Напоминание

Развитие мелкой моторики у детей 1 младшей группы


Автор: Клещева Анна Ашотовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад 216"
Населённый пункт: САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, САРАТОВ
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие мелкой моторики у детей 1 младшей группы
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья для педагога

Системный подход к развитию мелкой моторики у

детей первой младшей группы (2-3 года): теория,

практика и диагностика результатов

Аннотация: В статье представлен комплексный анализ проблемы развития мелкой

моторики у детей раннего возраста (2-3 года). Раскрываются нейропсихологические основы

взаимосвязи тонких движений руки и становления высших психических функций: речи,

мышления, внимания. Рассматриваются современные взгляды на возрастные нормы и

ключевые показатели развития моторной сферы. Основное внимание уделено практико-

ориентированным методам и приёмам, структурированным по дидактическим принципам

доступности, систематичности и игровой вовлечённости. Подробно описаны авторские и

адаптированные педагогические технологии организации предметно-пространственной

среды, подбора материалов и построения индивидуальных образовательных маршрутов.

Приводятся критерии диагностики динамики развития и методические рекомендации по

интерпретации результатов для педагогов и родителей. Статья предназначена для

воспитателей дошкольных образовательных организаций, педагогов-психологов, логопедов, а

также студентов педагогических вузов и заинтересованных родителей, стремящихся к

осознанному сопровождению развития ребёнка.

Введение: Актуальность целенаправленного развития мелкой

моторики в раннем возрасте

Развитие мелкой моторики рук у детей первой младшей группы (2-3 года) перестало быть

периферийной задачей в системе дошкольного образования, трансформировавшись в одну из

ключевых, интегративных целей педагогического процесса. Современные исследования в

области нейропедагогики и когнитивной психологии (начиная с 2020-х годов) однозначно

подтверждают теснейшую взаимосвязь между мануальным интеллектом – способностью рук

выполнять точные, дифференцированные действия – и формированием таких

фундаментальных способностей, как речь, логическое мышление, произвольное внимание,

зрительно-пространственное восприятие. Рука, по выражению И. Канта, является

«вышедшим наружу головным мозгом». У детей раннего возраста этот афоризм приобретает

буквальное физиологическое значение: центры коры головного мозга, отвечающие за

движение пальцев и кистей, расположены в непосредственной близости и тесно

взаимодействуют с речевыми центрами (зона Брока и Вернике). Стимуляция моторных зон

через целенаправленную деятельность неизбежно активизирует и соседние речевые зоны,

создавая нейробиологическую основу для запуска и обогащения активной речи.

Кроме того, в контексте обновления Федерального государственного образовательного

стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) акцент сместился на развитие

индивидуального потенциала каждого ребёнка, формирование предпосылок учебной

деятельности. Тонкая моторика лежит в основе будущих навыков письма, рисования,

конструирования, самообслуживания. Её недостаточная сформированность может стать

серьёзным препятствием для успешной адаптации ребёнка в последующих возрастных

периодах, провоцируя школьную неуспеваемость, быструю утомляемость, негативное

самоощущение. Таким образом, профессионально организованная работа по развитию

мелкой моторики в 1-й младшей группе – это не просто «занятия для рук», а инвестиция в

комплексное когнитивное и личностное развитие дошкольника, профилактика возможных

трудностей обучения и социализации. Данная статья призвана вооружить педагога не

набором разрозненных упражнений, а целостной, научно обоснованной системой действий,

интегрируемой в ежедневный образовательный процесс.

Теоретические основы: нейропсихология, нормативы и принципы

организации работы

Нейропсихологические механизмы взаимосвязи «рука-мозг-речь»

Современная нейробиология, опираясь на данные функциональной магнитно-резонансной

томографии (фМРТ) и другие методы нейровизуализации, предоставляет убедительные

доказательства пластичности детского мозга. Период от 2 до 3 лет характеризуется активным

синаптогенезом – образованием множества новых нейронных связей. Двигательный опыт,

особенно связанный с тонкой, осмысленной манипуляцией предметами, напрямую влияет на

архитектонику нейронных сетей. Каждое целенаправленное движение (захват, нанизывание,

застёгивание) сопровождается передачей нервных импульсов от рецепторов кожи, мышц и

суставов руки в сенсомоторную кору. Оттуда сигналы расходятся в ассоциативные зоны,

отвечающие за планирование, зрительный анализ, тактильное распознавание.

Важнейшую роль играет формирование межполушарного взаимодействия. Правая рука

преимущественно связана с левым полушарием (логика, последовательность, речь), левая – с

правым (образность, интуиция, целостное восприятие). Симметричные и перекрёстные

движения, игры двумя руками стимулируют развитие мозолистого тела – структуры,

обеспечивающей интеграцию работы обоих полушарий. Это является базой для развития

таких сложных функций, как чтение, счёт, понимание причинно-следственных связей. Таким

образом, развивая моторику, педагог фактически «простраивает» нейронные магистрали для

будущего интеллектуального трафика.

Возрастные нормативы и ключевые показатели для детей 2-3 лет

Опора на актуальные возрастные нормативы (по данным исследований НИИ дошкольного

образования им. А.В. Запорожца, 2021-2023 гг.) позволяет педагогу проводить корректную

диагностику и ставить реалистичные педагогические цели. Важно понимать, что норма – это

не жёсткий стандарт, а диапазон возможных достижений. К концу третьего года жизни (к 3

годам) у ребёнка в норме наблюдаются следующие моторные навыки:

Манипулятивные действия: Уверенный «пинцетный» захват мелких предметов (кончиками

большого и указательного пальцев); вращение кистью (как при открывании крышки);

простые действия с инструментами – держит ложку, пытается пользоваться безопасными

ножницами под контролем взрослого.

Конструктивная деятельность: Строит башню из 6-8 кубиков; пытается соорудить простые

конструкции по образцу («ворота», «скамейку»); собирает и разбирает пирамидку из 4-5

колец с учётом размера (после показа).

Графомоторные навыки: Держит карандаш «щепотью» или примитивным захватом;

оставляет на бумаге дифференцированные следы (точки, штрихи, короткие линии, замкнутые

округлые формы); пытается повторить простые рисунки взрослого (вертикальная линия,

круг).

Навыки самообслуживания: Частично самостоятельно одевается (натягивает шапку, носки,

обувь без шнурков); пытается застёгивать крупные пуговицы, липучки; контролирует

процесс мытья и вытирания рук.

Координация и мышечный тонус: Появляется чёткая согласованность действий обеих рук

в бытовых и игровых ситуациях; снижается мышечное напряжение (гипертонус) или вялость

(гипотонус) в кистях.

Отставание по нескольким пунктам одновременно служит сигналом для углублённого

наблюдения и, возможно, консультации со специалистами (неврологом, детским

психологом).

Дидактические принципы построения работы

Эффективность педагогического воздействия обеспечивается соблюдением ряда

фундаментальных принципов:

1.

Принцип систематичности и последовательности: Работа должна быть не

эпизодической, а ежедневной, органично вплетённой в режимные моменты (утренний

приём, подготовка к приёму пищи, прогулка, свободная игра). Упражнения

усложняются постепенно: от простых манипуляций к сложным, от совместных

действий со взрослым к самостоятельным пробам.

2.

Принцип доступности и индивидуализации: Задания подбираются с учётом

актуального уровня развития каждого ребёнка. Для одного сложным будет

нанизывание крупных колец, для другого – сортировка мелких бусин по цвету.

Педагог предлагает «зону ближайшего развития» – задачу, которую ребёнок может

решить с небольшой помощью.

3.

Принцип игровой вовлечённости и сюжетности: Ведущий вид деятельности в этом

возрасте – игра. Любое упражнение должно быть представлено как увлекательная

игра: «Поможем ежику собрать грибочки» (прищепки), «Накормим птичку

зёрнышками» (пересыпание ложкой), «Построим дорожку для машинки»

(выкладывание мозаики).

4.

Принцип безопасности и эргономики: Все материалы должны быть безопасными

(нетоксичными, без острых краёв, соответствовать возрасту 3+). Рабочее место

организуется с учётом антропометрических данных ребёнка: мебель подходящей

высоты, хорошее освещение, достаточное пространство для манипуляций.

5.

Принцип положительного подкрепления и создания ситуации успеха: Критика

недопустима. Важно поощрять любую попытку, хвалить за процесс, а не только за

результат. Это формирует у ребёнка мотивацию к деятельности, уверенность в своих

силах.

Практические методы и педагогические технологии: от среды до

конкретных упражнений

Организация развивающей предметно-пространственной среды (РППС)

Среда выступает «третьим педагогом». Для развития мелкой моторики в группе необходимо

создать специально оборудованные зоны, доступные детям в течение дня.

Центр сенсомоторного развития: Комплекты разнофактурных материалов (мешочки

с крупами, тактильные панели, коврики); сортеры, вкладыши Монтессори, рамки-

застёжки; пирамидки, матрёшки, стаканчики-вкладыши; шнуровки различной

сложности (плоские и объёмные); мозаика (крупная пластмассовая на ножке или

термомозаика).

Центр изобразительной деятельности: Материалы для нетрадиционного рисования

(пальчиковые краски, губки, ватные палочки, штампы); пластилин средней мягкости,

тесто для лепки (солёное или покупное), инструменты для пластилинографии;

восковые мелки, толстые карандаши, фломастеры с колпачками; бумага разной

плотности и формата.

Центр конструирования: Крупный деревянный и пластиковый строительный

материал; мягкие модули; конструкторы типа «Лего Дупло» с крупными деталями;

магнитные конструкторы.

Центр практической жизни (по М. Монтессори): Материалы для пересыпания

(крупа, фасоль, лотки, ложки, ситечки); для переливания (кувшины, подносы, губки);

для ухода за собой (щёточки для одежды, рамки с пуговицами, молниями, бантами).

Важно регулярно (раз в 2-3 недели) обновлять и ротировать материалы, поддерживая

познавательный интерес.

Классификация и описание методов работы

1. Пальчиковая гимнастика и игры

Базовый метод, сочетающий движение, ритм и слово. Проводится ежедневно, 3-5 минут,

лучше в первой половине дня или как динамическая пауза.

Пример игры «Домик»: «На двери висит замок (сцепить пальцы в замок), Кто его открыть

бы мог? Постучали (постучать основанием ладоней), Покрутили (покрутить сцепленные

руки), Потянули (потянуть в стороны, не расцепляя) – И открыли! (резко расцепить руки)».

Акцент на чёткости и амплитуде движений каждого пальца.

2. Игры с сыпучими и природными материалами

Идеальны для сенсорной интеграции и развития щипкового захвата.

Технология «Сенсорный ящик»: В большой контейнер насыпается основа (манка, горох,

фасоль, песок). Туда прячутся мелкие игрушки (киндер-сюрпризы, фигурки животных).

Задача ребёнка – найти их. Усложнение: найти предметы на ощупь с закрытыми глазами,

описать их; сортировать найденные предметы по отдельным ёмкостям с помощью пинцета

или детских щипцов.

Упражнение «Золушка»: Смешать в миске две крупы (например, белую и красную фасоль).

Дать ребёнку две пустые мисочки и предложить разобрать смесь. Сначала пальцами, затем

ложкой.

3. Работа с бумагой (предпосылки аппликации)

Развивает координацию, точность, мышечную силу.

«Бумажные метаморфозы»:

Мнем и рвём: Дать лист тонкой бумаги (например, салфетку) и предложить сделать

«снежок» или «дождик». Усложнение: рвать по нарисованной линии.

Отрываем: На листе картона наклеена полоска цветной бумаги. Ребёнок двумя

руками отрывает от неё кусочки, которые затем взрослый собирает в «волшебный

мешочек».

Комкаем: Из большого листа газеты сделать один большой шар (работа двумя

руками), а из салфеток – много маленьких шариков кончиками пальцев.

4. Лепка из пластилина и теста

Лучший способ укрепить мышцы ладони и пальцев.

Алгоритм освоения:

1.

Знакомство с материалом: Разминание, сплющивание ладонью, отщипывание

маленьких кусочков.

2.

Освоение основных форм: «Колбаска» (раскатывание прямыми движениями на

доске), «Шарик» (круговые движения между ладонями), «Лепёшка» (сплющивание

шара).

3.

Соединение деталей: Создание простых фигур: «Снеговик» (3 шара), «Гусеница»

(шарики в ряд), «Бублик» (соединить концы колбаски).

Игра «Спрячь семечко»: Скатать из пластилина шарик, затем большим пальцем сделать в

нём углубление («ямку»), в которое ребёнок кладёт фасолину и залепливает её.

5. Графомоторные упражнения

Подготовка руки к письму.

«Сухое рисование»: Рисование пальцем на подносе с манкой, солью или песком. Ребёнок

рисует линии, круги, простые фигуры, затем «стирает» ладошкой.

Работа с трафаретами и шаблонами: Обведение внутреннего контура геометрических

фигур, затем их заштриховывание разными способами (вертикальные, горизонтальные

линии, «дождик», «травка»). Используются толстые карандаши, мелки.

«Дорожки» и «Лабиринты»: Проводить пальцем, а затем карандашом по нарисованной

извилистой дорожке от машинки к гаражу, от зайчика к морковке. Следить, чтобы ребёнок не

отрывал карандаш от бумаги.

6. Игры с прищепками, застёжками, шнуровками

Тренировка силы захвата и дифференцированных движений.

«Солнышко», «Ёжик», «Крокодил»: Прикрепление прищепок-«лучиков» или «иголок» к

картонному кругу или фигуре.

Рамки-застёжки: Изготовление дидактического пособия своими руками: на плотную основу

пришить разные виды застёжек – молнию, пуговицы, кнопки, липучки, пряжки. Ребёнок

тренируется их расстёгивать и застёгивать.

Шнуровка: Начинать с крупных деревянных или картонных фигур с готовыми отверстиями

и толстым шнурком с твёрдым наконечником. Алгоритм: «Змейка проползает в домик» –

вдевание шнурка в отверстия. Позже – освоение простых узлов и бантиков.

7. Использование нетрадиционного оборудования

Повышает мотивацию и позволяет задействовать различные группы мышц.

Кинезиологические мячики-ёжики (массажные мячики Су-Джок): Прокатывание

между ладонями, пальцами; сжимание и разжимание в руке.

Бутылочки с завинчивающимися крышками: Подбор крышек к бутылкам разного

диаметра, их закручивание и откручивание.

Ключи и замки: Игровой набор с крупными ключами и навесными замками.

Конструкторы из крупных гаек и болтов: Навинчивание гаек на болты разного

диаметра.

Интеграция в образовательные области и режимные моменты

Эффективность работы возрастает в разы, когда она не выделена в отдельное «занятие», а

растворена в детской деятельности.

Утренний приём: Игры в сенсорном уголке, пальчиковая гимнастика.

Подготовка к приёму пищи: Раскладывание салфеток, ложек (счёт и дифференциация).

Прогулка: Игры с песком и снегом (лепка куличиков, рисование палочкой), сбор природного

материала (шишки, каштаны, жёлуди), выкладывание узоров из камушков и палочек.

Самообслуживание: Поощрение самостоятельного одевания (застёгивание липучек,

больших пуговиц), мытья рук с намыливанием, вытирания полотенцем.

Сюжетно-ролевая игра: «Магазин» (пересчёт «денег»-пуговиц), «Парикмахерская»

(закручивание бигуди на кукле), «Стройка» (работа с инструментами-игрушками).

Диагностика развития мелкой моторики и анализ результатов

Систематическая диагностика (2-3 раза в год: на начало, середину и конец учебного года)

позволяет оценить динамику, скорректировать индивидуальную работу, предоставить

обратную связь родителям.

Методы диагностики

Наблюдение в свободной и организованной деятельности: Педагог фиксирует, как

ребёнок действует с предметами в быту и на занятиях: захват карандаша, умение

застёгивать пуговицу на кукольной одежде, работа с пластилином.

Специальные диагностические задания (по методу М.М. Безруких, С.П.

Ефимовой, адаптированные для 2-3 лет):

a.

«Пирамидка»: Ребёнку предлагают собрать пирамидку из 4-5 колец.

Оценивается: способ захвата колец, учёт размера, целенаправленность

действий, результат.

b.

«Доска Сегена (вкладыши)»: Предлагается доска с 3-4 геометрическими

вкладышами. Оценивается: зрительно-моторная координация (попадание

вкладки в нужное отверстие), метод проб и ошибок или зрительное

соотнесение.

c.

«Рисунок человека (каракули)»: Предлагается лист бумаги и карандаш.

Даётся инструкция: «Нарисуй человечка (или «что хочешь»)». Оценивается:

захват карандаша, нажим, характер линий (размашистые, короткие, замкнутые

формы), продолжительность деятельности.

d.

«Конструктор»: Предлагается построить башню из 6-8 кубиков, затем

«дорожку». Оценивается: точность постановки кубиков, устойчивость

конструкции, умение подражать образцу.

e.

«Мозаика»: Выложить по образцу простую линию из 3-4 элементов одного

цвета. Оценивается: «щипковый» захват деталей, точность размещения,

соответствие образцу.

Критерии оценки и уровни развития

По каждому заданию можно выделить три условных уровня:

Высокий уровень

Ребёнок выполняет задание самостоятельно, правильно и быстро. Движения точные,

уверенные, дифференцированные. Использует адекватные способы действий (пинцетный

захват, зрительное соотнесение). Проявляет интерес и настойчивость. Результат

соответствует поставленной цели.

Средний (базовый) уровень

Ребёнок выполняет задание с небольшой организующей или стимулирующей помощью

взрослого. Движения недостаточно точные, могут быть замедленными. Возможны единичные

ошибки, которые исправляет после показа. Интерес неустойчивый. Результат в основном

достигнут.

Низкий уровень (требует особого внимания)

Ребёнок не понимает или не принимает задание даже после показа и разъяснений. Движения

неловкие, хаотичные, захват примитивный (ладонный). Быстро теряет интерес, отказывается

от деятельности. Результат не соответствует образцу или отсутствует. Наблюдается

выраженная моторная неловкость, тремор, слабость мышечного тонуса.

Интерпретация результатов и построение индивидуального маршрута

Сводная таблица (мысленная, без визуализации) по результатам диагностики позволяет

увидеть слабые и сильные стороны моторного развития каждого воспитанника. Например, у

одного ребёнка могут быть хорошо развиты конструктивные навыки, но страдает

графомоторика. У другого – хорошая мелкая моторика в играх, но проблемы с

самообслуживанием.

На основе этого анализа формулируются индивидуальные педагогические задачи:

Для ребёнка А (слабая координация): увеличить долю игр с двумя руками (переливание,

перекладывание), ввести больше упражнений на баланс и межполушарное взаимодействие

(кинезиологические упражнения).

Для ребёнка Б (слабый мышечный тонус кисти): активнее использовать лепку, игры с

прищепками, сжимание губок и мячиков, массаж рук.

Для ребёнка В (трудности зрительно-моторной координации): сделать акцент на играх с

вкладышами, сортерами, рамками-вкладышами, «сухом рисовании» по контуру.

Результаты диагностики в корректной, поддерживающей форме обсуждаются с родителями,

им даются конкретные рекомендации по играм и занятиям дома. Это формирует единое

образовательное пространство «детский сад – семья».

Выводы и методические рекомендации для педагога

Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет – это целенаправленный, системный, научно

обоснованный педагогический процесс, интегрированный во все виды детской деятельности.

Его успешность зависит не от количества закупленных пособий, а от компетентности

педагога, его умения видеть индивидуальность каждого ребёнка, грамотно проектировать

среду и выстраивать взаимодействие.

Ключевые выводы:

1.

Работа по развитию мелкой моторики является фундаментом для когнитивного,

речевого и социально-эмоционального развития дошкольника, что подтверждается

данными современной нейропсихологии.

2.

Эффективность обеспечивается ежедневной практикой, основанной на игровых

методах и принципах доступности, последовательности и положительного

подкрепления.

3.

Необходимо создание богатой, вариативной, безопасной предметно-

пространственной среды, стимулирующей самостоятельную исследовательскую

активность ребёнка.

4.

Обязательным компонентом является системная диагностика, позволяющая

отслеживать динамику и своевременно корректировать индивидуальную

образовательную траекторию.

5.

Важнейшим условием успеха является партнёрское взаимодействие с семьёй,

просвещение родителей и согласование общих подходов к развитию ребёнка.

Практические рекомендации для воспитателя:

Планируйте осознанно: Включайте задачи по развитию мелкой моторики в

календарно-тематическое планирование, увязывая их с лексической темой недели

(например, тема «Одежда» – игры с застёжками, шнуровками).

Будьте наблюдателем и исследователем: Фиксируйте (в дневнике наблюдений)

успехи и трудности детей. Анализируйте, какие материалы вызывают наибольший

интерес, а какие – игнорируются.

Творите и адаптируйте: Не бойтесь создавать дидактические пособия своими руками

из бросового материала. Часто именно они, сделанные с душой и под конкретную

задачу, становятся самыми востребованными.

Говорите с руками ребёнка: Комментируйте действия, описывайте ощущения

(«Какой шершавый камушек», «Ты крепко сжимаешь мячик»). Это обогащает

пассивный и активный словарь.

Следите за здоровьем: Организуйте разминку для рук после статичных упражнений

(рисование, лепка). Проводите пальчиковую гимнастику не только для развития, но и

для расслабления мышц.

Развивайтесь сами: Изучайте современные исследования, посещайте вебинары,

обменивайтесь опытом с коллегами. Педагог, увлечённый своим делом, – лучшая

мотивация для ребёнка.

В конечном итоге, грамотно организованная работа по развитию тонких движений руки в

первой младшей группе – это не просто выполнение норматива. Это инвестиция в будущую

успешность, самостоятельность и уверенность в себе каждого воспитанника, закладка



В раздел образования