Подвижная игра как средство гармоничного развития ребенка
Автор: Кононова Ольга Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №6 Населённый пункт: Усть-Лабинск Наименование материала: Консультация Тема: Подвижная игра как средство гармоничного развития ребенка Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида №6
Консультация для воспитателей
«Подвижная игра как средство гармоничного
развития ребенка»
Воспитатель:
Кононова О.А.
Подвижная игра с правилами – это сознательная двигательная активная
деятельность
ребенка,
характеризующаяся
точным
и
своевременным
выполнением
заданий,
связанных
с
обязательными
для
всех
играющих
правилами. Подвижная игра является упражнением, посредством которого
ребенок
готовится
к
жизни.
Увлекательное
содержание,
эмоциональная
насыщенность
игры
побуждают
ребенка
к
определенным
умственным
и
физическим усилиям.
Специфика
подвижной
игры
состоит
в
молниеносной,
мгновенной
ответной реакции ребенка на сигналы «Лови!», «беги!», «стой!» и др.
Подвижная
игра
–
незаменимое
средство
пополнения
знаний
и
представлений ребенка об окружающем мире, развития мышления, смекалки,
ловкости,
сноровки,
ценных
морально-волевых
качеств.
При
проведении
подвижной
игры
создаются
неограниченные
возможности
комплексного
использования
разнообразных
методов,
направленных
на
формирование
личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже
имеющихся двигательных навыках, их закрепление и совершенствование, но
и формирование качеств личности.
Поисками
способов
гармоничного
развития
детей
занимались
многие
отечественные ученые. Так, в созданной П. Лесгафтом системе физического
воспитания основополагающим являлся принцип гармоничного развития, а
физические
и
духовные
силы
человека
рассматривались
как
качественно
различные
стороны
и
единого
жизненного
процесса,
позволяющего
формировать людей «идеально нормального типа». По мнению П. Лесгафта,
гармоничное развитие возможно только при научно обоснованной системе
физического
образования
и
воспитания,
в
которой
превалирует
принцип
осознанности.
Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка.
В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развиваются его
интеллект,
фантазия,
воображение.
Подвижные
игры
всегда
являются
творческой
деятельностью,
в
которой
появляется
естественная
ловкость
ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи.
Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его.
Дети младшего дошкольного возраста подражают в игре всему, что видят.
Однако в подвижных играх малышей прежде всего находят отражение не
общение со сверстниками, а отображение жизни взрослых или животных:
они с удовольствием летают, как воробушки, взмахивают руками, как бабочка
крылышками.
На пятом году жизни характер игровой деятельности ребенка меняется.
Ребенок
стремится
выразить
свои
чувства,
желания,
осуществить
задуманное, творчески отобразить в воображении и поведении накопленный
двигательный и социальный опыт. Различные по содержанию подвижные
игры
позволяют
проследить
разнообразие
подходов
к
поиску
путей
гармоничного развития детей. Условно можно выделить несколько типов
подвижных
игр,
по-разному
способствующих
всестороннему
развитию
дошкольников и несущих в себе разную социальную направленность. Игра
типа
«Ловишки»
присущ
творческий
характер,
основанный
на
азарте,
двигательном
опыте
и
точном
соблюдении
правил.
Убегая,
догоняя,
увертываясь,
дети
максимально
мобилизируют
свои
умственные
и
физические
силы,
при
этом
они
самостоятельно
выбирают
способы,
обеспечивающие
результативность
игровых
действий,
совершенствующие
психофизические качества.
Игры,
требующие
придумывание
движений
или
мгновенного
прекращения
действий
по
игровому
сигналу,
побуждают
детей
к
индивидуальному и коллективному творчеству.
Играм с мячом отводиться особенно важная роль в работе с детьми.
Ребенок, игра, выполняет разнообразные манипуляции с мячом: целится,
отбивает, подбрасывает, перебрасывает, соединяет движение с хлопками и т.д.
Эти
игры
развивают
глазомер,
двигательные
координационные
функции,
совершенствуют
деятельность
коры
головного
мозга.
Отбивание
мяча
повышает настроение, снимает агрессию, помогает избавиться от мышечных
напряжений, вызывает удовольствие.
Игры с элементами соревнования требуют правильного педагогического
руководства
ими,
предполагающего
соблюдение
ряда
условий:
каждый
ребенок,
участвующий
в
игре,
должен
хорошо
владеть
двигательными
навыками. Этот принцип является основополагающим и в играх-эстафетах.
Важно так же объективно оценивать деятельность детей при проведении
итогов игры: необходимо оценивать достижения ребенка по отношению к
самому себе.
В подвижных играх совершенствуется эстетическое восприятие мира.
Дети познают красоту движений, овладевают поэтической, образной речью; у
них развивается чувство ритма.
Подвижная игра готовит к труду. Дети изготавливают игровые атрибуты,
располагают
и
убирают
в
определенной
п о с л ед о ват е л ь н о с т и ,
совершенствуют
свои
двигательные
навыки,
необходимые
для
будущей
трудовой деятельности. Подвижная игра – незаменимое средство пополнения
ребенком
знаний
и
представлений
об
окружающем
мире;
развития
мышления,
смекалки,
ловкости,
сноровки,
ценных
морально
–
волевых
качеств.
Подвижные игры как средство физического воспитания способствуют
оздоровлению ребенка благодаря проведению игр на свежем воздухе, а так же
активизируют творческую деятельность, самостоятельность.
Особенности проведения подвижных игр
Подвижные
игры
классифицируются
по
возрасту
по
степени
подвижности
ребенка
в
игре
(Игры
с
малой,
средней,
большой
подвижностью), по видам движений (игры с бегом, метанием и т.д.), по
содержанию (подвижные игры с правилами и подвижные игры).
К подвижным играм с правилами относятся сюжетные и несюжетные
игры. К спортивным играм – баскетбол, городки, настольный теннис, хоккей,
футбол и т.д.
Обязательным условием успешного проведения подвижных игр является
учет индивидуальных способностей каждого ребенка. Ознакомление детей с
новой
игрой
проводится
четко,
лаконично,
образно,
эмоционально
и
продолжается 1,5 – 2 мин.
Значительное
внимание
следует
уделять
вариантам
подвижных
игр,
позволяющим
не
только
повысить
интерес
к
игре,
но
и
усложнить
умственные и физические задачи; совершенствовать движения, повышать
психофизические качества ребенка.
В
играх
детей
старше
полутора
лет
можно
заметить
признаки
подражания взрослым. Учитывая это, воспитатель вовлекает их в игры с
помощью игрушек, старается разбудить интерес эмоциональным образным
объяснением. В младших группах наиболее часто используются сюжетные
игры и простейшие несюжетные игры типа «Ловишки», а так же
игры
забавы. Малышей привлекает в игре главным образом процесс действия: им
интересно бежать, догонять, бросать и т.д. Важно научить их действовать
точно по сигналу, подчиняться простым правилам игры. Для младшей группы
рекомендуются
игры
с
текстом.
При
проведении
таких
игр,
как
«Заяц»,
«Поезд»
и
др,
воспитатель
выразительно
читает
текст,
сопровождая
его
соответствующими движениями. Такие игры воспитывают у детей чувство
ритма. Ребята, слушая воспитателя, стараются подражать его движениям.
К четырем годам у детей накапливается двигательный опыт, движения
становятся
более
координированными,
учитывая
этот
фактор,
педагог
усложняет
условия
проведения
игры:
увеличивает
расстояния
для
бега,
метания,
высоту
прыжков;
подбирает
игры,
упражняющие
в
ловкости,
смелости, выдержке. В средней группе воспитатель уже распределяет роли
среди детей. Роль ведущего по началу поручается детям, которые могут с ней
справиться. В средней группе широко используются сюжетные игры типа:
«Кот и мыши», «Котята и щенята», «Мышеловка», «Найди себе пару».
В подвижных играх детей старшего дошкольного возраста используются
более
сложные
движения.
Перед
ребятами
становится
задача
мгновенно
реагировать
на
изменение
игровой
ситуации,
проявлять
смелость,
сообразительность, выдержку, смекалку, сноровку.
Движение детей 5-6 лет отличаются большей координированностью,
точностью, поэтому наряду с сюжетными и несюжетными играми широко
используются игры с элементами соревнования. Так, в игре «Кто скорее
добежит до флажка?» задание выполняют 2-3 ребенка. По мере овладения
детьми навыками ориентировки в пространстве вводятся соревнования по
звеньям.
В подготовительной к школе группе большинство детей хорошо владеют
основными
движениями.
Ребята
должны
быстро
ориентироваться
в
пространстве,
проявлять
выдержку,
смелость,
находчивость,
творчески
решать двигательные задачи.
Каждый играющий должен знать свою задачу и в соответствии с ней
исполнять воображаемую роль в предлагаемой ситуации. Вхождение в роль
формирует у детей способность представить себя на месте другого, мысленно
перевоплотиться в него. В ряде игр от детей требуется умение придумать
варианты движений, различные комбинации их (игры типа «Сделай фигуру»,
«День и ночь», «Обезьяна и охотники»). Важную роль в развитии творческой
деятельности детей играет привлечение их к составлению вариантов игр,
усложнению
правил.
По
началу
ведущая
роль
в
этом
принадлежит
воспитателю,
но
постепенно
детям
предоставляется
все
больше
самостоятельности.
Важно
использовать
игры
не
только
для
совершенствования
двигательных навыков, но и для воспитания всех сторон личности ребенка.
Продуманная методика проведения подвижных игр способствует раскрытию
индивидуальных способностей ребенка, помогает воспитать его здоровым,
бодрым, жизнерадостным, активным, умеющим самостоятельно и творчески
решать самые разнообразные задачи.