осыпания). -Почему отделочные швы так называются? (Декоративно – отделочными швами декоративно оформляют изделие). -
Краевые швы подразделяются на швы в подгибку с открытым срезом

и швы в подгибку с закрытым срезом.
-Почему краевой шов называется швом в подгибку с открытым срезом? (край изделия подгибают один раз и застрачивают, срез открыт) -Почему краевой шов называется швом в подгибку с закрытым срезом? (край изделия подгибают два раза и застрачивают, срез закрыт). -На нашем уроке мы должны научиться выполнять машинный шов: шов в подгибку с закрытым срезом. - Составляем технологическую карту или ход работы обработки этого шва. У вас на столах лежит перфокарта (графическое изображение) шва в подгибку с закрытым срезом.
Задание «Технологическая цепочка» (слайд).
Ход работы: 1.Подогнуть долевой срез косынки два раза и заметать. 2.Подогнуть поперечный срез косынки два раза и заметать. 3.Застрочить заметанные срезы косынки. 4.Удалить нитки смётывания. 5.Приутюжить швы. -Где мы можем применить этот шов при обработке изделия? (Этот шов применяют, при обработке низа изделия: рукава, брюк, юбки, а также обрабатывая края салфетки, простыни). -Мы с вами познакомились с последовательностью выполнения машинного краевого шва в подгибку закрытым срезом.

Требования, предъявляемые к выполнению машинных работ.
1. Все внутренние машинные строчки выполняются нитками в цвет ткани. 2. Машинные строчки должны быть ровными, ширина шва должна быть одинаковой. 3. После выполнения машинной работы нитки всех временных строчек (сметывания, наметывания и т.д.) удаляются. 4. Готовые швы надо приутюжить.
5.Физкультурная пауза.
«Зимняя прогулка».(3 мин.)
[см. Приложение Б].

6. Первичное закрепление во внешней речи (слайды). (3мин.)

Вопросы для закрепления (тесты)
1. На какие три группы делятся все машинные швы? (Найдите лишнее) А) соединительные; Б)
разъединительные;
В) краевые; Г) отделочные. 2. Какие швы относятся к краевым? (Выбрать правильный ответ) А) накладной с закрытым срезом; Б)
шов в подгибку с закрытым срезом;
В) стачной в разутюжку. 3. Для чего применяются краевые швы? (Выбрать правильный ответ) А) для прочного соединения деталей швейного изделия между собой; Б)
для закрепления подогнутого края изделия;
В) для украшения изделий. ответ: ГОТОВ. - Ну вот мы с вами готовы к следующему этапу урока.
7
.
Практическая работа с самопроверкой по эталону.(2мин.)

-Чтобы перейти к практической работе мы с вами должны повторить правила техники безопасности при работе: с иглами, ножницами, на швейных машинах, с утюгом. Какие правила техники безопасности необходимо соблюдать при шитье на швейной машине? (используем памятку по ТБ).
Техника безопасности на швейной машине
1. Сидеть за машиной прямо. 2. Расстояние от глаз до изделия должно быть 30-40 см. 3. Проверить перед соединением деталей, не остались ли в изделии игла или булавки. 4. Не класть ножницы и другие инструменты около вращающихся частей машины. 5. Укажите правильное положение рук при шитье на машине?
Техника безопасности при работе с утюгом
1. Проверить целостность шнура. 2. При выполнении работ стоять на резиновом коврике. 3. Утюг ставить на специальную подставку. 4. Включать и выключать утюг сухими руками, держась за вилку.
Техника безопасности при выполнении ручных работ
1. Инструменты и необходимые материалы хранить в специальной коробке. 2. Иголки хранить в игольнице. 3. Во время работы на средний палец правой руки надевать наперсток. 4. Иголки и булавки вкалывать только в игольницу. 5. Ножницы передавать с сомкнутыми лезвиями, кольцами вперед. Выставляется оценка в графу «Техника безопасности».
8. Закрепление новых знаний и способов действий обучающихся

(слайды). (8мин)

Обучающиеся выполняют практическую работу «Выполнение машинных швов». -Положите перед собой технологическую карту и перфокарту шва в подгибку с закрытым срезом, чтобы вам было удобней работать.
Контроль, самоконтроль знаний и способов действий их коррекция.
Во время выполнения практической работы учитель обходит рабочие места, контролирует соблюдение правил техники безопасности, соблюдение технологических условий и последовательности во время работы, правильность выполнения швов. Во время работы обучающиеся производят взаимоконтроль.
9. Анализ и оценка урока. (2мин.)
Показ лучших работ обучающихся. Обратить внимание на качество строчек, если есть ошибки. Выставление оценки в графу «Практическая работа» и в графу «Итоговая оценка». [см. Приложение В]
10. Рефлексия содержания учебного материала. (4мин.)
- Какую цель ставили на уроке? -Вы достигли цели? - Сделайте анализ своей деятельности и ее результатов на уроке. -Я познакомился с ……….. -У меня получилось ……. -Мне запомнилось …… -Было непросто …… - Что бы я хотел…….. ¤ Мне понятна тема. ¤ Я знаю виды машинных швов. ¤ При выполнении практической работы у меня все получилось. ¤ Мне понятна причина ошибки в работе. ¤ Я довольна своей работой на уроке.
11. Домашнее задание. (1мин.)

-Подарите сшитую вами косынку маме. -Благодарю, ребята, за урок.
Используемая литература
1. Абрамов Д.С. и др. Азбука домоводства. – М., 2011. 2. Воронкова В,В. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Сборник 2.-М., Гуманитар. изд. Центр ВЛАДАС, 2011 3 . Картушена Г. Б. Технология. Швейное дело. Учебник для специальных (коррекционных) классов 8 вида.-М., Просвещение. 2008г 4. Кожина О.А. Технология изготовления машинных швов.- М., НИИ ШОТСО АПН СССР,2012. 5. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом.-М.: Академия.2004. 6. Кукушкин В.С. Коррекционная педагогика.-Изд.3-е, перераб. и доп.-Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ»; Феникс, 2010
Электронный ресурс
Справочная система «Академик»,2012.-Режим доступа: dic. nsf/ ruwiki/1530230 (дата обращения 12.01.16).

Прил

ожение А

История косынки

Косынка
— разновидность платка, представляющая собой кусок ткани в форме равнобедренного треугольника.
«Косынка»
(токовый словарь Ефремовой) - 1) Треугольный головной или шейный платок. По определению В. И. Даля слово « косынка», производное от « косой», имеет синонимы: косыня, косырь, кось, косяк.
Косыня
— головной платок из белого тонкого холста домашней выработки, платок бытовал в конце XIX — первой половине XX вв. в Смоленской и Тверской губерниях России.
Косяк
— термин, обозначающий разные типы головных уборов. Это: 1) Головной убор замужней женщины; 2) Всякий головной и шейный платок треугольной формы. Точно назвать причину возникновения косынки нельзя, однако, бытует мнение, что головной убор треугольной формы возник в целях экономии. Косынить платки, резать пополам, на косынки, «перекосынивать».
Ф

айшонка
— головной убор казачек в кон. XIX — нач. XX в. — кружевная, чаще черная косынка с очень длинными концами, присобранная по кромкам на нитку. В скорбные дни печали женщины надевали «
тужильные косынки
». В Западной Европе (XII—XV вв.) замужние женщины покрывали голову дорогими покрывалами. Под покрывало надевали самый распространенный женский головной убор —
барбет
— небольшую косынку, закрывающую подбородок, концы косынки завязывались на голове. Эволюция традиционного костюма проходила не только под влиянием внешних факторов, но и вследствие внутреннего развития. Слово
« бандана
» заимствовано из языка хинди и обозначает большой головной платок, завязываемый на затылке. Пастухи скота на Диком Западе США (ковбои) в одежде использовали бандану в качестве шейного платка. Эпоха ковбоев началась в 1865 г на территории Техаса. В 1930 году кинематограф популяризировал образ благородного ковбоя, что, несомненно, нашло отражение в моде на банданы. Встречается косынка и в костюме Испании.
Мантилья
-mantille — длинная косынка, обычно черного цвета. Косынкой покрывали голову, завязывая концы на груди, или
набрасывали на плечи, перекрещивая на груди, а концы завязывая на спине. В результате эволюции в гардеробе испанок в начале XX века сохранилась лишь «
токилья»
- маленькая мантилья, надеваемая в церковь. Этот предмет существует в неизменном виде и в наши дни. Так одеваются в Святой Четверг и Святую Пятницу для визитов в церковь. Современный костюм замужней женщины этнических цыганских групп состоит из 3 основных элементов: косынки, юбки с кофтой, фартука. Здесь косынка также является атрибутом замужества. После замужества женщина закручивает пряди волос в жгуты, заплетая их затем в две косы. Косынка
(дикло)
закручивается по бокам и завязывается на затылке, при этом сам платок сдвигается на лоб. Молодые женщины обвязывают косынкой волосы, собранные на затылке в узел. В свадебном традиционном костюме невесты в Японии обязательна косынка белого цвета на красной подкладке, которую в виде шапочки повязывают поверх традиционной прически. Также обязательным является высокий парик, на который одеваются скрытые специальной косынкой-
цунокакуси
рожки, символ ревнивой женщины. А ревность в Японии — самый большой порок, которого надо стыдиться. Предупреждение — не будь «рогатой», то есть ревнивой. В настоящее время косынка часто используется как элемент фирменной одежды. Белые головные косынки у младшего медицинского персонала, шейные косынки у работников Сбербанка России, стюардов Аэрофлота, сотрудников парфюмерных компаний и ювелирных магазинов. К тому же косынка — то модный и стильный аксессуар, используемый в качестве дополнения к одежде.

Приложение Б

Физкультурная пауза
Дети приседают, набирают снег, лепят снежок, встают и правой рукой с силой бросают снежок от плеча. Тоже самое повторяется левой рукой. Упражнение выполняется 3 раза. Слова ведущего: «Мы испачкались в снегу, нам надо его отряхнуть». Дети трясут правой нагой, а потом – левой. Ведущий: «Мы пришли с прогулки, разделись. Ладошками растираем руки, ноги, лицо, нос, уши. Хорошо растираем, мы устали нам надо отдохнуть. Расслабляем по очереди одну руку, затем другую; одну ногу, затем другую. А теперь становимся в круг и возьмёмся за руки. Давайте почувствуем, что мы с вами одно целое и каждый из нас важен и значим в этой цепочке. Мы снова станем учениками и продолжим наши занятия.».

Приложение В

Таблица учета знаний и умений учащихся
Имя учащегося Теоретические знания Практические умения Техника безопасности Итоговая оценка

Приложение Г

Игра в “ЛОТО”
Обучающиеся получают карточки с терминами и их значениями. Надо правильно подобрать пару. На каждую парту раздаётся конверт с 4-мя словами. 1. Стежок – часть строчки между двумя проколами иглы. 2. Шов – место соединения двух или нескольких деталей. 3. Строчка – ряд повторяющихся стежков на ткани. 4. Ширина шва – расстояние от строчки до среза деталей. 5. Стачать – соединить детали, примерно равные по величине, строчками постоянного назначения по намеченным линиям. Стачать части пояса, части оборки. 6. Обтачать – соединить две детали с последующим вывертыванием их на лицевую сторону. Обтачать нагрудник, бретели. 7. Притачать – соединить мелкие детали с крупными строчками постоянного значения. Притачать нагрудник, пояс, оборку. 8. Застрочить – проложить строчку для закрепления подогнутого края детали или изделия. Застрочить низ изделия. 9. Настрочить – проложить строчку при наложении одной детали на другую для их соединения. Настрочить накладные карманы. 10. Сметать – временно соединить две или несколько деталей, примерно равных по величине, по намеченным линиям. Сметать части пояса, части оборки, детали изделия. 11. Наметать – временно соединить две детали, наложенные одна на другую, прямыми стежками. Наметать карман на основную деталь. 12. Заметать – временно закрепить подогнутые края детали, складки. Заметать низ изделия, боковые срезы и складки. 13. Пришить – прикрепить фурнитуру, отделку на изделие стежками постоянного назначения. 14. Приутюжить – уменьшить толщину шва или края детали. Приутюжить карманы, бретели, край низа изделия.
15. Заутюжить – уложить припуски шва на одну сторону и закрепить их в таком положении. Заутюжить складки, припуски необработанного среза. 16. Разутюжить – разложить припуски шва на две стороны и закрепить их в таком положении. Разутюжить стачной шов пояса, оборки. 17. Отутюжить – удалить замины на изделии, выполнить окончательную влажно-тепловую обработку. Отутюжить готовое изделие
Приложение
Е
Тест

1. Для проверки знаний по технике безопасности при работе с иглами,

ножницами, утюгом и на швейных машинах
1.
Ножницы передают ……. вперед
2.
Перед работой с электроутюгом необходимо проверить
а) шнур питания б) устройство утюга
2. Для предохранения пальцев от проколов иглой применяют:
а) перчатки б) наперсток в) напалечник
3.

При работе на швейной машине не располагают пальцы рук близко к:
а) платформе б) регулятору строчки в) к лапке
4. Иглы и булавки необходимо хранить:
а) в холодильнике
б) в специальной подушечке в) в одежде
5. Для обработки края изделия используют машинные швы:
а) стачной б) настрочной в) шов в подгибку с закрытым срезом Самоанализ урока учителя технологии МБОУ СОШ с. Красный Яр Кияшко Т.Ф. (Продолжительность урока 40 мин). Урок проводился для обучающихся в 5-6-м специальном (коррекционном) классе общеобразовательной школы. 2 марта 2016 года. Характеристика класса: 5-6В класс обучается предмету «Технология» первый и второй год, по программе под редакцией В.В. Воронковой, в классе по списку три мальчика и три девочки, на уроке присутствовало ___ обучающихся. По данным педагога-психолога – это класс с низкой учебной мотивацией. Открытый урок включен в раздел «Швейное дело», тема урока «Выполнение машинных швов. Шов в подгибку с закрытым срезом». Тип урока - комбинированный. Комбинированные уроки, я считаю можно удачно применять в коррекционных классах. Это объясняется особенностями развития детей с ОВЗ (неустойчивость внимания, повышенная эмоциональная возбудимость). В таких классах, приходится комбинировать различные виды учебной работы, сочетать сообщение новых знаний с первичным закреплением, повторением ранее изученного. Поэтому для полного достижения поставленных целей я выбрала именно этот тип урока.
На уроке использовались следующие педагогические технологии: - компьютерные технологии; -здоровъьсберегающие технологии; - индивидуально-дифференцированный подход; -проблемного диалога - мозговая атака, работа в группах ; - игровые технологии – игра «Технологическая цепочка», «Лото». Структура урока выдержана, все этапы урока имели логическую связь. Для проведения урока заранее было спланировано время на реализацию этапов урок
а
. Этап актуализации знаний и формирование трудовых навыков осуществлялись за счет: улучшения эмоционального климата на уроке (игровые моменты, психологическая разгрузка «Физическая пауза»): разнообразие методов и форм (фронтальные и устные опросы, рассказ учителя, показ материала на экране, наглядность, практическое задание, демонстрация готовых изделий); использование межпредметных связей (история, математика, русский язык, рисование). Этап первичного закрепления во внешней речи проводился тестированием обучающихся, дети работали в группах. Приобщаясь к истокам истории своего народа или других народов Земли (на примере истории головного убора – косынки), дети начинают ощущать себя участниками развития человечества, открывают себе путь к дальнейшему познанию богатства человеческой культуры, представлений людей о труде, красоте и преемственности поколений. Показана презентация. Для проведения практической части урока заранее были подготовлены (шаблоны), что позволило сократить время на самостоятельную работу обучающихся. Практические занятия предусматривают дальнейшее развитие навыков работы за швейной машинкой, усвоение приемов выполнения машинных швов. Задачи трудового воспитания органично связаны с формированием коммуникативных отношений между обучающимися,
развитием сенсорной сферы (зрительного восприятия) к продукту своего труда и товарищей. На каждом этапе урока я применяла дифференцированный подход к каждому обучающемуся и педагогическая поддержка ребенка с особенностями развития способствовала решению дидактических задач. Учитывались индивидуальные особенности внимания обучающихся и были использованы возможности всех видов памяти детей с ОВЗ (образно- слуховой, зрительной, словесно-логической, эмоциональной). В конце урока была проведена рефлексия учебного материала, где обучающиеся оценивали себя сами, а также проводили оценку работы друг друга. Урок прошёл в доброжелательной обстановке. Обучающиеся были раскрепощены и раскованы. Царила доброжелательная обстановка, атмосфера сотрудничества: «ученик-ученик», «учитель-ученик».
По ходу урока, я сделала вывод
: необходимо было немного сократить объём теоретического материала и рассказа об истории косынки, и напротив увеличить время на выполнение практического задания. Мне, я думаю, удалось закрепить у детей знания, полученные на предшествующих уроках. Считаю, что триединая цель урока достигнута, так как все обучающиеся успешно справились с заданием. Работы получились хорошие, аккуратные каждый ребёнок творчески подошёл к пошиву изделия. Для стимуляции развития высших форм психических функций детей с ОВЗ были задействованы формы работы: -Двигательное развитие ребенка: укрепление мышц кисти рук, мелкой моторики пальцев рук; - Развитие всех видов мышления: обработка косынки; -Развитие трудовых навыков и умений; -Развитие ориентировки в пространстве: ориентировка на плоскости ткани (слева, справа, вниз, посередине и т.д.).


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники