"Роль музыки в приобщении дошкольников к истокам башкирской национальной культуры"
Автор: Зиянгирова Фируза Ганиевна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МБ ДОУ "Башкирский детский сад № 75 "Акбузат" Демского района Населённый пункт: город Уфа, Республики Башкортостан Наименование материала: статья Тема: "Роль музыки в приобщении дошкольников к истокам башкирской национальной культуры" Раздел: дошкольное образование
Мы
родились
и
живем
во
время
больших
перемен,
когда
над
человечеством нависла угроза
утраты нравственных ориентиров: рушатся
традиции, забываются обычаи, рвутся нити, связывающие старшее и младшее
поколения. Сейчас очень актуальна проблема воспитания детей на основе
национальной культуры.
Наше дошкольное образовательное учреждение «Башкирский детский
сад №75 «Акбузат» развивается как детский сад диалога культур, а работа
педагогов направлена на воспитание в детях национальной и этнокультурной
толерантности.
Башкирские
народные
традиции
открывают
огромные
возможности для детей, они помогают выработать способность управлять
собственными
действиями,
переживаниями
и
состояниями,
поступками
в
соответствии с интересами других людей.
Музыкальный фольклор – это часть достояния народного наследия
прошлого.
Детский музыкальный фольклор - это самый интересный, доступный,
универсальный материал для воспитания дошкольников, сущность которого
заключается в предоставлении ребенку первых сведений об окружающей
среде,
передаче
общественных
моральных
ценностей
и
культуры
своего
народа через простые формы фольклорного материала. Разнообразие жанров
детского музыкального фольклора дает возможность ребенку всесторонне
познавать мир. Потешки, колыбельные, игровые, плясовые песни, заклички,
частушки играют огромную роль в духовном становление человека, в его
социально – нравственном воспитании.
В
нашем
ДОУ
широко
используются
все
виды
фольклора
на
музыкальных занятиях, приобщая детей к общечеловеческим ценностям. В
устном
народном
творчестве,
как
нигде,
сохранились
особые
черты
национального характера: представления о добре, красоте, правде, храбрости,
трудолюбии, верности.
На музыкальных занятиях прослушиваем народную музыку и знакомим
детей с башкирскими
народными инструментами. Это думбыра, курай,
донгор, hорнай, кубыз.
С
самого
раннего
детства
ребёнок,
ещё
не
научившийся
хорошо
говорить должен слышать красоту потешки и прибаутки, доброту башкирской
сказки, мелодичность колыбельной песенки.
В музыкально – воспитательной работе нами постоянно используется
материал
песенного
фольклора,
так
как
башкирские
народные
песни
формируют у детей внимательное, бережное отношение к истории и культуре
своего народа, усиливают связь и преемственность поколений. Содержание
песен, таких как «Кара юрга», « Татыу гаила, ил тераге», «Эсайга ярдам
итам»
помогают
сформировать
у
детей
позитивные
черты
характера
:
бережное, заботливое отношение к животным, гостеприимство, трудолюбие.
Кроме
того,
развитие
творческой
активности
на
основе
музыкального
фольклора в пении ведет к более активному музыкальному развитию.
Творческая активность с использованием музыкального фольклора в
музыкально
- ритмических движениях формирует умение комбинировать
движения пляски, напевая и двигаясь под музыку. Танец, народная пляска,
пантомима
и
особенно
музыкально
–
игровая
драматизация
пробуждают
детей изобразить картину жизни, охарактеризовать какой - либо персонаж,
используя выразительные движения, мимику, слово. При этом наблюдается
определенная последовательность: ребята слушают музыку, обсуждают тему,
распределяют роли, затем уже действуют. На каждом этапе возникают новые
задачи,
заставляющие
мыслить,
фантазировать,
творить.
Детьми
были
разучены пляски, как «Дуслык», «Медведь и пчелы», «Часики», «Кадриль».
Большое
место
в
приобщении
детей
к
народной
культуре
занимают народные
праздники
и
традиции. Календарно-обрядовые
праздники
являются
наиболее
интересной
формой
изучения
народных
художественных
традиций
и
обладают
большими
воспитательными
возможностями.
На занятиях мы знакомимся почти со всеми праздниками народного
календаря, их особенностями, обычаями, обрядами, структурой. А наиболее
известные
праздники,
такие
как
«Сабантуй»,
«Карга
буткаhы»,
«Шэжэра
байрамы»,
«Какук
сайе»
являются
ежегодными
учебно-воспитательными
мероприятиями в детском саду.
Подготовка и проведение таких праздников позволяют использовать
богатые возможности народной культуры для духовного развития детей, дают
возможность каждому из участников приобщиться к народному творчеству, а
наиболее
одаренным
детям
–
стать
творцами
в
сфере
народной
художественной культуры. Всеобщность восприятия народного искусства в
отличие от восприятия многих других современных видов искусства делает
его незаменимым средством единения людей, что так важно в наши дни.
Ежегодной традицией в нашем детском саду №75 «Акбузат» Демского
района стало проведение праздничного мероприятия «Шежере байрам». Так
в этом году тоже прошло праздничное мероприятие, где были представлены
родословные - шежере 9 семей дошкольников, посетили приглашенные гости.
На
мероприятии
родословную,
традиции
и
историю
своих
семей
презентовали семьи воспитанников детского сада. Гостей праздника удивили
своими знаниями родного языка, культуры и традиций. Ими были исполнены
танцы и песни, стихи, сказки, пословицы и поговорки на башкирском языке.
Связь поколений, историческое прошлое семьи и целого народа, памятные
семейные
реликвии,
поделки,
национальные
блюда,
костюмы
и
многое
другое
–
все
это
добавило
яркости
и
многогранности
праздничному
мероприятию.
Наши
воспитанники
неоднократные
участники
республиканских,
городских
и
районных
конкурсов.
Так
участвуя
на
районном
конкурсе
«Здравствуй, здравствуй сказка» завоевали Гран-при, а на городском уровне
награждены почетной грамотой «За большой вклад в сохранение и развитие
родного
языка».
На
районном
конкурсе
эстрадной
песни
«Хрустальный
микрофон – 2015» наш ансамбль занял 3 место в возрастной категории 4-7
лет, а в городском конкурсе «Звездочки столицы -2015» наградили почетной
грамотой «Юные таланты столицы».
Родители воспитанников активно принимают участие в фольклорных
праздниках, развлечениях и конкурсах, организованных в детском саду.
Обобщая сказанное, хочется отметить, что приобщение детей к истокам
народной культуры на занятиях музыки является средством воспитания у
патриотичности, нравственности, духовности и других качеств, необходимых
для личностной культуры ребенка.