Автор: Дудкина Маргарита Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МОУ детский сад №263 Населённый пункт: город Волгоград Наименование материала: родительское собрание Тема: "Основы воспитания" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 263 Дзержинского района Волгограда»
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ:
«ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ»
(старший дошкольный возраст)
Составила:
воспитатель
Дудкина М. Н.
Волгоград 2016
Цель:
расширять знания родителей и детей о вежливости;
раскрыть перед родителями, детьми сущность понятия «вежливость»: вежлив
тот, кто всегда внимателен, добр к людям;
систематизировать правила вежливого поведения;
упражнять детей в анализе поступков, в понимании того, соответствуют ли
они правилам вежливости;
развивать в детях внимание, мышление, речь.
Подготовка
1.
Анкетирование родителей.
2.
Оформление памятки «Секреты воспитания вежливого ребенка». Ваш ребенок
будет вежлив и воспитан, если Вы, уважаемые родители:
ведете себя деликатно по отношению к окружающим, в том числе к
своим детям;
никогда не оскорбляйте человеческого достоинства сына или дочери, не
кричите на ребенка, не говорите при нем грубых слов, ни в коем случае
не применяйте в качестве воспитательной меры физические наказания;
не
делайте
бесконечных
замечаний
по
пустячным
поводам;
где
это
возможно, поощряете самостоятельность ребенка;
предъявляете к детям единые требования. Если кто-то из взрослых не
согласен
с
замечаниями
другого,
то
обсуждайте
это
в
отсутствии
ребенка;
уважаете
достоинства
маленького
человека,
исключив
из
речи
выражения: «Ты еще мал»; «Ты еще этого не понимаешь»; «Тебе еще
рано»;
не
забывайте
говорить
ребенку
«Доброе
утро»,
«Спокойной
ночи»,
«Благодарю за помощь»;
правила культурного поведения прививайте детям систематически, а не
от случая к случаю
3.
Оформление выставки «Книги – помощники воспитания культуры поведения
у детей».
4.
Изготовление цветика – семицветика.
Ход собрания
Воспитатель. Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Дети
волновались и очень ждали вас сегодня. Ведь они так любят вас, гордятся вами,
подражают во всем, и мы все, кто работает с вашими детьми, разделяем их
чувства и признаем: вы действительно являетесь достойным примером для своих
детей,
примером
доброжелательности,
вежливости,
пунктуальности
и
отзывчивости.
Нам
приятно
отметить,
что
вы
всегда
откликались
на
наши
просьбы. Спасибо вам. Предлагаю детям ответить на следующие вопросы:
1.
Какие вежливые слова вы знаете?
2.
Как
вы
думаете,
кого
называют
вежливым
человеком?
А
себя
вы
считаете вежливыми? Почему?
3.
Подумайте
и
скажите,
почему
вежливые
слова
называются
волшебными?
Воспитатель. (на фоне музыки). Вежливое слово, как добрый волшебник, дарит
настроение, радует и даже лечит людей. «Ничто не ценится так дорого и не
обходится так дешево, как вежливость». Много лет создавались людьми правила,
цель которых – прививать чувство меры и красоты в поведении, в одежде,
разговоре, в приеме гостей, сервировке стола – словом, во всем, с чем мы
выходим в общество. Насколько важным было выполнение этих правил, говорит
тот
факт,
что
двести
–
триста
лет
назад
отдельные
нормы
поведения
приравнивались к законам. Граждан, не соблюдавших их, наказывали. Так, Петр I
в изданных при его участии «Показаниях к житейскому обхождению» указывал:
«Никто не имеет право, повеся голову и потупя глаза вниз, по улицам ходить или
на людей косо взглядывать».
Как
формировать
культуру
поведения?
Об
этом
пойдет
сегодня
разговор.
Надеемся, ваш опыт, родительская зоркость помогут найти ответы на многие
вопросы. С чего начинать воспитание культуры? Вот какой совет дала автор
книги
«Азбука
вежливости»
Л.
Смирнова-Гангнус:
«Воспитание
ребенка
необходимо начинать с создания вежливой, доброй, терпимой, сочувственной и
ласковой
семейной
атмосферы.
И
плюс
к
этому,
учитывая
возраст
детей,
начинать воспитание надо с создания духа игры, с приветливо-живой сказки,
которая должна войти в наш дом, чтобы питать с собой фантазию, творчество.
Именно игра и сказка должны стать добрыми помощниками в воспитании детей,
ибо возраст от 3 до 7 лет психологами назван игровым. Пусть иногда в комнате
ребенка появится фея Вежливости, в волшебном фартуке которой секрет. В
следующий раз ребенок увидит волшебный зонт, оставленный феей, а к нему
прикреплена записка с шуточным замечанием, указанием на правила, в которой
он допускал оплошности. Ежедневно можно вывешивать на стене оценку-маску:
если малыш вел себя прекрасно во всех отношениях, появится улыбающаяся
маска феи Вежливости; если слегка провинился – маска одного из гномов; если
ведет себя совсем плохо – маска дракона. Если мы, взрослые, захотим, то сможем
превратиться на время в волшебников, чтобы помочь детям овладеть правилами
поведения».
Что, по-вашему, является главным в воспитании хороших манер? Нужно ли
упражнять ребенка в навыках культурного поведения? Каким образом? Имеет ли
успех в воспитании такие методы, как беседы, наказания, нравоучения? Есть ли
обстоятельства,
которые
мешают
вам
формировать
привычки
культурного
поведения? Мы, взрослые, знаем: вежливое слово становится волшебным, когда
в нем поселяются лучики солнца и тепла. А как научить ребенка не только
говорить волшебные слова, но и говорить по-особому, приветливо, с улыбкой? А
сейчас дети прочитают стихи про вежливые слова.
«Добрый день»
-Добрый день! – тебе сказали.
-Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали –
Теплоты и доброты.
«Здравствуйте»
-Здравствуйте! –
Ты скажешь человеку.
-Здравствуй, - улыбнется он в ответ.
И, наверное, не пойдет в аптеку.
И здоровым будет много лет.
«Спасибо»
За что мы говорим спасибо?
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы
Кому сказали? Сколько раз?
«Простите»
Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду,
И взрослых перебивать
И, что обещал, забывать.
Но если я все же забуду,
Простите, я больше не буду.
«Добрые слова»
Эти слова всем известны давно,
Видишь, они просты и новы.
Но я еще повторно все равно:
-Добрые люди, будьте здоровы.
Воспитатель. А сейчас мы предлагаем вам как бы со стороны посмотреть на
своих детей и проанализировать их поведение с помощью фишек, лежащих на
тарелочках. Если ребенок всегда выполняет данное правило, то вы кладете на
стол фишку красного цвета, если не всегда или не совсем правильно – желтого;
если не выполняет – синего.
1.
Ребенок умеет мыть руки, причем всегда моет их перед едой, после
посещения туалета. Умеет вытираться развернутым полотенцем.
2.
Аккуратно складывает одежду.
3.
Всегда
пользуется
носовым
платком,
когда
чихает.
Зевает
и
высмаркивается бесшумно.
4.
Вежливо обращается с просьбой помочь завязать шапку, застегнуть
пальто, благодарит за оказанную помощь.
5.
Умеет вовремя извиниться и говорит эти слова с нужной интонацией,
чувством вины.
6.
Не показывает пальцем на окружающие предметы, на людей.
7.
Не вмешивается в разговор без надобности, а в случае срочной просьбы
– соответственно правилам, извиняясь.
8.
При встрече приветливо здоровается; прощаясь, всегда говорит «до
свидания».
9.
Не бросает на улице, в помещении бумажки, обертки и т. д.
Посмотрите
на
фишки,
их
цвета
помогут
вам
решить,
над,
чем
следует
поработать с ребенком.
Мы предлагаем детям игру «Хорошо-плохо», где надо оценить поступки с двух
позиций: хорошо это или плохо? Взрослые называют поступок или действие, а
дети должны поднять фишку красного цвета, если поступок хороший и фишку
черного цвета, если поступок плохой. Перечень детских поступков для игры:
плохие
порвал одежду
обидел друга
поссорился с мамой
толкнул ногой котенка
ударил товарища
хорошие
защитил слабого
проведал больного друга
помог младшей сестре одеться
поделился своей игрушкой
помог маме накрыть на стол
Воспитатель.
А
теперь
прослушайте
очень
короткие
новости
на
тему
«Вежливость и культура».
в каких случаях следует говорить «извините» и «простите»? Оказывается,
если провинность незначительная, то нужно говорить «извините»; если же
очень виноваты, то «простите»;
не
принято
гостям
предлагать
тапочки.
Это
противоречит
правилам
гостеприимства;
на вопросы «Как дела?», «Как здоровье?», «Как настроение?» отвечать
положено коротко: «Спасибо», «Все в порядке», «Прекрасно».
Быстро летит время. Растут дети, и наступает час, когда они, став взрослыми,
придут к вам за советами по воспитанию своих детей. От каких ошибок вы бы их
предостерегли? Какие бы дали советы? «Чтобы ребенок рос воспитанным, -
скажите вы, - нужно…» (Родители по очереди дают советы). А сейчас мы
предлагаем детям поиграть в игру «Пожалуйста». Если скажу «пожалуйста» -
выполняйте задание, не скажу – не выполняйте:
пожалуйста, встаньте;
похлопайте в ладоши;
пожалуйста, поднимите руки;
опустите руки;
пожалуйста, попрыгайте;
поднимите правую руку и т. д.
Дети,
сейчас
я
прочитаю
вам
стихи,
а
вы
подумайте
и
скажите:
в
каком
стихотворении волшебник воспитанный и добрый, а в каком стихотворении – не
воспитанный и злой.
Я слабым помогать готов,
Попавшим вдруг в беду,
Всегда приветлив и здоров
И правду говорю.
Не жадничаю никогда,
Жалею я других
Ошибки всем прощу всегда –
Забуду я о них.
С улыбкой я всегда дружу,
Всегда гостям я рад.
Я дружбой верной дорожу,
Люблю я всех ребят.
***
А я с улыбкой не дружу
И лишь обидам рад.
Я гневом, злостью дорожу,
Кусаю всех подряд.
Не пожалею никогда,
Нигде и никого.
Люблю на свете я всегда
Себя лишь одного.
Воспитатель. Я знаю, что ребята в нашей группе дружные. Давайте докажем это
родителям и выучим вместе с ними пальчиковую игру «Дружба»:
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять
Начинай считать опять.
Пять, четыре, три, два, один.
А
теперь
мы
предлагаем
поиграть
в
игру
«Цветик-семицветик»
и
детям,
и
родителям. Надо оторвать лепесток и загадать желание, которое сделает всех
детей воспитанными:
Лети, лети, лепесток,
Через запад – на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть, по-моему, вели!
Воспитатель.
(На
фоне
музыки).
Бесценна
культура,
ибо
в
ней
заложена
нравственность. «Невоспитанный человек, нравственный невежда, недоучка – то
же, что самолет, выпущенный в полет с испорченным двигателем: погибнет и
принесет гибель людям». Воспитан ли мой ребенок? Не стыдно ли за него в
обществе? Присуще ли ему чуткость, внимательность, предупредительность. На
эти вопросы у каждого будет свой ответ сегодня, завтра, спустя многие годы, и
зависеть
он
будет
от
нашего
желания
и
умения.
Так
пусть
же
хватит
нам
взрослым терпения, любви, душевных сил для того, чтобы поднять детей наших
к высотам культуры поведения.