"Оформление сенсорного уголка в группах раннего возраста"
Автор: Косова Наталья Петровна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МБДОУ № 6 Населённый пункт: Краснодарский край, г.Усть-Лабинск Наименование материала: методическая разработка Тема: "Оформление сенсорного уголка в группах раннего возраста" Раздел: дошкольное образование
1
Косова Наталья Петровна
старший воспитатель
МБДОУ № 6 г.Усть-Лабинск, Краснодарский край
8-(86135) 5-13-36
352330,Россия,Краснодарский край, г.Усть-Лабинск, ул.Коммунистическая,63
mbdou-6@mail
Оформление сенсорного уголка в группах раннего возраста
Потребовалось
немало
сил,
необычных
находок,
чтобы
создать
в
группе
предметно-развивающую
среду,
соответствующую
ФГОС
ДО,
утвержденным
приказом
Минобрнауки
России
от
17.10.2013
№1155,
согласно
которому
развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
• информативность, предусматривающую разнообразие тематики материалов
и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным
окружением;
•полифункциональность, предусматривающую возможность разнообразного
использования различных составляющих предметно-развивающей среды;
•педагогическую
целесообразность,
позволяющую
предусмотреть
необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также
обеспечить
возможность
самовыражения
воспитанников,
индивидуальную
комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;
•трансформируемость, обеспечивающую возможность изменений предметно-
развивающей среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или
иную функцию пространства;
Комплексное
оснащение
воспитательно-образовательного
процесса,
обеспечивает возможности:
•организации совместной деятельности взрослого и ребёнка, и
самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках образовательной
деятельности
по
освоению
основной
образовательной
программы
дошкольного
образования, но и при проведении режимных моментов;
• при построении образовательного процесса приоритетной формой работы с
детьми является игра;
•
обеспечение предметно-развивающей среды материалом для девочек и
мальчиков;
•материалы и оборудование для одной образовательной области могут
использоваться и в ходе реализации других областей.
Нами была создана в группе предметно- развивающая среда, которая в
значительной
степени
влияет
на
развитие
мозга
в
раннем
возрасте.
Своей
яркостью,
новизной,
необычностью
она
побуждает
детей
исследовать
её,
действовать в ней, развивает инициативу и творчество.
При организации сенсомоторного уголка мы уделили внимание созданию
авторской
концепции
его
оформления.
Дизайн
уголка
соответствует
общему
оформлению группы и дополняет его. Тематика его - «Уголок куклы Глаши».
2
Она
помогает
ребятам
освоить
азы
сенсорики,
тактильных
ощущений,
способствует
лучшему
запоминанию
и
усвоению
программы
при
помощи
игровых приемов (приносит различные посылки, сенсорные книжки, чудесные
коробочки, своим внешним видом вызывает у детей радость, желание отвечать).
Все мероприятия побуждают детей к активному взаимодействию друг с другом.
Дети
узнают
о
создании
и
предназначении
предмета,
играют
и
экспериментируют с представленными в сенсорном уголке экспонатами и в
процессе
игры
обогащают
свой
чувственный
опыт.
В
постоянной
смене
деятельности, при активном взаимодействии ребенка и предмета происходит то,
ради чего и создан этот уголок.
Сенсомоторный
уголок
используется
в
педагогическом
процессе,
как на
организованных
занятиях,
так
и
в
самостоятельной
игровой
и
поисково-
экспериментальной деятельности детей.
Таким образом, в своей работе мы выделили принципы организации уголка:
•
доступность;
•
безопасность;
•
креативность.
При
выборе
месторасположения
сенсомоторного
уголка
в
группе
мы
учитывали дидактические принципы удобства расположения уголка и доступности
его для детей. Особое внимание уделили подбору сенсомоторных объектов для
уголка в плане их безопасности для жизни и здоровья детей. На данном этапе мы
увидели, что у наших детей:
-
повысилась любознательность;
-
сформировались знания об определённых сенсорных эталонах;
-
дети овладевают рациональными приёмами обследования;
-
активизировалось
взаимодействие
детей
со
взрослым
в
сенсомоторном
уголке;
Следующий раздел уголка - "Кладовая природы".
Здесь подобран материал, который создала сама природа. Дети знакомятся со
свойствами многих материалов, и развивают тактильные ощущения.
Для развития
тактильной
чувствительности
у
детей
создана предметно-пространственная
развивающая
среда,
которая
включает
соответствующие
материалы.
Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой
гаммы
предметов,
естественные
качества
природных
материалов
не
только
позволяют детям освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный
настрой.
Мы
используем
различные
дидактические
тренажеры
изготовленные
руками
воспитателей
игры,
пособия,
служащие
для
развития
тактильной
чувствительности у детей.
Хороший эффект дает использование «Массажных ванн» представляющих собой
большую
емкость, наполненную грецкими орехами, фундуком, бобами, горохом,
фасолью одинакового или разного размера. «Купаясь» в таких ваннах или опуская в
них
руки,
дети
получают
новые
тактильные
ощущения.
Дети
с
большим
удовольствием
играют
в
таких
ванночках,
одновременно
познавая
форму
и
величину предметов и развивая тактильные ощущения.
Игровые тактильные
панно
«Веселые
ручки»
(сенсорная
панель
для
рук)
3
представляет собой панно, изготовленное из разных тканей.
«Дорожка здоровья» сделана с использованием различных природных и бросовых
материалов:
постоять,
походить. М ы используем
здесь
большое
количество
природного материала: шишки- большие, маленькие, твердые, мягкие, жёлуди –
крупные, мелкие.
Занятие с куклой Глашей «Знакомство со свойствами природных материалов»
С помощью упражнений в сенсомоторном уголке мы помогаем детям взглянуть на
окружающую природу с точки зрения тактильного изучения форм, "рождения"
образов и как следствие развитию творческих способностей и познания детей.
Сенсорное воспитание детей осуществлялось через разнообразные формы работы:
- фронтальные и подгрупповые занятия;
- игры – экспериментирование на развитие всех видов восприятия;
- индивидуально в свободной деятельности
Сенсорная
культура
осуществляется
в
процессе
ознакомления
детей
с
многообразием форм, красок, звуков в природе, развития у них умения наблюдать.
Красота природы не оставляет безучастными даже самых маленьких детей. В этом
помогает
сенсорный
маршрут
на
участке
детского
сада.
Сенсорный
маршрут
небольшой, используется в основном в летнее время. Проходя по сенсорному
маршруту на участке детского сада, дети трогают кору деревьев катальп, обследуют
её на ощупь, в прохладе катальп босыми ногами идут по зелёной травке, по
тёплому
песку
к
дорожке
здоровья,
определяют
её
поверхность,
ощущая
прикосновение песка, травы, гравия, шишек, камней, пробок в колёсах и выходят на
маленький
«Оазис». На нём мы проводим сеансы релаксации с получением
солнечных, воздушных ванн и процедур, где дети ощущают тепло солнечных лучей
или прохладу ветерка, брызги водой (игры с брызгалками).
Проводим
опыты
с
деревянными,
пластмассовыми
и
металлическими
предметами, галькой, изделиями из бумаги.
Например, кладём в воду деревянный
кубик и металлический ключик. Объясняем детям, что дерево лёгкое оно плавает, а
ключ
тяжёлый,
он
тонет
или
кладём
пёрышко
и
пластмассовый
кораблик
и
выясняем ,что они лёгкие и не тонут, кладём кусочек глины и палочку и выясняем,
что глина тяжёлая, она тонет, а палочка лёгкая она плавает. В результате у детей
повысился интерес к опытно- экспериментальной деятельности.
Мы
подобрали
игрушки,
безвредные
для
здоровья
детей,
отвечающие
гигиеническим
требованиям,
в
соответствии
с
СанПин.
Разнообразные
по
величине, форме, цвету, это детали конструктора, куклы в разноцветных платьях,
разноцветные ведёрки, совки, шары, машины, по запаху, по весу (барические) по
слуху.
Игрушки
могут
быть
гибко
использованы
в
соответствии
с
замыслом
ребенка, сюжетом игры в разных функциях, способствуя развитию творчества,
воображения, мышления. Некоторые пособия, были изготовлены руками
наших
родителей. Например, кукла Глаша, сенсорная книга, пирамида.
Игры и игрушки, обладающие дидактическими свойствами, несут в себе способы
ознакомления ребёнка с цветом и формой, привычные игрушки в группе довольно
быстро надоедают малышам и тогда на помощь приходят авторские – сенсорные
книжки, весёлые ёжики, пирамида, сенсорный стол, Сенсорных книг у нас три,
разработали и изготовили мы их с педагогами детского сада, применяя которые мы
проводим занятия индивидуально и по подгруппам. Страницы книг сделаны из
поролона и обшиты светлой тканью - это листы, а на них расположены сюжеты из
4
сказок,
различные
предметные
картинки,
детали
картинок
пристёгиваются
на
пуговичках, крючках, молниях, липучках. Из ткани мы сделали сенсорную книжку,
придумали каждую страничку, включили в неё различные сказочные картинки,
которые
можно
пристегнуть
на
пуговицы,
кнопки,
молнии,
липучку,
крючки.
Страницы одной из книг выполнены в форме аппликаций из ткани, вторая –связана,
а третья книга сделана из фетра по мотивам кубанской тематики и называется «Наш
край». Предназначены сенсорные книги для детей от двух до семи лет.
Воспитатель использует их
в организованной образовательной деятельности , а
также входе режимных процессов.
Сенсомоторный уголок предназначен:
- для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние, вкус,
тактильные ощущения, мелкая моторика) используем
разнообразные
авторские
игры:
«Разноцветная пирамида», «Часть и целое», «Ёжики», Найди такой же по форме, по
цвету», «Угадай по запаху».
-
для
развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности; «Наряди
ёлку», «Собери цветок по цвету», «Божья коровка».
- для восприятие формы и величины: кубики (большие, маленькие), шары (большие,
маленькие), круглый мяч, кубик ;
- для восприятия основных цветов: (красного, жёлтого, синего, зелёного)
предлагаем
игры
-
«Собери
поезд
по
цвету»,
«Разноцветные
палочки»,
«Ниточки для шариков», «Какая машинка, такая дорожка».
- дляактивизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия,
памяти); мы сделали небольшой стол, разделённый на четыре основных
цвета и предлагаем детям для разных игр: « Разложи по цвету» (фрукты,
овощи, ягоды, цветы) .
-
для
повышения
мотивации
к
самостоятельной
и
экспериментальной
деятельности дошкольников предлагаем контейнеры наполненные камушками,
каштанами,
пером,
всевозможными
барическими
игрушками
(тяжёлый-
лёгкий, деревянный пластмассовый),опыты с песком и водой(тонет, плавает),
песок мокрый- сухой, коробочки и мешочки с сухими корками апельсина,
лимона , трава укропа, для вкуса фрукты и овощи..
Созданный
в
группе
сенсомоторный
уголок
способствует
развитию
у
детей
познавательной,
творческой,
исследовательской,
игровой
активности,
таким
образом
предметно-
пространственная
среда
в
ДОО
имеет
характер
открытой,
незамкнутой системы и обеспечивает эффективную организацию воспитательно-
образовательной
работы
с
воспитанниками
с
учётом
их
возрастных
и
индивидуальных особенностей, способностей и интересов.