Автор: Григорян Наира Олеговна Должность: учитель английского языка Учебное заведение: МКОУ "Каменская СОШ №2" Населённый пункт: пгт Каменка, Воронежская область Наименование материала: методическая разработка Тема: "Использование ИКТ на уроках английского языка" Раздел: среднее образование
«Использование информационно-коммуникационных
технологий на уроках английского языка»
Григорян Наира Олеговна
Учитель английского языка
МКОУ «Каменская СОШ №2»
Содержание:
1. Актуальность использования Информационно-коммуникационных
технологий (ИКТ) на уроках английского языка.
2.
Практическое применение ИКТ на уроках английского языка.
3.
Заключение.
4. Список использованной литературы.
Введение
Сегодня уже никого не надо убеждать, что
обучение
иностранному
языку
невозможно
без
использования
таких
современных
технологий
обучения,
как
обучение
в
сотрудничестве,
метод
проектов,
информационные технологии.
Актуальность данной проблемы состоит в том, что информационно-
коммуникационные технологии характеризуются высокой коммуникативной
возможностью и активным включением учащихся в учебную деятельность,
активизируют потенциал знаний и умений навыков говорения и аудирования,
эффективно развивают навыки коммуникативной компетенции у школьников.
Это
способствует
адаптации
к
современным
социальным
условиям,
т.к.
обществу
нужны
люди,
быстро
ориентирующиеся
в
современном
мире,
самостоятельные
и
инициативные,
достигающие
успеха
в
своей
деятельности.
В
основе
любой
инновационной
деятельности
лежит
творческое
начало.
Творческая
деятельность
предполагает
развитие
эмоциональной и интеллектуальной сфер личности. Это одна из главных
задач
современного
образовательного
процесса.
Учебная
деятельность
в
школе
требует
применения
конкретных
технологий,
обеспечивающих
решение
данной
задачи.
Таковыми
являются
инновационные
формы
обучения: ИКТ, метод проекта, приемы технологии критического мышления.
Поэтому я посчитала необходимым работать именно в этом направлении.
Основная
цель
заключается
в
выявлении
возможно стей
информационно-коммуникационных
технологий
в
повышении
результативности
обучения,
развитии
креативных
спо собно стей
обучающихся
на
уроках
английского
языка,
реализации
творческого
потенциала каждого участника учебной деятельности.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
1.
Рассмотрение
актуальности
использования
Информационно-
коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках английского языка.
2.
применение
ИКТ
на
уроках
английского
языка
как
средство
повышения результативности обучения и развития креативности;
3.
рассмотрение
развития
творческой
деятельности
на
уроках
английского языка посредством ИКТ
4.
о б о б щ е н и е
о п ы т а
и с п ол ь зо ва н и я
и н ф о р м а ц и о н н о -
коммуникационной
т е х н о л о г и и
н а
у р о к а х
а н гл и й с ко г о
я з ы к а
1. Использование информационных компьютерных технологий дает
принципиально новые возможности для повышения эффективности учебного
процесса. Это расширение доступа к информации в привычной вербальной и
иных
формах,
увеличение
выразительных
возможностей
предоставления
информации,
соединение
ее
рациональных
и
эмоциональных
аспектов,
включение
игровых
элементов,
возможность
использования
моделей,
широкая вариантность в выборе методических средств, тиражирование и
совершенствование методических материалов и упрощение их передачи на
расстояние,
новые
возможности
в
концентрации
информации,
индивидуализация образовательного процесса и его вариативность, новые
возможности в организации межпредметных связей, освобождение учителя
от рутинного труда и сосредоточение его внимания на творческих моментах,
повышение интереса к получению знаний.
Разработкой и внедрением в учебный процесс новых информационных
технологий
активно
занимаются
такие
исследователи,
как
Полат
Е.С.,
Дмитреева Е.И., Новиков С.В, Цветкова Л.А.
Основными
целями применения
ИКТ
на
уроках
английского
языка
являются:
1. повышение мотивации к изучению языка;
2. развитие речевой компетенции: умение понимать аутентичные иноязычные
тексты,
а
т акже
умение
передавать
информацию
в
с вя з н ы х
аргументированных высказываниях;
3. увеличение объема лингвистических знаний;
3.
расширение
объема
знаний
о
социокультурной
специфике
страны
изучаемого языка;
4.
развитие
способности
и
готовности
к
самостоятельному
изучению
английского языка.
Только
учебника
и
учителя
для
формирования
самостоятельности
мышления,
способности
к
рефлексии
(размышлению,
самонаблюдению,
самооценке)
недостаточно.
Необходим
широкий
спектр
информации,
отражающей
разные
точки
зрения
на
одну
и
ту
же
проблему,
предоставляющей учащимся пищу для размышлений, критического анализа,
обобщений, самостоятельных выводов и решений.
Современный учитель должен считаться с тем, что информационно-
коммуникационные
технологии
(ИКТ)
обучения
прочно
вошли
в
жизнь.
Использование
новых
информационных
технологий
расширяет
рамки
образовательного
процесса,
повышает
его
практическую
направленность,
способствует повышению мотивации учащихся в образовательном процессе,
развитию интеллектуальных, творческих способностей учащихся, их умений
самостоятельно
приобретать
новые
знания
и
созданию
условия
для
их
успешной самореализации в будущем
.
2. Применение ИКТ на уроках английского языка
Несмотря на значительное продвижение ИКТ в учебный процесс,
проблема выбора между традиционным уроком и уроком с привлечением
компьютера остается актуальной потому, что использование компьютерных
технологий в процессе обучения имеет как очевидные преимущества, так и
существенные недостатки.
Как
показывает
практика,
действенным
способом
нивелирования
недостатков работы с компьютером является использование подготовленных с
учетом определенных требований мультимедийных презентаций, когда учитель
задействует на уроке экран-доску, проектор и всего один компьютер
для демонстрации. Это дает возможность фокусировать внимание всей группы
учащихся,
осуществлять
повтор демонстрируемого материала. Кроме того,
применение ММП исключает негативное влияние компьютера на здоровье детей.
На основе анализа исследований, посвященных проблемам применения
компьютерных технологий в процессе обучения различным общеобразова-
тельным предметам, можно представить следующее определение ММП как ме-
тодического приема.
Мультимедийная презентация иноязычного материала - способ предъяв-
ления творчески переработанной учителем, адаптированной для определённого
возраста
учащихся
языковой
информации в виде логически завершенной
подборки слайдов по определённой лексико-грамматической, страноведческой
теме.
Мультимедийная презентация базируется на использовании аудиовизу-
альных возможностей компьютерных
технологий.
При
наличии
соответствующего
оборудования
мультимедийные
программы обладают почти неограниченными графическими
и
цветовыми
возможностями, что позволяет представить любой вид деятельности в форме
картинок и анимации.
Это особенно важно: а) при ознакомлении с новой лексикой, так как
изображения
на
мониторе
/
экране
позволяют
ассоциировать
фразу
на
иностранном
языке непосредственно
с
предметом
или действием; б) при
изучении грамматического материала, когда у детей 7-8 лет ещё не развито
абстрактное мышление, а увиденные на экране красочные картинки, схемы,
анимированные образы способствуют лучшему восприятию и усвоению нового
материала.
Использование ММП в процессе обучения обеспечивается определенными
условиями, создаваемыми как на уровне школы в целом, так и на уровне урока.
Так, при постоянном использовании компьютера учитель должен иметь
доступ ко всей базе данных. Её проще упорядочить, создав свою медиатеку
поступающей и хранящейся информации (в этом случае не надо тратить время
на
поиски необходимого
материала).
Такая
медиатека
может
включать
следующие компоненты - уровни информации.
Медиатека учителя иностранного языка
Мультимедийный
учебно-методический
Навигатор
1 .
К о л л е к ц и я статических
картинок, разбитых по лексическим
или грамматическим темам (рисунки,
графики,
схемы, карты,
комиксы
и
т.п.)
список
хранящихся
статиче ских
картинок
2 .
К о л л е к ц и я анимированных
картинок, разбитых
по
лексическим
или грамматическим темам (рисунки,
графики,
схемы, карты,
комиксы
и
т.п.)
список
хранящихся
анимированных
картинок
3 .
К о л л е к ц и я звуковых
файлов,
разбитых по
темам
(классические
п р о и з в е д е н и я , звуки
п р и р од ы ,
эмоции, текстовые аудиозаписи и т.п.)
список хранящихся звуковых файлов
4. Коллекция готовых ММП по темам список готовых ММП
5. Коллекция текстовых файлов
список хранящихся текстовых файлов
список
нужных
поисковых
машин
и
часто посещаемых веб-сайтов
список справочной информации
список
хранящихся
материалов по
мониторингу.
6.
Разное
(коллекция
необработанных
материалов)
Основными дидактическими условиями применения ММП на уроке являются
следующие:
а)
перспективное
планирование
использования
ММП;
б)
методический анализ намеченных для демонстрации ММП; в) комплексный
подход к применению ММП.
Перспективное планирование
использования
ММП
необходимо
для
решения важной
методической
задачи
-
подбора оптимального комплекса
обучающих средств к каждой конкретной теме.
Методический
анализ
намеченных
в плане
демонстраций
ММП
предполагает их предварительный просмотр. В процессе
анализа
учитель
должен:
а)
определить
степень
соответствия
ММП
учебной
программе,
теме урока, изученному материалу; б) наметить задачи применения ММП в
соответствии
с
методикой
проведения урока; в) выделить в применяемой
ММП
основной
и
дополнительный
материал;
г) при
необходимости
доработать
существующую
ММП
(сократив
или
увеличив
количество
слайдов). Комплексный
подход
к
применению ММП предусматривает
их
подбор
к
определённой
теме,
учитывая:
а)
дидактические
возможности
материала
на
разных этапах
обучения;
б)
уровень
знаний
и
развития
учащихся
данного
класса;
в)
подготовленность
и
опыт
учителя
в
использовании
ММП. Создание
и
применение
ММП
возможно
при
соблюдении
определенных
требований
к
ним,
а
также
при
наличии
технических
средств,
отвечающих
необходимым
характеристикам.
Для создания ММП мною используются следующие компьютерные
программы: Microsoft
Word
(позволяет
форматировать
нужный
текст),
Microsoft Power Point (делает
доступными
действия
с
анимационными
картинками,
звуковыми
и видео
файлами), Microsoft
Publisher
(дает
возможность
публикации
материалов
в виде
тематических
буклетов),
Microsoft
Internet
Explorer
(позволяет
работать
с
сетевыми
ресурсами
Internet).
Эффективность
использования
ММП вомногом
зависит
от
ряда
организационно-технических
условий:
а)
правильного подбора
и
рационального
размещения
в кабинете
оборудования
для
создания
и
демонстрации ММП; б) обеспечения постоянной готовности аппаратуры к
работе; в)
правильного
размещения
и
хранения
информации
(дискеты,
флэш-карты, CD,
памяти компьютера, места хранения, названия папки);
г)
наличия
в
кабинете
каталога ММП по лексико-грамматическим и
страноведческим темам, где оговаривается количество слайдов, наличие
в ММП звуковых файлов, сопровождение анимацией и т. п.
Опыт показывает, что при проведении уроков
с
использованием
ММП
необходимо выполнять определенные гигиенические нормы: а)
при
использовании экрана-доски
удовлетворительная
зона восприятия
находится на расстоянии от 2 до 5 - 6 м; б) на уроке в начальных классах
целесообразно использовать ММП длительностью не более 5 -8 минут,
старших – 20-25 минут.
В
ходе
работы
были
сформулированы
следующие
основные
требования к оформлению ММП
Основные требования к оформлению ММП
Условия оформления
Требования к оформлению
I - IV
классы
V - IX классы
Стиль создания
оформления
Единый
Ограниченность по
времени
2 - 6 мин.
5 - 6 мин.
Количество слайдов
6 - 10 шт.
10-13шт.
Графические
3 - 7 шт.
7- 9шт.
Анимационные эффекты 3 - 6 шт.
6-8 шт.
Анимационные объекты 5 - 8 шт.
7- 8 шт.
Звуковые файлы
3 -6 шт.
5 - 6 шт.
Видеофрагмент
1-2 шт.
2 шт.
Фоновые изображения
1-2, преимущественно тёмные тона
Использование цвета
не более трех
контрастных для
одного слайда; фон и
Содержание
короткие слова и предложения;
минимум предлогов, междометий
Расположение
информации
картинка не должна отвлекать от
содержания текста; наиболее важная
информация находится в центре;
доминирует горизонтальное расположение
информации
Шрифт
крупный (для заголовков - 66/72, для
информации - 42/44/48); одного типа; не
злоупотреблять прописными буквами
Способы выделения
информации
жирный шрифт; разные цвета; стрелки;
схемы для важных фактов
Объем информации
1 слайд - это 1 ключевой пункт
Виды слайдов
минимум текстовых слайдов
Технология
непосредственного
использования ММП в учебном
процессе. ММП имеет несколько этапов:
1) подготовительный;
2) преддемонстрационный;
3) демонстрационный;
4) последемонстрационный;
5) рефлексивный.
Подготовительный этап
включает
в
себя
отбор
необходимого
материала, анализ и создание учителем ММП. В ходе апробации данной
технологии
мною
выработан алгоритм
создания
ММП.
Следуя
ему,
учитель должен:
а)
определить педагогические задачи, решаемые с помощью
создаваемой ММП;
б)
продумать цели и задачи создания слайдов;
в)
поставить себя на место ученика, учитывая его возрастные
особенности, потенциальные возможности;
г) подобрать иллюстрации (рисунки, звуки), используя мультимедийные
возможности компьютера (обработка собранной ранее информации или поиск
новой);
д) продумать содержание текстов исходя из основных требований к
ММП;
е) составить сценарий ММП;
ж ) создать
структуру
ММП,
используя необходимые компьютерные
программы;
з) применить анимационные и звуковые эффекты;
и) проанализировать и оценить подготовленную презентацию согласно
требованиям к ММП;
к) скорректировать возможные недочеты.
В преддемонстрационный этап
входят снятие
языковых
трудностей,
проверка понимания
ранее
изученных
лексических единиц,
повторение
необходимого грамматического материала и формулировка целей и задач для
учащихся.
На демонстрационном этапе
происходит предъявление
материала с
параллельным
комментарием
учителя, работа над содержанием каждого
слайда, «паузированные» упражнения, при необходимости повтор нужных
слайдов.
Последемонстрационный
этап
охватывает
вопросно-ответные
упражнения, подведение учащимися итогов, самостоятельную формулировку
ими правила, повторение лексических единиц.
Рефлексивный
этап включает
анализ
и
выводы
учителя
о
результативности подготовки и показа ММП, мониторинг.
Самостоятельно
созданные
презентации
требуют
серьезной
подготовки, но зато, они могут отвечать самым разнообразным запросам. Я
создаю
презентацию,
учитывая
конкретных
учеников,
их
способности,
обученность,
таким
образом,
осуществляется
личностно-ориентированное
обучение.
В моем банке ММП есть самые разнообразные презентации, которые
можно разделить на разные категории. На пример, обучающие презентации,
которые я применяю на уроках, отличаются:
1.
по видам речевой деятельности (при обучения чтению,
аудированию, говорению или письму);
2.
по сторонам речи (при обучении лексической, грамматической или
фонетической стороне речи);
3.
по видам опор (содержательная, смысловая, вербальная,
иллюстративная).
1.1.Формированиеречевых умений средствами ИКТ
. Обучение аудированию
Обучение аудированию на английском языке предполагает работу над
двумя функциональными видами речевой деятельности: 1) аудирование в
процессе
непосредственного
(диалогического)
общения
и
2)
аудирование
связных текстов в условиях опосредованного общения.
Считаю
важным
вопрос
развития
у
обучающихся
умений
дистанционного аудирования, т.е. восприятия и понимания аудиотекстов в
условиях
опосредованного
общения.
Использование
мультимедийных
презентаций
на
уроках
по
развитию
навыков
аудирования
имеет
ряд
преимуществ.
Одним
из
главных
преимуществ
является
возможность
представлять
ученикам
после
выполнения
заданий
правильные
ответы
в
письменном виде. Можно предложить ученикам записать некоторые факты,
фразы,
предложения,
опираясь
на
наглядность,
что
многим
ученикам
облегчает процесс правильного написания.
В
дальнейшем
эти
записи
используются
для
дискуссий
и
монологических высказываний по теме, а также при выполнении домашнего
задания.
Разрабатывая
уроки
по
аудированию,
сталкиваюсь
с
проблемой
отсутствия раздаточного материала с целевыми заданиями. Эту проблему
можно
решаю
с
помощью
мультимедийных
презентаций:
видеоряд-
подсказка, дополнительная информация, текстовые задания, диаграммы.
Важный
положительный
результат
использования
презентаций
при
обучении аудированию - это более быстрый темп урока, заинтересованность
обучающихся. Еще большую заинтересованность можно вызвать, предложив
некоторым ученикам под своим руководством подготовить презентацию к
уроку.
Обучение чтению
Активно
использую
Интернет
как
превосходное
средство
для
получения информации о последних событиях в мире. С помощью Интернет
можно превратить классную комнату в агентство новостей, а своих учеников
-
в
первоклассных
репортеров.
Такой
вид
деятельности
подходит
для
учащихся старших классов, так как включает в себя объёмное чтение и
искусство интерпретации, беглую речь.
Практически все значимые газеты в мире имеют свои web-страницы,
где
предоставляют
возможность
не
только
прочитать,
но
и
прослушать
новости,
на
многих
языках,
причем
можно
даже
выбрать
для
себя
подходящий уровень владения английским и прослушать новости в режиме
LEARNING
ENGLISH.
Интересной
может
показаться
двойная
классификация
статей
-
по
темам
и
по
континентам.
Обратная
связь
с
издательством осуществляется с помощью ссылки CONTACT US.
В
плане
овладения
межкультурной
компетенцией онлайновая газета
является незаменимым помощником. Она позволит учащимся окунуться в
гущу
мировых
событий,
происходящих
практически
в
текущий
момент,
увидеть происходящее с различных точек зрения. Особенно ценными для
классной
работы
является
ссылка
-
send
us
feedback,
осуществляющая
интеракцию читателя с издательством. Высказать свое мнение относительно
прочитанного и лично побеседовать с автором определенной статьи можно
благодаря разделу “сегодняшние журналисты” (“Today’s Columnists”), где
выбор определенной фамилии свяжет вас с ним непосредственно. Иногда
может появляться экстра-связь с главным действующим лицом статьи.
Предлагаю
ученикам
работать
в
постоянных
и
сменных
парах,
по
исследованию статьи, охватывающих все стороны жизни: передовицы, спорт,
погоду,
культуру...
Преимущество
такой
работы
заключается
в
полной
вовлеченности
всего
класса
в
сочетании
с
дифференциацией
заданий:
сильные ученики занимаются исследованием более трудных статей, в то
время как более слабым поручается отчет о погодных условиях или новости
из области культуры.
В
дополнение
к
работе
над
навыками
чтения
и
говорения,
можно
пополнять
словарный
запас.
Для
этого
предлагаю
учащимся
составить
словарные статьи, опираясь на прочитанную информацию. "Параллельные
тексты на английском языке". На сайте englishtexts представлены свежие
статьи
на
английском
языке
с
переводом.
Есть
раздел
с
переводом
популярных песен. Создается раздел с отрывками из англоязычных фильмов.
В целом сайт направлен на увеличение словарного запаса.
Грамматические
навыки английского языка приобретаются через работу над встретившимися
в статьях примерами.
Результатом
такой
работы
становится
создание
ученической
web-
странички,
посвященной
одному
конкретному
событию,
где
даётся
нейтральное
видение
проблемы,
основанное
на
анализе
информации
различных
новостных
агентств.
Обязательным
требованием
является
указание гиперссылок на источники.
Для развития межкультурной компетенции исследование статей имеет
свои
преимущества:
досконально
изучив
проблему,
учащиеся
будут
в
состоянии
не
только
определить
позицию
данной
страны
к
изучаемой
проблеме, но и выявить основания для такой точки зрения, и, соответственно,
смогут
прогнозировать
развитие
событий.
После
проделанной
работы
необходима, организую дискуссию или телеконференцию, где деятельность
каждого
ученика
или
группы
становится
базой
для
исследования
общей
проблемы в тематической секции.
Основным
достоинством
такой
работы
является
то,
что
учащиеся
получают доступ к информации «из первых рук», а не к недельной или того
более давности информации печатных изданий, оказывая на них влияние.
Обучение говорению
Для
подготовки
к
высказыванию
на
уроке
использую
Интернет-
ресурсы, которые помогают составить информативное сообщение, полный
ответ
по
заданной
теме
(например,
сообщения
по
теме
«США»,
«Неформальные молодежные движения»). Высказывания (монологические,
диалогические) с опорой на информацию, взятую из сети, отличаются более
полным ответом и повышенным интересом учащихся к теме. (Приложение3)
Мультимедийная презентация во многом
способствует
поликультурному воспитанию школьников.
Я считаю, что именно в работе по поликультурному воспитанию
школьников использование ММП является наиболее актуальным. Знакомство
с культурным наследием англо-говорящих стран и России стало на много
доступнее. Это как раз тот случай, когда «лучше один раз увидеть, чем
сто раз услышать». Благодаря Интернету я не только получила доступ к
иллюстративному материалу, которого прежде явно не доставало.
То, что раньше приходилось по крупицам собирать в различных
источниках, сейчас мы можем показать учащимся в полной красе, будь то
известные
достопримечательности,
великолепные
памятники, знаменитые
произведения искусства или живописи. Увидеть прекрасные творения зодчих,
художников, скульпторов школьники могут, не выходя из классной комнаты.
Далеко не все школьники имеют возможность выезжать на экскурсии за
пределы города или страны, фонды крупных музеев им не доступны, поэтому
большим потенциалом являются виртуальные экскурсии. Галерея ТЭЙТ и
Третьяковка, Британский музей и Эрмитаж, Библиотека Конгресса США и
Государственная Библиотека в Москве, история Голливуда в лицах и наши
прославленные актеры, Шекспировский театр и Мариинка – вот далеко не
полный перечень ММП, имеющихся в нашем арсенале по данной теме.
Кроме того, очень ценна возможность получить действительно
аутентичные материалы. Когда я готовила ММП о Лондонском Тауэре, то
вышла на собственный сайт этого музея. Информация – потрясающая! О
Лондоне
и
Великобритании,
королевской
семье
и
истории
флага
Соединенного Королевства, английской еде и американской школе мы узнаем
от носителей языка. Пусть мы не слышим их, но зато можем почувствовать
разницу между учебным текстом/диалогом в наших учебниках и реальным
рассказом подростка из Лондона о своем рабочем дне. Провести заочное
путешествие
по
историческим
местам
Вашингтона
с
помощью
туристических карт и проспектов.
Обобщая
некоторый
опыт
составления
и
применения
презентаций на уроках, можно выделить некоторые рекомендации, которые
были наработаны:
Весь урок, по моему мнению, не должен быть «завязан» на
презентации.
Слайды
презентации
можно
использовать
во
время
объяснения, закрепления или создавать проблемную ситуацию на уроке.
Отбор материала для презентации должен соответствовать
принципам научности, доступности, наглядности.
На моих уроках целью презентации может быть:
- актуализация знаний;
- сопровождение объяснения учителем нового материала;
- первичное закрепление знаний;
- обобщение и систематизация знаний.
Актуализация знаний чаще проходит в виде беседы с учащимися.
Вопросы такой беседы целесообразно визуализировать в слайды, но не в виде
простого текста. Вопросы могут быть представлены как небольшой видеоряд,
фото,
рисунком,
требующим
комментария,
таблицей
и
т.д.
Вспоминая
изученный
материал,
можно
привести
1-2
слайда
из
предыдущей
презентации (если таковая была), причем их оформление не стоит резко
менять под новый фон, так лучше срабатывает ассоциативная память.
При объяснении нового материала наиболее обширны возможности
самой презентации и ее оформления. Последовательность показа и логика
построения зависят
от
содержания
изучаемого
материала,
особенностей
восприятия учащимися класса, индивидуальности учителя.
Слайды желательно не перегружать текстом. Лучше разместить
короткие
тезисы,
даты,
имена,
термины.
Наиболее
важный
материал,
требующий обязательного усвоения, лучше выделить ярче, оригинальнее для
включения ассоциативной зрительной памяти.
В
презентацию
обобщающего
урока
можно
включить
схемы,
таблицы, диаграммы. Используемые ранее фрагменты слайдов презентации,
можно
перегруппировать
с
целью
проведения
сравнения
или
анализа
и
представить
учащимся.
Видеофрагменты
очень
оживляют
урок
и
актуализируют знания школьников.
Наиболее продуктивными зарекомендовали себя презентация, в
которых
после
объяснения
или
предъявления
материала,
вставлены
упражнения
на
закрепление
или
контроль.
Эти
упражнения
учащиеся
проделывают прямо с экрана индивидуально или фронтально. Возможность
показать
правильный
ответ
позволяет
организовать
взаимо-
или
самопроверку быстро и эффективно.
Широкое применение ММП на уроках породило стремление самих
учащихся к созданию их. Это является эффективным способом обучения.
Уже в начальных классах дети делают свои работы по темам «Мой день»,
«Мой любимчик» или «Мой день рождения» и др. В прежние времена я
время от времени давала домашнее задание в виде рефератов или сообщений
по теме, которой нет в учебнике. Значительно более интересно для ребят
создание электронной презентации. Дается учащимся тема и предлагается
создать
презентацию
не
более
7-10
слайдов,
и
к
этим
слайдам
соответствующие комментарии.
Учащиеся при этом осваивают работу с компьютером, учатся выбирать
главное, концентрировать свою мысль. Доклады и рефераты, которые сдавали
учащиеся,
как
правило,
не
звучали
на
уроке
из-за
отсутствия
времени.
Презентации
же можно
или
включить
в
урок
(в
объяснение
учителя),
представить в виде визуального ряда при проверке домашнего задания, что
займет
мало
времени
и
даже
из
опыта
можно
сказать,
что
учащиеся
с
удовольствием на перемене или после уроков просмотрят новые презентации.
Зная, что работа учащихся будет востребована, они более серьезно
относятся
к
такому
домашнему
заданию.
Более
того,
это
помогает
мне
создавать для каждого ученика своеобразный "банк ситуаций успеха", т.е.
таких учебных действий, в которых обучаемый чувствует себя победителем,
покорителем
трудной
вершины,
первопроходцем.
Часто
ученик,
уровень
обученности
которого
по
английскому
языку
не
очень
высок,
благодаря
созданной презентации может прожить ситуацию заслуженного успеха, пусть
маленькой, но его личной победы, за счет которой он может самоутвердиться
в своих глазах и в глазах сверстников.
Заключение.
В
современной
системе
образования
сложилась
ситуация,
когда
устоявшиеся
методы,
приемы
и
формы
обучения
требуют
осмысления,
коррекции и новых педагогических решений. Это обусловлено, прежде всего,
повсеместным
внедрением
и
широким
использованием
информационно-
коммуникативных технологий.
Изучив
состояние
проблемы
использование
средств
ИКТ
в
сфере
обучения
иностранным
языкам,
можно
сделать
вывод
о
том,
что
эффективность применения ИКТ зависит от способов и форм применения
этих технологий, от того, насколько грамотно учитель владеет методикой
работы с ними, от используемых им электронных ресурсов.
На данный момент многие учителя хотят включать средства ИКТ в
процесс
обучения.
Поднимается
еще
один
вопрос,
где
и
в
какое
время
проводить
занятия
на
компьютерах.
Во
многих
школах
сегодня
есть
компьютерные классы, но на них лежит огромная нагрузка. Необходимо в
школах создать условия для каждого учителя. Создание информационно-
образовательной среды – это необходимость современной действительности.
Очевидно,
что
использование
средств
ИКТ
на
уроках
английского
языка
различных
типов
способствует
повышению
интереса
учащихся
к
предмету
и
активизации
их
речемыслительной
деятельности,
развитию
навыков
самостоятельной
работы
и
работы
в
коллективе,
эффективному
формированию всех видов речевой деятельности. Систематическая работа с
компьютерными
заданиями
формирует
у
учащихся
устойчивые
навыки
самостоятельной
работы,
что
приводит
к
сокращению
времени
на
выполнение
стандартных
заданий
и
позволяет
увеличить
время
на
выполнение работ творческого характера.
Основываясь
на
изучении
теоретических
проблем
исследования
и
анализе ресурсов ИКТ и опыте практического применения данных ресурсов
на
уроках
английского
языка,
можно
выделить
ряд
рекомендаций
для
преподавателей,
использующих
информационно-коммуникационные
технологии на уроках:
1.
Учитель и учащиеся должны уметь обращаться с компьютером на
уровне, необходимом для выполнения компьютерных заданий;
2.
Учителю следует четко представлять, какие формы ИКТ следует
использовать на данном этапе урока, и оправдано ли это использование;
3.
Необходимо
заранее
подбирать
материал
к
уроку
с
использованием
ИКТ,
руководствуясь
определенными
критериями,
адаптировать отобранный цифровой материал в соответствии с задачами и
условиями обучения;
4.
Учителю
следует
п л а н и р о в а т ь
и
о р г а н и з о в ы в а т ь
самостоятельную работу учащихся по предмету с привлечением ИКТ;
В процессе работы я пришла к выводу, что компьютерные технологии
помогают:
• привлекать пассивных слушателей;
• делать занятия более наглядными;
• обеспечивать
учебный
процесс
новыми,
ранее
недоступными
материалами,
которые
помогают
учащимся
проявлять
их
творческие
способности;
• приучать учащихся к самостоятельной работе с материалом;
• обеспечивать моментальную обратную связь;
• повышать интенсивность учебного процесса;
• воспитывать терпимость, восприимчивость к разнообразию
культур и духовного опыта других народов;
• активизировать познавательную активность учащихся, а,
следовательно, желание изучать предмет;
• объективно оценивать действия учащихся;
• накапливать статистическую информацию в ходе учебного
процесса;
• реализовывать личностно-ориентированный и
дифференцированный подходы в обучении;
• дисциплинировать самого учителя, формировать его интерес к
работе. (Изменяется содержание деятельности преподавателя; преподаватель
перестает быть просто "репродуктором" знаний, становится разработчиком
новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую
активность, а с другой - требует высокого уровня технологической и
методической подготовленности.)
Именно использование компьютерных технологий позволяет мне:
1.сделать содержание курса нестандартным и привлекательным для ученика
(сюжетное
построение
учебника,
использование
интересного
и
познавательного материала, отбор лексики, наличие игр, стихов и песен).
2.обеспечить
посильность
усвоения
учебного
материала
для
учащихся
разного уровня подготовки.
3.давать разноуровневые задания, задания для групповой работы, проекты.
4.обеспечить повторение и ротацию ранее пройденного материала на фоне
новизны видов деятельности.
5.снабдить курс необходимыми справочными материалами.
Таким образом, использование ИКТ на уроках, сотрудничество
учителей
и
учащихся
способствуют
повышению
мотивации
учащихся
к
обучению, организации атмосферы свободного развития каждого ребёнка,
сопровождаемой радостью и высоким уровнем познавательной активности
учащегося.
Материалы данного исследования имеют не только теоретическую, но и
практическую
значимость
и
могут
быть
использованы
учителями
английского
языка,
заинтересованными
в
применении
информационно-
коммуникационных технологий для совершенствования иноязычных речевых
умений школьников.
Список использованной литературы.
1.
Донцов, Д. Английский на компьютере. Изучаем, переводим, говорим /
Д. Донцов. – М., 2007.
2.
Евдокимова М.Г. Компьютерные технологии обучения иностранным
языкам: методологические и педагогические аспекты //
Телекоммуникация и информатизация образования. 2001, №4,
3.
Ефременко В.А. Применение информационных технологий на уроках
иностранного языка// ИЯШ №8, 2007., с.18-21.
4.
Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка // ИЯШ 2001, №2,3
5.
Афанасьева О.В., Михеева И.В. Новый курс английского языка для
российских школ. – М.:Дрофа,2005.Книга для учителя к учебнику
Афанасьевой и др. – М.:Дрофа,2005.Применение метода проектов.
Корнева Л.П.//
6.
Белкова М. М. Информационные компьютерные технологии на уроках
английского языка // Английский язык в школе.-2008.-№3
7.
Беляева Л.А., Иванова Н.В. Презентация PowerPoint и ее возможности
при обучении иностранным языкам, ИЯШ №4 2008
8.
Борисенков В.П. Вызовы современной эпохи и приоритетные задачи
педагогической науки // Педагогика. – 2004. – № 1.
9.
Ефременко В.А. Применение информационных технологий
на уроках иностранного языка, ИЯШ №8 2007
10.Кисунько Е. И., Музланова Е. С. Интерактивное обучение учащихся 10-
11-х классов английскому языку с использованием компьютерных
технологий // Английский язык, Изд. дом «Первое сентября».-2007.-
№16
11.Муковникова Е. В. Эффективное использование цифровых
образовательных ресурсов на уроках английского языка // Английский
язык, Изд. дом «Первое сентября».-2008.-№4.
12.Носенко О. В., Белоус Е. П. Обучающие программы для
общеобразовательных школ // Английский язык в школе.-2009.-№1.-
13.Репина Е. В. Использование компьютерных игровых программ для
обучения английскому языку в начальной школе // Английский язык,
Изд. дом «Первое сентября».-2009.-№6
14.Сысоев П. В., Евстигнеева М. Н. Современные учебные Интернет-
ресурсы в обучении иностранному языку //ИЯШ.-2008.-№6.-