"Самообразование воспитателя как необходимое условие для повышения качества образовательного процесса в контексте ФГОС ДО"
Автор: Шелудякова Галина Геннадьевна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад №16 "Ласточка" Населённый пункт: город Котовск, Тамбовская область Наименование материала: Статья Тема: "Самообразование воспитателя как необходимое условие для повышения качества образовательного процесса в контексте ФГОС ДО" Раздел: дошкольное образование
Самообразование воспитателя как необходимое условие для
повышения качества образовательного процесса в контексте ФГОС ДО.
Шелудякова Галина Геннадьевна
старший воспитатель
МБДОУ детский сад №16 «Ласточка»
город Котовск Тамбовская область
Аннотация.
Данный
материал
посвящен
вопросам
профессиональной
деятельности воспитателя, уровню компетентности педагогов, повышению их
квалификации, стремлению к самообразованию, самосовершенствованию. В
материале
раскрываются
основные
направления
самообразования,
формы
повышения квалификации
Ключевые слова : самообразование, компетентность,
Актуальность .
С е г о д н я
о д н а
и з
в а ж н ы х
х а р а к т е р и с т и к
профессиональной
компетентности
воспитателя
детского
сада
—
это
его
потребность
в
самообразовании,
стремление
к
профессиональному
росту.
Осознание собственного несовершенства в профессиональной деятельности
— хороший стимул, чтобы углубить знания в педагогике и овладеть новыми
методиками учебно-воспитательного процесса. Из каких компонентов состоит
деятельность воспитателя по самообразованию, и какими способами можно
повышать профессиональный уровень?
Профессия
воспитателя
очень
важна,
ведь
он
отвечает
за
жизнь
и
развитие детей. Педагог, который уважает себя, всегда будет стремиться быть
компетентной,
профессиональной
личностью,
интересной
для
детей
и
родителей.
Современный
воспитатель
—
тот,
кто
внимательно
выслушает
ребёнка, постарается найти ответы на все его вопросы, создаст педагогические
условия для его всестороннего творческого развития и будет увлечённо этим
заниматься.
Для
того
чтобы
стать
именно
таким
воспитателем,
нужно
позаботиться
о
развитии
своих
интеллектуальных
и
педагогических
способностей. Достичь этой цели можно, если заняться самообразованием.
Самообразование — это совершенствование педагогом его
профессиональных знаний и умений, приобретение новых. Чтобы начать работу
по
самообразованию,
нужно:
выявить
проблему,
по
которой
хотели
бы
углубить свои знания и навыки, и усиленно заняться её решением.
Для руководства работой педагогов была создана программа, тематика
которой
была
выстроена
в
соответствии
с
запросами
воспитателей.
Ее
основные компоненты:
1.
Самоопределение
педагогов
с
учетом
своих
функций
(специалиста,
воспитателя
с
учетом
категории):
мои
функции,
мое
назначение
в
этой
должности.
2. Организация педагогического процесса, основанного на гуманистическом
подходе к воспитанию ребенка (реализация программного содержания работы
с детьми и степень владения навыками и умениями).
3. Знание критериев своей педагогической деятельности.
4. Рефлексия педагогических действий на разных временных интервалах (что у
меня получается? как? каким образом?).
Программа нашла отражение в планировании работы на учебный год.
В
качестве
стимулов,
поддерживающих
активность
педагогов
с
не
сложившейся позицией саморазвития, использовались внешние мероприятия:
обучение
на
курсах,
посещение
различных
семинаров,
методических
объединений,
знакомство
с
опытом
других
педагогов
и
т.д.
Возможность
участия в инновационной деятельности помогает стимулировать интерес к
работе.
Для педагогов с активной позицией саморазвития большой стимул -
работа на доверии, возможность обмена опыта с коллегами, предложение
работать углубленно по тому или иному направлению образовательной работы
в рамках детского сада.
Только система мероприятий, которая подразумевает активную форму
обучения и взаимодействие педагогов в детском саду - семинары-практикумы,
тренинги,
консультации,
беседы
позволяет
минимизировать
такие
препятствующие
факторы,
как
собственная
инертность
и
неумение
распределять свое время.
Мы считаем, что трудно переоценить значение самообразования для
совершенствования
профессиональной
компетентности
педагога.
Саморазвитие педагога - центральное звено успешного развития дошкольного
учреждения, системы дошкольного образования в целом и самого педагога, его
уровня
профессиональной
и
технологической
компетентности
т.к.
именно
педагог
обеспечивает
эффективное
функционирование
и
развитие
образовательного учреждения.
Организация самообразования
Новые знания педагог может получать разными способами. Но без
личного желания достигнуть профессиональных высот, никакая деятельность
не будет максимально эффективна. Чтобы стать хорошим педагогом, нужно
хотеть стать им. (см приложение № 1)
Основные направления самообразования воспитателей:
ознакомление
с
новой
нормативной
документацией
по
ведению
педагогической деятельности в дошкольном учреждении;
исследование новой научно-методической литературы;
изучение
актуальных
достижений
педагогической
науки,
а
также
возрастной психологии и физиологии;
ознакомление
с
новейшими
программами
и
педагогическими
технологиями;
знакомство с передовым опытом дошкольных учреждений;
совершенствование общего уровня развития.
Источники знаний:
литература
(методическая,
научно-популярная,
публицистическая,
художественная);
видео-, аудиоинформация на различных носителях;
курсы, семинары и конференции;
дискуссии, тренинги, брифинги, мастер-классы, мероприятия по обмену
опытом;
проведение исследовательской, поисковой деятельности;
участие в проектах;
посещение театров, выставок, музеев, концертов;
изучение информационно-компьютерных технологий;
включение в работу интернет - сообщества по интересующему
направлению в своей профессиональной деятельности.
План работы воспитателя по самообразованию — это обязательная
часть организации деятельности по профессиональному развитию. Многие
не любят составлять планы, считая их пустой работой. План помогает
организовать
будущую
деятельность
правильно,
систематизировать
её,
наметить перспективы. План работы по самообразованию представляет
собой программу методической деятельности на учебный год (см. прил. №
2и3)
Тему может дать методист детского сада, а можно выбрать её самому.
В
последнем
случае
нужно
определиться,
в
каком
направлении
вы
планируете развиваться как педагог.
«Совет.
Вы
можете
предложить
и
утвердить
свою
тему
по
самообразованию, если обоснуете, насколько она актуальна, практически
значима
и
полезна
для
улучшения
образовательно-воспитательного
процесса дошкольного учреждения».
Тема должна быть нужной и перспективной в сфере дошкольного
образования
детей.
Целесообразно
рекомендовать
тематику
для
самообразования педагогов с учётом их опыта и педагогического стажа.
Технология организации самообразования педагогов:
1 этап – установочный (предусматривает создание определённого настроя
на
самостоятельную
работу, выбор
цели
работы,
исходя
из
научно-
методической
темы
(проблемы)
ДОУ,
формулирование
личной
индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий).
2 этап – обучающий (педагог знакомится с психолого – педагогической и
методической литературой по выбранной проблеме образования).
3 этап – практический (происходит накопление педагогических фактов, их
отбор
и
анализ;
проверка
новых
методов
работы,
постановка
экспериментов;
практическая
работа
продолжает
сопровождаться
изучением литературы).
4 этап – теоретическое осмысление, анализ и обобщение накопленных
педагогических
фактов
(на
данном
этапе
целесообразно
организовать
коллективное
обсуждение
прочитанной
педагогической
литературы,
организовать творческие отчёты о ходе самообразования на заседаниях МО
и
посещение
с
обсуждением
открытых
мероприятий
и
другие
коллективные формы работы).
5 этап - итогово – контрольный (на котором педагог должен подвести итоги
своей
самостоятельной
работы,
обобщить
наблюдения,
оформить
результаты)
Организовывайте самообразование правильно, и это станет стимулом и для
развития
личности,
и
для
повышения
профессиональной
педагогической
компетентности.
Список литературы:
1.
Приказ Минтруда России от 29.04.2013 г. № 170н. «Об утверждении
методических
рекомендаций
по
разработке
профессионального
стандарта».
2.
Приказ
Минобрнауки
России
от
17.10.2013
г.
№
1155
«Об
утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта дошкольного образования».
Приложение № 1
Советы тем педагогам, которые занимаются самообразованием
1.
Изучая какой-то вопрос, исследуйте несколько источников, а не один.
Такой метод учит вырабатывать своё мнение.
2.
Учитесь работать с библиотечными каталогами, а также правильно
формировать
поисковый
запрос
при
работе
с
интернетом.
Это
сохранит вам время и поможет точно находить нужный литературный
источник.
3.
Научитесь работать с информацией: собирать, накапливать, сохранять
факты,
аргументы,
результаты.
Это
пригодится
при
подготовке
к
участию в семинаре или педсовете.
4.
Будьте
открыты
к
инновациям
в
образовании.
Создавайте
компьютерные
презентации
и
видеоролики,
представляя
свои
наработки.
5.
Делитесь
опытом
с
коллегами,
и
тогда
заслужите
репутацию
флагмана в дошкольном образовании
Приложение № 2
При составлении плана работы по самообразованию воспитателю
нужно обратить внимание на следующее:
Выбирая
ту
или
иную
тему,
нужно
обосновать
свой
выбор,
руководствуясь актуальностью.
Следует
показать
взаимосвязь
выбранной
темы
с
целями
и
задачами современной системы дошкольного воспитания.
Нужно осветить результаты предварительной работы педагога.
Выбирая
тему
самообразования,
точно
указать,
на
каких
программах и методиках она основана.
Нужно помнить о том, что теория должна быть применима на
практике.
Необходимо обосновать выбор форм взаимодействия педагога с
дошкольниками.
В рамках темы следует запланировать проведение диагностики.
В
плане
самообразования
нужно
описать
собственные
методические разработки.
Нужно запланировать анализ полученных результатов.
Наметить перспективы дальнейшей педагогической деятельности
Приложение № 3
Личный план работы
Название темы.
Цели.
Задачи.
Предполагаемый результат.
Этапы работы.
Сроки выполнения каждого этапа.
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над
темой.
Способ демонстрации результата проделанной работе