Автор: Долгер Татьяна Валерьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №23 Населённый пункт: Краснодарский край, Усть-Лабинский район, х.Железный Наименование материала: проект Тема: "Проект по ФЭМП "Где я в этом мире" Раздел: дошкольное образование
Проект по ФЭМП:
«Где я в этом мире»
Актуальность проекта. Одной из важных задач, выделяемой ФГОС в работе
дошкольного
образовательного
учреждения,
являетсятребования
к
познавательному развитию дошкольников, частью которого является развитие
математических
способностей. Успешно
решать
данные
задачи
позволяет
внедрение
современных
образовательных
технологий,
стимулирующих
познавательную активность дошкольников.Ребенок с ранних лет сталкивается с
необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он
усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху,
внизу, в центре, над, под, между и др. Все эти понятия способствуют развитию
пространственного
воображения
у
детей.
Умение
ребенка
представить,
спрогнозировать,
что
произойдет
в
ближайшем
будущем
в
пространстве,
закладывает
у
него
основы
анализа
и
синтеза,
логики
и
мышления.
Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон
деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с
действительностью
и,
таким
образом,
является
составной
частью
процесса
социализации. Вопросами формирования у детей представлений о пространстве
занимались такие известные педагоги - исследователи, как Т. И. Ерофеева, В.
Новикова, А. А. Столяр, Е. В. Сербина. В своем учебном пособии А. А. Столяр
писал:
"
Пространственная
ориентировка
осуществляется
на
основе
непосредственного
восприятия
пространства
и
словесного
обозначения
п р о с т р а н с т в е н н ы х
кат е го р и й
( м е с то п ол оже н и я ,
уд а л е н н о с т и ,
про ст ранственных
отношений
между
предмет ами).
В
п о н я т и е
пространственная
ориентация
входит
оценка
расстояний,
размеров,
формы,
взаимного
положения
предметов
и
их
положения
относительно
тела
ориентирующегося".
Поэтому считаю актуальным развитие у дошкольников адекватных способов
восприятия
пространства,
полноценных
пространственных
представлений
и
прочных
навыков
ориентировки
в
пространстве. В
связи
с
этим
меня
заинтересовала
проблема:
как
обеспечить
математическое
развитие
детей,
отвечающее современным требования.
Продолжительность проекта : Краткосрочный .(1 месяц)
Цели проекта : сформировать у детей старшего дошкольного возраста
пространственные представления.
Проблема заключается в
отсутствии у детей опыта преодоления затруднений в
проблемных ситуациях.
Поэтому создание проблемных ситуаций в процессе формирования
элементарных математических представлений является одной из важных задач.
Задачи проекта :
Образовательные:
-
закрепить
и
расширить
пространственные
представления:
слева,
справа,
вверху, внизу, впереди (перёд, сзади (за, между, рядом;
- научить ориентироваться на листе бумаги (слева, справа, вверху, внизу, в
середине) ;
- научить детей обозначать в речи положение того или иного предмета по
отношению к себе и другому предмету;
- научить двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в
соответствии со стрелками - указателями маршрутов;
-
научить
определять
своё
местонахождения
среди
окружающих
людей
и
предметов.
Развивающие:
-
развивать
пространственную
ориентировку
у
детей;
стимулировать
любознательность ребенка .
развивать
речь
детей,
образное
мышление,
логическое
мышление,
сообразительность.
Воспитательные:
- воспитывать любознательность, умение внимательно слушать;
-воспитывать дружеские взаимоотношения, умение работать в коллективе.
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, педагог, родители.
Руководитель проекта : воспитатель: Долгер Т.В.
Предполагаемый
результат :
развитие
понимания
пространственных
отношений между предметами, связанных
с усвоением многих предлогов и
наречий
(наверху, внизу, справа, слева, впереди, сзади, над, под, за, в, на,
между, напротив и др.)
ориентирование на листе бумаги;
осознание пространственных терминов и их появление в активном словаре.
Этапы проекта ( период 1 -30 октября 2015г.)
1 этап: Вводный .
Определение темы, цели, задач и содержания проекта, прогнозирование
результата.
2 этап: Подготовительный .
Определение содержания деятельности всех участников проекта. Подбор
методической литературы и необходимых материалов. Разработка конспектов,
создание развивающей среды.( подготовка необходимых материалов, игр).
Работа с детьми Беседа: «Что такое пространство? »
Чтение худ. литературы: «Три медведя» , «Репка».С.Маршак «Усатый
полосатый». Приобретение и изготовление необходимых дидактических
материалов.
Работа с родителями:
Совместная деятельность: Изготовление и приобретение необходимых
дидактических материалов.
Беседа : «Как важно научить ребёнка ориентироваться в пространстве»
3 этап: Основной практический.
Содержание работы
Совместная деятельность с
родителями
Дидактическая игра: «Весёлый круг»
Беседа по картинке «Расскажи, где что
(кто) находиться»
Изготовление книжки малышки; «Что
стоит внизу, наверху, рядом (Кто
стоит)».
Д.И: «Угадай-ка», «Что изменилось
Игра «Внутри и снаружи»
Д.И: «Что стоит внизу, наверху, рядом
(Кто стоит)».
ДИ: «Встань впереди или сзади
товарища»
Игра «Кого загадали?»,
«Развивающий коврик»
П.Игра «На параде», «Слева, справа,
ниже, выше - нарисуешь, как
услышишь».
Игра «Мастерская ков ров»
Д/и: «Дополни предложение»
Задание по картинке «Расставь в
комнате недостающие предметы»
Графический диктант. « В гости к
другу»
О.С. «Волшебный остров»
Д/и: «Кто из детей стоит близко, а кто
далеко
Памятка
для
родителей
с
играми
на
р а з в и т и е
о р и е н т и р о в к и
в
пространстве.
Д/и: «Как пройти к зайке? »
Задание по картинке «Расставь в
комнате недостающие предметы»
Графический диктант. Узор
Д.И с блоками Дьенеша по сказке «Три
медведя», «Колобок»
О.С. «В гостях у медведя»
П р а к т и к у м
с
р о д и т е л я м и
«Использование блоков Дьенеша при
обучению
детей
ориентировке
в
пространстве»
П.игра«Воробушки и автомобиль»
Игровое
упражнение
«Где
лежит
предмет?
Беседа по картинке
«
В Деревне».
Музыкальные д.и:
Рисование
карты
:
«Где
находится
клад»
«Где звенит колокольчик»,
«Откуда и чей голос».
3 этап. Результаты( период с 27по 30 октября)
Задача: Подведение итогов и анализ работы.
Методическая литература:
Учимся
ориентироваться
в
пространстве.
Материал
для
развития
пространственного восприятия у дошкольников. Т. А. Шорыгина. М. 2004.
Дидактический материал в картинках. Учусь ориентироваться в пространстве.
Книга для занятий с детьми 5-7 лет. М. : Школьная Пресса, 2010.
Смоленцева А.А. «Сюжетно- дидактические игры с математическим
содержанием»; Смоленцева . – 2. изд., дораб . – Москва : Просвещение, 1993
Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.
Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Старшая группа. Автор-
составитель Н. В. Лободина. Волгоград: Учитель, 2012.
Проект по
формированию
элементарных
математических
представлений по
теме: «Ориентировка
в пространстве»