Напоминание

"Современные технологии обучения при подготовке по техническим дисциплинам в ВУЗе"


Автор: Копылов Максим Васильевич
Должность: старший преподаватель
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "Воронежский государственный университет инженерных технологий"
Населённый пункт: г.Воронеж
Наименование материала: Статья
Тема: "Современные технологии обучения при подготовке по техническим дисциплинам в ВУЗе"
Раздел: высшее образование





Назад





УДК 378.1

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОД-

ГОТОВКЕ ПО ТЕХНИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ В ВУЗЕ

И.Н. Болгова, Л.Н. Ананьева, М.В. Копылов, Смирных А.А.
ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет инженерных технологий», г. Воронеж Одной из основных задач высшего образования на сего- дняшний день является качественная подготовка выпускников, которые должны соответствовать высоким требованиям совре- менного рынка труда. Сейчас особая роль в подготовке кадров по инженерным направлениям отводится технологиям дистанционного обучения, позволяющим получать все необходимые знания, навыки и умения без отрыва от производственной деятельности, а также обеспечить получение образования в самых удаленных регионах. При этом широкий диапазон образовательных услуг дает возможность восполнить все необходимые образовательные потребности. В свя- зи с тем, что обучение на дневной форме подходит не всем и не в состоянии удовлетворить постоянно растущий спрос на специали- стов с качественными практическими навыками, возростает роль дополнительного образования, переподготовки кадров, а также по- вышения квалификации с применением современных технологий, в том числе и дистанционного обучения [2]. Не всегда оправдана абстрагированная оценка эффективно- сти безотрывного образования с привлечением средств дистанци- онного обучения. Отсутствуют гарантии, что работник, получив- ший очное образование технического направления, будет обла- дать большими практическими навыками, чем работник, окончив- ший факультет безотрывного образования или же экстернатуру, так как все виды этого образования опираются на самообразова- ние. Дистанционное обучение специалистов по инженерным направлениям призвано решать определенного вида задачи, отно- сящиеся к развитию интерактивной составляющей образования.
Для достижения необходимого уровня получения знаний на сегодняшний день широко используют программный комплекс «Интернет-тренажер», в основе которого положен метод оценки знаний, практических навыков, получаемых обучающимися в процессе изучения дисциплин. Этот программный комплекс наце- лен на тренировку студентов в ходе решения тестовых и кейс- заданий и может быть применен в любое время и в любой точке, где имеется доступ к сети интернет. Применение средств компьютерного тестирования в об- разовательном процессе по изучаемым техническим дисциплинам представляет собой огромный интерес, так как в «Интернет-тре- нажере», по изучаемой дисциплине, можно предоставить весь ма- териал в сжатом виде, некоторый теоретический минимум, кото- рый необходим в ходе решения определенных заданий для само- контроля, позволяющий закрепить полученные знания, навыки и умения обучающегося. Использование «Интернет-тренажеров» дает возможность самостоятельно подготовиться обучающимся высших учебных за- ведений не только к внутренним (промежуточным, текущим и итоговым) аттестациям, но и к внешнему аккредитационному те- стированию, а также к процедурам контроля качества знаний. «Интернет-тренажеры» содержат необходимый теоретический минимум по изучаемым дисциплинам, правильные решения кейс- заданий, пояснения к неправильно решенным заданиям, которые приносят неоспоримую практическую пользу при закреплении знаний, умений и навыков обучающихся. В зависимости от поставленных пользователями задач «Ин- тернет-тренажеры» направлены на проверку знаний не только студентов, но и аспирантов, магистров с использованием различ- ных режимов тестирования. При выполнении итогового контрольного тестирования, которое организуется преподава- телем, в системе не предусмотрено просмотра пояснений, а также правильных ответов. По окончании тестирования преподаватель получает сводную таблицу, в которой представлены все результа- ты студентов и указывается количество баллов, по которым пре- подаватель оценивает, в какой степени тестируемый освоил тот
или иной раздел дисциплины, что позволяет провести работу над допущенными ошибками [1]. Использование такой разработки эффективно в случае, если тестовые задания напрямую связаны с содержанием изучаемой дисциплины, а проверяемые навыки, умения и, в первую очередь, знания отвечают требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по дисциплине или модулю. По своей специфике «Интернет-тренажер», к сожалению, в основном направлен на гуманитарные и естественные дисципли- ны, охватывая их содержание практически в полном объеме. Ведя речь о дисциплинах технического профиля, стоит учитывать на наш взгляд конкретную направленность образования в том или ином ВУЗе. Специфика вузов должна определять тематику тестов. С этой целью в «Интернет-тренажере» предусмотрена возмож- ность педагогам самостоятельно составлять задания в разделе «Тест-конструктор», адаптированные под различные направления подготовки обучающихся. В результате чего, преподаватели и сту- денты могут работать в системе, используя различные режимы тестирования. Широкое использование в учебном процессе IT - техноло- гий, в том числе «Интернет-тренажеров», может в существенной степени положительно отразиться как на развитии и улучшении подготовки кадров по техническим направлениям, так и на повы- шении качества образовательного процесса в целом. В тоже время «Интернет-тренажеры» по сравнению с общепринятыми способа- ми имеют и ряд недостатков. Один из самых главных – это отсут- ствие непосредственного общения студента с преподавателем, большая нагрузка, ложащаяся на преподавателя на начальном эта- пе создания заданий в разделе «Тест-конструктор», невозмож- ность обеспечения коррекции процессом обучения из вне [3]. Таким образом, освоение современных инновационных ме- тодов тестирования при помощи компьютерных технологий сле- дует расценивать как позитивные тенденции, способствующие повышению эффективности образовательного процесса, а также качества обучения в вузе в целом. Список литературы
1. Копылов, М.В. Использование инновационных методов обучения в повышении качества подготовки выпускников [Текст] / М.В. Копылов, Е.А. Татаренков, Л.Н. Ананьева, И.Н. Болгова // материалы XI Всероссийской научно-практической конференции проблемы практической подготовки студентов: со- действие трудоустройству молодых специалистов: проблемы и пути их решения / Воронеж. гос. ун-т инж. технол. - Воронеж: ВГУИТ, 2014. –С. 70. 2. Остриков, А.Н. Организация учебного процесса с исполь- зованием современных методов [Текст] / А.Н. Остриков, И.Н. Болгова, М.В. Копылов, Е.А. Татаренков // Международная интер- нет-конференция «Машины и аппараты XXI века. Химия. Нефте- химия. Биотехнология» / Воронеж. гос. ун-т инж. техн. - Воро- неж: ВГУИТ, 2014. – С. 247-248. 3. Болгова, И.Н. К вопросу об актуальности применения ди- станционного обучения [Текст] / И.Н. Болгова, Л.Н. Ананьева, М.В. Копылов // Материалы II Всероссийской научно-методиче- ской конференции «Современные технологии непрерывного обу- чения школа-вуз» 20-21 октября 2015 год / Воронеж. гос. ун-т инж. технол. – Воронеж, 2015. – С. 173-176.


В раздел образования