Разработка урока по развитию речи на тему «Дикие животные»
Раиля Султанова,
учитель- дефектолог (олигофренопедагог) ГБОУ «Уруссинская школа-
интернат для детей с ОВЗ» Ютазинского муниципального района
Учебные цели:
1.
Узнавание и название диких животных изображенных на рисунке.
2.
Работа с ситуативной картинкой. Составление простой фразы на основе
предложенного рисунка.
3.
Узнавание и название домашних животных.
Коррекционные задачи:
1.
Коррекция произвольного внимания.
2.
Коррекция речевого развития.
3.
Коррекция правильного произношения.
Воспитательные цели:
1.Воспитание любви к животным.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: Компьютер, интерактивная доска, видеофрагмент «Дикие
животные», сборник загадок, простые карандаши, конверты с заданиями,
мягкие игрушки: заяц и медведь, учебник для специальных (коррекционных)
школ VIII вида» Е.Д.Худенко, С.Н. Кремнёва «Развитие речи», 1 класс.
Ход урока.
I.Психологический настрой.
Долгожданный дан звонок-
Начинается урок!
Здравствуйте, дорогие дети и гости! Дети, сегодня у нас в классе гости.
Давайте, посмотрим на гостей, улыбнемся друг – другу и начнем урок. К
нам на урок пришли из леса заинька – Косой и мишка - Косолапый. Они
принесли из леса – сюрприз. Но прежде, мы должны выполнят задания,
показать им как мы умеем работать и красиво сидеть на уроке и слушать.
( У зайки – Косой на спине мешок, а в мешках конверты с заданиями, а у
Мишки – мешок с сюрпризом).
Артикуляционная гимнастика
Слайд №1
1.
Язычок гулять выходит.
Домик он кругом обходит. ( Рот открыть. Высунуть язык. Выполнять
круговые движения языком, облизывая губы.)
Слайд №2
2.
Язычок стал маляром.
Аккуратно красит дом. (Рот максимально открыть. Проводить широким
языком вперед – назад по нёбу. Затем вверх – вниз по внутренней
стороне щек.)
Слайд №3
3.
Любить он покушать сладко
После
скачет,
как
лошадка.
(Рот
держать
широко
открытым.
Улыбнуться.
Медленно
щелкать
языком,
присасывая
его
к
нёбу
и
отрывая от него. Тянуть подъязычную связку.)
Слайд №4
4.
На качелях оказался.
Вверх взлетел и вниз спускался. (Открыть рот. Тянуться то к носу, то к
подбородку. Рот не закрывать.)
Один ученик выходит, берет первый конверт с заданиями. Учитель
читает задания.
1 задание. Работа с загадками.
Дети отгадывают и показывают картинку на слайде и повторяют
за учителем.
1.
Кто зимой холодной
Бродит в лесу злой, голодной.
(Волк). (Слайд №5.)
2. На ветке не птичка-
Зверёк- невеличка
Мех тёплый, как грелка
Кто это? (Белка).(Слайд №5)
3.Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт,
В деревне кур крадет (Лиса).(Слайд №6)
4.Нос пяточком, а хвост крючком. (Свинья). (Слайд №7)
5.Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку (Заяц). (Слайд №8)
Отгадки
пишем
н а
кроссворд (с помощью
учителя),
а
картинки
э т и х
ж и в о т н ы х
прикрепляем на доске. Какое слово получилось на красных квадратиках.
(Весна).
- Вот мы с вами узнали что время года - весна. ( Учитель спрашивает у детей
какое число, время суток, погода). Дети показывают картинки изображенные
(время суток - день, погода – солнечная, число – 23 апреля)
II.Введение в тему урока.
2 задание. Работа с картинками.
- Давайте вернемся к животным, которые мы угадывали .
Как вы думаете
какое животное на доске лишнее? Почему? ( Картинку свиньи убираем, а
остальных оставляем и прикрепляем слово - карточку «Дикие животные»).
- А почему их называют дикими? (ответ детей). (живут в лесу)
- Вот мы сегодня будем изучать диких животных, из них : волка, белку, лису,
зайца.
Характеристика этих животных по цвету и по характеру. (Показ слайдов
животных)
(повтор
с
детьми
несколько
раз
название
животных
и
их
характер)
III.Новая тема урока.
Слайд №9
Лиса.
Лиса – рыжая и хитрая
Слайд №10
Волк- серый и злой.
В
О Л
К
Б
Е
Л К
А
Л И С
А
С В
И Н
Ь
Я
З
А
Я Ц
Слайд №11
Белка- рыжая и пушистая
Слайд № 12
Заяц- серый и трусливый.
Учитель:
Что общего у лисы и белки? (цвет: рыжий) показ картинки животных
Что общего у волка и зайца? (цвет : серый) показ картинки животных.
Физкультурная минутка «Дикие животные»:
Встанем, надо отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть.
Поднимайтесь, ручки, вверх,
Шевелитесь, пальчики, –
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках,
Как лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом,
И мы головки повернем.
Теперь садимся тише, тише –
Притихнем, словно в норках мыши.
3 задание. Игра « Кто где спрятался?». Работа с учебником. ( стр.69)
(Каждому ребенку раздается картинки, дети должны найти и показать кто
находится за деревом, а кто за кустом).
За деревом- волк
За кустом- лиса и заяц, а белка где?
Белка- в дупле.
- Молодцы, и этим заданием справились.
4 задание. Игра – лего
( Детям раздается на конверте части тела животных. Дети должны составить
целый рисунок и назвать имя животного: У меня – волк, лиса, заяц и белка.).
5 задание. Развиваем пальчики.
Детям
дается
пунктирной
линией
рисунок
животных,
они
должны
не
отрывая
карандаша
соединить
эти
линии
и
у
них
должно
получится
изображение животных.
- Молодцы, и этим заданием справились.
Видеофрагмент «Дикие животные»
6 задание. «Четвертый лишний».
Детям
раздается
картинки
с
дикими
животными,
среди
них
имеются
и
домашние животные. Дети убирают лишние животные т.е. домашние.
IV. Итог урока.
- Мы говорили сегодня о диких животных. (повторение название диких
животных.) Ребята, спасибо вам за работу на уроке! Вы молодцы! Мне было
очень
интересно
с
вами
работать!
Вы справились
всеми заданиями
Косого, и награду за это получим от Косолапого. ( Детям и гостям раздаются
конфеты «Белочка» и «Мишка косолапый».)