"Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"
Автор: Малыгина Елена Николаевна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад №4 "Солнышко" Населённый пункт: г.Осташков, Тверская область Наименование материала: презентация Тема: "Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста" Раздел: дошкольное образование
детей дошкольного возраста
МБДОУ детский сад №4
«Солнышко»
.
Суть патриотического
воспитания заключается
в том, чтобы посеять и
взрастить в детской душе
семена любви к родной
природе,
к родному дому и семье,
к истории и культуре
страны, созданной
трудами родных и
близких людей, тех,
кого зовут
соотечественниками
Патриотизм и патриотическое воспитание
•
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему
Отечеству, стремление служить его интересам и готовность,
вплоть до самопожертвования, к его защите.
•
Патриотическое
воспитание
–
систематическая
и
целенаправленная
деятельность
органов
государственной
власти и общественных организаций по формированию у
граждан
высокого
патриотического
сознания,
чувства
верности
своему
Отечеству,
готовности
к
выполнению
гражданского долга и конституционных обязанностей по
защите интересов Родины.
Концепция патриотического воспитания граждан РФ.
Концепции, технологии, парциальные
программы, в которых представлено в разных
формулировках и объёмах патриотическое
воспитание.
•
Алёшина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников»
•
Зеленова Н. Г., Осипова Л.Е. «Мы живём в России»
•
Князева
О.
Л.,
Маханёва
М.
Д.
«Приобщение
детей
к
истокам русской народной культуры»
•
Кондрыкинская Л.А. «С чего начинается Родина»
•
«Мой родной дом» под редакцией Оверчук Т. И.
•
Новицкая М.Ю. «Наследие»
Принципы работы по
патриотическому воспитанию
•
личностно-ориентированного общения;
•
тематического планирования материала подачу изучаемого материала по
тематическим блокам
•
наглядности;
•
последовательности;
•
занимательности;
•
от близкого к отдаленному;
•
от общего к частному, где каждое частное выступает перед ребёнком как
проявление чего-то общего ( а не само по себе ), что обеспечивает смысловую
взаимосвязь между разными аспектами содержания;
•
опора на опыт самих детей, реальные их дела и события в семье, детском
саду, стране;
•
взаимодействие с семьями.
Задачи патриотического
воспитания дошкольников
1.
Формирование чувства привязанности к своему дому,
детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.
2. Формирование чувства любви к своему родному краю,
своей малой родине на основе приобщения к родной
природе, культуре и традициям.
3. Формирование представлений о России как о родной стране,
о Москве как о столице России
4. Воспитание патриотизма, уважения к культурному
прошлому России средствами эстетического воспитания:
музыка, изодеятельность, художественное слово.
5. Воспитание патриотических чувств посредством изучения
государственной символики России.
Содержание работы по направлениям включает:
•
Формирование понятия у ребёнка семья, связь времён, составление
родословной.
•
Знакомство с родным городом: значимыми объектами, природой,
традициями, историей и наиболее значимыми историческими
событиями своего города.
•
Знакомство с государственной символикой своего города, области,
республики, других стран.
•
Знакомство с Россией, символикой России, наиболее значимыми
историческими событиями народа.
•
Знакомство с героями сказок и их подвигами.
•
Знакомство с понятием патриотизм, героизм и их проявлениями.
•
Знакомство с устным народным творчеством: потешками, праздниками
и обрядами, народным декоративно-прикладным искусством.
•
Развитие потребности в самостоятельном освоении окружающего мира
путём изучения культурного наследия родного края и России.
Содержание работы с детьми
•
Мой дом
•
Вместе дружная семья
•
Мой любимый детский сад
•
Моя малая родина
•
Природа родного края
•
Мы живём в России
Модель патриотического воспитания в
дошкольном возрасте.
Семья →
Детский сад →
Родной город →
Родная страна
Формы работы по патриотическому
воспитанию
- создание развивающей среды по
патриотическому воспитанию;
-
тематические занятия;
-
взаимодействие с родителями;
-
взаимодействие с социумом (экскурсии по
городу, району, в музей, выставочный зал).
Мир ребёнка начинается с его семьи, впервые он осознаёт себя человеком
— членом семейного сообщества.
Детский сад призван помочь понять ребёнку что такое семья, члены семьи, их
взаимосвязь, историю своей семьи, связь времен, вызвать чувство гордости за своих
предков. Ознакомление детей с понятием «семья» невозможно без непосредственной
поддержки самой семьи.
Чтобы в течение дня ребенок имел возможность «пообщаться» со своими родными, в
группах оформляются семейные фотоальбомы. Опыт показывает, что наличие
семейных фотоснимков стимулирует желание детей рассказывать о своей семье.
Детей старшего возраста родители знакомят с историей своей семьи, рассказывают,
где родились и жили бабушки и дедушки ребёнка, их прадеды, кем работали, какие у
них были увлечения, какие трудности им пришлось испытывать и составляют
родословную своей семьи.
В подготовительной группе на основе родословной дети рассказывают о том, что
родственники семьи живут не только в Осташкове, но и в Твери, в Москве и других
городах страны, да и в других странах.
Родная семья
Проведение конкурса
«Герб семьи»
Наш любимый детский сад
Детский сад -
дружеское сообщество
сотрудников, детей
и родителей, цель
которого воспитать
духовно развитых
людей с твёрдыми
нравственными
устоями
(доброжелательности,
доброты, милосердия)
Моя малая родина
•
Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым
близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной
дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартир и детский
сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и
родная природа – все это Родина. Сколько открытий делает
ежедневно ребенок. И хотя многие его впечатления еще им не
осознанны, все начинается с восхищением тем, что видит
перед собой маленький человек.
•
Очень важным для воспитания патриотических чувств и
исторические знания. Знание истории необходимо для
формирования гражданской позиции растущего человека,
воспитания любви к «малой» Родине и Отечеству, гордости за
людей, трудами и талантами которых славна Россия, чувства
сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего
народа.
Родной город
Дети получают краеведческие
сведения о родном городе, об
истории его возникновения, о
его достопримечательностях,
промышленности, видах
транспорта, городских зданиях
и учреждениях, трудовой
деятельности людей,
знаменитых земляках.
Воспитывается гордость за
свою малую родину, желание
сделать её лучше.
Знакомство с городом начинается с экскурсии на
главные улицы, где дети знакомятся с объектами,
значимыми для жителей города и с жилыми домами,
расположенными на этих улицах. Далее проводятся
экскурсии по другим местам города.
Закрепляя знания дети конструируют не только свой
дом, отмечая фотографией этаж, на котором они
живут и составляя рассказ о своей улице, но и другие
значимые объекты города . С детьми
подготовительной группы. Идёт творческая работа.
Они придумывают « дома будущего» нашего города,
украшают, озеленяют и благоустраивают его.
Чтобы познакомить детей с профессиями родителей ,
которые работают в нашем городе, необходимо
проводить
экскурсии,
наблюдения.
Также
идет
знакомство
через
изодеятельность,
сюжетно-
ролевые
игры,
со ст авление
рассказов
и
театральную деятельность.
Продолжая
знакомство
с
городом
используется
проект «как люди жили раньше», где знакомят с
убранством
русской
избы,
бытовой
и
семейной
культурой
наших
предков,
традициями
русского
народа,
воспитывает
лучшие
качества
присущие
ему:
трудолюбие,
доброту,
взаимовыручку,
сочувствие.
Природа родного края
•
Родная природа своим разнообразием, красочностью и
динамичностью привлекает детей и даёт им много радостных
переживаний, оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействуя на
его чувства. У ребенка восприятие природы острее, чем у взрослого,
так как он соприкасается с ней впервые. Дети с огромным интересом
смотрят на окружающий мир, но порой не замечают главного.
•
Взрослые формируют умение не только смотреть но и видеть, какие
изменения происходят в природе, воспитывают многие положительные
качества личности: жизнерадостность, чуткое и бережное отношение
ко всему живому, умение эстетически воспринимать красоту
окружающего мира, желание больше узнать о родной природе.
•
Ведущей формой работы по ознакомлению детей с природой родного
края являются экскурсия, наблюдения в природе,
экспериментирование.
Мы живём в России
В старшем возрасте, когда дети уже хорошо знакомы
с
город ом,
со
сво ей
«ма лой
р од и н о й » ,
расширяются знания детей и дается информацию о
том, что наш город, это только маленькая частичка
большой страны России.
Посредством
экскурсий
в
музей
,
чтения
художественной
литературы,
рассматривания
картин
начинается
знакомство детей с нашей
страной
,
её
символикой,
формируются
представления
о
Москве,
как
о
столице
нашей
Родины,
в
котором
работает
правительство,
с
народами, которые населяют Россию.
Москва – столица России
Здесь твое сердце, Русская земля,
У древних стен великого Кремля.
Всем городам российским ты глава
Столица наша, славная Москва
Создание условий в группах для формирования
патриотической позиции у детей
Россия многонациональная
страна