"Использование технологии синквейна в развитии связной речи дошкольников"
Автор: Регентова Татьяна Борисовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБ ДОУ № 57 г.Мурманска Населённый пункт: город Мурманск Наименование материала: статья Тема: "Использование технологии синквейна в развитии связной речи дошкольников" Раздел: дошкольное образование
Использование технологии синквейна в развитии связной речи дошкольников.
Овладение связной речью – одна из центральных и нелегких задач в работе педагога
по
развитию
речи
дошкольника.
Преследуя
цель
развития
связности
речи
у
своих
воспитанников, мы, педагоги, широко используем в практике разнообразные традиционные и
нетрадиционные методы и приёмы, различные технологии. Одной из таких технологий
выступает технология синквейна, которая успешно применяется мною при составлении с
детьми описательных рассказов.
Слово
«синквейн»
происходит
от
французского
слова
«пять»
и
означает
«стихотворение из пяти строк». Синквейн – это необычное, нерифмованное стихотворение,
написанное в соответствии с определёнными правилами.
Рассмотрим эти правила:
Первая строка
–
состоит
из
одного
слова,
это слово-предмет, отвечающее на
вопрос Кто?Что? и обозначающее тему синквейна, рассказа, т.е. это то, о чем мы будем говорить.
Вторая строка – два слова, описывающие свойства этого предмета или явления, это
слова – признаки, отвечающие на вопросы: Какой? Какая? Какое?
Третья
строка
–
три
слова,
которые
описывают
наиболее
существенные,
характерные действия данного предмета или явления, отвечающие на вопрос: Что делает?
Четвертая строка – выражение собственного мнения, отношения к теме синквейна,
рассказа. Традиционно фраза состоит из четырех, пяти слов.
Пятая строка – обычно это одно слово, отвечает на вопрос: Кто?Что? и является
синонимом или ассоциацией темы.
Синквейн
появился
в
начале XX
века
в
США.
Этот
жанр
поэзии
придумала
американская
поэтесса
Аделаида Крэпси, которая увлекалась
японскими
маленькими
стихосложениями
-
хайку,
состоящими
из
трёх
строк
без
рифмы. В России технология
синквейна начала применяться с 1993 года, в основном в школьной практике. В наши дни
настоящая технология широко внедряется в работу педагогов детских садов в целях развития
речи
воспитанников.
Я
использую
синквейн
при
составлении
с
детьми
описательных
рассказов. При этом синквейн выступает в качестве некой подсказки для ребят.
Предлагаю рассмотреть шаги по составлению описательного рассказа с помощью
синквейна:
1.
Объявление темы.
2.
Составление и зарисовывание синквейна по схеме на заданную тему (эти
зарисовки и есть слова-опоры, подсказки при дальнейшем описании объекта).
3.
«Чтение» синквейна (по зарисовкам, дети же читать не умеют).
4.
Составление описательного рассказа с опорой на синквейн (дети начинают
свой рассказ со слов: «Я хочу рассказать о…..»).
Предварительной работой при составлении синквейнов выступало знакомство детей с
понятиями “слова-предметы” -
, “слова-признаки”
-
, “слова-действия”
-
и
с
их
условными
обозначениями.
Этому
помогало
использование
различных
дидактических игр и упражнений, например, «Какой? Какая? Какое?», «Кто что делает?» и
др. Так с детьми мы рисуем синквейны по понятной им схеме:
При составлении синквейнов успешно решаются следующие задачи:
Синквейн
помогает
развивать
связность
речи:
учит
последовательному
краткому пересказу, составлению описательного рассказа, умению выражать свои мысли
последовательно, четко и понятно.
Синквейн учит находить и выделять главную мысль.
Синквейн
способствует
расширению
объема
и
активизация
словаря,
способствует
развитию
высших
психических
функций,
таких
как
память,
внимание,
мышление, воображение.
Синквейн предполагает различные формы и приёмы работы с детьми.
К ним относят:
•
коллективное (или индивидуальное) составление синквейна ;
•
составление краткого рассказа по готовому (или по собственному) синквейну;
•
составление синквейна по прослушанному рассказу;
•
домашнее семейное составление синквейна ;
•
сравнение и оценка синквейнов, последующих рассказов друг друга как способ контроля и
самоконтроля.
Сочинение
синквейна
–
процесс
творческий.
Это
интересное
занятие
помогает
самовыражению
детей
через
сочинение
собственных
нерифмованных
стихов.
Дети,
как
показывает
практика,
с
удовольствием
составляют
синквейны
и
затем
успешно,
безбоязненно, с опорой на него, последовательно описывают предмет, объект или явление на
заданную тему.