Напоминание

Использование активных методов обучения при разработке и проведении занятия


Авторы: Шамарданова Елена Юрьевна, Шамарданов Ильс Загирович
Должность: преподаватель, преподаватель
Учебное заведение: ОГАПОУ "Дмитриевский аграрный колледж"
Населённый пункт: с. Дмитриевка
Наименование материала: статья
Тема: Использование активных методов обучения при разработке и проведении занятия
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ

РАЗРАБОТКЕ И ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЯ

Е.Ю.Шамарданова, И.З. Шамарданов

Современное

развитие

высшего

профессионального

образования

определяют

кардинальное

изменение

подходов

к

организации

образовательного

процесса

в

высшей

школе.

Введение

системы

многоуровневого

образования,

создание

единого

образовательного

пространства, переход на ФГОС обусловливают необходимость создания

совершенно нового подхода к организации обучения. Преподаватель высшей

школы должен выполнять не только функцию оратора научных знаний, но и

уметь

выбирать

наилучшую

стратегию

преподавания,

использовать

современные

образовательные

технологии,

направленные

на

создание

творческой

атмосферы

образовательного

процесса.

Совершенствование

процесса обучения должно быть направлено на создание необходимых

комфортных организационно-педагогических условий, для обеспечения

успешного

усвоения

материала.

Преподавателям

необходимо

всецело

овладевать

активными

и

интерактивными

формами

и

технологиями

проведения

занятий:

играми,

тренингами,

кейсами,

игровым

проектированием,

потому

что

именно

они

развивают

базовые

компетентности студента. Наряду с этим, как показывает практика,

существует широкий выбор учебно-методической литературы, освещающей

вопросы использования преподавателем современных технологий в процессе

проведения занятий. Тем не менее, разрабатывая программу и учебный план,

мы столкнулись, с разнообразием технологий и методов: от лекций и

семинаров до кейсов и деловых игр - с другой стороны с отсутствием

информации о том, какие технологии целесообразно использовать с учетом

видов деятельности студентов, форм организации обучения и др.

В

современной

педагогической

практике

отсутствует

однозначное

толкование понятия «образовательные технологии». На сегодняшний день

подход к технологизации обучения развивается по пути внедрения в

образовательный процесс информационно-коммуникативных технологий.

Сегодня

понятие

образовательной

технологии

может

рассматриваться

широко – как область педагогической науки и как конкретная технология

обучения.

Учебная деятельность студентов это один из видов постижения сведений,

который протекает на основе познания принципиально новой информации. В

русле такого подхода основой учения является активная познавательная

позиция самого студента, которая приводит к формированию умений

творчески мыслить, используя приобретаемые в процессе обучения знания,

навыки и умения. Современная ориентация образования на формирование

компетенций предполагает создание не только дидактических, но и

психологических условий, в которых студент сможет

проявить интеллектуальную, познавательную активность, личностную

социальную позицию и индивидуальность.

Самое главное в работе со студентами – активная форма проведения

занятий, при которой происходит изучение учебных вопросов, посредством

активного взаимодействия обучаемых и преподавателя. Совершается живой

обмен мнениями между ними, нацеленный на формирование правильного

понимания содержания изучаемой темы. Активные формы и методы

неразрывно связаны друг с другом. Их совокупность образует определенный

вид занятий, на которых осуществляется активное обучение. Используя

активные методы, можно добиться значительных успехов в образовательном

процессе.

Пассивный

метод

отходит

на

второй

план.

Он

характеризуется

доминирующим воздействием преподавателя на обучающихся. В процессе

обучения отсутствует обсуждение ключевых вопросов темы занятия. При

активном обучении студент вступает в диалог с преподавателем, активно

участвует в познавательном процессе, выполняя творческие, поисковые,

проблемные задания. [2. С.56]

Использование

активных

методов

в

процессе

проведения

занятий,

выявление технологических процессов и приемов организации обучения и

составляют основу активной технологии обучения в высшей школе.

Проектируя образовательный процесс, как и многие преподаватели, мы

задавали себе вопрос: как же быть с привычными традиционными

технологиями обучения, эффективность которых проверена годами? Ведь в

настоящее время система образования должна, не отвергать, а разумно

использовать накопленный положительный опыт традиционного обучения.

Сочетание традиционных и новых технологий само по себе явление

инновационное. Существует несколько инновационных подходов проведения

занятий. Выбор технологии обучения зависит прежде всего от того, какое

понимание вкладывает в обучение педагог.

Если преподаватель выбирает радикальный подход, то от традиционного

обучения практически ничего не остается. Перестраивается весь учебный

процесс. Используются компьютерные технологии, включая обучение через

интернет-сеть,

дистанционное

обучение,

виртуальные

семинары,

конференции, игры и пр. При комбинаторном инновационном подходе

происходит соединение ранее известных элементов (новый метод обучения

как необычное сочетание известных приемов и способов, например лекция-

диалог). Если для педагога ближе первичные традиционные технологии,

проверенные

годами,

то

используется

модифицирующий

(совершенствующий) подход. В нем происходит дополнение имеющейся

методики обучения без существенного ее изменения (например, деловая

игра).

Поскольку решение образовательных проблем и задач не исчерпывается

применением ограниченного набора и строго определенных технологий, то в

деятельности преподавателей на учебных занятиях

предусматривается как выбор уже известных, так и разработка новых

технологий.

В соответствии с требованиями ФГОС реализация индивидуального

подхода должна предусматривать широкое использование в учебном

процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Издавна,

лекция была и остается одной из ведущих форм обучения в высшей школе.

Несмотря на непрекращающуюся критику, споры о назначении и месте

лекции в системе преподавания, она остается одним из лучших способов для

донесения новой информации учащимся. И видимо, не случайно. Именно

лекция должна дать студенту творческий заряд, чтобы не запутаться в потоке

информации. В отечественной высшей школе по-прежнему лектор выступает

основной фигурой обучения. При этом, качество отечественного образования

не

ниже,

а

по

ряду

направлений

существенно

выше

зарубежного.

Современные средства информации и массовых коммуникаций не могут

заменить лекцию, но она должна стать еще более интересной, учитывающей

специфику

аудитории,

и

психологические

закономерности

познания,

переработки услышанного, его воздействия на формирование оценок,

отношений, взглядов, чувств и убеждений человека, и возможности новых

информационных технологий. На лекции, где передается только «нужная»

информация под запись, - не стимулируется мыслительная деятельность

студентов.

Важно

придать

лекции

познавательную

направленность,

озадачить обучающихся, заинтересовать их. [1. С.42]

Для этих целей, в настоящее время, существует большое количество

лекций

по

способу

изложения

материала

(проблемная,

лекция

визуализация, бинарная лекция, лекция-пресс-конференция, лекция-беседа и

др). Традиционных лекций при дистанционном обучении может и не быть,

если

учебная

дисциплина

хорошо

обеспечена

учебно-методическими

материалами. В этом случае основной задачей преподавателя заключается

поддержка процесса самостоятельного усвоения знаний слушателями, для

чего могут быть задействованы все известные формы учебной деятельности.

Необходимо отметить, что высшее образование имеет несомненную

специфику, которая состоит в том, что способность к профессиональной

деятельности формируется при непосредственном участии обучающегося и

поэтому в решающей степени зависит не только от труда педагога, но и от

усилий самого студента.

Библиографический список:

1. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / Беспалько В.П.

– М.: Педагогика,1989. – 182 с.

2. Мухина, С. А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении /

С.А. Мухина, А.А. Соловьева. - Ростов - на - Дону: изд-во «Феникс», 2004. –

245 с.



В раздел образования