Напоминание

"Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"


Автор: Алиева Сания Анваровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС КВ "Брусничка"
Населённый пункт: г.Тарко-Сале, Тюменская область
Наименование материала: Консультация
Тема: "Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Тема: «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания

дошкольников ».
Нравственное воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка, оно способствует обогащению духовного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание социальной действительности, повышает познавательную активность дошкольников. Период дошкольного детства наиболее благоприятен для нравственного воспитания ребёнка. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом .. .Я считаю, что сказка, доступна пониманию дошкольника. Ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, делают ее особенно интересной и волнующей для детей. Сказка является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка, помогает понять на доступном ему языке красоту окружающего мира.
Актуальность
выбранной мною темы вижу в следующем: в настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка - это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих. Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира. Сухомлинский ВАСИЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сложная картина жизни представляется детям в сказке в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности

Целью
моей работы является изучение сказки, как средство нравственного воспитания дошкольника.через сказочных героев приучать детей к правильному отношению добру и злу. Сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Задачи.
-Изучить и проанализировать методическую литературу по данной теме; -Создать и организовать театрализованную среду для эффективного использования в процессе нравственного воспитания детей. - развивать образный строй речи, обогащать словарный запас,сформировать навыки связной речи, - развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни; - воспитывать у детей милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь; - воспитывать трудолюбие, доводить начатое дело до конца, с уважением относится к результатам чужого и своего труда; - развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.
1 этап 1. П роводилось с родителями анкетирование на тему: “Ребенок и книга” 2. И зготовление костюмов, пошив кукол – варежек, изготовление детьми конусных кукол. 2 этап Консультации на тему:  “Как рассказывать детям сказки”  “Сочинение сказок по проблемам детей” 3 этап Создание уголка имиджтерапии, дало возможность застенчивым детям перевоплощаться: здесь слабый может дать отпор сильным, встать на защиту слабого, может почувствовать себя богатырем, принцессой, вживаться в образы знакомых персонажей, передавать характер героев, не выходя на сцену. Это уголок эмоционального спокойствия детей. В этот уголок входит:  большое зеркало  небольшая ширма  различные костюмы, аксессуары  шапочки к сказкам, маски  пальчиковый, настольный, кукольный театр  конусные куклы, куклы-варежки Этапы работы

Анкета для родителей по теме «Ребенок и книга».

Цель
: выявление мнения родителей о значимости книги в семье, формированию эстетического восприятия и понимания произведений художественной литературы. Кв. 1 Кв. 2 Кв. 4
Анализ анкет-
показал, что основная масса опрошенных родителей имеют дома детскую библиотеку. Читают своим детям сказки, и дети знакомы со многими сказочными персонажами.
1 этап Знакомство со сказкой Чтение, рассказывания, беседа и вопросы по содержанию, рассматривание иллюстраций, видеозаписей. Развитие эмоционального отношения к действиям и героям сказки 2 этап Эмоциональное восприятия детьми сказки Пересказ детьми содержание сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок. Закрепить содержание сказки и понять, как дети поняли суть сказки и какое отношение возникло к героям, событиям явлениям 3 этап Отражение отношения ребенка к героям, событиям, явлениям сказки в продуктивной деятельности Лепка, рисование, конструирование Развивать навыки сопереживания, сочувствия к судьбе и поступкам героев сказки, выражая свое отношения к героям и воплощая свои переживания в продуктивной деятельности. 4 этап Подготовка к самостоятельной деятельности Разыгрывание сюжетов из сказок, игры драматизации театрализованные, творческие игры Способствовать развитию симпатии и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки героев и окружающих людей Этапы работы со сказкой

В результате поставленных задач у детей сформированы следующие знания, умения,

навыки:
- знание определенных сказочных сюжетов; - умение понимать сюжетную линию сказки; Сказка Послушание Оптимизм
Дружба
Уважение Ответственность Мудрость Воспитание сказкой
- выделять проблему, актуализированную в сказке; - выражать свои мысли и чувства в речи; - умение передавать художественный образ в рисунке (иллюстрация, в словесной форме; - умение продолжить сюжетную линию сказки, используя вербальное воображение, активный речевой запас; - сочинение небольшой сказки на заданную или свободную тему; - умение применить сказочный урок в свою «копилку жизненных ситуаций»; - понимать эмоциональные состояния окружающих.
Считаю, что результатом воспитания детей сказкой является:
- усвоение ребенком норм нравственно – духовного воспитания, открытость его к добру, позитивное отношение ребенка к окружающему миру, к другим людям и самому себе; - знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах; деятельное отношение к труду, ответственность за свои дела и поступки; - осознание ребёнком тех базовых нравственных качеств, которые я пытаюсь воспитать в детях: совестливость и порядочность, самоотверженность и незлобие, сопереживание и сочувствие, патриотизм; - понимание необходимости развития таких волевых качеств, как послушание, почитание родителей и взрослых. Используемые методы и формы работы в практической деятельности:  анкетирование;  беседа;  информационные стенды;  теоретические и практические занятия
Результаты, которые мною достигнуты
: - дети знают определённые сказочные сюжеты, составляющие духовный опыт человечества;
- научились понимать сюжетную линию сказки, выделять проблему, актуализированную в сказке, выражать свои мысли и чувства. В результате проделанной работы дети стали добрее, отзывчивее, внимательнее к окружающим. Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующие основные формы и приемы работы с детьми.
Заключение
Восприятие
с
казки должно способствовать повышению у ребенка уверенности в себе, в своем будущем.. В любое время совместное чтение сказок дают много и маленькому, и взрослому человеку помогают им сблизиться душой. Роль детских сказок не ограничивается только приятным время препровождением. Сказку можно использовать как способ снятие тревоги у ребенка. Задача воспитания детей сказками довольно сложная. Надо учесть ряд моментов, связанных с особенностями вашего ребенка. В сказке заложена многовековая народная мудрость. В сказках всегда побеждает добро, а зло должно погибнуть. Это очень важно в воспитании детей на сказках. Моральное воспитание ребенка возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах. «Кем бы ты ни стал, ученым или артистом, политическим человеком или кем хочешь – но обязательно ты должен стать человеком, твердо идущим, на твердых нравственных основах». А.И. Герцен «Эти слова остаются актуальными и для современного ребенка, да и взрослого человека».

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «БРУСНИЧКА»

г. ТАРКО – САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
Консультация для воспитателей на тему: -
«
Сказка как средство духовно- нравственного воспитания дошкольников
».


Воспитатель – Алиева. С. А. 2015г.


В раздел образования