Тема: рисование Бабы - Яги.
Цель: продолжать формировать представления об изобразительных средствах, позволяющих
раскрыть характер сказочных персонажей. Развивать образное мышление, воображение и
зрительное восприятие.
Материалы и оборудование: альбомные листы, акварельные краски, кисти, простой
карандаш, емкость с водой, салфетки.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о Бабушке – Яге, разного характера;
обсуждение характера персонажа; чтение и пересказ русских народных сказок.
Ход занятия.
Вступительная беседа: воспитатель: отгадайте загадку, и вы узнаете, о ком пойдет речь на
занятии:
Она носочки вяжет, она рубашки шьет,
Вам сказочку расскажет и песенку споет,
А в праздник, в день рожденья
Большой пирог печет,
Готовит угощение, друзей к вам позовет. (Бабушка)
Воспитатель: у кого из вас есть бабушки? Расскажите о них? (Ответы детей). Назовите сказки,
персонажи которых Бабушки. («Колобок», «Красная Шапочка», «Маша и Медведь»,
«Снежная королева», «Курочка ряба»). Какими по характеру были Бабушки в этих сказках?
(Ответы детей: добрыми, заботливыми, ласковыми, трудолюбивыми). А эту бабушку вы
узнали?(иллюстрации Бабы-Яги). Кто изображен на этих иллюстрациях? (Ответы детей).
Опишите, как она выглядит? (Ответы детей). Послушайте, как в сказках говорится о Бабе –
Яге. Какой характер у Бабы – Яги из этой сказки? (Ответы детей: сердитая, хитрая, злая,
коварная). А как вы думаете, почему Баба-Яга стала злой и коварной? (Она живет одна, ее
никто не любит, поэтому и она никого не любит, ее обидел Кощей Бессмертный). А
вспомните сказки, в которых эта бабушка, несмотря на свой характер и внешний вид,
помогала главным героям? («Царевна лягушка», «Пойди туда - не знаю куда, принеси то - не
знаю что», «Царь девица»).
Физ.минутка.
Воспитатель: какие краски использовали художники, чтобы показать характер Бабы – Яги?
(Черные, серые, коричневые, бурые). Вы знаете, что с помощью цвета, как и с помощью
звуков музыки, можно передать любое настроение? И цвет и музыка могут быть веселыми,
грустными, нежными, тревожными, яркими, мрачными. Хотя Баба-Яга и злая, но она тоже
хочет быть красивой и нарядной. Как вы думаете, чем она может украсить волосы и платье?
Из чего сможет сделать украшение? (Ответы детей: из грибов, ягод, листьев, шишек). Может
ли Баба – Яга стать доброй и ласковой, как ваша Бабушка? Что может ее сделать такой?
( Ответы детей).
Постановка задачи: подумайте, какой бы вы хотели изобразить Бабу – Ягу? Доброй,
нарядной или сердитой и неряшливой? (Ответы детей). Ну тогда за дело! (Звучит музыка).
Оказывается индивидуальная помощь детям по мере необходимости советами.
Воспитатель: вы все рисовали одного и того же сказочного персонажа, а портреты
получились разные. Давайте рассмотрим рисунки и найдем красивую, нарядную, веселую,
хитрую, печальную Бабу – Ягу. (Ответы детей).