Напоминание

"Разработка урока по математике в 5 классе по теме "Обыкновенные дроби"


Автор: Олзобоева Хандама Дашиевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ средняя общеобразовательная школа села Большие Санники
Населённый пункт: Ульчский район, Хабаровский край
Наименование материала: конспект
Тема: "Разработка урока по математике в 5 классе по теме "Обыкновенные дроби"
Раздел: полное образование





Назад





Тема: Понятие дроби. Обыкновенная дробь.
1. Михайлова Галина Ивановна МОУ – СОШ с.Карпенка Краснокутского района Саратовской области 2. Учитель математики 3. Математика 4. 5 класс 5. Понятие дроби. Обыкновенная дробь. Урок №1 6. «Математика 5» Никольский С.М., Потапов М.К. и др. 7. Цель урока: сформировать понятие дроби и подготовить учащихся к изучению сравнения дробей и арифметических действий с ними 8. Планируемые результаты:
Личностные
: развивать умение слушать; ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; развивать креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении математических задач; формировать представления о математике как способе познания, сохранения и гармоничного развития мира, как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
Метапредметные:
развивать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; формировать умение работать в группах;
Предметные:
развивать умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию); развивать представления о числе. 9. Тип урока: открытие новых знаний 10.Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная 11.Необходимое техническое оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, историко-математический материал, раздаточный материал для групповой работы. 12.Структура и ход урока

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Универсальные

учебные действия
1.Этап мотивации (самоопределения ) к учебной деятельности. Настрой на работу. Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
Личностные:
самоопределение;
Регулятивные
: целеполагание;
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам 2.Этап актуализации и пробного учебного действия. Активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.); - Считать Разные варианты ответов Активизирует знания учащихся и подготовку мышления учащихся и организации осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. - Как вы думаете, что люди научились делать раньше: считать или записывать числа? -А всегда ли при делении можно было получить ответ в виде натурального числа?
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
Познавательные:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Л о г и ч е с к и е :



Попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание и зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании. - Дроби
Презентация Слайд 2
- Помните, как было в детском мультфильме: «Мы делили апельсин, много нас, а он один…» - Хорошо, когда на столе есть целое яблоко, и можно его съесть одному. Но иногда приходится делить яблоко на части, т.е. дробить, чтобы поделиться с кем-нибудь. Попробуйте разделить поровну 1 яблоко на четверых. - Приведите свой жизненный пример деления одного целого предмета на части. Прослушайте следующие строки, какое слово, по вашему мнению, имеет отношение к нашему уроку? «Математика-царица всех наук, Полюби её, мой друг! В ней числа, уравнения,
Дроби
и неравенства, Ученье без конца, Но жизнь без математики, Увы, была б скучна». формулирование проблемы.
- Об обыкновенной - А что такое дробь или рациональное число? Это слово имеет несколько значений. Вам приходилось слышать это слово не один раз и с разными значениями: охотничья дробь, барабанная дробь, обыкновенная дробь. -Как вы думаете, о какой дроби сегодня пойдет речь? 3.Этап выявления места и причины затруднения. Проанализировали, зафиксировали, какого знания или умения не достает для решения исходной задачи (причина затруднения) Анализирует причины затруднений и помогает в выборе знания, которого недостает - Натуральные числа вы умеете записывать. А кто-нибудь сможет записать рациональные числа или дроби?
Регулятивные:
целеполагание, прогнозирование;
Познавательные
: выбор наиболее эффективных способов решения задач 4.Этап постановки темы урока и учебной цели. В коммуникативной форме сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания им Консультирует, проверяет,согласовывает, уточняет тему урока
Коммуникативные
: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
нужно построить и чему научиться); предложили и согласовали тему урока -Понятие дроби. Обыкновенная дробь. - Познакомиться с обыкновенными дробями, узнать, как записывались дроби у разных народов и научиться записывать рациональные числа. - А как бы вы сформулировали тему сегодняшнего урока?
Слайд 1
- Какие задачи стоят сегодня перед нами? Подвести промежуточный итог.
Личностные
: планирование учебной деятельности 5.Этап открытия новых знаний Применить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение; зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и записи дробей; зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения. Интересно, а в древности люди знали про дроби?
Слайд 3,4
- В древности к целым и дробным числам относились по-разному: предпочтения были на стороне целых чисел. «Если ты захочешь делить единицу, математики высмеют тебя и не позволят это делать», - писал основатель афинской Академии Платон. Но не все древнегреческие математики соглашались с Платоном. С дробями свободно обращались Архимед и Герон
Коммуникативные
: развитие умения работать в группе
Познавательные:
построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания
Александрийский. Даже Пифагор, который трепетно относился к натуральным числам, создавая теорию музыкальной шкалы, связал основные музыкальные интервалы с дробями.
Слайд 5
– А как половину записать цифрами? Возьмите полоску бумаги. Разделите её на 2 равные части, свернув полоску пополам. По линии сгиба проведите черту.

– На сколько равных частей разделили полоску? Запишем число 2 под чертой вот так: ❑ 2 Черту называют дробной, а число, записанное под чертой – знаменателем.

Закрасьте одну часть красным цветом . – Сколько частей закрасили красным цветом? Запишем число 1 над дробной
чертой вот так: 1 2 . Число, записанное над чертой, называют числителем. ВЫВОД: красным цветом закрашена 1 2 (одна вторая) часть полоски ( на практике 1 2 обозначает половину некоторой величины)
Слайд 6
Каждый может за версту Видеть дробную черту. Над чертой –
числитель
, знайте, Под чертою –
знаменатель.
Дробь такую, непременно, Надо звать
обыкновенной
. - Назовите числитель и знаменатель каждой дроби . - Хотите узнать, как изображались обыкновенные дроби у разных народов?

Слайд 7,8,9,10,11,12
Физминутка.
Слайд 13
Одолела нас дремота, Шевельнуться неохота. Ну-ка, делайте со мною Упражнение такое: Раз – поднялись, потянулись, Два – нагнулись, разогнулись, Три – в ладоши три хлопка Головою три кивка. Подвести промежуточный итог
Слайд 14,15,16
6.Этап первичного з а к р е п л е н и я с проговариванием во внешней речи. Решили (фронтально) несколько типовых заданий на новый способ действия; при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование Работа в группах. Организовывает решение типовых заданий (фронтально) Задача на слайде
Слайд 17

Слайд 18
Поменяйтесь друг с другом тетрадями и проверьте результаты
Регулятивные:
выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению
Предметные:
формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач

Слайд 19

Слайд 20
 Сколько граммов в половине килограмма?  Сколько часов в одной трети суток?  Сколько килограммов в четверти тонны?  Сколько метров в одной восьмой километра?  Сколько минут в четверти часа?  Какую часть часа составляет 1 минута?  Какую часть см составляет 1 мм?  Какую часть градуса составляет 1 минута?  Какую часть га составляет 1 а?  Какую часть 1 м 3 составляет 1 дм 3 ? Устная работа № 733, №734, № 737
7.Этап групповой работы. Работа в группах. Готовый результат работы представить классу (анализировать, систематизировать) Творческие задания № 720, № 722, № 724 (у доски, в тетрадях)
Коммуникативные:
управление поведением партнёра, разрешение конфликтов, умение полно и точно выражать свои мысли
Познавательные:
анализ, синтез, обобщение, аналогия, сравнение, классификация и построение логической цепи рассуждений
Регулятивные:
уметь планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера
Предметные:
развитие
представлений о числе 8.Этап самостоятельной работы с самопроверкой Самостоятельно выполнять типовые задания на новый способ действия Выполнять самопроверку Выявить причины ошибок и их исправление Организовывает самостоятельное выполнение учащимися типовых
заданий
на новый способ действия; организовывает самопроверку учащимися своих решений ; создает (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка; для учащихся, допустивших ошибки, предоставляет возможность выявления причин ошибок и их исправления № 717 В-1: № 727 (а), № 729(1 строка) В-2: № 727 (б), № 729(2 строка) В-3: № 727(в), № 730(1 строка)
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Регулятивные:
контроль, оценка, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению
Предметные:
развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до рациональных, умение применять изученный материал 9. Рефлексия учебной Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности, Организует рефлексию и самооценку учениками собственной
Коммуникативные:
умение с
деятельности, подведение итогов урока соотносит цель и результаты Выбирают утверждение, соответствующее настроению на уроке Намечают перспективу последующей работы Запись домашнего задания учебной деятельности на уроке;
Слайд 21
намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами творческой деятельности)
Слайд 22
Комментирует домашнее задание: п.4.1., № 718, 726 и вкусное домашнее задание по выбору. достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Регулятивные:
планирование, контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению
Познавательные:
умение структурировать знания
Личностные:
смыслообразование.


В раздел образования