Напоминание

"Использование технологии синквейна в развитии связной речи дошкольников"


Автор: Регентова Татьяна Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ № 57 г.Мурманска
Населённый пункт: город Мурманск
Наименование материала: статья
Тема: "Использование технологии синквейна в развитии связной речи дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Использование технологии синквейна в развитии связной речи дошкольников.
Овладение связной речью – одна из центральных и нелегких задач в работе педагога по развитию речи дошкольника. Преследуя цель развития связности речи у своих воспитанников, мы, педагоги, широко используем в практике разнообразные традиционные и нетрадиционные методы и приёмы, различные технологии. Одной из таких технологий выступает технология синквейна, которая успешно применяется мною при составлении с детьми описательных рассказов. Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение из пяти строк». Синквейн – это необычное, нерифмованное стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами. Рассмотрим эти правила: 
Первая строка
– состоит из одного слова, это слово-предмет, отвечающее на вопрос Кто?Что? и обозначающее тему синквейна, рассказа, т.е. это то, о чем мы будем говорить. 
Вторая строка
– два слова, описывающие свойства этого предмета или явления, это слова – признаки, отвечающие на вопросы: Какой? Какая? Какое? 
Третья

строка
– три слова, которые описывают наиболее существенные, характерные действия данного предмета или явления, отвечающие на вопрос: Что делает? 
Четвертая строка
– выражение собственного мнения, отношения к теме синквейна, рассказа. Традиционно фраза состоит из четырех, пяти слов. 
Пятая строка
– обычно это одно слово, отвечает на вопрос: Кто?Что? и является синонимом или ассоциацией темы. Синквейн появился в начале XX века в США. Этот жанр поэзии придумала американская поэтесса Аделаида Крэпси, которая увлекалась японскими маленькими стихосложениями - хайку, состоящими из трёх строк без рифмы. В России технология синквейна начала применяться с 1993 года, в основном в школьной практике. В наши дни настоящая технология широко внедряется в работу педагогов детских садов в целях развития речи воспитанников. Я использую синквейн при составлении с детьми описательных рассказов. При этом синквейн выступает в качестве некой подсказки для ребят. Предлагаю рассмотреть шаги по составлению описательного рассказа с помощью синквейна: 1. Объявление темы. 2. Составление и зарисовывание синквейна по схеме на заданную тему (эти зарисовки и есть слова-опоры, подсказки при дальнейшем описании объекта). 3. «Чтение» синквейна (по зарисовкам, дети же читать не умеют). 4. Составление описательного рассказа с опорой на синквейн (дети начинают свой рассказ со слов: «Я хочу рассказать о…..»).
Предварительной работой при составлении синквейнов выступало знакомство детей с понятиями “слова-предметы” - , “слова-признаки” - , “слова-действия” - и с их условными обозначениями. Этому помогало использование различных дидактических игр и упражнений, например, «Какой? Какая? Какое?», «Кто что делает?» и др. Так с детьми мы рисуем синквейны по понятной им схеме: При составлении синквейнов успешно решаются следующие задачи:  Синквейн помогает развивать связность речи: учит последовательному краткому пересказу, составлению описательного рассказа, умению выражать свои мысли последовательно, четко и понятно.  Синквейн учит находить и выделять главную мысль.  Синквейн способствует расширению объема и активизация словаря, способствует развитию высших психических функций, таких как память, внимание, мышление, воображение. Синквейн предполагает различные формы и приёмы работы с детьми. К ним относят: • коллективное (или индивидуальное) составление синквейна
;
• составление краткого рассказа по готовому (или по собственному) синквейну; • составление синквейна по прослушанному рассказу; • домашнее семейное составление синквейна
;
• сравнение и оценка синквейнов, последующих рассказов друг друга как способ контроля и самоконтроля. Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей через сочинение собственных нерифмованных стихов. Дети, как показывает практика, с удовольствием составляют синквейны и затем успешно,
безбоязненно, с опорой на него, последовательно описывают предмет, объект или явление на заданную тему.


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники