Автор: Зиганшина Чулпан Фирдинандовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Шатлык №9, г.Арска Населённый пункт: г.Арск Наименование материала: методическая разработка Тема: "Для развития речи детей" Раздел: дошкольное образование
Для развития речи детей множество разнообразных игр упражнений .
Один из наиболее любимых игр наших детей – это пальчиковые игры. Главной их целью
является:
• переключение внимания,
• улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное
развитие ребенка.
• кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у
малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить,
• совершенствуется память,
• способность согласовывать движения и речь.
Также дети с удовольствием играют в игры – упражнения для губ.
Играем с детьми в такие игры, как
Кто дольше?
В этой игре очень простые правила. Например, кто дольше протянет звук «а», «у» или любой
другой гласный.
Тянуть можно и некоторые согласные звуки.
Повторяй за мной.
Формирует навыки правильного произношения, разбивает артикуляционный аппарат
Читайте ребенку короткие рифмовки и просите повторять за вами последний слог:
Прибежала детвора — ра-ра-ра, ра-ра-ра.
Ногу выше, шаг смелей — лей-лей-лей, лей-лей-лей.
Проводи мишку
Игра способствует развитию речи, умения ориентироваться в пространстве
Необходимый инвентарь: мягкая игрушка (например, мишка).
Возьмите
в
руки
мишку
и
голосом
игрушки
скажите
ребенку,
что
очень
хотите
познакомиться с детским садом. Попросите ребенка проводить мишку и показать ему все
самое интересное.
Голоса животных
Игра способствует развитию речи, артикуляционного аппарата, знакомит с животным
миром
Необходимый инвентарь: карточки с изображениями животных или игрушки-животные.
◈
Покажите ребенку карточки с животными, рассмотрите их внимательно.
◈
Расскажите
малышу,
где
обитает
то
или
иное
существо,
чем
оно
питается.
Одновременно знакомьте ребенка с голосами и звуками животных. Очень полезно ходить в
зоопарк или слушать голоса в записи. После этого можно проводить обобщающее занятие.
◈
Показывайте
ребенку
карточки
и
попросите
назвать
изображенных
животных
и
вспомнить, кто какие звуки издает.
♦ корова — мычит (му-у-у)
♦ кошка — мяукает (мяу-мяу)
♦ лошадь — ржет (и-го-го)
Не спрашивайте ребенка сразу обо всех животных.
Угадай животное
Игра способствует развитию речи, артикуляционного аппарата, знакомит с животным
миром
Необходимый инвентарь: карточки с изображениями животных.
◈
Это игра для дружной компании. Карточки переверните и, перемешав, сложите в кучку.
◈
Каждый участник по очереди достает карточку и озвучивает животное, которое там
изображено, а остальные должны угадать, что это за животное.
Кукла спит
Игра способствует развитию речи, слуха
Необходимый инвентарь: кукла или мягкая игрушка.
◈
Уложите куклу спать. Пускай ваш малыш покачает ее на руках, споет колыбельную,
уложит в кроватку и укроет одеялом.
◈
Объясните ребенку, что пока кукла спит, вы будете говорить шепотом, чтобы не
разбудить ее.
◈
Поговорите
о
чем-нибудь
с
крохой,
задавайте
вопросы,
попросите
что-нибудь
рассказать (все это нужно делать шепотом).
◈
Ребенку может быстро надоесть, так что не затягивайте игру. Объявите, что кукле пора
вставать и теперь вы можете разговаривать громко.
Закончи слово
Игра способствует развитию речи, памяти, внимания
◈
Попросите малыша закончить слово, которое вы произносите. Например: доро-га,
мага-зин, коло-бок.
◈
Если ребенку трудно сориентироваться, показывайте на предмет, который называете.
Повтори за мной
◈
Предложите ребенку повторять за вами рифмованные строчки:
Птичка прилетела, песенку мне спела.
Девочка проснулась, сладко потянулась.
Солнышко садится, Маша спать ложится.
Яблоко или тарелка?
Игра способствует развитию речи, внимания
◈
Задавайте малышу вопросы, предупредите его, что вы можете ошибаться.
♦ Яблоко и груши — это овощи? (Нет, это фрукты.)
♦ Ложка и тарелка — это посуда?
♦ Шорты и майка — это мебель?
♦ Ромашка и одуванчик — это деревья?
◈
Усложняйте задания, называя предметы из разных тематических групп:
♦ Помидор и апельсин — это овощи?
У меня зазвонил телефон
Игра способствует развитию речи, пополнению словарного запаса
◈
Поиграйте
с
малышом
в
«Разговор
по
телефону».
В
качестве
телефона
можно
использовать любые предметы: кубики, палочки, детали от конструктора.
◈
По очереди изображайте звонок телефона.
◈
Поговорите с ребенком от своего имени, задавая простые вопросы.
◈
Меняйтесь ролями.
◈
Разговаривайте от имени игрушек, животных.
Чем заняться
◈
Поговорите с ребенком о том, что можно делать в лесу (гулять, отдыхать, слушать
птиц...), на реке (купаться, нырять...).
◈
Пусть он придумает, что можно делать с цветами (нюхать, поливать...); что делает
дворник (убирает, подметает...).
◈
Каждый раз задавайте вопросы так, чтобы при ответе ребенок использовал разные
времена, числа, лица.
Игры с различными предметами и материалами.
Можно
использовать
различные
круглые
предметы,
которые
хорошо
катаются
между
ладонями.
«Яичко»
(катаем грецкий орех или любой шарик между ладошками).
Маленькая птичка принесла яичко,
Мы с яичком поиграем,
Мы яичко покатаем,
Покатаем, не съедим, его птичке отдадим.
«Назови и сравни»
Дети сравнивают рисунки на двух карточках с некоторым изменением. Они называют
различия, движения.
Игры с прищепками.
Игры
с
прищепками
также
способствуют
развитию
речи,
воображения,
обогащению
словаря ребёнка.