Напоминание

"5 эффективных приемов организации групповой работы на уроке"


Авторы: Мелихова Ирина Александровна, Ротарь Валерий Николаевич
Должность: преподаватель, преподаватель
Учебное заведение: ОГАПОУ "Дмитриевский агграрный колледж"
Населённый пункт: с. Дмитриевка, Яковлевский муниципальный округ, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "5 эффективных приемов организации групповой работы на уроке"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




«5 эффективных приемов организации групповой работы на уроке»

Введение

Групповая работа – один из мощнейших инструментов современной педагогики,

способствующий развитию коммуникативных навыков, критического мышления и умения

сотрудничать. Однако ее эффективность напрямую зависит от правильной организации. В

этой статье я поделюсь пятью проверенными приемами, которые помогут превратить

групповую работу из хаотичного взаимодействия в структурированный образовательный

процесс.

Прием №1: "Мозаика" (Jigsaw)

Описание техники

"Мозаика" предполагает разделение учебного материала на несколько частей и

формирование двух типов групп: "домашних" и "экспертных". Каждый ученик изучает

свою часть материала в "экспертной" группе, а затем возвращается в "домашнюю", где

делится полученными знаниями.

Пример применения

Тема урока: "Экосистемы" (биология, 6 класс)

1.

Разделите класс на "домашние" группы по 4-5 человек.

2.

Разделите материал на части: "Водные экосистемы", "Лесные экосистемы",

"Степные экосистемы", "Городские экосистемы".

3.

Сформируйте "экспертные" группы, где каждый участник изучает одну

экосистему.

4.

После работы в "экспертных" группах ученики возвращаются в "домашние"

и по очереди объясняют свою часть материала.

5.

Итоговое задание: составить сравнительную таблицу всех экосистем.

Рекомендации по возрастным группам

Начальная школа (1-4 классы): Используйте визуальные материалы,

ограничьте количество информации, назначьте помощников в экспертных группах.

Средняя школа (5-9 классы): Добавьте элемент самостоятельного поиска

информации, предложите роли внутри групп.

Старшая школа (10-11 классы): Усложните задания анализом и оценкой

информации, предложите подготовить мультимедийное сопровождение.

Прием №2: "Вертушка" (Carousel Brainstorming)

Описание техники

Ученики работают в группах над проблемой или вопросом, записывая идеи на

большом листе. Через определенное время группы меняются листами по кругу, дополняя

работу предыдущей команды.

Пример применения

Тема урока: "Причины и последствия Французской революции" (история, 8

класс)

1.

Каждая группа получает лист с одним аспектом темы: "Экономические

причины",

"Социальные

причины",

"Политические

причины",

"Последствия

для

Франции", "Международные последствия".

2.

В течение 5-7 минут группа записывает все, что знает по своей теме.

3.

По сигналу листы передаются по часовой стрелке.

4.

Получив новый лист, группа читает написанное и дополняет его своими

идеями.

5.

После того, как лист вернётся к первоначальной группе, они анализируют

все дополнения и готовят краткую презентацию.

Рекомендации по возрастным группам

Начальная школа: Используйте цветные маркеры для каждой группы,

упростите темы, сократите время ротации до 3-4 минут.

Средняя школа: Введите правило "не повторяться", предложите отмечать

спорные идеи для дальнейшего обсуждения.

Старшая школа: Добавьте элементы критического анализа – каждая группа

может отмечать идеи, с которыми не согласна, с аргументацией.

Прием №3: "Думай-Пара-Делись" (Think-Pair-Share)

Описание техники

Этот прием включает три этапа: индивидуальное обдумывание проблемы,

обсуждение в паре и, наконец, обмен идеями со всем классом.

Пример применения

Тема урока: "Анализ стихотворения А.С. Пушкина 'Я помню чудное

мгновенье...'" (литература, 9 класс)

1.

Думай:

Ученики

индивидуально

выделяют

ключевые

образы

и

художественные средства в стихотворении (3-5 минут).

2.

Пара: Обсуждение своих наблюдений с партнером, поиск общих и

различных точек зрения (5 минут).

3.

Делись: Пары представляют результаты работы классу, объясняя свою

интерпретацию.

Рекомендации по возрастным группам

Начальная школа: Предложите более конкретные вопросы, используйте

визуальные опоры, сократите время на размышление.

Средняя школа: Введите элемент письменной фиксации идей, предложите

использовать графические организаторы.

Старшая

школа:

Усложните

задание

анализом

контекста,

поиском

интертекстуальных связей, сравнением различных интерпретаций.

Прием №4: "Групповое расследование" (Group Investigation)

Описание техники

Учащиеся

сами

выбирают

подтемы

в

рамках

общей

темы,

формируют

исследовательские группы, планируют и проводят исследование, после чего представляют

результаты.

Пример применения

Тема проекта: "Альтернативные источники энергии" (физика/география, 10

класс)

1.

Учащиеся выбирают конкретный вид энергии для исследования: солнечная,

ветровая, геотермальная и т.д.

2.

Группы

самостоятельно

распределяют

роли

и

составляют

план

исследования.

3.

Каждая группа работает над своей темой в течение 1-2 недель.

4.

Результат представляется в виде презентации, включающей:

o

Принцип работы источника энергии

o

Экологические аспекты

o

Экономическая эффективность

o

Перспективы развития

o

Практическое применение

Рекомендации по возрастным группам

Начальная школа: Упростите задание до мини-исследований в рамках

одного урока или дня, обеспечьте четкую структуру.

Средняя школа: Предоставьте список ресурсов, введите промежуточные

контрольные точки для отслеживания прогресса.

Старшая школа: Предложите разработать критерии оценки проектов,

включить элементы самооценки и взаимооценки.

Прием №5: "Станционное обучение" (Learning Stations)

Описание техники

В классе создается несколько "станций" с различными заданиями по теме урока.

Группы учеников перемещаются от станции к станции, выполняя задания и фиксируя

результаты.

Пример применения

Тема урока: "Свойства воды" (окружающий мир, 3 класс)

Станции:

1.

Лабораторная: проведение экспериментов с водой.

2.

Теоретическая: работа с текстами, заполнение таблицы свойств.

3.

Творческая: создание модели круговорота воды.

4.

Практическая: решение задач на применение свойств воды.

5.

Дискуссионная: обсуждение проблемы загрязнения водоемов.

Каждая группа получает маршрутный лист и перемещается по станциям согласно

указанному порядку.

Рекомендации по возрастным группам

Начальная школа: Используйте яркие визуальные обозначения станций,

предусмотрите помощников на сложных станциях.

Средняя школа: Добавьте элемент выбора – ученики должны посетить

определенное количество обязательных и выборочных станций.

Старшая школа: Предложите ученикам самим разработать задания для

одной из станций, усложните задания элементами проблемного обучения.

Шаблоны для организации групповой работы

1. Шаблон распределения ролей в группе

Роль

Обязанности

Фразы-помощники

Координатор

Организует работу группы,

следит за временем

"Давайте начнем с...", "У

нас осталось 5 минут"

Секретарь

Записывает идеи и решения

группы

записал,

что...",

"Повторите,

пожалуйста,

основную мысль"

Докладчик

Представляет

результаты

работы группы

"Наша группа пришла к

выводу...",

"Позвольте

представить наши идеи"

Аналитик

Задаёт уточняющие вопросы,

подвергает

идеи

критическому

анализу

"А что если...", "Давайте

рассмотрим другой аспект"

Наблюдатель

Следит за коммуникацией в

группе,

предлагает

способы

улучшения взаимодействия

заметил,

что

все

активно

участвуют",

"Может

быть,

стоит

выслушать

мнение..."

2. Шаблон оценочного листа для групповой работы

Самооценка участника группы

Итоговый балл=∑баллов по критерияммаксимально возможный балл×100%\

text{Итоговый

балл}

=

\frac{\sum

\text{баллов

по

критериям}}{\text{максимально

возможный

балл}}

\times

100\%Итоговый балл=максимально возможный балл∑баллов по критериям×100%

Критерий

1 балл

2 балла

3 балла

Активность

участия

Редко

высказывал(а) своё

мнение

Периодически

предлагал(а) идеи

Регулярно

высказывал(а) идеи

и предложения

Сотрудничеств

о

Часто

отвлекался(ась),

мешал(а) работе

Взаимодействовал(

а) с группой, но иногда

отвлекался(ась)

Эффективно

сотрудничал(а)

со

всеми

членами

Критерий

1 балл

2 балла

3 балла

группы

Выполнение

своей роли

Не

справился(ась)

с

ролью

Частично

выполнил(а) свою роль

Полностью

выполнил(а)

свою

роль

Уважение

к

мнению других

Перебивал(а)

,

не

слушал(а)

других

Обычно слушал(а)

других

Внимательно

выслушивал(а) всех

участников

Вклад в общий

результат

Минимальны

й вклад в работу

Средний

вклад

в

работу группы

Значительны

й

вклад

в

достижение

результата

3. Шаблон плана групповой работы "Мозаика"

Тема урока: _________________________ Цель: _________________________

Разделение на домашние группы:

Группа 1: ________, ________, ________, ________

Группа 2: ________, ________, ________, ________

[и т.д.]

Разделение темы на аспекты:

1.

2.

3.

4.

Формирование экспертных групп:

Эксперты по аспекту 1: ________, ________, ________, ________

Эксперты по аспекту 2: ________, ________, ________, ________

[и т.д.]

Временной план:

1.

Инструктаж - ___ минут

2.

Работа в экспертных группах - ___ минут

3.

Возвращение в домашние группы - ___ минут

4.

Представление информации в домашних группах - ___ минут

5.

Выполнение итогового задания - ___ минут

6.

Подведение итогов - ___ минут

Заключение

Эффективная групповая работа – это не просто возможность "разбавить"

традиционный урок, а мощный инструмент формирования метапредметных навыков,

столь необходимых современным ученикам. Описанные приемы помогут сделать

групповую работу структурированной, целенаправленной и результативной.

Помните, что внедрение любого нового приема требует времени и терпения – как

от учителя, так и от учеников. Начните с простых форм групповой работы, постепенно

усложняя задания и давая учащимся больше самостоятельности. Регулярная рефлексия

поможет выявить сильные и слабые стороны применяемых методов и адаптировать их под

особенности вашего класса.



В раздел образования