Напоминание

Особенности реализации программы наставничества как способ подготовки студентов к Чемпионату профессионального мастерства «Профессионалы»


Автор: Шамарданова Елена Юрьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ОГАПОУ "Дмитриевский аграрный колледж"
Населённый пункт: с. Дмитриевка
Наименование материала: статья
Тема: Особенности реализации программы наставничества как способ подготовки студентов к Чемпионату профессионального мастерства «Профессионалы»
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Особенности реализации программы наставничества

Как способ подготовки студентов к Чемпионату профессионального

мастерства «Профессионалы».

Шамарданова Елена Юрьевна

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г.

№ 474 определены следующие национальные цели до 2030 года: «С целью предоставления

возможности для самореализации и развития талантов сформировать эффективную систему

выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной

на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и

профессиональную ориентацию всех обучающихся».

Для реализации этой цели в рамках федерального проекта «Профессионалитет (кадры

для

экономического

роста)»

национального

проекта

«Образование»

стартовало

Всероссийское чемпионатное движение профессионального мастерства «Профессионалы».

Целью

Чемпионата

является

создание

условий

и

системы

мотивации,

способствующих

повышению

значимости

и

престижа

рабочих

профессий,

профессиональному

росту

молодежи

путем

гармонизации

лучших

практик

и

профессиональных

навыков посредством организации и проведения Чемпионатов по

профессиональному мастерству, а также содействие оперативному и эффективному

кадровому обеспечению различных отраслей экономики.

Дмитриевский

аграрный

колледж

ведет

подготовку

по

специальностям

35.02.05

«Агрономия» Это - очень перспективное направление.

Первый опыт участия в чемпионате дался с большим трудом. Конкурсанты

столкнулись с трудностями, связанными с тем, что большая часть ситуаций на стойке

регистрации была на английском языке. В подготовке помогли не только знания материала

на русском языке, его перевод и адаптация на английский, но и просмотр и изучение видео

разнообразных ситуации в отеле на обоих языках, на официальном сайте чемпионата

«Worldskills Russia». Конкурсантки получили уникальный опыт, который мотивировал их к

более глубокому изучению своей профессии. Это было реальной проверкой знаний,

практических навыков и личных качеств будущих специалистов по гостеприимству.

В настоящее время чемпионатное движение способствует профессиональному росту,

даёт возможность показать свои достижения и совершенствовать свой уровень мастерства,

соревноваться с лучшими, видеть и слышать уровень других, получить определенный опыт

и, приобрести творческую смелость, волевые качества, закалку характера, и высокую степень

мобилизации способностей и, конечно же, получить профессиональную оценку проделанной

работы от профессионального жюри.

С 2015 года я работаю преподавателем спецдисциплин по специальности

агрономия. В апреле 2023 года в Белгородской области прошел региональный этап

Чемпионата

профессионального

мастерства

«Профессионалы»

по

компетенции

«Промышленное садоводство», который стал ежегодным и снова откроет свои двери в марте

2025 года. В связи с вышеизложенным, возникла необходимость создания дополнительной

программы с целью подготовки новых участников к чемпионату. В сентябре 2023 года мною

была разработана программа наставничества «Вместе мы - сила», нацеленная на раскрытие

интеллектуального и творческого потенциала студентов колледжа, на поддержку их

профессионального становления, повышения уровня мотивации обучающихся и поднятие

престижа профессии. К этой работе я привлекаю более «сильных», опытных студентов, что

способствует

обмену

опытом

в

благоприятной

неформальной

атмосфере.

Модули

чемпионатов из года в год остаются стабильно-сложными, так как основной упор делается на

задания на английском языке. Наставники и наставляемые вступают в «живое» общение на

иностранном языке, рассматривая разные ситуации, что приближает моделированные

ситуации на стойке регистрации отеля к реальной жизни. Гостями чемпионатов становятся

студенты разных учебных заведений города Благовещенска, владеющих английским языком

на достаточно высоком уровне. Также я активно привлекаю студентов иных специальностей

нашего колледжа в качестве актеров, что помогает будущим конкурсантам смело вступать в

диалог с приглашенными гостями по отработанному заранее алгоритму общения, не боясь

трудностей и нестандартных ситуаций, в том числе на английском языке.

Хочется отметить, что участие студентов в соревнованиях чемпионатного движения

«Профессионалы» является платформой для выявления лучших молодых специалистов в

актуальных и перспективных профессиях и возможностью для образовательных организаций

обмениваться информацией и передовыми методами работы в сфере профессионального

образования. Кроме того, чемпионаты «Профессионалы» дают возможность работодателям

подбирать

для

организации

сотрудников

на

этапе

получения

обучающимися

профессионального образования, а студентам - изучать современные технологии и лучшие

мировые практики, участвовать в региональных и национальных чемпионатах, получать от

работодателей предложения о трудоустройстве.

Программа наставничества «Вместе мы - сила» реализуется на базе ОГАПОУ «ДАК».

Студенты 3-4 курсов становятся наставниками, студенты 2 курса – наставляемыми,

курируется данная программа преподавателями специальных дисциплин.

В учебном заведении создаются условия для раскрытия профессионального и творческого

потенциала наставников и наставляемых при подготовке к чемпионату «Профессионалы».

Основными формами организации наставнической деятельности участников являются:

педагог – студент, студент – студент.

Программа решает следующие задачи:

Обучающие:

Познакомить учащихся с набором базовых универсальных компетенций специалистов

XXI века.

Дать представление о работе садовода

Развивающие:

Способствовать

развитию

коммуникативных

умений

и

навыков

делового

взаимодействия.

развивать надпрофессиональные личностные навыки (soft skills)

Способствовать развитию навыков адаптации и работы в коллективе.

Воспитательные:

Воспитывать потребность в самообразовании и творческой самореализации.

Формировать мотивы выбора профессии.

Способствовать формированию асертивных качеств личности.

Программа реализуется в очной форме обучения, в индивидуальном и групповом

формате, на которую отводится объём в 28 часов внеаудиторного времени.

Сроки

реализации программы: январь - март 2024 года. Продолжительность одного занятия: 90 мин

(2 академических часа).

Формы мероприятий:

— встречи с участниками чемпионатов «Профессионалы» с целью обмена опытом;

— проведение практических занятий (диалоги-демонстрации, тренинг, ситуационные

задачи) в мастерской «Промышленное садоводство»;

— участие в совместных мероприятиях с представителями работодателей и социальных

партнеров (беседа, экскурсия, интервью).

Планируемые результаты:

освоение участниками программы наставничества профессиональных компетенций на

высоком уровне;

формирование

устойчивого

интереса

к

выбранной

профессии

дальнейшего

профессионального саморазвития;

привлечение работодателей к реализации наставнической деятельности, укрепление

партнерских связей;

Наставничество является универсальной моделью построения отношений внутри любой

образовательной организации как технология интенсивного развития личности, передачи

опыта и знаний, формирования навыков, компетенций и ценностей. В основе наставнических

отношений

лежит

принцип

доверия,

диалога

и

конструктивного

партнерства.

Взаимодействие осуществляется через неформальное общение и эмоциональную связь

участников. Все эти факторы способствуют ускорению процесса передачи социального

опыта, быстрому развитию новых компетенций, органичному становлению полноценной

личности.

Список использованных источников:

1.Агабекян, И. П. Английский язык для сферы обслуживания

Текст

: учебное пособие / И.

П. Агабекян. - М.: Проспект, 2020. - 248 с.

2. Адаир, Джон. Эффективная коммуникация: [Обязат. условие для успеш.ведения бизнеса:

Пер. с англ.] / Джон Адаир. - М.: ЭКСМО, 2003. - 237 с. : ил.; 20 см.



В раздел образования