Напоминание

"Дизартрия. Система коррекционно-педагогической работы"


Автор: Зелеская Ольга Игоревна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №241"
Населённый пункт: г. Новокузнецк
Наименование материала: Статья
Тема: "Дизартрия. Система коррекционно-педагогической работы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«
Дизартрия. Система коррекционно-педагогической работы»
Статья
Одним из приоритетных направлений развития специального образования является обеспечение ранней социализации и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья. Трудности социальной адаптации зачастую связаны с расстройствами в речевой сфере. Самой многочисленной и разнородной категорией детей с особенностями в развитии являются дети с тяжёлыми нарушениями речи. Основной признак тяжелого нарушения речи - резко выраженная ограниченность средств речевого общения при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Дети, страдающие такими нарушениями, обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Общение с окружающими в этом случае очень ограничено. Несмотря на то, что большинство таких детей способны понимать обращенную к ним речь, сами они лишены возможности в словесной форме общаться с окружающими. Это приводит к тяжелому положению детей в коллективе: они полностью или частично лишены возможности общения в совместной деятельности с детьми и взрослыми. Развивающее влияние общения оказывается в таких условиях минимальным. Характерно для тяжелых нарушений речи общее ее недоразвитие, что выражается в неполноценности как звуковой, так и лексической, грамматической сторон речи. Вследствие этого у большинства детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдается ограниченность мышления, речевых обобщений, трудности в чтении и письме. Все это затрудняет усвоение основ наук, несмотря на первичную сохранность умственного развития. Сознание своей неполноценности и бессилия в попытках общения часто приводит к изменениям характера: замкнутости, негативизму, бурным эмоциональным срывам. В некоторых случаях наблюдаются апатия, равнодушие, вялость, неустойчивость внимания. Степень выраженности таких реакций зависит от условий, в которых находится ребенок. Если на его дефекте не фиксируют внимание, не подчеркивают неправильность его речи нетактичными замечаниями, стараются всемерно его понять и облегчить тяжелое положение в обществе, реактивных наслоений в личности ребенка наблюдается меньше, что скажется на успешном обучении в школе, и в будущем его жизни. Поэтому с раннего детства необходимо вести систематическую коррекционно-педагогическую работу с данными детьми. Дизартрия — нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Основные проявления дизартрии состоят в расстройстве артикуляции звуков, нарушениях голосообразования, а также изменениях темпа речи, ритма и интонации. Названные нарушения проявляются в разной степени и в различных комбинациях в зависимости от локализации поражения в центральной и периферической нервной системе, от тяжести нарушения, от времени возникновения дефекта. Клиническое, психологическое и логопедическое изучение детей с дизартрией показывает, что эта категория детей очень неоднородна с точки зрения двигательных, психических и речевых нарушений. Причинами дизартрии являются ,органические поражения центральной нервной системы в результате воздействия различных неблагоприятных факторов на развивающийся мозг ребенка во внутриутробном и раннем периодах развития. Чаще всего это внутриутробные поражения,
являющиеся результатом острых, хронических инфекций, кислородной недостаточности (гипоксии), интоксикации, токсикоза беременности и ряда других факторов, которые создают условия для возникновения родовой травмы. В значительном числе таких случаев при родах у ребенка возникает асфиксия, ребенок рождается недоношенным. Классификация клинических форм дизартрии основывается на выделении различной локализации поражения мозга. Дети - дизартрики отличаются специфическими дефектами звукопроизношения, голоса, артикуляционной моторики, нуждаются в различных приемах коррекционно-педагогической работы. При дизартрии страдает произносительная система речи, а не произношение отдельных звуков. Это нарушение обусловлено недостаточностью иннервации речевого аппарата. У детей - дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением; голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным. Тяжелое нарушение речи и общей моторики, задерживает психическое и эмоционально - волевое развитие ребенка. Коррекционно-педагогическая работа с детьми — дизартриками базируется на знании структуры речевого дефекта при разных формах дизартрии, механизмов нарушения общей и речевой моторики, учете личностных особенностей детей. Особое внимание уделяется состоянию речевого развития детей в сфере лексики и грамматического строя, а также особенностям коммуникативной функции речи. Положительные результаты коррекционно - педагогической работы достигаются при условии соблюдения следующих принципов: взаимосвязанного поэтапного формирования всех компонентов речи; системного подхода к анализу речевого дефекта; регуляции психической деятельности детей посредством развития коммуникативной и обобщающей функций речи. В процессе систематических и в большинстве случаев длительных занятий осуществляются постепенная нормализация моторики артикуляционного аппарата, развитие артикуляционных движений, формирование способности к произвольному переключению подвижных органов артикуляции с одного движения на другое в заданном темпе, преодоление монотонии и нарушений темпа речи; полноценное развитие фонематического восприятия. Этим подготавливается основа для развития и коррекции звуковой стороны речи, и формируются предпосылки для овладения навыками устной и письменной речи. Коррекционно-педагогическую работу необходимо начинать в младшем дошкольном возрасте, создавая тем самым условия для полноценного развития более сложных сторон речевой деятельности и оптимальной социальной адаптации ребенка. Большое значение имеет также сочетание логопедических мероприятий с лечебными, и здоровье сберегающими подходами для преодоления отклонений в общей моторике. Основные задачи коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими дизартрией:
1.Обучение звукопроизношению, т. е. развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, постановка и закрепление звуков в речи. 2.Развитие фонематического восприятия, формирование навыков звукового анализа. 3.Нормализация просодической стороны речи, т. е. преодоление расстройств ритма, мелодики и интонационной стороны речи. 4.Коррекция проявлений общего недоразвития речи. Первоначальная задача коррекции произношения детей - дизартриков - добиться дифференцированного произношения. Поскольку главной причиной недостатков произношения является полная или частичная неподвижность органов речевого аппарата, основное внимание должно быть направленно на развитие их подвижности. Для возбуждения иннервации лицевой мускулатуры, преодоления амимичности лица и малоподвижности артикуляционного аппарата проводится массаж всей лицевой мускулатуры: легкое похлопывание ладонью по щекам, легкие пощипывающие движения пальцами по краю нижней челюсти снаружи, по подъязычной мышце и глоточно-небной мышце. Применяют также поглаживающие движения кожного покрова лица (щекочущие движения), мимические этюды. Кроме того, проводят систематический массаж губ, поглаживающие движения по губам, легкое пощипывание сомкнутых губ, механическое сближение губ в горизонтальном и вертикальном направлении; круговые поглаживающие движения в уголках рта. Наряду с массажем губ проводят массаж мягкого нёба. Продолжительность массажа не более 2 мин. Пассивная гимнастика. Ребенок с помощью взрослого или механической помощью воспроизводит нужный уклад органов артикуляции и тем самым более четко ощущает движения языка, губ. Постепенно создается возможность для выполнения активных самостоятельных движений. Движения следует выполнять медленно, плавно, ритмично, с постепенным увеличением амплитуды. По мере того, как пассивные движения делаются менее затрудненными, можно уменьшить механическую помощь и переходить к удержанию достигнутого положения. В этот период начинают устранять слюнотечение. Ребенка просят производить жевательные движения со слегка откинутой назад головой и так далее. Активная гимнастика артикуляционного аппарата. Примерные виды упражнений: Для нижней челюсти - открывание и закрывание рта (с прищелкиванием зубами). Удержание рта открытым (под счет). Для выработки движений губ:  оскал зубов, вытягивание губ хоботком (поочередно);
 удерживание губами трубочек различного диаметра или зонда;  вытягивание сомкнутых губ — возвращение в нормальное положение;  вытягивание губ - растягивание в улыбку при раскрытых челюстях;  вытягивание верхней губы вместе с языком (язык толкает верхнюю губу);  втягивание губ внутрь рта, с плотным прижатием к зубам;  прикусывание нижней губы верхними зубами;  втягивание нижней губы под верхнюю;  вращательные движения губ, вытянутых хоботком. Упражнения, направленные на развитие подвижности языка:  движение вперед - назад;  легкое покусывание высунутого языка;  движение вправо - влево, кончик языка должен дотянуться до уголков рта; поднимание языка за верхние зубы. Одновременно с этими упражнениями осуществляют развитие речевого дыхания и голоса. Цель дыхательных упражнений — увеличить жизненную емкость легких, улучшить подвижность грудной клетки, научить ребенка рационально использовать выдох во время речи. Педагог должен показать на себе правильный, короткий и глубокий вдох и длительный постепенный выдох. Для контроля диафрагмального выдоха нужно положить руку на живот в области диафрагмы. Для выработки удлиненного выдоха воспитатель использует упражнения типа задувание свечи, надувание резиновых игрушек и т.п. Когда будет сформирован правильный ротовой выдох, приступают к голосовым упражнениям, например «Идём по лесенке». Сначала их проводят на гласных звуках, затем по мере проявления в речи согласных звуков вводят и слоговые упражнения. Отрабатывают длительное и короткое звучание, повышение и понижение голоса. Большая роль в развитии голоса и речевого дыхания принадлежит музыкальным занятиям, музыкальным играм, упражнениям. Первая группа звуков, которые необходимо поставить и закрепить в речи, включает в себя фонемы, наиболее легкие в артикуляционном отношении и далекие друг от друга акустически. Это звуки а, п, у, м, к, ы, н, х, в, о, т, с, л. Попутно на этих фонемах ведется работа по развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа (выделение звука из ряда других, из слогов, в простых словах и т.д.). Отрабатывая каждый новый звук, необходимо изучить его артикуляционные особенности, выделить характерный основной
признак артикуляции, отличающий его от других звуков, сравнить с другими артикуляциями. Помимо работы над артикуляционной моторикой и постановкой звуков, ведется систематическая работа по развитию фонематического восприятия. Детей учат узнавать гласные звуки в ряду гласных, анализировать звуковой ряд из двух — трех согласных фонем. По мере изучения звуков дети учатся повторять различные сочетания из двух — трех слогов, называть звуки, составляющие слог, слово, определять их последовательность. За первоначальный период дети значительно выравниваются в фонематическом развитии; слуховое восприятие улучшается и значительно опережает сдвиги в артикуляции. На данном этапе проводятся также упражнения по дифференциации звуков, наиболее резко противопоставленных друг другу по артикуляционным признакам:  дифференциация ротовых и носовых звуков (п - м);  внутри группы носовых звуков дифференциация звуков -м- и -н-;  в группе взрывных звуков дифференциация звуков —к- и -х-;  дифференциация гласных а, у, о, ы;  дифференциация взрывных и фрикативных звуков (т-с), в процессе этих упражнений создается база для усвоения остальных звуков. Следующую группу звуков, которые предстоит изучать, составляют фонемы, сложные по артикуляции. Это звонкие, шипящие согласные, аффрикаты и звук Р. Существенную, ведущую роль в этот период играют уже довольно развитое фонематическое восприятие и некоторые навыки звукового анализа. Во втором периоде упражнения по различению звуков имеют меньшую артикуляционную опору. Произношение таких звуков, как р, ш, ж, аффрикат. У большинства детей оно очень неточное, но различение их представляет значительно меньшие трудности. У детей формируются звуковые представления на основе дифференцированного произношения звуков, отражающего определенный период их усвоения. В это время проводится работа по дифференциации звуков с-з, ш-ж, ц-ч, ч-щ, ч-т' и по дифференциации внутри группы йотированных. С этого момента коррекция произношения имеет своей целью уточнение аналога звука до нормального. Эта задача решается с помощью упражнений в четком произношении звуков, которые проводятся на групповых и индивидуальных занятиях.
В результате сочетания интенсивной работы над развитием произносительной стороны речи, с работой по воспитанию фонематического восприятия звуков на базе приближенного произношения у детей с дизартрией создается фонематическая готовность к полноценному усвоению письма. Ранняя и правильно организованная коррекционно- педагогическая помощь логопеда и воспитателя дает возможность значительной части детей с дизартрией усваивать программу общеобразовательной школы. Поскольку развитие артикуляционной моторики находится в тесной связи с развитием тонких движений пальцев рук, определенное место в общей системе коррекционных мероприятий отводится совершенствованию ручной умелости. У детей с дизартрией часто наблюдается значительное нарушение движение пальцев и кистей рук. Ребенок не может самостоятельно одеться, причесаться, действовать с мелкими предметами. Поэтому необходимо систематически проводить упражнения, способствующие формированию разнообразных движений пальцев и кистей рук. Упражнения должны быть связанны и с игровой деятельностью ребенка, и с его повседневной жизнью. Сначала развивают координированные движения с крупными предметами, затем с мелкими. В первую очередь нужно обучить ребенка правильно захватывать предметы, удерживать и опускать их. Для таких упражнений специально подбирают игрушки, предметы обихода, различные по размеру, форме, весу. Полезно научить ребенка перекладывать предметы с одного определенного места на другое. Например, раскладывать предметы на плотном листе бумаги, ориентируясь на их контуры (воспитатель заранее наносит на бумагу контуры предметов). Можно попросить ребенка разложить игрушки или предметы по размеру (или цвету); определить их вес и выбрать одинаковые по тяжести. Для развития более тонких движений пальцев очень полезно раскладывание мелких предметов: пуговиц, палочек, зерен и др. по небольшим коро- бочкам или мешочкам. С удовольствием дети нанизывают бусы, колечки, пуговицы на нитку; передвигают косточки на счетах; вырезают из бумаги картинки по контуру и раскрашивают их, выполняю оригами. Хорошо укрепляет мышцы руки сжимание резиновой губки или массажного мячика. Упражнения такого рода надо всячески разнообразить. Целесообразно использовать лепку из пластилина, работу с мозаикой. Эти виды деятельности следует постепенно усложнять. Игры со строительным материалом начинают с самых простых конструкций и постепенно усложняют за счет увеличения количества деталей и видов построек. Воспитатели и родители должны со вниманием относиться самым незначительным успехам ребенка, положительно оценивать его усидчивость, старание. Занятия с ребенком, страдающим дизартрией, должны предусматривать постепенное развитие точности и плавности движений, нужных для письма. Этому способствуют следующие упражнения:  На плотном картоне рисуют контур кисти ребенка с равномерно разве денными пальцами. Ребенок фиксирует свою руку соответственно контуру.  Ребенок кладет кисть руки на стол и по просьбе взрослого поочередно приподнимает нужные пальцы. Если ребенку не удается выполнить упраж-
нение, взрослый придерживает рукой те пальцы, которые должны остаться неподвижными.  Ребенок плотно складывает обе ладони вместе и постукивает пальцами друг о друга.  Отбивание такта каждым пальцем, имитация игры на пианино  «Отстреливание» ватного шарика одним, двумя пальцами.  Раскрашивание картинок.  Точное обведение контуров предметов.  Рисование простых предметов по проставленным точкам.  Соединение данных точек линиями разного направления.  Штриховка. Очень важно суметь убедить ребенка в значимости подобных упражнений, стимулировать его успехи, отмечать ускорение темпа выполнения упражнения, повышение точности движений. Дети с дизартрией могут испытывать на первых порах трудности в еде, культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Обычно дети – дизартрики плохо едят. Они не любят мясо, хлебные корочки, морковь, твердое яблоко, так как им трудно жевать Необходимо воспитателям постепенно, понемногу приучать ребенка пережевывать твердую пищу, воспитывать культурно-гигиенические навыки, требующие точных движений разных групп мышц. Ребенок не может самостоятельно полоскать рот, так как у него слабо развиты мышцы щек, языка. Надо учить ребенка надувать щеки и удерживать воздух, а потом перекачивать его из одной щеки в другую. Необходимо помочь ребенку овладеть навыками самообслуживания, в особенности научить застегивать пуговицы, кнопки, пряжки, зашнуровывать ботинки и пр. Полезны следующие упражнения:1.Захват сначала тремя, а потом двумя пальцами пуговиц разной величины, формы. 2. Застегивание, расстегивание пуговиц на специальном образце ткани с пуговицами и петлями разной величины, которые укреплены на рамке. Затем эти действия отрабатываются на одежде куклы, а потом на одежде самого ребенка. Дети с дизартрией испытывают затруднения во время образовательной деятельности по ИЗО. Они не умеют правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш и кисточку. Для таких детей характерны также затруднения при выполнении различных упражнений на музыкальных и физкультурных занятиях. Им нелегко научится соотносить свои движения с началом и концом музыкальной фразы,
менять характер движений по ударному такту, вести мелодию голосом, им трудно удерживать равновесие, стоя на одной ноге. Нарушения моторики вызывают у детей затруднения в овладении программным материалом, требуют индивидуальных дополнительных занятий. Для быстрейшего достижения результатов работа должна проводиться совместно с логопедом, воспитателем, узкими специалистами, родителями. Необходимы также консультации врача-психоневролога и специалиста по ЛФК. Коррекция речевого дыхания при дизартрии В клинической картине дизартрии неизменно присутствуют расстройства дыхания. Неречевое дыхание дизартриков имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при эмоциональном напряжении. Речевое дыхание представляет собой высоко координированный акт, во время которого дыхание и артикуляция строго соотносятся в процессе речевого высказывания. У дизартриков эта координация нередко нарушается даже в процессе плавной речи. Перед вступлением в речь дизартрики делают недостаточный по объему вдох, что не обеспечивает целостного произнесения интонационно-смыслового отрезка сообщения. Нередко дизартрики (не только дети, но и взрослые) говорят на вдохе, либо в фазе полного выдоха. При коррекции дизартрии в практике, как правило, используется регуляция речевого дыхания, как один из ведущих приемов установления плавности речи. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой В логопедической работе над речевым дыханием детей, подростков и взрослых широко используется парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. Эта гимнастика, в которой короткий и резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку. Упражнения активно включают в работу все части тела (руки, ноги, голову, бедерный пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т.д.) и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма, повышенную потребность в кислороде. Все упражнения выполняются одновременно с коротким и резким вдохом через нос (при абсолютно пассивном выдохе), что усиливает внутреннее тканевое дыхание и повышает усвояемость кислорода тканями, а также раздражает ту обширную зону рецепторов на слизистой оболочке носа, которая обеспечивает рефлекторную связь полости носа почти со всеми органами. В гимнастике основное внимание уделяется вдоху. Вдох производится очень коротко, мгновенно, эмоционально и активно. Главное, по мнению А.Н. Стрельниковой, - это уметь затаить дыхание, "спрятать" дыхание. О выдохе совершенно не думать. Выдох уходит самопроизвольно. При обучении гимнастике А.Н. Стрельникова советует выполнять 4 основных правила. Правило1. "Гарью пахнет! Тревога!" И резко, шумно, на всю квартиру, нюхайте воздух, как собака след. Чем естественнее, тем лучше. Самая грубая ошибка - тянуть воздух, чтобы взять воздуха побольше. Вдох короткий, как укол, активный и чем естественнее, тем лучше. Думайте только о вдохе. Чувство тревоги организует активный вдох лучше, чем рассуждения о нем. Поэтому, не стесняясь, яростно, до грубости, нюхайте воздух.
Правило2. Выдох - результат вдоха. Не мешайте выдоху уходить после каждого вдоха как угодно, сколько угодно - но лучше ртом, чем носом. Не помогайте ему. Думайте только: "Гарью пахнет! Тревога!" И следите за тем только, чтобы вдох шел одновременно с движением. Выдох уйдет самопроизвольно. Во время гимнастики рот должен быть слегка приоткрыт. Увлекайтесь вдохом и движением, не будьте скучно-равнодушными. Играйте в дикаря, как играют дети, и все получится. Движения создают короткому вдоху достаточный объем и глубину без особых усилий. Правило3. Повторяйте вдохи так, как будто вы накачиваете шину в темпо ритме песен и плясок. И, тренируя движения и вдохи, считайте на 2, 4 и 8. Темп - 60-72 вдоха в минуту. Вдохи громче выдохов. Норма урока - 1000-1200 вдохов, можно и больше - 2000 вдохов. Паузы между дозами вдохов - 1-3 секунды. Правило 4. Подряд делайте столько вдохов, сколько сделать легко. Успех коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушением речи предполагает взаимосвязь в работе воспитателя и логопеда. Важно, правильное распределение между ними деятельности, соблюдение системности в работе. Коррекционная работа осуществляется под руководством и контролем логопеда. Воспитатель является помощником логопеда в исправлении речевого и сопутствующего дефекта. Задачи коррекционной работы воспитателя  Постоянное совершенствование артикуляционной и пальцевой моторики.  Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.  Максимальное пополнение, уточнение и активизация словаря.  Упражнение в правильном употреблении грамматически сформированных категорий.  Развитие памяти, внимания, логического мышления.  Формирование связной речи.  Закрепление навыков письма и чтения.  Укрепление веры детей в собственные возможности, сглаживание отрицательных переживаний, связанных с речевой патологией.  Формирование интереса к занятиям. Правильно организованное психолого-педагогическое воздействие воспитателя в значительной степени предупреждает проявление стойких и
нежелательных последствий. В задачи воспитателя входят: хорошие знания индивидуальных особенностей детей с нарушениями речи, по-разному реагирующих на свой дефект; постоянное наблюдение за речевой деятельностью детей. Речь воспитателя должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями, быть предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной, избегать сложных оборотов, вводных слов. Основные направления коррекционной работы воспитателя.  Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой); выполняется в течение дня 2-3 раза. Упражнять лишь в тех движениях, которые нарушены, а также в тех, которые требуются для постановки каждого конкретного звука.  Пальчиковая гимнастика проводится 3-5 раз в день.  Мимические упражнения.  Корригирующая гимнастика для профилактики нарушения осанки и плоскостопия.  Вечерние индивидуальные занятия воспитателя по заданию логопеда (проводятся во второй половине дня после сна до полдника 30-40 мин.) а) 5-6 детей по заданию логопеда, важно, чтобы остальные дети были заняты тихими играми и не отвлекали, лучше всего настольные игры. б) занятия проводятся в логопедическом уголке, где установлено зеркало, в котором отражаются лицо взрослого и ребенка (в свободное время зеркало должно быть закрыто шторами). в) занимаясь, важно помнить: проговаривание фонетического материала происходит с выделением голосом закрепляемого звука. Коррекционная работа воспитателя вне образовательной деятельности  Режимные моменты (еда, одевание, умывание, прогулки, дежурство в столовой и уголке природы).  Развивающая предметно-пространственная среда — это среда, в которой находится ребенок, должна способствовать его развитию и носить коррекционную направленность, побуждать детей к говорению.  Необходимо иметь хорошую сенсомоторную базу («застегни-расстегни», досточки с шероховатой поверхностью, настольно-печатные игры, звучащие игрушки, куклы)  Воспитатель для образовательной деятельности по развитию речи должен иметь большое количество наглядного материала, дидактические игры по темам, набор игрушек по темам.
Приемы нетрадиционного воздействия на детей с дизартрией для нормализации мышечного тонуса и улучшения психоэмоционального состояния. Нетрадиционные приемы воздействия в деятельности логопеда и воспитателя становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяющихся в специальной педагогике, и помогающих достигать максимальный успех в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Не требуя особых усилий, на фоне комплексной логопедической помощи, нетрадиционные методы оптимизируют процесс коррекции речи и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Эти методы делают коррекционную деятельность интересной и занимательной. Эффективность зависит от профессиональной компетенции педагога, заинтересованности включать в систему коррекционной работы действенные методы. В их число входят: для улучшения психоэмоционального состояния детей –массаж ладоней. Все упражнения сопровождаются, стихами, стихами-небылицами, потешками. Заучивание скороговорок, чистоговорок, стихотворений успешней проходит с использованием мнемотаблиц, что способствует развитию четкой и грамотной речи. Кроме того на сегодняшний день известны игро-, сказко-, смехо-, изо-,глина-, воско-, арома-, музыко-, хромотерапия, элементы кинезеологии, и театрализованная деятельность, которые также необходимы в системе коррекционно-педагогической работы с детьми. Из всего вышесказанного, видно, что своевременная, углубленная коррекционно- педагогическая работа с детьми очень актуальна, и необходима, и именно данная работа позволяет повысить уровень речевого развития детей и качество подготовки их к успешной жизни в будущем.


В раздел образования