Напоминание

Использование цифровых платформ для повышения качества образовательного процесса в системе СПО


Автор: Безугленко Ольга Сергеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ОГАПОУ "Бирючанский техникум"
Населённый пункт: г. Бирюч, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: Использование цифровых платформ для повышения качества образовательного процесса в системе СПО
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Использование цифровых платформ для повышения качества образовательного

процесса в системе СПО

Безугленко О.С., преподаватель

ОГАПОУ «Бирючанский техникум»,

г. Бирюч, Белгородская обл.

Современные

тенденции

цифровизации

охватывают

практически

все

сферы

жизнедеятельности

общества,

включая

образование.

Повышение

доступности

информационно-коммуникационных

технологий

позволяет

говорить

о

возможности

качественного преобразования традиционного учебного процесса. Применение цифровых

платформ

становится

одним

из

ключевых

факторов

успешного

формирования

конкурентоспособности выпускника, поскольку они позволяют эффективно организовать

взаимодействие преподавателя и студента, обеспечить индивидуализацию обучения,

повысить мотивацию учащихся и качество усвоения материала.

Перед современным учебным заведением среднего профессионального образования

стоит задача создать такую обучающую среду, которая позволит студенту овладеть

навыками самостоятельной работы, выработать способность ориентироваться в постоянно

обновляющейся информации.

Важным

и

педагогически

обоснованным

в

процессе

преподавания

общеобразовательных дисциплин является развитие теории создания и использования

информационно-коммуникационных

предметных

сред

со

встроенными

элементами

технологии обучения, которые детально разработал И.В. Роберт [1]. Дистанционное

образование, организованное в информационно-коммуникационной предметной среде со

встроенными технологиями обучения, признается перспективным и получает все более

широкое распространение в системе среднего профессионального образования (далее СПО).

Актуальным является введение в образовательный процесс определения «информационной

среды

дистанционного

обучения

с

применением

информационно-коммуникационных

технологий». Под информационной средой дистанционного обучения будем понимать

совокупность

компонентов,

обеспечивающих:

1)

осуществление

информационного

взаимодействия между всеми участниками дистанционного образовательного процесса

(сетевыми преподавателями, педагогами-кураторами, учащимися, создателями курсов,

администраторами

и

другими

авторизованными

пользователями

родителями

с,

руководством школы), реализуемого с помощью интерактивных средств студентов

дистанционного информационного взаимодействия между обучающимися и учебным

информационным ресурсом [3, с. 15-18].

2) осуществление организационного управления учебной деятельностью, в том числе

мониторинга

продвижения

учащихся

по

образовательным

траекториям,

контроля

результатов усвоения учебного материала, другой информационно-поисковой деятельности

посредством специального программного обеспечения – системы дистанционного обучения;

3) реализацию возможностей информационно-коммуникативных технологий, таких как

незамедлительная

обратная

связь

между

пользователем

и

средством

обучения;

компьютерная визуализация учебной информации; архивное хранение больших объемов

информации, их передача и обработка; автоматизация процессов вычислительной и

информационно-поисковой деятельности, обработки результатов учебного эксперимента;

автоматизация

процессов

информационно-методического

обеспечения.

Организация

учебного

процесса

в

системе

СПО

с

использованием

информационной

среды

дистанционного обучения позволит оптимизировать использование учебного времени и

индивидуализировать обучение как в рамках классно-урочной формы, так и при

самостоятельной учебной, познавательной, творческо-поисковой деятельности студентов, а

также для предупреждения и восполнения пробелов в знаниях обучающихся в условиях

традиционной классно-урочной формы и вынужденных пропускать занятия по болезни и

другим причинам [2, с. 23-25].

Условием использования информационной среды дистанционного обучения с

Цифровые образовательные технологии помогают создать условия для продуктивного

сотрудничества участников образовательного процесса, расширяют доступ к учебным

ресурсам, делают обучение гибким и удобным для каждого учащегося независимо от места

проживания и временных ограничений. Эти факторы подтверждают необходимость

дальнейшего изучения роли цифровых платформ в современном образовании и разработки

эффективных механизмов их интеграции в учебный процесс.

Цифровые платформы предоставляют широкие возможности для персонализации

образовательного маршрута каждого ученика. Преподаватель получает инструменты анализа

уровня знаний обучающихся, отслеживания динамики прогресса и своевременного

выявления проблемных зон. Это способствует созданию индивидуальных траекторий

обучения, учитывающих особенности восприятия и когнитивные способности конкретного

студента.

Благодаря цифровым технологиям студенты получают возможность учиться в

удобное время и месте, обеспечивая равноправный доступ к качественному образованию вне

зависимости от географического положения. Особенно актуально использование онлайн-

курсов и платформ дистанционного обучения для удаленных регионов, где традиционно

наблюдается дефицит квалифицированных кадров и ограниченность ресурсов.

Интеграция мультимедийных элементов (видео, интерактивные задания, виртуальные

лаборатории)

повышает

интерес

студентов

к

изучаемому

материалу,

стимулирует

познавательную активность и обеспечивает глубокую проработку сложных вопросов.

Современные платформы обеспечивают быструю обратную связь, что также положительно

влияет на уровень мотивации учащихся.

Применение автоматизированных систем тестирования и диагностики позволяет

оперативно получать информацию о степени освоения студентами программы курса,

своевременно выявлять слабые стороны и вносить коррективы в учебный процесс.

Автоматизация оценочных процедур снижает нагрузку на преподавателей и создает

предпосылки для объективной оценки достижений учеников.

Анализируя опыт отечественных и зарубежных университетов, мы можем обозначить

несколько основных направлений исследований в области использования цифровых

платформ:

Разработка методологии проектирования курсов с применением электронных учебно-

методических комплексов.

Создание специализированных платформ для организации дистанционного обучения.

Исследование особенностей восприятия и адаптации учащихся к новым способам

подачи учебной информации.

Выявление оптимальных алгоритмов обратной связи и индивидуальной поддержки

студентов в рамках цифровой образовательной среды.

Исследование показало высокую эффективность использования цифровых платформ в

образовательном процессе, особенно в условиях современного мира, характеризующегося

быстрым

развитием

информационных

технологий

и

необходимостью

постоянного

обновления знаний. Цифровая среда открывает новые перспективы для реализации

принципов

индивидуального

подхода,

интерактивности

и

доступности

образования,

повышая таким образом общую конкурентоспособность образовательных учреждений и

самих обучающихся.

Таким

образом,

внедрение

цифровых

платформ

является

необходимым

условием

достижения высокого качества образования, способствующим развитию инновационного

потенциала и повышению конкурентоспособности национальной экономики. Однако этот

процесс требует комплексного подхода, включающего разработку соответствующих

методологических

основ,

подготовку

педагогических

кадров

и

формирование

соответствующей инфраструктуры.

Применение дистанционных и информационно-коммуникационных технологий при

проведении тренингового и текущего контрольного тестирования по общеобразовательным

предметам является актуальным и практически значимым, так как позволяет сэкономить

время преподавателя и студентов. Наличие системы дистанционного обучения - это

постоянный доступ к электронным учебно-методическим ресурсам, способствующий

организации

самостоятельной

деятельности

студентов.

Преподавателям

удается

за

относительно короткое время проконтролировать качество усвоения учебного материала у

большого количества студентов без значительных трудозатрат. Для студентов прохождение

тестирования в дистанционном режиме считается одной из форм домашних заданий. В

течение

нескольких

лет

преподаватели

некоторых

общеобразовательных

дисциплин

проводят для студентов дистанционные олимпиады на базе ОГАПОУ «Бирючанский

техникум».

На

сегодняшний

день

традиционное

использование

информационно-

коммуникационных технологий в учебном процессе уже не является инновацией. В системе

СПО постоянно и много обсуждается создание всё новых и новых инструментов,

улучшающих, повышающих качество и обновляющих образовательный процесс.

В настоящее время сверх всякой меры загруженному преподавателю и такое

методическое сопровождение учебного процесса организовать весьма проблематично. Более

того, часто преподаватель, являясь высокопрофессиональным специалистом в своей области,

не всегда может проследить за какими-либо новшествами в сфере дистанционных и

информационных технологий: «значительно усложняется деятельность по разработке

курсов, поскольку быстро развивается ее технологическая основа. Она требует от

преподавателя развития специальных навыков, приемов педагогической работы» [4, с. 56].

Подготовка ресурса во время освоения новых инструментов идёт слишком медленно, а время

- ресурс ограниченный. В конце концов, инновация перестаёт быть привлекательной, лекции

читаются традиционно, но формально материалы размещены, тестирование проводится, -

применение информационных технологий в учебном процессе происходит, отчитаться о

проделанной работе можно с полным основанием. Студентам предлагается пассивная роль

объектов обучения – потребителей информации.

Из

вышесказанного

следует,

что

занятия,

проводимые

с

использованием

дистанционных образовательных технологий позволяют реализовать закрепленное в

Федеральном законе РФ №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в РФ» право

педагогических работников на применение авторских методик обучения, на выбор учебных

пособий и иных средств обучения, на пользование информационными ресурсами, доступ к

информационно-телекоммуникационным

сетям

и

базам

данных,

необходимым

для

педагогической деятельности, на участие в экспериментальной деятельности и внедрении

инноваций [5, с. 34].

Список использованных источников

1.

Андреев, А. А. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация / А.

А., Андреев. – Москва, 1999. – Текст : непосредственный.

2.

Гомулина, Н. Н. Модели смешанного обучения физике в школе / Н. Н. Гомулина.

– Ростов-на-Дону, 2011. – Текст : непосредственный.

3.

Десятова, Л. В. Дистанционное обучение / Л. В. Десятова // Раздвигая границы:

тезисы доклада 11 Международного интерактивного форума образовательных технологий. –

Москва, 2010. – Текст : непосредственный.

4.

Капустин, Ю. И. Педагогические и организационные условия эффективного

сочетания очного обучения и применения технологий дистанционного образования :

автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Ю. И.

Капустин. – Москва : [б.и.], 2007. – Текст : непосредственный.

5.

Кун, К. E-Learning – электронное обучение / К. Кун. – Текст : непосредственный //

Информатика и образование. – 2017. – № 6. – С. 16-18.



В раздел образования