"Вычислительные таблицы. Решение логических задач с помощью таблиц"
Автор: Кузнецова Лариса Ивановна Должность: учитель информатики Учебное заведение: МБОУ СОШ с. Сторожевое Населённый пункт: Усманский район, Липецкая область Наименование материала: Конспект урока Тема: "Вычислительные таблицы. Решение логических задач с помощью таблиц" Раздел: среднее образование
МБОУ СОШ с. Сторожевое Усманского района Липецкой области
учитель информатики Кузнецова Лариса Ивановна,
урок информатики в 6 классе
Раздел программы
–
Информационное моделирование
Урок № 18
Тема: «Вычислительные таблицы. Решение логических задач с помощью таблиц»
Планируемые образовательные результаты:
предметные – представление о табличных моделях как разновидности
информационных моделей; представление о вычислительных таблицах;
метапредметные – умение отрыва от конкретных ситуативных значений и
преобразования объекта из чувственной формы в модель, где выделены
существенные характеристики объекта; умения смыслового чтения,
извлечения необходимой информации, определения основной и
второстепенной информации;
личностные – способность увязать учебное содержание с собственным
жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как
метода познания окружающей действительности.
Цели урока:
систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущем
уроке;
расширить представления учащихся о табличных информационных моделях;
закрепить представление о табличном способе решения логических задач;
закрепить навыки создания таблиц;
сформировать представление о вычислительных таблицах;
сформировать умения выполнения простейших вычислений в таблицах.
Задачи:
Образовательные:
закрепить
представления
учащихся
о
моделях
и
моделировании,
табличных
информационных моделях;
изучить способы заполнения, построение и выполнения вычислений в таблицах;
сформировать навыки самостоятельной работы;
систематизация полученных знаний.
Развивающие:
развитие аналитико-синтезирующего мышления, формирование умений
наблюдать, делать выводы, развитие находчивости, умения преодолевать трудности для
достижения намеченной цели,
Воспитательные:
воспитание положительного отношения к знаниям, привитие интереса к
информатике,
формирование
навыков
самоорганизации
и
самоконтроля,
развитие
познавательного интереса, воспитание информационной культуры.
Вид урока: урок закрепления изучаемого материала и выработки практических умений и
навыков.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы на уроке:самостоятельная, работа в парах.
Методы:словесный (рассказ),наглядно-иллюстративный, практический.
Оборудование:
рабочее место ученика с компьютером;
комплекс мультимедиа (ПК, проектор);
презентация «Вычислительные таблицы».
Наглядность:
карточки с наименованием типов таблиц
оценочные листы
учебник «Информатика» для 6 класса, автор Л.Л. Босова
рабочая тетрадь по информатике? автор Л.Л. Босова
Основные понятия:
информационная модель,
табличная информационная модель,
вычислительная таблица.
План урока:
1.
Организационный момент.
2.
Домашнее задание.
3.
Актуализация знаний и проверка усвоения изученного материала. Формулирование
темы и целей через повторение.
4.
Изучение нового материала.
5.
Физкультминутка.
6.
Компьютерный практикум. Работа в парах.
7.
Самостоятельная работа
8.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Ход урока
1. Организационный момент (2 мин) Слайд 1.
Здравствуйте! Я очень рада приветствовать вас всех. Улыбнемся друг другу и начнем урок. А
урок мы начнем с записи домашнего задания.
2. Домашнее задание (2 мин) Слайд 2.
§11 (с.71-76), задание 2 практической работы №12 (на компьютере или в тетради), РТ: №130.
Дополнительное задание: №133 в РТ.
У каждого из вас на столе лежит оценочный лист, в который вы будете заносить баллы по
итогам выполнения заданий на разных этапах урока. Слайд 3.
3. Актуализация знаний и проверка усвоения изученного материала (7 мин) Слайд 4.
Чтобы успешно работать с новой темой, давайте кратко повторим ранее изученный материал
Обсуждаются вопросы:
Приведите примеры табличных информационных моделей, с которыми вы
встречались на уроках в школе, в повседневной жизни.
(таблица умножения, таблица в дневнике, школьном журнале, расписание уроков,
поездов и пр., программа телепередач и т.д.)
К какому типу относится таблица «Сведения о детях»?
(ОС)
ФИО
Год рождения
Класс
Успеваемость
Иванов
2002
6А
Хор.
Петрова
2003
6Б
Отл.
Сидоров
2002
6А
Отл.
Синицина
2003
6Б
Хор.
К какому типу относится таблица «Табель успеваемости», расположенная в
конце вашего дневника?
(ООО – «объекты – объекты – один»)
Формулирование темы и целей через повторение Слайд 5.
Как легко решить задачу?
(читают текст и делают вывод – в табличном виде)
Какие действия выполнены в таблице?
(вычислительные)
Вспомните, какие еще задачи можно решать при помощи таблиц? Слайд 6.
(логические)
Свяжите все вышесказанное с темой урока
(тема урока – «Вычислительные таблицы. Табличное решение логических задач»)
Запишите в тетради тему урока Слайд 7.
Назовите цели урока Слайд 8.
(узнать о вычислительных таблицах, вспомнить, как решать логические задачи с помощью
таблиц, продолжить учиться работать с таблицами в текстовом редакторе и решать с их
помощью задачи)
4. Изучение нового материала (15 мин) Слайд 9 .
Сейчас мы с вами просмотрим видео-урок. Ваша задача внимательно слушать видео-лектора
и запоминать.
Внимание на доску!
*** видео
Вычислительные таблицы
Вычислительными будем называть такие таблицы, в которых значения некоторых свойств
вычисляются с использованием значений других свойств из этой же таблицы.
Пример:
Собираясь на пляж, весёлые человечки решили запастись прохладительными напитками.
Незнайка взял с собой 2 литра кваса, 1 л газировки и 1 л малинового сиропа, Пончик - 3 л
газировки и 2 л малинового сиропа, Торопыжка - 2 л газировки, доктор Пилюлькин - 1 л кваса
и 1 л касторки.
Сколько литров напитков каждого вида взяли все человечки вместе?
Сколько всего литров напитков взял с собой каждый из человечков?
Сколько всего литров напитков взяли все человечки вместе?
Представим имеющуюся информацию о парах объектов классов «человечек» - «напиток»
в таблице типа ООО. В этом случае свойством пары объектов будет количество (в литрах)
напитка, запасённого человечком.
Предмет
Четверть
I
II
III
IV
Математика
4
5
4
4
Информатика
5
4
5
5
Русский язык
5
5
4
5
Литература
4
4
5
5
…
Напиток
Человечки
Незнайка
Пончик
Торопыжка
Пилюлькин
Всего
Квас, л
2
0
0
1
3
Газировка, л
1
3
2
0
6
Сироп, л
1
2
0
0
3
Касторка, л
0
0
0
1
1
Итого:
4
5
2
2
13
Как решать логические задачи
C табличным способом решения логических задач вы познакомились еще в пятом классе.
Объекты двух классов могут находиться в отношении взаимно однозначного
соответствия:
1)
в этих множествах одинаковое количество объектов;
2)
каждый объект 1-го множества связан заданным свойством только с одним объектом
2-го множества;
3)
каждый объект 2-го множества связан заданным свойством только с одним объектом
1-го множества.
Возвращаясь к этой теме, рассмотрим более сложную задачу с помощью нескольких
таблиц.
Разбор задачи вместе с учителем Слайд 10.
С. 112 РТ № 129
5. Физкультминутка для глаз (2 мин) Слайд
11.
Ребята! Наши глаза довольно продолжительное время были в напряжении, поэтому
давайте сейчас их немножко побалуем, проведем разминку для глаз. Слайд 12.
(Проводится электронная физкультминутка для глаз.)
А теперь давайте поработаем в парах и выполним зад.1 практической работы № 12
ПК – 2 ученика, один занимает основное место, второй консультирует и сменяет первого
через 2 минуты
7. Компьютерный практикум. Работа в парах (15 мин)
Слайд 13.
(Ученики
закрепляют
навыки
построения таблиц и знакомятся с выполнением
вычислений в текстовом редакторе Word)
с. 186 ПР №12 Задание 1. Клумбы
С помощью таблицы решим следующую задачу.
Слайд 14.
На школьном дворе разбивают 5 клумб треугольной формы. Первая клумба
представляет собой равносторонний треугольник со сторонами 5, 5 и 7 метров. Вторая
клумба имеет форму прямоугольного треугольника, её стороны 3, 4 и 5 метров. Стороны
третьей клумбы равны 4, 3 и 3 метра. Четвертная клумба представляет собой
равносторонний треугольник, длина стороны которого равна 4 метрам. Стороны пятой
клумбы равны 7, 5 и 7 метров.
Сколько провода нужно для обозначения границ каждой из этих клумб?
Хватит ли 50 м провода, чтобы обозначить на земле границы всех клумб?
Составляется таблица (ООО) и в неё заносятся данные из условия задачи. (п.1-2)
Клумба
Размеры
Сторона 1, м
Сторона 1, м
Сторона 1, м
Периметр, м
1
5
5
7
2
3
4
5
3
4
3
3
4
4
4
4
5
7
5
7
Итого:
Выполняются п.п. 3-6 задания 1 практической работы 12:
3.Ответ
на
первый
вопрос
можно
получить,
вычислив
значение
последнего
столбца
таблицы: периметр треугольника. Для этого:
1)
установите курсор в ячейку, предназначенную для периметра первой клумбы;
2)
в разделе Работа с таблицами на вкладке Макет в группе Данные щелкните на
кнопке Формула;
3)
числа, подлежащие суммированию, находятся левее ячейки, в которой должен быть
помещен
периметр;
в
диалоговом
окне
вам
будет
предложена
формула
=SUSUM(LEFT); если эта формула верна, щелкните на кнопке ОК;
4)
перейдите
в
следующую
ячейку
и
повторите
действия
пункта
3;
если
будет
предложена
неподходящая
формула
–
измените
ее,
выбрав
подходящую
в
диалоговом окне;
5)
аналогичным образом вычислите периметр остальных треугольников.
4. Для ответа на второй вопрос просуммируйте периметры всех треугольников. Для этого:
1)
установите курсор в первую нижнюю ячейку таблицы;
2)
для нахождения суммы чисел, находящихся над ячейкой с курсором, используйте
формулу =SUSUM(ABOVE).
5. Под таблицей запишите ответ на вопрос, поставленный в задаче.
6. Сохраните документ в личной папке под именем Клумба.
7. Самостоятельная работа Слайд 15.
Ученикам,
которые
раньше
других
справятся
с
выполнением
практической
работы,
предлагается самостоятельно выполнить задание в РТ на с.111 № 127
Самопроверка Слайд 16.
8. Подведение итогов, выставление оценок. Рефлексия Слайд 17.
А теперь посмотрите в свои оценочные листы и выставьте итоговый балл. Если Вы
недовольны
полученной
оценкой,
можно
придти
после
уроков
в
кабинет
информатики,
поработать и улучшить свой результат.
Сегодня на уроке закрепили знания об информационных табличных моделях, узнали, что
такое вычислительные таблицы, производили вычисления в таблицах.
Все ли получилось у вас?
Какие трудности встречались в процессе работы?
Достигнуты ли цели урока?
Наш урок заканчивается. Спасибо всем за работу. До свидания.
Литература Слайд 18.
1.
Информатика: учебник для 6 класса/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова – 3-е изд. – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2013. - 229 с.:
2.
Информатика. Методическое пособие. 5-6 класс/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Бином. 2014
3.
Л.Л.Босова, А.Ю. Босова. Электронное приложение. 6, 7 класс