Напоминание

"Край, в котором я живу"


Автор: Павлова Елена Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: школа №14
Населённый пункт: Верхняя Салда, Свердловской области
Наименование материала: Урок-экскурсия
Тема: "Край, в котором я живу"
Раздел: среднее образование





Назад





Павлова Е.И., учитель русского языка и литературы

школы №14 г. Верхняя Салда Свердловской области.

Урок-экскурсия «Край, в котором я живу» (5 б класс)

Цели занятия:
1) обобщение опыта работы по проектной деятельности; 2) расширение географических, исторических и экологических знаний; 3) развитие речи и обогащение словаря; 4) развитие познавательной активности, интеллектуально-творческих способностей, инициативы, самостоятельности; 5) воспитание патриотизма, любви к природе, чувства гордости за свой родной край.
На уроке использовалась мультимедийная презентация и музыкальные

произведения.

На фоне музыки учитель читает слова Д.С.Лихачева:
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству…»
Слово

учителя:
Здравствуйте, дорогие гости, коллеги, уважаемые родители, ребята! В течение этого учебного года ученики 5б класса, их родители и мы, Чащина Т.Н, учитель биологии, и Павлова Е.И., учитель русского языка и литературы, работали над интегрированным проектом «Край, в котором я живу». Итоги этой совместной деятельности мы хотим представить сегодня на уроке, который пройдет в форме заочной экскурсии по нашему родному Уралу и любимому городу Верхняя Салда.
Включается музыка.
(«Мы едем, едем, едем в далекие края…») Экскурсоводами будут ученики 5б класса. Итак, разрешите пригласить вас в
наш импровизированный автобус. Надеемся, что вы удобно устроились. Отправляемся.
1

экскурсовод.
Уважаемые пассажиры! Сегодня мы совершим экскурсию по удивительному месту нашей страны. «Каменный пояс Русской земли» - так называли Урал до 18 века. Это целая географическая страна, естественная граница, разделяющая Европу и Азию. На две тысячи километров протянулся Уральский хребет, от холодных берегов Северного Ледовитого океана до солнечных степей Казахстана и Прикаспия. Здесь берут начало многие реки, и почти все они текут либо на восток, либо на запад. Лишь одна река Урал течет прямо на юг, в Каспийское море. На территории этого региона есть различные климатические зоны: тундра и тайга, населенные зверем леса и бескрайние зеленые равнины и, конечно же, горы....
2 экскурсовод.
Необыкновенно богатыми оказались уральские недра, великое разнообразие полезных ископаемых ожидало здесь человека: разнообразные руды, цветные, черные и благородные металлы, камни- самоцветы, из которых уральские мастера научились делать удивительные по красоте изделия. Первые звезды Московского кремля были огранены и собраны из уральских натуральных рубинов.
3 экскурсовод.
Сохранилось старинное предание о Ермаке. Едет он на коне и чувствует: спотыкается конь. Погоняет Ермак коня, а тот еле ноги от земли отрывает. Оказалось, лежала на земле магнит-руда, притягивала к себе подковы коня, не давала ему идти. Великое богатство скрывалось под конскими копытами — железная руда, мягкая да добрая, как отписывали царю Петру заморские знатоки, которых он послал взять пробы руды для определения ее пригодности и ценности. В итоге, вырос в тех местах металлургический или железоделательный, как говорили прежде, завод и поселок Нижнетагильск, ныне город Нижний Тагил — один из крупнейших рабочих городов индустриального Урала.
4 экскурсовод.
Издавна везли из-за „Камня" соболиные, беличьи да медвежьи шкуры, в которые наряжалась именитая знать; „мягкое золото" на международном рынке было главным продуктом и играло наиважнейшую роль в торговом обмене Руси с западными партнерами. Так было в старину. Позднее с Урала пошел другой товар. По реке Чусовой и дальше вниз по Каме поплыли лодки с железными болванками, изделиями металлообрабатывающих предприятий.
Именно в ту пору возникают основные центры промышленности. За какие-нибудь тридцать-сорок лет на карте Урала появляются самые большие впоследствии города: Екатеринбург, Пермь, Оренбург, Челябинск, Ижевск, Курган. Уральские заводы обеспечивали необходимыми изделиями не только такую огромную страну, как Россия, но и были поставщиками многих государств Европы.
Чтение стихотворения «Урал! Опорный край державы»

5

экскурсовод.
Немного найдется на земле уголков, которые по красоте, богатству и разнообразию природы могли бы сравниться с Уралом. Его красота и богатство требуют к себе самого бережного отношения. На Урале функционирует пять государственных заповедников, более ста различных заказников, в списки охраняемых объектов занесено около 1000 памятников природы. (Пауза)
Песня о Верхней Салде

1 экскурсовод
на фоне песни: Уважаемые пассажиры! Вы узнали слова этой песни? Мы рады приветствовать Вас в нашем родном городе Верхняя Салда. Это типичный уральский город-завод. Эпопея строительства таких городов началась более 300 лет назад, когда Петр Первый обратил свой взор на Урал, как будущую металлургическую базу страны. Верхнесалдинский завод был построен уже во второй половине 18 века третьим представителем династии Демидовых Никитой Акинфиевичем. В демидовские времена это был небольшой заводской поселок, а в 1938 году он получил статус города. Сегодня Верхняя Салда – это по-прежнему город-завод с населением 52 тысячи человек и площадью 72 кв.км. Давайте сделаем остановку и пройдемся по улицам нашего города, в которых отражена его история. О них Вам расскажут пятиклассники 14 школы.
Песня о Дворце культуры.

1

экскурсовод.
А сейчас мы проезжаем около одного из самых красивых зданий нашего города Дворца культуры, о котором в своем сочинении написала Настя Пономарева.
Рассказ о Дворце Культуры.

1 экскурсовод.
Дворец, школа искусств, плавательный бассейн, парк.
Всех достопримечательностей и не перечислишь. А еще наш город славится своими жителями, талантливыми земляками, в гостях у которых побывали ученики 5 б класса.
Заглянем

в

мастерскую

скульптора

Неверова.
Ребята делятся своими впечатлениями о встрече со скульптором.
Сценка.
Интервью с Л.Е.Неверовым (скульптор – Кулиненко А., корреспондент - Шалаева Н.) Смирнова Рената читает стихотворение М. Путиловой.
Ведущая:
Рената, скажи, пожалуйста, кому принадлежат эти теплые, трогательные строки? - Это стихотворение написала Маргарита Путилова, на встрече с которой посчастливилось побывать нашему классу.
Ведущая:
Расскажи подробнее об этом. Смирнова читает свое сочинение (Слайды с фотографиями на экране).
Ведущая:
Да, замечателен наш город. В последнее время он разросся, стал еще моложе и красивее. Но есть еще на его карте места, которые можно устроить по-новому, сделать еще лучше. Ребята, какие есть предложения у вас?
Дети знакомят гостей со своими проектами.

Ведущая:
вот и подошло к концу небольшое путешествие по нашему родному краю и замечательному городу Верхняя Салда.
Ученица на фоне музыки читает стихотворение.
Этот край мне по-своему дорог. Он богат, и красив, и велик. Словно солнца могучего всполох, Он давно в моё сердце проник. Снова вижу леса и равнины, Ленты рек и разливы озёр. Край уральский мой, край мой былинный,
Приласкай и утешь дивный взор!
Слово учителя о результатах проекта: «Чем для нас интересен и

полезен проект «Край, в котором я живу» (ответы учащихся на вопросы

анкеты).

АНКЕТА
Уважаемый участник анкеты! Для того чтобы определить, насколько интересно тебе было участие в проекте «Край, в котором я живу», предлагаем ответить на вопросы данной анкеты. Твои ответы помогут организаторам данного проекта в последующей работе. Если ты не хочешь подписывать анкету, то отвечать на вопросы можно анонимно. Благодарим за сотрудничество! 1. Что нового ты узнал о родном городе (крае), участвуя в проекте «Край, в котором я живу»? 2. Какие встречи с интересными людьми, твоими земляками, тебе особенно запомнились? 3. Какое мероприятие, проведенное в рамках проекта, тебе особенно понравилось и почему? 4. Как ты думаешь, нужно ли современному человеку знать историю своего города (края) и почему? 5. Чему научил тебя проект «Край, в котором я живу»?
Творческое задание на дом: сделать визитку города Верхняя Салда.


В раздел образования