Напоминание

Системы счисления


Автор: Парыгина Татьяна Павловна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: КГБ ПОУ - строительный колледж
Населённый пункт: г. Комсомольск-на-Амуре
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Системы счисления
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Технологическая карта урока

Преподаватель:
Парыгина Татьяна Павловна, преподаватель информатики КГБ ПОУ «Комсомольский-на-Амуре строительный колледж»
Предмет:
Информатика и ИКТ
Тип урока:
урок усвоения новых знаний.
Тема урока:
Системы счисления (представление чисел в различных системах счисления).
Цель урока:
создание условий дляформирования представления о различных видах систем счисления и способах перевода из одной системы счисления в другую.
Задачи

урока:

1. Образовательная
.  закрепление знаний о понятии информации, принципах двоичного представления информации в компьютере;  закрепление умений различать основные виды информации, выделять из них те, которые способен непосредственно обрабатывать компьютер;  формирование знаний о системах счисления, их построении, видах, основных свойствах;  формирование умений применять стандартные алгоритмы перевода чисел из одной с/с в другую.
2. Развивающая.
 развивать умение осуществлять целеполагание,  способствовать у обучающихся логического и математического мышления,  формирование ключевых компетенций в ходе самостоятельной познавательной деятельности
3. Воспитательная
. • развитие познавательного интереса обучающихся; • формирование коммуникативных качеств личности; • воспитание внимательности, самостоятельности, ответственности и аккуратности.
Формы урока:
фронтальная, индивидуальная, микро-группы.
Методы обучения:
объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, частично- поисковый, проблемный.
Материально- техническое оснащение урока:
 Компьютеры с программным обеспечением.  Презентация к уроку.  Раздаточный материал - схема для перевода чисел из одной с/с в другую.  Раздаточный материал для выполнения практической работы - перевода чисел из одной с/с в другую.  Курс лекций.
Планируемые результаты:

метапредметные
:  умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, строить рассуждение, умозаключение и делать выводы;  умение создавать, применять различные продукты для решения учебной задачи;  умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;  развитие ИКТ–компетенции.
предметные
:
 знать: определения: системы счисления, основания системы счисления, алгоритм перевода числа из десятичной системы счисления в двоичную, применение двоичной системы в жизни;  уметь: получит возможность научиться переводить числа из десятичной системы счисления в другие.
личностные:
 формирование учебной самостоятельности, связанной с умением оценить уровень своего знания; ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию;  формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;  формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности.
Ход урока:
(Время 1ч20мин)
1.Организационный момент.
Преподаватель приветствует учащихся, проверяет явку и готовность учащихся к уроку.
2. Целеполагание, мотивация.
Преподаватель организует совместное целеполагание и мотивацию. Вот это и предстоит нам сегодня выяснить. А какую тему нам необходимо изучить, что бы наши знания дали возможность решить задачу?
«Системы счисления».
Вопросы  Знаете ли вы, что такое информация? Назовите формы представления информации. Каким образом кодируется информация в компьютере?  Известно ли вам, что такое
система счисления
? Какие бывают системы счисления? Один человек имел 100 монет. Он поровну разделил их между двумя своими детьми. Каждому досталось по 11 монет и одна осталась лишней. Возможно ли такое, и сколько было монет? Сегодняшний урок будет посвящен…,а для это давайте расшифруем ребус в котором закодирована тема урока (лист-
сист
; медь-ьдем-
ем
; часы-ысач-
ы

сч
;
и
; след-
слен
; имя-
ия
) Сформулируйте цели нашего урока.
 Умеете ли вы производить
перевод чисел из одной системы счисления в

другую
?
3. Актуализация опорных знаний.
Современный человек в повседневной жизни постоянно сталкивается с числами и цифрами. Числа и цифры с нами везде! Интересно, что знал человек о числах две тысячи лет назад? А пять тысяч лет назад? Учащиеся выступают с рефератами мини-сообщениями на следующие темы (подготовка этих сообщений была домашним заданием к данному уроку): системы счисления
Представление числовой информации в компьютере
• Позиционные и непозиционные системы счисления • Двоичная система счисления • Различные системы счисления в нашей жизни Компьютер тесно вошел в нашу жизнь, современный человек должен уметь работать на компьютере. Для успешной работы необходимо знать принципы работы и обработки информации.
4. Работа по теме урока.

Первичное усвоение новых знаний

Вопрос к учащимся
: Чем отличается цифра от числа? Преподаватель организует деятельность учащихся по поиску и обработке информации. Работа в подгруппах 1.Представление числовой информации с помощью систем счисления. 2.Виды с/с. • Позиционные с/с • Непозиционные с/с 3.Свойства позиционных с/с. 4.Виды (примеры) позиционных с/с. 5.Развернутая форма записи числа. 6.Перевод чисел из любой системы счисления в десятичную с/с. видео 7.Перевод чисел из десятичной с/с в любую другую. Видео 8.Перевод чисел из двоичной в 8-ую и 16-ую системы. Работа в форме заполнения кроссворда: 1
5 2 4 3 6 7
Вопросы:
1. Первичное неопределяемое понятие информатики и новые сведения для человека. 2. Информация в виде цифр и знаков, обозначающих математические действия. 3. Совокупность различных цифр или других знаков, используемых для записи чисел 4. Преобразование информации в символьную форму 5. Система счисления в которой значение цифры зависит от ее положения в числе 6. Количество цифр в алфавите 7. Позиция цифры в числе По горизонтали: По вертикали: 3. алфавит 6. основание 7. разряд 1. информация 2. числовая 4. кодирование 5. позиционная
Первичная проверка понимания
Выберите неверно записанные числа: 123 4 257 6 197 9 10101 2 1012 2 2С 16 225 4 233 4 3D 12
Вернемся к задаче
, сформулированной в начале урока и выясним, как решается данная задача. Демонстрация решения задачи. Пример решения: По правилу перевода числа в десятичную систему счисления из какой-либо другой (обозначим ее буквой X):
100 х = 11 х + 11 х + 1 100 х = 22 х + 1 100 х - 22 х - 1=0 (Развернутая форма числа 2 0 1 2 0 1 2 0 0 1 0 0 1 х х х х х        2 2 2 2 2 2 0 1 0 1       х х х х ) х 2 – 2х – 2-1 = 0 Решаем уравнение х 2 – 2х – 3 = 0 х 1 = 3, х 2 = – 1 (не является решением) – 1отбрасываем, так как основание позиционной системы счисления должно быть больше 1. основание равно 3 Ответ: 100 3 = 9, 11 3 = 4.
Перевести
346 10 =101011010 2 в 8 с/с Число в двоичной системе разбиваем по три числа справа ( для 8-ой с/с) и приводим в соответствие их десятичное значение по таблице: 101 011 010 2-ая с/с 5 3 2 8-ая с/с
346

10

=101011010

2

=532

8

Перевести
346 10 =101011010 2 в 16 с/с Число в двоичной системе разбиваем по четыре числа справа ( для 16-ой с/с) и приводим в соответствие их десятичное значение по таблице: 0001 0101 1010 2-ая с/с 1 5 10 16-ая с/с
346

10

=101011010

2

=15А

16
346 10 =101011010 2 Число в двоичной системе разбиваем по четыре числа справа ( для 16-ой с/с) и приводим в соответствие их десятичное значение по таблице: 0001 0101 1010 2-ая с/с 1 5 10 16-ая с/с
346

10

=101011010

2

=15А

16

5.Первичное закрепление изученного материала.

Практическая работа с применением ПК.
1. Задача. В системе счисления с некоторым основанием число 17 записывается в виде 101. Укажите это основание. Пример решения. По правилу перевода числа в десятичную систему счисления из какой-либо другой (обозначим ее буквой X): 101 х = 1·X 2 + 0·X 1 + 1·Х° = X 2 + 1.
По условию это число 17. Решаем уравнение X 2 +1=17. Это равносильно X 2 =16. Откуда X=±4. -4 отбрасываем, так как основание позиционной системы счисления должно быть больше 1. Ответ: 4. 2.Переведите числа в указанную систему счисления 57 10 →Х 2 ; Х 5 ; Х 8 ; Х 16 3.Расшифруйте закодированную фразу (Переведите числа в десятичную систему счисления и воспользуйтесь таблицей алфавита) (Кто не пробует- у того не получается)
Допол. Инд
Произвести перевод чисел в заданную систему счисления, при необходимости используя программу
Калькулятор
. Перевести число 247 10 в 2-ую, 8-ую, 16-ую системы счисления. Перевести число 141 10 в 2-ую, 8-ую, 16-ую системы счисления. Перевести число 255 10 в 2-ую, 8-ую, 16-ую системы счисления. Расставьте числа в порядке возрастания. 1010110 2 21020 3 526 8 3СЕ 16 3021 4 256 7
6.Домашнее задание.
Переведите число – год вашего рождения в двоичную систему счисления.
Инд
. Подготовить реферат- сообщение « Принципы обработки информации компьютером»
7. Подведение итогов урока.
Подведение итогов урока в соответствии с поставленными целями урока. Преподаватель организует обсуждение итогов урока, его результативности. Назвать особо активных учащихся. Сообщение оценок, поставленных за урок 1100 2 24 8 10 16 F 16 110 2 10001 2 1000 2 20 8 10 2 15 16 11 5 24 8 - 41 5 202 3 10000 2 11 3 31 5 30 5 12 4 21 8 F 16 1101 2 15 16 121 4 1 10 110 2 40 5 13 16 41 8
Сегодня на уроке мы с вами провели большую работу и узнали много нового. Что для вас было новым? Что вы узнали? Узнали, что числа записываются с использованием особых знаковых систем, которые называются системами счисления. Все системы счисления делятся на две большие группы. Какие? (Позиционные и непозиционные). Научились переводить числа из десятичной СС в другую и обратно Какие системы счисления используются в компьютере? Можете ли назвать достоинства и недостатки 2,8 и 16 с/с. В ЭВМ используют 2-ую с/с, в чем её преимущества перед другими с/с? • для ее реализации нужны технические элементы с двумя возможными состояниями • представление информации посредством только двух состояний надежно и помехоустойчиво, • упрощается выполнение арифметических действий, • возможность использовать аппарат булевой алгебры для выполнения логической преобразований информации . Удалось ли нам достичь поставленных целей урока? Что нового вы узнали на уроке? Какие затруднения у вас были в работе?


В раздел образования