Автор: Безугленко Ольга Сергеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ОГАПОУ "Бирючанский техникум"
Населённый пункт: г. Бирюч, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: Использование цифровых платформ для повышения качества образовательного процесса в системе СПО
Раздел: среднее профессиональное
Использование цифровых платформ для повышения качества образовательного
процесса в системе СПО
Безугленко О.С., преподаватель
ОГАПОУ «Бирючанский техникум»,
г. Бирюч, Белгородская обл.
Современные
тенденции
цифровизации
охватывают
практически
все
сферы
жизнедеятельности
общества,
включая
образование.
Повышение
доступности
информационно-коммуникационных
технологий
позволяет
говорить
о
возможности
качественного преобразования традиционного учебного процесса. Применение цифровых
платформ
становится
одним
из
ключевых
факторов
успешного
формирования
конкурентоспособности выпускника, поскольку они позволяют эффективно организовать
взаимодействие преподавателя и студента, обеспечить индивидуализацию обучения,
повысить мотивацию учащихся и качество усвоения материала.
Перед современным учебным заведением среднего профессионального образования
стоит задача создать такую обучающую среду, которая позволит студенту овладеть
навыками самостоятельной работы, выработать способность ориентироваться в постоянно
обновляющейся информации.
Важным
и
педагогически
обоснованным
в
процессе
преподавания
общеобразовательных дисциплин является развитие теории создания и использования
информационно-коммуникационных
предметных
сред
со
встроенными
элементами
технологии обучения, которые детально разработал И.В. Роберт [1]. Дистанционное
образование, организованное в информационно-коммуникационной предметной среде со
встроенными технологиями обучения, признается перспективным и получает все более
широкое распространение в системе среднего профессионального образования (далее СПО).
Актуальным является введение в образовательный процесс определения «информационной
среды
дистанционного
обучения
с
применением
информационно-коммуникационных
технологий». Под информационной средой дистанционного обучения будем понимать
совокупность
компонентов,
обеспечивающих:
1)
осуществление
информационного
взаимодействия между всеми участниками дистанционного образовательного процесса
(сетевыми преподавателями, педагогами-кураторами, учащимися, создателями курсов,
администраторами
и
другими
авторизованными
пользователями
–
родителями
с,
руководством школы), реализуемого с помощью интерактивных средств студентов
дистанционного информационного взаимодействия между обучающимися и учебным
информационным ресурсом [3, с. 15-18].
2) осуществление организационного управления учебной деятельностью, в том числе
мониторинга
продвижения
учащихся
по
образовательным
траекториям,
контроля
результатов усвоения учебного материала, другой информационно-поисковой деятельности
посредством специального программного обеспечения – системы дистанционного обучения;
3) реализацию возможностей информационно-коммуникативных технологий, таких как
незамедлительная
обратная
связь
между
пользователем
и
средством
обучения;
компьютерная визуализация учебной информации; архивное хранение больших объемов
информации, их передача и обработка; автоматизация процессов вычислительной и
информационно-поисковой деятельности, обработки результатов учебного эксперимента;
автоматизация
процессов
информационно-методического
обеспечения.
Организация
учебного
процесса
в
системе
СПО
с
использованием
информационной
среды
дистанционного обучения позволит оптимизировать использование учебного времени и
индивидуализировать обучение как в рамках классно-урочной формы, так и при
самостоятельной учебной, познавательной, творческо-поисковой деятельности студентов, а
также для предупреждения и восполнения пробелов в знаниях обучающихся в условиях
традиционной классно-урочной формы и вынужденных пропускать занятия по болезни и
другим причинам [2, с. 23-25].
Условием использования информационной среды дистанционного обучения с
Цифровые образовательные технологии помогают создать условия для продуктивного
сотрудничества участников образовательного процесса, расширяют доступ к учебным
ресурсам, делают обучение гибким и удобным для каждого учащегося независимо от места
проживания и временных ограничений. Эти факторы подтверждают необходимость
дальнейшего изучения роли цифровых платформ в современном образовании и разработки
эффективных механизмов их интеграции в учебный процесс.
Цифровые платформы предоставляют широкие возможности для персонализации
образовательного маршрута каждого ученика. Преподаватель получает инструменты анализа
уровня знаний обучающихся, отслеживания динамики прогресса и своевременного
выявления проблемных зон. Это способствует созданию индивидуальных траекторий
обучения, учитывающих особенности восприятия и когнитивные способности конкретного
студента.
Благодаря цифровым технологиям студенты получают возможность учиться в
удобное время и месте, обеспечивая равноправный доступ к качественному образованию вне
зависимости от географического положения. Особенно актуально использование онлайн-
курсов и платформ дистанционного обучения для удаленных регионов, где традиционно
наблюдается дефицит квалифицированных кадров и ограниченность ресурсов.
Интеграция мультимедийных элементов (видео, интерактивные задания, виртуальные
лаборатории)
повышает
интерес
студентов
к
изучаемому
материалу,
стимулирует
познавательную активность и обеспечивает глубокую проработку сложных вопросов.
Современные платформы обеспечивают быструю обратную связь, что также положительно
влияет на уровень мотивации учащихся.
Применение автоматизированных систем тестирования и диагностики позволяет
оперативно получать информацию о степени освоения студентами программы курса,
своевременно выявлять слабые стороны и вносить коррективы в учебный процесс.
Автоматизация оценочных процедур снижает нагрузку на преподавателей и создает
предпосылки для объективной оценки достижений учеников.
Анализируя опыт отечественных и зарубежных университетов, мы можем обозначить
несколько основных направлений исследований в области использования цифровых
платформ:
Разработка методологии проектирования курсов с применением электронных учебно-
методических комплексов.
Создание специализированных платформ для организации дистанционного обучения.
Исследование особенностей восприятия и адаптации учащихся к новым способам
подачи учебной информации.
Выявление оптимальных алгоритмов обратной связи и индивидуальной поддержки
студентов в рамках цифровой образовательной среды.
Исследование показало высокую эффективность использования цифровых платформ в
образовательном процессе, особенно в условиях современного мира, характеризующегося
быстрым
развитием
информационных
технологий
и
необходимостью
постоянного
обновления знаний. Цифровая среда открывает новые перспективы для реализации
принципов
индивидуального
подхода,
интерактивности
и
доступности
образования,
повышая таким образом общую конкурентоспособность образовательных учреждений и
самих обучающихся.
Таким
образом,
внедрение
цифровых
платформ
является
необходимым
условием
достижения высокого качества образования, способствующим развитию инновационного
потенциала и повышению конкурентоспособности национальной экономики. Однако этот
процесс требует комплексного подхода, включающего разработку соответствующих
методологических
основ,
подготовку
педагогических
кадров
и
формирование
соответствующей инфраструктуры.
Применение дистанционных и информационно-коммуникационных технологий при
проведении тренингового и текущего контрольного тестирования по общеобразовательным
предметам является актуальным и практически значимым, так как позволяет сэкономить
время преподавателя и студентов. Наличие системы дистанционного обучения - это
постоянный доступ к электронным учебно-методическим ресурсам, способствующий
организации
самостоятельной
деятельности
студентов.
Преподавателям
удается
за
относительно короткое время проконтролировать качество усвоения учебного материала у
большого количества студентов без значительных трудозатрат. Для студентов прохождение
тестирования в дистанционном режиме считается одной из форм домашних заданий. В
течение
нескольких
лет
преподаватели
некоторых
общеобразовательных
дисциплин
проводят для студентов дистанционные олимпиады на базе ОГАПОУ «Бирючанский
техникум».
На
сегодняшний
день
традиционное
использование
информационно-
коммуникационных технологий в учебном процессе уже не является инновацией. В системе
СПО постоянно и много обсуждается создание всё новых и новых инструментов,
улучшающих, повышающих качество и обновляющих образовательный процесс.
В настоящее время сверх всякой меры загруженному преподавателю и такое
методическое сопровождение учебного процесса организовать весьма проблематично. Более
того, часто преподаватель, являясь высокопрофессиональным специалистом в своей области,
не всегда может проследить за какими-либо новшествами в сфере дистанционных и
информационных технологий: «значительно усложняется деятельность по разработке
курсов, поскольку быстро развивается ее технологическая основа. Она требует от
преподавателя развития специальных навыков, приемов педагогической работы» [4, с. 56].
Подготовка ресурса во время освоения новых инструментов идёт слишком медленно, а время
- ресурс ограниченный. В конце концов, инновация перестаёт быть привлекательной, лекции
читаются традиционно, но формально материалы размещены, тестирование проводится, -
применение информационных технологий в учебном процессе происходит, отчитаться о
проделанной работе можно с полным основанием. Студентам предлагается пассивная роль
объектов обучения – потребителей информации.
Из
вышесказанного
следует,
что
занятия,
проводимые
с
использованием
дистанционных образовательных технологий позволяют реализовать закрепленное в
Федеральном законе РФ №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в РФ» право
педагогических работников на применение авторских методик обучения, на выбор учебных
пособий и иных средств обучения, на пользование информационными ресурсами, доступ к
информационно-телекоммуникационным
сетям
и
базам
данных,
необходимым
для
педагогической деятельности, на участие в экспериментальной деятельности и внедрении
инноваций [5, с. 34].
Список использованных источников
1.
Андреев, А. А. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация / А.
А., Андреев. – Москва, 1999. – Текст : непосредственный.
2.
Гомулина, Н. Н. Модели смешанного обучения физике в школе / Н. Н. Гомулина.
– Ростов-на-Дону, 2011. – Текст : непосредственный.
3.
Десятова, Л. В. Дистанционное обучение / Л. В. Десятова // Раздвигая границы:
тезисы доклада 11 Международного интерактивного форума образовательных технологий. –
Москва, 2010. – Текст : непосредственный.
4.
Капустин, Ю. И. Педагогические и организационные условия эффективного
сочетания очного обучения и применения технологий дистанционного образования :
автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Ю. И.
Капустин. – Москва : [б.и.], 2007. – Текст : непосредственный.
5.
Кун, К. E-Learning – электронное обучение / К. Кун. – Текст : непосредственный //
Информатика и образование. – 2017. – № 6. – С. 16-18.