Актуальность:
Сложившаяся экологическая ситуация на Земле пагубно влияет, как на
окружающую среду, так и на человека в целом. Поэтому данный проект
нацелен на формирование экологического сознания и культуры
воспитанников.
Цель: проекта Формирование основ экологической культуры у дошкольников
и знакомство детей с безопасным поведением в природе.
Задачи проекта : Расширять познания детей о животном и растительном
мире, заинтересовать явлениями, происходящими в природе.
Помочь понять взаимосвязь природы и человека и почувствовать
ответственность за свои действия в природе.
Обеспечение непрерывности экологического образования в системе: ДОУ –
семья.
Познакомить детей с правилами поведения в опасных для них ситуациях (в
лесу, на лугу, на водоёме), помочь убедиться в необходимости выполнения
правил поведения на природе.
Уточнить экологические запреты, познакомить детей с природоохранными и
запрещающими знаками.
Воспитывать любовь к природе, желание беречь и охранять её, учить видеть
красоту и неповторимость русской природы.
Этапы реализации проекта:
Этапы
Содержание работы
Срок
Ответственн
ый
1
2
3
4
Подготовительны
й этап
постановка проблемы.
Маршрут исследования.
Подбор иллюстративного
материала о поведении человека в
природе.
3 – 4
неделя
мая
Педагоги
Подбор художественной и
познавательной литературы.
Ежедневные наблюдения.
Организационны
й этап
составление и подбор конспектов
познавательных занятий и бесед.
Изготовление запрещающих и
природоохранных знаков.
Изготовление Д/игры « Хорошо или
плохо?»
Ежедневные наблюдения,
Работа на огороде и цветниках.
Решение проблемных ситуаций:
Помощь в изготовлении
запрещающих природоохранных
знаков.
В ходе
реализа
ции
проекта
Педагоги
Формирующий
этап:
Занятия познавательного цикла.
Беседы, рассказы воспитателя.
«Источники загрязнения воды.
Меры охраны», «Грибы», «Польза
растений»
Дидактические игры. «Хорошо,
плохо», «Волшебный круг», «Чудо-
дерево»,«Птицы в природе»,
«Экотаблицы», «Березка»,
«Картина природы».
Ознакомление с художественной и
В ходе
реализа
ции
проекта
Педагоги
познавательной литературой: Б.
Житков «Что я видел» , З.
Александрова «В грибном
царстве», Н. Рыжова «Вы слыхали
о воде? »
Игровые ситуации и
самостоятельная деятельность.
Подв. игра «Ходят капельки по
кругу», «Земля, вода, огонь,
воздух», «Ручеёк»
Использование природоохранных и
запрещающих знаков.
Прогулки и наблюдения в природе.
«Что нас окружает», «Наблюдение
за березкой», «Наблюдение за
растениями на участке»,
«Наблюдение за насекомыми».
Итоговый этап :
Проведение итогового мероприятия
-выступление агитбригады перед
малышами «Юные защитники
природы»
Награждение победителей
конкурсов и родителей
благодарственными письмами.
Расширение знаний детей в рамках
темы проекта, участие в итоговом
мероприятии.
Август
4
неделя
Педагоги
План работы по реализации проекта:
№ Содержание мероприятий
Ответственный
Срок
исполнения
1
«Письмо берёзки»
Природоохранные знаки: нельзя ломать
ветки деревьев, нельзя повреждать
кору деревьев.
Акция «Порадуем берёзку»
Помощь детям в конкурсе рисунков
«Люблю берёзку русскую»
«Наблюдение за березкой», «Что нас
окружает»
Д/игра «Березка»
Беседа «Польза растений»
педагог
Июнь 1 – 2
неделя
2
«А у реки, а у реки… »
Природоохранные знаки: нельзя
бросать в речку мусор, нельзя бить
стекло на берегу .
Коллективное панно «Хорошо у нас на
речке»,
Книжка-самоделка «Чудеса подводного
мира».
Беседа «Источники загрязнения воды.
Меры охраны»
Д/игра «Экотаблицы»
Н. Рыжова «Вы слыхали о воде? »
П/игра «Ручеёк», «Ходят капельки по
кругу», «Земля, вода, огонь, воздух»
педагог
3 -4 неделя
3
«Мы на луг ходили… »
Природоохранные знаки: нельзя рвать
и топтать луговые цветы, нельзя
уничтожать и ловить насекомых.
Показ презентации детям «Сорванный
цветок»
Исследовательская деятельность «В
погоне за светом»
Конспект
экологического
КВН
на
тему
«Знатоки
родной
природы»
Д/игра «Хорошо, плохо», «Картина
природы».
«Наблюдение за растениями на
участке»,
педагог
Июль 1-2
неделя
4
«Грибные загадки»
Природоохранные знаки: нельзя
топтать, сбивать ядовитые грибы,
грибы при сборе нужно срезать ножом.
Книжка-самоделка «Грибные загадки»
Беседа «Грибы»,
З. Александрова «В грибном царстве»
педагог
3 -4 неделя
5
«Тайны леса»
Природоохранные знаки: нельзя
нарушать покой лесных обитателей,
педагог
Август
1-2 неделя
забирать лесных жителей из
привычной им среды.
Акция «Красная книга»,
Исследовательская деятельность
«Дыхание растения»
Д/игра «Птицы в природе»
Б. Житков «Что я видел»
6
«Роль пауков и муравьёв в природе»
Природоохранные знаки: нельзя
разрушать муравейники, нарушать и
уничтожать пауков и их паутину.
Помощь детям в подготовке рассказа-
исследования о пауках, паутине,
муравьях.
«Наблюдение за насекомыми».
педагог
3 -4 неделя
7
Итоговое мероприятие проекта
Выступление агитбригады перед
малышами «Юные защитники
природы»
педагог
4 – неделя.
Работа с родителями консультации:
« Воспитание любознательности
средствами природы у детей старшего дошкольного возраста», Какое место
занимает экологическое в воспитание в вашей семье», «Правила поведения в
природе», «Экологическое воспитание в семье».
Аннотация .
Потребительское отношение к природе и ухудшением экологии требует
формирование основ экологической культуры у дошкольников. Данный
проект предназначен для детей, родителей и педагогов. Данный проект
содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение
экологической грамотности всех участников проекта:
- образовательная деятельность,
- опытно-экспериментальная деятельность,
- игры, развлечения,
- наблюдения и экскурсии,
- работа с родителями,
- природоохранные акции.
Продолжительность проекта Долгосрочный (июнь, июль, август )
Тип проекта: исследовательско - творческий
Участники проекта: воспитатель, дети, родители.
Возраст детей 5-6 лет
Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект.
Какие опасности нас ждут в природе?
Что мы можем сделать для природы?
Ожидаемые результаты по проекту . У детей будут сформированы
элементарные экологические знания и культура поведения в природе.
Продолжится обогащение природоведческого словаря, продолжится
формирование умения составлять рассказы и сочинять короткие сказки на
заданную тему.
Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней,
животным, птицам, насекомым.
У детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы.
Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы, у них
появятся знания, как нужно адекватно реагировать на опасные ситуации в
природе.
Повысится экологическая культура родителей и педагогов, появится
понимание необходимости в экологическом воспитании детей.
Пополнится развивающая среда в группе.
Будут правильно вести себя в природе (не оставлять не потушенным костёр,
мусор в лесу или на поляне, не бить стекло и тд.) .
Литература: А.И. Иванова “Живая экология”, “Экологические наблюдения и
эксперименты в Д/С 2005 год.