"Методическая разработка по методике Марии Монтессори"
Автор: Радикальцева Татьяна Михайловна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: ЛГ МАДОУ "ДСОВ № 5 "Дюймовочка" Населённый пункт: ХМАО - Югра, Тюменская область, г.Лангепас Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Методическая разработка по методике Марии Монтессори" Раздел: дошкольное образование
Методическая разработка по методике Марии Монтессори.
Введение
Игра – это не просто развлечение.
Это творческий, вдохновенный труд ребёнка,
Это его жизнь.
Дети растут и развиваются в игре. Игра в понимании малыша – деятельность
интересная
и
увлекательная,
предполагающая
свободу
выбора
игрушек
и
действий
с
ними,
свободу,
не
ограниченную
временными
рамками.
Но
для
взрослых,
особенно
применительно
к
детям
раннего
возраста,
игра
–
это
универсальный способ обучения и воспитания.
С первых дней жизни ребёнка окружают предметы. Он, конечно, начинает
обращать на них внимание. Одни малыша заинтересовывают, другие остаются без
внимания, а некоторых он начинает побаиваться. Задача взрослого – познакомить
ребёнка с многообразием предметного окружения, ввести его в этот мир, научить
по-разному в нём действовать. Психологи подчёркивают: развитие мышления,
памяти,
воображения,
осознание
себя
как
личности
происходит
именно
в
предметной деятельности. Если вы хотите научить вашего малыша смотреть и
видеть,
слушать
и
слышать,
овладеть
разнообразными
умениями
и
самостоятельным
думанием,
испытывая
от
всего
этого
радость
открытия,
постарайтесь научить ребёнка играть.
Игра это не только развитие, но и общение нас, взрослых, с детьми. Дети
особенно тянуться к людям, которых они любят. "Поиграй со мной!" - часто вы
слышите эту просьбу от своих детей. И сколько радости они получают, когда вы,
преодолевая
усталость
и
отодвигая
домашние
дела,
соглашаемся
хоть
на
несколько минут поиграть с ребёнком! Для них счастье, когда взрослые уделяют
им внимание, играют с ними. Поэтому, играя с детьми, мы выполняем сразу
несколько
функций:
развитие,
обучение
общение
и
просто
делаем
детей
счастливее, а значит здоровее.
Очень
часто
родители
жалуются
на
нехватку
времени,
неимение
практического опыта по организации игровой деятельности с ребёнком.
В данном сборнике подобраны игры и игровые упражнения, которые помогут
вам, уважаемы родители, организовать деятельность со своим малышом, порой
совмещая
одновременно
два
дела,
например,
приготовление
ужина
и
игра
с
ребёнком на кухне.
Игры, собранные в данном сборнике, основаны на идеях Марии Монтессори.
И прежде, чем вы начнёте играть с ребёнком, несколько пожеланий.
Любая игра должна начинается с презентации. Вам нужно показать и назвать
все предметы, которые участвуют в игре, и рассказать, что вы будете с ними
делать. Например: «Это стакан, а это кувшин. В кувшине вода. Воду можно
перелить из кувшина в стакан».
Одновременно вы должны показать, как это делается. Не спешите, делайте
всё аккуратно, ведь ребёнок будет контролировать ваши действия.
После презентации предоставьте ему возможность поиграть самому. И вот
тут уже не вмешивайтесь, не помогайте, пусть он делает всё сам.
А заканчивается игра уборкой. Покажите малышу, как вытереть пролитую
воду, собрать и убрать на место игрушки. Вы должны рассчитать игру так, чтобы
малыш
не
устал,
когда
подойдёт
время
уборки.
Помните:
порядок
–
это
обязательный элемент в системе Монтессори и не стоит его игнорировать.
Игры на кухне
Кухня — замечательное место для обучения ребёнка. Предложенные игры
помогут
Вам
познакомить
детей
с
различными
свойствами
веществ,
потренировать
память
и
внимание
вашего
ребёнка,
помогут
научить
элементарному счёту, развить мелкую моторику рук ребёнка. И главное: всё это
можно совместить с приготовлением обеда!
Рыбалка
Оборудование:
мелкие
игрушки,
большая
миска,
маленькое
ситечко
(половник).
Ход игры.
Налейте в миску воды, положить все игрушки в воду. Попросите ребёнка
выловить игрушки с помощью ситечка (половника).
Вариант:
попросите
ребёнка
выловить
какую-то
определённую
игрушку.
Если ребёнок выловил не тот предмет, пусть бросит его обратно в воду.
Игра с крышками
Оборудование: различные по величине крышки.
Ход игры.
Попросите
ребёнка
расположить
крышки
по
величине,
начиная
с
самой
большой или самой маленькой.
Вариант 1: расположить крышки по величине с закрытыми глазами.
Вариант 2: наклейте на крышки цветные метки. Расчертите лист бумаги на
квадраты. В каждом квадрате нарисуйте такие же цветные метки. Попросите
ребёнка расположить крышки на клетках в соответствии с цветом.
Переливание воды
Оборудование: бутылка с узким горлышком, воронка, кружка с водой.
Ход игры.
Предложите ребёнку перелить воду из кружки в бутылку через воронку.
Вариант 1: нанесите на бутылку на определённой высоте метку. Попросите
ребёнка налить воды в бутылку до метки.
Вариант
2:
предложите
ребёнку
перелить
воду
в
различные
по
размеру
бутылки через воронки.
Разложим по порядку
Оборудование: миска, бусинки двух цветов.
Ход игры.
Высыпьте в мисочку бусинки (примерно по 5-7 бусинок каждого цвета) и
справа от мисочки поставьте два блюдца. Предложите: “Давай в одно блюдце
сложим все красные бусинки, а в другое – все зеленые”. Чтобы оживить игру,
скажите, например, что это угощенье для мишки и зайки, причем мишка любит
только вишни, а зайка – только крыжовник. Перекладывать бусинки надо по
одной, беря тремя пальцами (покажите). Обязательно доведите работу до конца –
этот навык очень важен. Поэтому на первых порах берите меньше бусинок.
Не просыпь и не пролей
Оборудование: маленький кувшинчик, стакан, крупа.
Ход игры.
Сначала насыпьте в кувшин немного крупы и покажите малышу, как, держа
кувшин правой рукой и придерживая левой, пересыпать крупу в стакан, стоящий
слева от кувшина. (Все просыпанные зерна ребенок должен собрать). Переходить
к переливанию следует только тогда, когда ребенок хорошо освоит пересыпание.
Помогите начать и закончить переливание – это для него труднее всего. Покажите,
как собрать разлитую воду губкой.
Подбери крышку
Оборудование: банки разных размеров и крышки к этим банкам.
Ход игры.
Расставьте банки на столе, попросите ребёнка подобрать к каждой банке
крышку.
Вариант: тоже самое можно проделать с закрытыми глазами.
Угадай на вкус
Оборудование: нарезанные овощи и фрукты.
Ход игры.
Предложите ребёнку закрыть глаза и дайте ему разжевать дольку овоща или
фрукта. Пусть ребёнок назовёт, какой это овощ или фрукт, и пусть ответит, что
был за вкус (сладкий, кислый, горький солёный).
Лепим колобки, колбаски и блинчики
Оборудование: пластилин.
Ход игры.
Дайте
малышу
небольшой
размятый
кусочек
пластилина.
Предложите
приготовить
праздничный
обед
для
кукол.
Покажите,
как
делать
“колобки”
(скатывать шарики), “колбаски” и “блинчики”. Потом из этих “заготовок” можно
“собрать”
фигуры
людей
и
животных.
Помогая
ребенку,
не
сковывайте
его
фантазию – победите соблазн лепить вместо него.
Спасение кораблика
Оборудование: две миски, губка, маленький игрушечный кораблик.
Ход игры.
Налейте в одну миску воды, опустите в воду кораблик. Попросите малыша
подуть на кораблик – кораблик плывёт. Сильно подуйте на кораблик, чтобы он
затонул. Предложите ребёнку для спасения кораблика перелить воду из одной
миски в другую, используя при этом губку.
В
олшебное сито
Оборудование: большая миска, 2 миски поменьше, сито, ложка, крупа рис,
крупа манная.
Ход игры.
Насыпьте в одну маленькую миску рис, в другую манную крупу, поместите в
большую миску сито. Попросите ребёнка высыпать рис в сито, и перемешать с
помощью ложки. Обратите внимание ребёнка на то, что крупа не просыпалась в
большую
миску.
Затем
предложите
высыпать
в
сито
манную
крупу
и
также
перемешать ложкой. Снова обратите внимание ребёнка на то, что манная крупа
просыпается через сито. Предложите ребёнку перемешать крупу в сите до полного
просеивания
манки.
По
окончании
данной
работы
необходимо
предложить
ребёнку пересыпать из сита рис, из большой миски манную крупу обратно в
маленькие миски.
Сортировка
Оборудование: фасоль, горох, три миски.
Ход игры.
Ссыпьте фасоль и горох в одну миску. Предложите ребёнку рассортировать
зёрна: фасоль в одну миску, горох в другую.
Вариант:
можно
использовать
для
сортировки
фасоль
разного
цвета
и
предложить ребёнку сортировать зёрна по цвету.
Посыпаем дорожки
Оборудование: чашка, ложка, пищевые красители.
Ход игры.
Предложите ребенку посыпать “песком” (манкой, пшеном) дорожку на столе
шириной
3-5см.
Ограничьте
ее
чем-либо,
например,
полосками
бумаги.
Поиграйте: дорожка может идти от одного выложенного из спичек домика к
другому. Песок надо сыпать тремя пальцами (сложив их “щепоткой”), не выходя
за края дорожки. Играя во дворе, можно делать дорожку между двумя палочками,
посыпать “сахаром” песочный “торт” и т.п.
Пересыпаем ложкой
Оборудование: две чашки, ложка, крупа.
Ход игры.
Поставьте на поднос две чашки: слева – чашку с крупой, а справа – пустую
(обе чашки должны быть сухими). Вначале, двигая рукой ребенка, покажите, как
набрать неполную ложку крупы, дождаться, чтобы крупа перестала сыпаться с
ложки, и, плавно двигая рукой, перенести ложку к правой чашке и опрокинуть над
ней. Помогите малышу набрать крупу, когда ее останется мало (подскажите, что
надо
нагнуть
чашку
левой
рукой).
Полезно
сочетать
это
упражнение
с
размешиванием. Например, ребенок может сам насыпать сахар в чай и размешать
его.
Готовим лекарства
Оборудование: чашка, ложка, пищевые красители.
Ход игры.
Дети любят размешивать ложкой, например сахар в чае. Однако это не всегда
получается:
движения
у
ребенка
еще
резкие,
ложка
бьется
о
чашку,
чай
выплескивается.
Помогите
малышу,
двигая
вначале
его
рукой.
Учтите,
что
ребенку намного интереснее размешивать в воде вещества, которые, растворяясь
окрашивают ее. Проследите, чтобы ребенок правильно держал ложку. С этим
упражнением можно связать много игр: приготовление лекарств, еды и т.п.
Смешивание акварели
Оборудование:
4
небольшие
баночки,
пипетка,
губка.
Разведите
в
3-х
баночках немного акварельной краски трёх основных цветов – красный, синей,
жёлтой.
Ход игры.
Ребёнок берёт пипетку, набирает несколько капель любой краски и капает их
в
пустую
баночку.
Затем
добавляет
туда
несколько
капель
другой
краски.
Встряхните баночку и понаблюдайте, как меняется цвет.
Смети, но не просыпь
Оборудование: салфетка, савок.
Ход игры.
Этот навык малыш может использовать каждый день, помогая убирать со
стола. Он будет рад тому, что у него, как у взрослого, есть своя обязанность.
Покажите ребенку, как держать салфетку правой рукой, как сметать ею со стола,
как подставлять совок, чтобы мусор не падал на пол.
Была лужа – и нет ее
Оборудование: салфетка, савок.
Ход игры.
Это упражнение имеет большое воспитательное значение: ребенок, пролив
что-либо, сможет убрать за собой. Сначала научите малыша переносить губкой
воду из одной тарелки в другую. Поставьте на поднос две тарелки: слева с
небольшим
количеством
воды,
справа
–
пустую.
Покажите,
как
пользоваться
губкой,
набирая
ею
воду
в
одной
тарелке
и
отжимая
над
другой.
Обратите
внимание на то, что вода не должна капать с губки на поднос. Затем пролейте
немного воды на поднос и покажите, как вытереть лужу, собрав ее губкой.
Разноцветные прищепки
Оборудование: пластиковая миска и бельевые прищепки.
Ход игры.
Предложите малышу вынуть прищепки из миски одну за другой, и прицепить
их
на
ободок
миски,
берясь
за
каждую
большим,
средним
и
указательным
пальцем.
Можно
вырезать
из
плотной
бумаги
или
картона
различные
фигуры
(например, ёжика, зайку, ёлку и т.д.) и предложить ребёнку нацепить на них
прищепки. После используйте фигурки животных в качестве ёлочных игрушек:
закрепите их прищепками на картонной «ёлке».
П
исьмо на крупе
Оборудование: плоский поднос с насыпанной на него крупой, тонкая палочка или
деревянная спица.
Ход игры.
Ребёнок рисует на крупе то, что ему хочется. Упражнение-игра помогает
развить
мелкую
моторику,
подготовить
руку
к
письму.
Дети
всегда
с
удовольствием «пишут» пальцем на песке или прутиком на земле.
Фигуры из гвоздиков
Оборудование:
пенопластовая
или
пробковая
доска,
выпуклые
кнопки
или
гвоздики, чаша для кнопок, цветные резинки или толстые нитки.
Ход игры.
Наколите произвольно несколько кнопок, а ребёнок сможет натягивать на
них нитки или резинки, создавая собственные узоры или рисунки. Когда малыш
научится,
он
сможет
сам
прикреплять
кнопки
и
«рисовать»
нитками
буквы,
контуры животных и целые картины.
Упражнение-игра
помогает
развивать
мелкую
моторику,
познакомиться
с
такими
математическими
понятиями,
как
«точка»,
«отрезок»,
«вершина»
с
построением геометрических фигур.
Макароны-близнецы
Оборудование: тарелка, макароны различной формы «трубочки», «рожки»,
«рожки».
Ход игры.
Насыпьте в миску макароны различной формы. Выберите любой из них,
покажите малышу и попросите найти такой же. Даже если ребёнок ошибётся и
выберет
первый
попавшийся,
эта
игра
послужит
отличной
тренировкой
координации движений и развития мелкой моторики.
В дальнейшем усложните игру и предложите ребёнку разложить макароны в
различные миски по форме.
Посмотри на апельсины
Оборудование: апельсины.
Ход игры.
Изучение апельсина может оказаться хорошим опытом для вашего малыша.
Сначала очистите апельсин, а потом дайте малышу подержать и понюхать
кожуру. Разделите плод на дольки и сосчитайте их. Покажите ребёнку косточки
внутри каждой дольки. Понюхайте апельсин и попробуйте его на вкус. Благодаря
этой игре ребёнок задействует четыре чувства – обоняние, зрение, осязание и
вкус. Таким образом можно изучить и другие фрукты.
Открой и закрой
Оборудование: маленькие баночки, крупа.
Ход игры.
Придумайте сюжет: например, малыш может быть врачом, у которого много
баночек с лекарствами, или хозяйкой, которая держит в баночках разные крупы.
Поставьте перед ребенком несколько маленьких баночек с закрытыми крышками
(банки должны отличаться размером и формой). Предложите открыть все баночки,
наполнить их крупой, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки. Если
крышки закручиваются, проследите, чтобы малыш крутил крышку, а не банку.
Игры в ванной комнате
Можно заниматься обычными домашними делами: например, стирать бельё
или купать ребёнка, в то же время, общаясь с ним и занимаясь его развитием.
Предложенные
игры
можно
организовать
с
тем,
что
есть
под
рукой.
Большинство
этих
игр
связано
с
водой.
Водная
стихия
приводит
детей
в
восторг. Играя с ребёнком, Вы потренируете его в устном счёте, познакомите
со свойствами воды, разовьёте мелкую моторику и координацию движений.
Мыльные пузыри
Оборудование: жидкое мыло, небольшая ёмкость, трубочка.
Ход игры.
Когда ребёнок сидит в ванной, выдувайте для него мыльные пузыри. Ребёнок
постарше может делать это сам. Подуйте на пузырь снизу, чтобы он некоторое
время держался в воздухе. Пусть малыш попробует поймать его сначала сухими
руками,
а
затем
мокрыми.
Предложите
затем
ребёнку
«хлопнуть»
мыльный
пузырь ладошками.
Давай сделаем дождик
Оборудование: чашка, дуршлаг.
Ход игры.
Сидящему в ванне ребёнку дайте маленькую чашку с водой. Держите перед
ним дуршлаг и предложите налить в него воду. Игру
можно сопровождать
песенкой:
Дождик, дождик, дождик лей,
Нам с тобою веселей.
Не боимся сырости, только лучше вырастим.
Тело человека
Ход игры.
Ванная комната – одно из лучших мест для знакомства малыша с частями
человеческого тела. Когда вы моете ребёнка, обязательно называйте ту
часть
тела, которую намыливаете или трёте мочалкой.
Сортировка белья
Ход игры.
Предложите
ребёнку
игру,
связанную
с
классификацией
предметов,
-
сортировка белья для стирки: например, на белое и цветное. После сушки можно
разобрать бельё на мамино, папино и собственно ребёнка или разложить по
видам: нижнее бельё, рубашки, полотенца и т.д.
Поиск сокровищ под водой
Оборудование: различные мелкие предметы.
Ход игры.
Положите в ванну несколько предметов. Ребёнок предварительно должен их
пощупать. Он опускает руку в оду, ощупывает находящиеся в воде предметы и
отгадывает или достаёт их.
Тонущий корабль
Оборудование: ложка, мыльница или небольшая пластмассовая мисочка.
Ход игры.
Приготовьте
небольшую
пластмассовую
мисочку
или
мыльницу.
Дайте
ребёнку ложку. Пусть он наливает воду по одной ложке в мыльницу. При этом
«кораблик» не должен утонуть.
Плавающая мишень
Оборудование: пластмассовая бутылка, кольца
Ход игры.
Налейте
в
пластмассовую
бутылку
из-под
газировки
воду
примерно
до
половины, бутылка должна плавать в ванне в вертикальном положении. Во время
купания
ребёнок
может
бросать
кольца
так,
чтобы
надеть
их
на
бутылку.
Сложность игры в том, что мишень передвигается с места на место.
Я рыбка, рыбка, рыбка
Ход игры.
Налейте
в
ванну
немного
воды.
Предложите
ребёнку
лечь
на
живот
и
изобразить рыбку.
Рыбка в озере живёт,
Рыбка весело плывёт.
(Ребёнок делает вид, что плывёт)
Хвостиком ударит вдруг,
И услышим мы: плюх – плюх!
(Шлёпните руками по воде)
Таким
образом,
предложите
ребёнку
изобразить
ещё
каких-нибудь
водоплавающих, например уточку или лягушку.
После ванны
Ход игры.
Эта игра развлечёт вас обоих, когда вы вытираете ребёнка после купания.
Повторяйте слова, одновременно выполняя указанные действия.
После ванны я стараюсь,
Долго – долго вытираюсь.
Ручки, личико и носик,
Ножки, пальчики, животик.
Передай мне башмачок
Ход игры.
В эту игру можно играть, когда ваш малыш раздевается для купания.
Напевайте песенку на любой весёлый мотив:
Мы туфельки снимаем,
Снимаем, снимаем,
Мы туфельки снимаем,
Пора помыться нам.
Затем снимайте следующий предмет одежды и используйте его в песенке
таким же образом.
Одевание
Ход игры.
Процесс
одевания
после
ванны
-
идеальное
время
для
знакомства
с
названиями предметов одежды и их назначением.
Комментируйте каждый предмет по мере того, как вы одеваете малыша:
«Штанишки надеваем на ножки. Рубашечку надеваем через голову и т.д.» Как
только малыш одет, напойте ему песенку:
Мы помылись, наигрались,
Мы оделись, причесались.
А сейчас идём гулять.
(А сейчас идём мы спать).
Раз, два, три, четыре, пять.
Части тела
Ход игры.
Во время купания накройте мочалкой какую-нибудь часть тела ребёнка,
напевая при этом:
Где (Имя ребёнка) нога?
Где (Имя ребёнка) нога?
Раз и два, раз и два,
Где (Имя ребёнка) нога?
Повторяйте то же самое с другими частями тела.
В какую сторону?
Оборудование:
игрушечная
лодка
или
любая
игрушка,
которая
может
держаться на воде.
Ход игры.
Возьмите игрушку и предложите ребёнку поместить её впереди себя. Затем
попросите переместить игрушку в бок, назад. Пусть подтолкнёт игрушку вперёд,
а затем пусть подтолкнёт её обратно к себе.
Дождевые забавы
Оборудование:
пластмассовая
баночка
(например,
из-под
йогурта)
с
пробитыми на дне дырочками.
Ход игры.
Наберите в баночку воды, поднимите её и наблюдайте, как вода льётся из
дырочек. Напевайте при этом песенку:
Дождик, дождик, уходи,
Ты попозже приходи.
(Имя ребёнка) хочет поиграть,
И не будем мы мешать.
О т л и ч н о
п о д о й д у т
л ю б ы е
д р у г и е
п е с е н к и
п р о
д о ж д и к .
Игрушки для ванны
Оборудование: различные резиновые игрушки.
Ход игры.
Поставьте игрушку на край ванны и скомандуйте: «На старт, внимание,
марш! Ныряй в воду!» Сбросьте игрушку в воду. Предложите ребёнку достать
игрушку и поставить её на бортик ванны, или сделайте это сами.
Погружение в воду
Оборудование: пустая пластиковая бутылка.
Ход игры.
Попробуйте
вместе
с
ребёнком
погружать
пустую
незакрытую
бутылку
целиком
под
воду
разными
способами:
горизонтально,
под
наклоном
или
вертикально (вверх горлышком и вниз). Понаблюдайте, как при этом ёмкость
заполняется водой, обращайте внимание ребёнка на то, как наполнилась бутылка:
полностью или частично.
Попробуйте погрузить в воду пустую бутылку с завинченной крышкой. Она
будет плавать горизонтально на поверхности воды. Пусть ребёнок попробует
опустить её ко дну и удержать там.
Потом наполните бутылку водой до половины, закройте и опустите в воду.
Понаблюдайте, как бутылка будет плавать под наклоном. Потом налейте воду в
бутылку доверху, она будет тонуть.
Тонущие и плавающие предметы
Оборудование:
металлические,
деревянные,
пластмассовые,
бумажные
предметы, кусочки ткани.
Ход игры.
Предложите детям по очереди опускать предметы в воду и наблюдайте, какие
из них тонут, а какие плавают. Объясните детям эти явления.
Пальчиковые игры в ванной комнате
Пальчики здороваются с водичкой
Дотронуться до воды поочерёдно каждым пальцем правой и левой руки,
после – двумя руками одновременно (сначала только указательными, потом –
средними, а затем – безымянными, большими и, наконец, мизинчиками), затем
всеми пальцами одновременно.
Потирать в воде пальчиками поочерёдно (указательными, средними и т.д.),
словно «перетирать» что-то.
Быстро перебирать пальчиками руки по поверхности воды, выполняя
«бегущие» движения; по воде могут «бегать» сначала пальчики правой руки, затем
левой, а потом пальчики обеих рук одновременно.
По водичке могут «бегать» указательные и средние пальцы правой и левой
руки:
Жил на свете человек-
Скрюченные ножки,
И гулял он целый век
По скрюченной дорожке.
Вот бегут босые ножки
Прямо к речке по дорожке.
По поверхности воды «бегают» пальчики обеих рук, а затем они
сжимаются в кулачки; кулачки опускаются на дно:
Раз – два – три – четыре – пять,
Вышли пальчики гулять.
Раз – два – три – четыре – пять,
В домик спрятались опять.
«Шагать»
пальчиками
по
воде,
выполняя
мелкие
шажки
(слегка
дотрагиваясь до воды подушечками пальцев) и «шагать» по воде, сжав руки в
кулачки – большие шаги:
По ровненькой дорожке
Ходили наши ножки,
Топ – топ – топ, топ – топ – топ,
Ходили наши ножки.
(выполняются маленькие «шажки»)
По ровненькой дороге,
Прошли большие ноги,
Топ – топ – топ, топ – топ – топ,
Ходили наши ноги!
(выполняются большие «шаги» кулачками)
Ладошки здороваются с водичкой
Дотрагиваться до воды всей ладошкой сначала внутренней, а затем тыльной
стороной; потирать ладошки в воде в разных направлениях.
Течёт ручеёк
Взрослый из стакана льёт водичку в сомкнутые ладошки детей, а малыши
стараются удержать водичку в ладошках, а затем выпустить её из рук; малыши
стараются держать пальчики сомкнутыми, чтобы водичка сквозь них не «убегала».
Кулачок-стаканчик
Дети делают «стаканчик», смыкая пальцы рук и образуя отверстия внутри, а
взрослый
из
лейки
(бутылочки)
наливает
воду
в
«стаканчики»;
малыши
наблюдают, как водичка вытекает снизу из рук-«стаканчиков».
Игры в спальной комнате
Спальня
—
великолепное
место
для
ласковых
игр.
Детям
необходима
нежность и телесный контакт. С помощью несложной игровой деятельности и
родители получают положительный опыт ласки и телесной близости со своим
ребёнком. Много замечательных, весёлых игр можно придумать с постельными
принадлежностями: матрасом, одеялом, простынями и подушками.
Игра на спине
Ход игры.
Ребёнок лежит на животе, взрослый пальцем «рисует» у ребёнка на спине
очертание
разных
предметов.
Ребёнок
угадывает.
Можно
заменить
рисование
предметов на «походку» различных животных или насекомых: кошки, слона,
муравья и т.п.
Спрятанная игрушка
Оборудование: любая маленькая игрушка.
Ход игры.
Предложите ребёнку найти игрушку, спрятанную в постели. После того, как
игрушка найдена, поменяйтесь с ребёнком ролями.
Ласковая цепочка
Ход игры.
В эту игру необходимо играть всем членам семьи. Все сидят рядком, друг за
другом, последний — организатор игры. Он шепчет на ухо сидящему перед ним
ребёнку команду, например: «Погладь по голове». Малыш, разумеется, слушается.
Сидящий
перед
ним
повторяет
действие.
Цепная
реакция
доходит
до
конца
цепочки. Затем игру продолжает последний игрок, задав новую команду.
Массаж
Ход игры.
Сделайте
ребёнку
мини-массаж.
Чтобы
ребёнку
было
интереснее,
делая
нежные
движения
на
спине,
приговаривайте:
вот
по
дорожке
пробежал
муравьишка — он торопится в свой муравейник, вот проползла змейка, вот
проскакал зайчишка, а вот протопал слонёнок. А это их мама приласкала перед
сном, погладила и убаюкала (погладьте спину ребёнка).
Море волнуется
Ход игры.
Эта игра хорошо успокаивает дыхание ребёнка. Попросите его лечь на спину
и представить себе, что он превращается в море. Для этого нужно расслабить руки
и
ноги.
Положите
на
живот
малыша
бумажный
кораблик
и
вместе
с
ним
понаблюдайте, что происходит с корабликом — он поднимается и опускается, как
на волнах.
Театр теней
Ход игры.
Ребёнок
лежит
в
постели.
Вам
понадобится
свет
от
настольной
лампы,
верхний свет выключен. Направьте свет на стену. Подставьте руку под лампу.
Предложите ребёнку угадать изображение на стене. Сгибая, разгибая пальцы и
поворачивая
их,
можно
добиться
огромного
количества
разнообразных
изображений.
Кто как спит?
Ход игры.
Расскажите ребёнку историю, как укладываются спать маленькие козлята,
котята, мышата, медвежата и т.д. Попросите ребёнка показать, как спят детёныши
животных.
Рельсы, рельсы
Ход игры.
Посадите малыша на колени спиной к себе. Рассказывайте ребёнку стишок,
сопровождая его действиями.
Рельсы, рельсы,
(проведите пальцем по спине, как будто рисуете рельсы)
Шпалы, шпалы.
(проведите пальцем, как будто рисуете горизонтальные шпалы)
Едет поезд запоздалый.
(покачайте малыша на коленях)
Из последнего вагона,
Вдруг посыпался горох.
(легко постучите пальцами по спине)
Пришли утки – поклевали, поклевали.
(постучите тремя пальцами по спине)
Пришли гуси – пощипали, пощипали.
(аккуратно пощипите малыша за спинку)
Пришёл слон – потоптался, потоптался.
(аккуратно постучите сжатыми кулачками)
Прилетел шмель и начал жужжать, жужжать
(пощекочите малыша по всему телу).
Игры в детской комнате
Игра
удовлетворяет
многие
потребности
ребёнка
–
потребность
выплеснуть накопившуюся энергию, развлечься, насытить своё любопытство,
исследовать
окружающий
мир.
Все
игры
ребёнка
в
этом
возрасте
носят
общеразвивающий характер.
Я смотрю из окошка
Ход игры.
Напойте ребёнку песенку:
Смотрю я из окошка, окошка, окошка,
Смотрю я из окошка,
И вот что вижу я.
Назовите
предмет,
известный
ребёнку,
который
вы
видите
за
окном
(например, «я вижу дерево»).
Ещё раз напойте песенку и предложите ребёнку назвать, что он видит за
окном.
Чьи это носочки?
Оборудование: несколько пар носков различных размеров, принадлежащих
разным членам семьи.
Ход игры.
Покажите ребёнку сложенные в корзину носки. Выберите один из них и
наденьте ребёнку на ногу. Спросите: «чей это носок?». Если ребёнок затрудняется,
помогите ему с ответом.
После
того
как
вы
перепробовали
несколько
носков,
попросите
малыша
передать вам его носок или папы.
Разложите носки на ковре и сравните их по величине, найдите большой и
маленький.
Повторяй за мной
Ход игры.
Попросите ребёнка повторить за вами действия:
сжать и разжать кулачки
сложить вместе ладошки
моргнуть глазами
кашлянуть
зевнуть
приложить указательный палец к носу и т.п.
Таинственная сумка
Оборудование: сумка, различные игрушки.
Ход игры.
Заранее заполните сумку игрушками. Опустите руку в сумку и произнесите:
«раз, два, три, что у меня в руках посмотри!» Достаньте игрушку, и пусть малыш
назовёт её. Придумайте про эту игрушку какую-нибудь коротенькую историю,
привлекайте ребёнка к фантазированию.
Кубик и коробка
Оборудование: коробка, кубик.
Ход игры.
Данная
игра
поможет
вам
сформировать
у
ребёнка
пространственные
представления.
Попросите малыша положить кубик в коробку, перед коробкой, за коробкой,
на коробку.
Для маленьких детей это задание сначала будет очень сложно, поэтому
начинайте с двух позиций, постепенно добавляя по мере усвоения.
Поиски сокровищ
Оборудование: любые красочные яркие предметы.
Ход игры.
Рассмотрите с ребёнком предметы. Затем спрячьте их, обязательно оставив
заметным краешек предмета.
Попросите
малыша
отыскать
их.
В
процессе
поиска
помогайте
ему
подсказками. Не забудьте похвалить ребёнка, когда он успешно справиться с
задачей.
После того, как вы несколько раз повторите эту игру, поменяйтесь ролями:
пусть ребёнок прячет предметы, а вы будете искать их.
Наклейки
Оборудование: наклейки (чем больше, тем лучше), чистый лист бумаги.
Ход игры.
Попросите ребёнка отделить наклейку и приклеить на чистый лист бумаги.
Украсьте, таким образом, целую страницу.
Забавы с мячом
Оборудование: небольшое одеяло, мягкий мячик.
Ход игры.
Расстелите одеяло на полу, положите в середину одеяла мячик. Покажите
ребёнку, как следует держать одеяло за два угла, а вы возьмите два других.
Сосчитайте «один, два, три» и аккуратно подбросьте одеяло так, чтобы мячик
взлетел в воздух и снова на него приземлился.
Игра может показаться глупой, но малыши обожают гоняться за мячиком,
если тот упадёт с одеяла, а это развивает двигательную деятельность ребёнка
Быстро и медленно
Ход игры.
Декламируёте стишок и выполняёте описанные в нём движения:
Хлоп, хлоп, хлоп в ладоши
Очень, очень медленно.
Хлоп, хлоп, хлоп в ладоши
Быстро, очень быстро.
Аналогично выполняйте и другие действия.
Посади бабочку
Оборудование: два картонных круга («полянки») двух цветов – жёлтого и
красного, бабочки такого же цвета.
Ход игры.
Положите
перед
ребёнком
«полянки»
и
скажите:
«бабочка
любит
свою
полянку – это её домик». Возьмите жёлтую бабочку и приложите к красной
«полянке», «Это не такой цвет, не её домик. Вот её домик», приложите бабочку к
жёлтой «полянке». Предложите ребёнку расположить бабочек на свои «полянки».
Дорисуй ниточку
Оборудование: нарисованные на листе бумаги круги двух цветов, фломастеры
соответствующего цвета.
Ход игры.
Покажите ребёнку круги и скажите: «Вот шарики, они могут улететь, их надо
привязать. Давай нарисуем к шарикам ниточки.» Помогите ребёнку подобрать
нужный
по
цвету
фломастер.
Сначала
покажите
малышу,
как
необходимо
нарисовать ниточку, затем предложите ему сделать это самостоятельно.
Счётные палочки
Оборудование: школьные счётные палочки.
Ход игры.
На ровной твёрдой поверхности начните выкладывать из палочек какую-
нибудь простую фигуру, добавляя каждый раз по одной палочке и предлагая
ребёнку сделать то же самое из своей части палочек.
Так ребёнок постепенно овладевает действием по образцу. Кроме того, эта
игра требует от ребёнка некоторой моторной ловкости и глазомера.
Счётные палочки
Оборудование: школьные счётные палочки.
Ход игры.
На ровной твёрдой поверхности начните выкладывать из палочек какую-
нибудь простую фигуру, добавляя каждый раз по одной палочке и предлагая
ребёнку сделать то же самое из своей части палочек.
Так ребёнок постепенно овладевает действием по образцу. Кроме того, эта
игра требует от ребёнка некоторой моторной ловкости и глазомера.
Перевези кубики
Оборудование:
две
машины
двух
цветов
–
жёлтого
и
красного,
кубики
соответствующего цвета и одинакового размера, но разного количества.
Ход игры.
Поставьте перед ребёнком машины и скажите, что в них нужно положить
кубики и перевезти их на стройку. «В красную машину надо класть красные
кубики, а в жёлтую - жёлтые». После того, как ребёнок перевезёт все кубики,
предложите ему построить из них дома – жёлтый и красный. Обратите внимание,
что
один
дом
получился
большой,
а
другой
маленький
(так
как
количество
кубиков было разное).
Создаём материалы сами
Пятидесятилетний опыт Марии Монтессори показал, что детская среда должна повторять
взрослую, а значит, игрушками должны служить те вещи, которыми обычно пользуются в быту:
посуда, коробки, флаконы, бутылки, мебель и т.д. Причём не игрушечные, а настоящие, но,
конечно, с некоторыми оговорками: маленькие лёгкие стульчики и столы, коврики и предметы,
которыми дети могут манипулировать сами. И действовать с этими предметами нужно также
как в реальном мире: переливать воду, резать бумагу и ткань, шить, нанизывать бусинки на
нитку, мыть полы и т.д.
Педагоги
издревле
занимались
подбором
дидактического
материала,
а
проще
говоря,
игрушек, для развития и обучения детей. И сегодня родителей вряд ли можно чем-то удивить –
журналы и сайты пестрят советами по раннему развитию, магазины предлагают современные
игрушки, стимулирующие интеллект, мелкую моторику и пр. Магазины завалены пирамидками,
кубиками, домиками, «моими первыми книжками». Всё это есть, но, к сожалению, не каждый
родитель сможет окружить своё чадо этим великолепием. И вот самое время вспомнить, что ни
один
педагог
не
создал
такого
продуманного
и
грандиозного
комплекса
сенсорно-
дидактического материала, как Мария Монтессори. И всё это богатство она и её последователи
создали, ориентируясь на запросы самих детишек, отбирая то, что им, малышам, нравилось
больше всего. И при этом игрушку Монтессори вы можете создать сами, используя ненужные
вам тряпочки, бутылочки, баночки и прочую мелочь. А в результате у вас получится материал,
который будет развивать все органы чувств, мелкую моторику и интеллект.
Опираясь
на
данные
рекомендации
вы,
уважаемые
родители,
сможете
создать
развивающие пособия своими руками и разнообразить предметный мир ребёнка.
Дуршлаг и макароны
Что
необходимо:
дуршлаг
и
спагетти
(или
макароны,
которые
пройдут
через
отверстия
дуршлага)
Что делать: спагетти разломить и показать малышу, как они легко падают через отверстия
Результат: развивается координация движений, концентрируется внимание, совершенствуется
мелкая моторика.
Мелкие предметы и банка
Что необходимо: пустая банка с пластиковой крышкой, мелкие предметы, тарелочка (мисочка)
для сбора мелких предметов.
Что сделать: отверстие в баночке по диаметру предметов.
Результат: ребенок занят увлекательным делом, развивается мелкая моторика.
Вариант: в баночке можно проделать различные отверстия: по диаметру монет и просовывать в
отверстие монетки, по диаметру пробок и т.п.
Пересыпание ложкой
Что необходимо: две пластиковых мисочки (салатника), ложка, поднос (с него удобно убирать
просыпавшуюся крупу), крупа, щетка, которой удобно подметать со стола.
Результат: отлично развивается кисть руки, координация движений.
Тазик с игрушками
Что необходимо: большой салатник (миска или тазик) и поднос под него, крупа (пшено или
чечевица), мелкие игрушки, щетка для подметания со стола.
Что делать: доставайте мелкие игрушки (из-под киндер-сюрпризов и др.); называйте малышу
найденные им предметы; потом пробуйте сортировать их – по цвету, живое-неживое и т.д.
Результат: релаксация, развитие моторики; занимаясь с сыпучими материалами, малыш отлично
успокаивается; плюс – расширение словарного запаса.
Пересыпание из кувшина в кувшин
Что необходимо: пара сливочников (кувшинчиков), крупа, поднос, щетка.
Результат: отлично развивается кисть руки, координация движений.
Важно: убрать свое рабочее место после пересыпания.
Болтики и гайки
Что необходимо: болты и гайки к ним (в комплекте); потребуется несколько комплектов разного
размера.
Что делать: раскручиваем гайки, затем закручиваем их.
Результат:
развивается
глазомер,
задействована
мелкая
моторика
рук,
концентрируется
внимание.
Пузырьки и банки
Что необходимо: корзинка, пузырьки и баночки с крышками.
Что делать: откручивать и закручивать крышки, подбирать крышки к банкам и пузырькам.
Результат: развивается глазомер и мелкая моторика. Чем старше малыш, тем меньше могут быть
пузырьки.
Разноцветные бусинки
Что необходимо: разноцветные бусины, менажница.
Что делать: сортировать бусины по цвету.
Результат: развивается мелкая моторика, закрепляется знание цвета.
Пуговицы
Что необходимо: пуговицы различной величины, коробочка, для пуговиц, две ёмкости.
Что делать: сортировать пуговицы по величине.
Результат: развивается мелкая моторика, закрепляется умение различать предметы по величине.
Сухой бассейн
Что необходимо: миска, чечевица (рис, горох), мелкие игрушки.
Что делать: находить в спрятанной крупе игрушки.
Результат: массаж рук, развитие речи, расширение словарного запаса.
Бусы
Что необходимо: разноцветные бусины различной величины, спица.
Что делать: нанизывать бусины на спицу.
Результат: развитие мелкой моторики, закрепление знаний цвета, размеров предметов.
Замки и липучки
Что необходимо: поднос, лента с липучкой, предметные картинки.
Что делать: раскрывать по очереди все липучки и называть спрятанных там зверушек (другие
предметы).
Результат: обучение навыку расстёгивать и застёгивать липучки, развитие мелкой моторики,
расширение словарного запаса.