"Современные технологии обучения при подготовке по техническим дисциплинам в ВУЗе"
Автор: Копылов Максим Васильевич Должность: старший преподаватель Учебное заведение: ФГБОУ ВО "Воронежский государственный университет инженерных технологий" Населённый пункт: г.Воронеж Наименование материала: Статья Тема: "Современные технологии обучения при подготовке по техническим дисциплинам в ВУЗе" Раздел: высшее образование
И.Н. Болгова, Л.Н. Ананьева, М.В. Копылов, Смирных А.А.
ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет
инженерных технологий», г. Воронеж
Одной из основных задач высшего образования на сего-
дняшний день является качественная подготовка выпускников,
которые должны соответствовать высоким требованиям совре-
менного рынка труда.
Сейчас особая роль в подготовке кадров по инженерным
направлениям отводится технологиям дистанционного обучения,
позволяющим получать все необходимые знания, навыки и умения
без отрыва от производственной деятельности, а также обеспечить
получение образования в самых удаленных регионах. При этом
широкий
диапазон
образовательных
услуг
дает
возможность
восполнить все необходимые образовательные потребности. В свя-
зи с тем, что обучение на дневной форме подходит не всем и не в
состоянии удовлетворить постоянно растущий спрос на специали-
стов с качественными практическими навыками, возростает роль
дополнительного образования, переподготовки кадров, а также по-
вышения квалификации с применением современных технологий,
в том числе и дистанционного обучения [2].
Не всегда оправдана абстрагированная оценка эффективно-
сти безотрывного образования с привлечением средств дистанци-
онного обучения. Отсутствуют гарантии, что работник, получив-
ший очное образование технического направления, будет обла-
дать большими практическими навыками, чем работник, окончив-
ший факультет безотрывного образования или же экстернатуру,
так как все виды этого образования опираются на самообразова-
ние.
Дистанционное
обучение
специалистов
по
инженерным
направлениям призвано решать определенного вида задачи, отно-
сящиеся к развитию интерактивной составляющей образования.
Для достижения необходимого уровня получения знаний на
сегодняшний день широко используют программный комплекс
«Интернет-тренажер», в основе которого положен метод оценки
знаний,
практических
навыков,
получаемых
обучающимися
в
процессе изучения дисциплин. Этот программный комплекс наце-
лен на тренировку студентов в ходе решения тестовых и кейс-
заданий и может быть применен в любое время и в любой точке,
где имеется доступ к сети интернет.
Применение
средств
компьютерного
тестирования
в
об-
разовательном процессе по изучаемым техническим дисциплинам
представляет собой огромный интерес, так как в «Интернет-тре-
нажере», по изучаемой дисциплине, можно предоставить весь ма-
териал в сжатом виде, некоторый теоретический минимум, кото-
рый необходим в ходе решения определенных заданий для само-
контроля, позволяющий закрепить полученные знания, навыки и
умения обучающегося.
Использование «Интернет-тренажеров» дает возможность
самостоятельно подготовиться обучающимся высших учебных за-
ведений не только к внутренним (промежуточным, текущим и
итоговым) аттестациям, но и к внешнему аккредитационному те-
стированию, а также к процедурам контроля качества знаний.
«Интернет-тренажеры»
содержат
необходимый
теоретический
минимум по изучаемым дисциплинам, правильные решения кейс-
заданий, пояснения к неправильно решенным заданиям, которые
приносят неоспоримую практическую пользу при закреплении
знаний, умений и навыков обучающихся.
В зависимости от поставленных пользователями задач «Ин-
тернет-тренажеры» направлены на проверку знаний не только
студентов, но и аспирантов, магистров с использованием различ-
ных
режимов
тестирования.
При
выполнении
итогового
контрольного
тестирования,
которое
организуется
преподава-
телем, в системе не предусмотрено просмотра пояснений, а также
правильных ответов. По окончании тестирования преподаватель
получает сводную таблицу, в которой представлены все результа-
ты студентов и указывается количество баллов, по которым пре-
подаватель оценивает, в какой степени тестируемый освоил тот
или иной раздел дисциплины, что позволяет провести работу над
допущенными ошибками [1].
Использование такой разработки эффективно в случае, если
тестовые задания напрямую связаны с содержанием изучаемой
дисциплины, а проверяемые навыки, умения и, в первую очередь,
знания
отвечают
требованиям
Федерального
государственного
образовательного стандарта (ФГОС) по дисциплине или модулю.
По своей специфике «Интернет-тренажер», к сожалению, в
основном направлен на гуманитарные и естественные дисципли-
ны, охватывая их содержание практически в полном объеме. Ведя
речь о дисциплинах технического профиля, стоит учитывать на
наш взгляд конкретную направленность образования в том или
ином ВУЗе. Специфика вузов должна определять тематику тестов.
С этой целью в «Интернет-тренажере» предусмотрена возмож-
ность педагогам самостоятельно составлять задания в разделе
«Тест-конструктор», адаптированные под различные направления
подготовки обучающихся. В результате чего, преподаватели и сту-
денты могут работать в системе, используя различные режимы
тестирования.
Широкое использование в учебном процессе IT - техноло-
гий, в том числе «Интернет-тренажеров», может в существенной
степени положительно отразиться как на развитии и улучшении
подготовки кадров по техническим направлениям, так и на повы-
шении качества образовательного процесса в целом. В тоже время
«Интернет-тренажеры» по сравнению с общепринятыми способа-
ми имеют и ряд недостатков. Один из самых главных – это отсут-
ствие
непосредственного
общения
студента
с
преподавателем,
большая нагрузка, ложащаяся на преподавателя на начальном эта-
пе создания заданий в разделе «Тест-конструктор», невозмож-
ность обеспечения коррекции процессом обучения из вне [3].
Таким образом, освоение современных инновационных ме-
тодов тестирования при помощи компьютерных технологий сле-
дует расценивать как позитивные тенденции, способствующие
повышению эффективности образовательного процесса, а также
качества обучения в вузе в целом.
Список литературы
1. Копылов, М.В. Использование инновационных методов
обучения
в
повышении
качества
подготовки
выпускников
[Текст] / М.В. Копылов, Е.А. Татаренков, Л.Н. Ананьева, И.Н.
Болгова
//
материалы XI
Всероссийской
научно-практической
конференции проблемы практической подготовки студентов: со-
действие трудоустройству молодых специалистов: проблемы и
пути их решения / Воронеж. гос. ун-т инж. технол. - Воронеж:
ВГУИТ, 2014. –С. 70.
2. Остриков, А.Н. Организация учебного процесса с исполь-
зованием современных методов [Текст] / А.Н. Остриков, И.Н.
Болгова, М.В. Копылов, Е.А. Татаренков // Международная интер-
нет-конференция «Машины и аппараты XXI века. Химия. Нефте-
химия. Биотехнология» / Воронеж. гос. ун-т инж. техн. - Воро-
неж: ВГУИТ, 2014. – С. 247-248.
3. Болгова, И.Н. К вопросу об актуальности применения ди-
станционного
обучения [Текст] / И.Н. Болгова, Л.Н. Ананьева,
М.В. Копылов // Материалы II Всероссийской научно-методиче-
ской конференции «Современные технологии непрерывного обу-
чения школа-вуз» 20-21 октября 2015 год / Воронеж. гос. ун-т
инж. технол. – Воронеж, 2015. – С. 173-176.