Автор: Лагуткина Виктория Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "ДЕТСКИЙ САД 216"
Населённый пункт: Г. Саратов
Наименование материала: Статья
Тема: "Сенсорное развитие детей раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРАКТИКА
ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ФОРМИРОВАНИЯ
Аннотация. В статье представлен комплексный анализ проблемы
сенсорного развития в раннем детском возрасте (от 1 года до 3 лет).
Рассматриваются нейрофизиологические и психологические основы
становления сенсорных систем, формулируются ключевые
закономерности и этапы развития восприятия. Особое внимание
уделяется методологии сенсорного воспитания как целенаправленной
педагогической деятельности, направленной на обогащение
чувственного опыта и формирование перцептивных эталонов.
Описаны дидактические принципы, классификация средств и методов
работы, а также конкретные практические рекомендации по
организации развивающей предметно-пространственной среды и
взаимодействию с ребёнком. Статья адресована исследователям в
области возрастной психологии и педагогики, а также практикующим
специалистам системы дошкольного образования и родителям.
Ключевые слова: ранний возраст, сенсорное развитие, восприятие,
сенсорные эталоны, перцептивные действия, сенсорное воспитание,
предметная деятельность, развивающая среда.
Введение. Актуальность и междисциплинарный статус проблемы
Ранний возраст (1-3 года) в онтогенезе человека признаётся
сензитивным, а по мнению ряда авторов – критическим периодом для
становления базовых познавательных функций, центральное место
среди которых занимает восприятие. Сенсорное развитие,
понимаемое как процесс формирования и совершенствования
чувственного опыта через зрительные, слуховые, тактильные,
обонятельные и вкусовые модальности, а также кинестетические
ощущения, составляет фундамент всего последующего психического
развития. Именно на его основе складываются полноценные
представления о внешних свойствах предметов, возникает
возможность их сравнения и обобщения, что является предпосылкой
развития мышления, речи, продуктивных видов деятельности
(конструирования, рисования, лепки) и успешной социализации.
Актуальность углублённого изучения данного процесса обусловлена
несколькими факторами. Во-первых, современные
нейрофизиологические исследования подтверждают исключительную
пластичность мозга в этот период, когда формируются и
миелинизируются основные нейронные пути, ответственные за
переработку сенсорной информации. Во-вторых, в контексте
педагогики раннего возраста существует очевидный разрыв между
декларируемой важностью сенсорного развития и недостаточной
методической разработанностью его содержательного наполнения
для повседневной практики. В-третьих, наблюдается тенденция к
«виртуализации» детства, что потенциально обедняет натуральный,
многообразный чувственный опыт ребёнка, подменяя его экранными,
преимущественно визуальными стимулами. Таким образом, научно
обоснованное, целенаправленное сенсорное воспитание становится
не просто компонентом развития, а необходимой мерой профилактики
возможных дефицитов в когнитивной и эмоциональной сферах.
Цель настоящей статьи – осуществить системный анализ сенсорного
развития детей раннего возраста, интегрирующий данные
психофизиологии, детской психологии и дошкольной педагогики, и на
этой основе сформулировать принципы и конкретные направления
практической работы по его обогащению и коррекции.
1. Нейрофизиологические и психологические основы сенсорного
развития
На первом году жизни происходит в основном созревание органов
чувств как периферических рецепторов и первичных зон коры
головного мозга. К началу раннего возраста ребёнок обладает
функционально зрелыми анализаторными системами, однако процесс
их интеграции, селекции информации и её осмысленного восприятия
только начинается. Ключевое достижение психического развития на
рубеже одного года – возникновение предметной деятельности как
ведущей (по Д.Б. Эльконину). Именно манипулирование предметами,
их исследование с помощью доступных средств (руки, рот, глаза)
становится главным «двигателем» сенсорного прогресса.
С точки зрения психологического содержания, развитие восприятия в
раннем возрасте проходит ряд закономерных этапов. Изначально
восприятие аффективно окрашено и ситуативно: ребёнок выделяет не
отдельные свойства, а целостный образ объекта в конкретной
обстановке (например, бутылочку для кормления). Постепенно, в
процессе многократных действий с разнообразными предметами,
происходит вычленение отдельных перцептивных признаков: сначала
самых ярких, контрастных (цвет, звук), затем – более тонких (форма,
величина, фактура). Этот процесс не пассивен; он осуществляется
через формирование перцептивных действий – системы
ориентировочно-исследовательских операций, направленных на
обследование объекта и выделение его свойств. Изначально эти
действия являются внешними, развёрнутыми (ребёнок ощупывает,
переворачивает, стучит, тянет в рот), но к концу раннего возраста они
начинают интериоризироваться, превращаясь в способность
мысленного сопоставления свойств с усвоенными образцами –
сенсорными эталонами.
Концепция сенсорных эталонов, разработанная А.В. Запорожцем и
Л.А. Венгером, является центральной для отечественной теории
сенсорного воспитания. Сенсорные эталоны – это общепринятые,
устоявшиеся в культуре образцы чувственных свойств и отношений
предметов. К ним относятся система геометрических форм, спектр
цветов, шкала величин, параметры фактур, фонемы родного языка,
звуковысотные и ритмические модели в музыке. Усвоение этих
эталонов и обучение использованию их как «мерок» для анализа
окружающей действительности – основная цель целенаправленного
сенсорного воспитания.
2. Содержание и динамика развития по основным сенсорным
модальностям
Зрительное восприятие. От состояния, когда зрение
преимущественно выполняет ориентировочную функцию, ребёнок
переходит к тонкому различению свойств. К трём годам в норме
складывается представление об основных цветах спектра (красный,
синий, жёлтый, зелёный), хотя их верное называние может
запаздывать. Активно идёт освоение форм: от различения шара от
куба – к узнаванию и соотнесению круга, квадрата, треугольника,
овала, прямоугольника. Наиболее сложным является восприятие
величины, так как оно относительно: один и тот же предмет может
быть и большим, и маленьким в зависимости от контекста сравнения.
Ребёнок последовательно осваивает параметры «большой –
маленький», «длинный – короткий», «широкий – узкий», «высокий –
низкий». Важнейшим приобретением становится целостность
восприятия: ребёнок узнаёт знакомые объекты, людей, изображения
независимо от их ракурса, размера или незначительных изменений во
внешнем виде.
Тактильно-кинестетическое восприятие (осязание). Эта
модальность имеет исключительное значение в раннем возрасте.
Рука является не только органом действия, но и активным органом
познания. Через тактильные ощущения (тепло-холод, твёрдость-
мягкость, гладкость-шероховатость, влажность-сухость, вес) и
проприоцептивные ощущения (напряжение-расслабление мышц,
положение тела в пространстве) формируются наиболее глубокие и
объективные представления о физических свойствах мира. Развитие
мелкой моторики пальцев рук напрямую коррелирует с развитием
речи и мышления, что объясняется близким расположением
соответствующих центров в коре головного мозга. Поэтому
стимуляция тактильной чувствительности и сложнокоординированных
движений рук – обязательный компонент сенсорного воспитания.
Слуховое восприятие. Помимо интенсивного развития
фонематического слуха как основы будущей речи, идёт активное
накопление слуховых образов окружающего мира: бытовых шумов,
звуков природы, голосов животных, музыкальных фрагментов.
Развивается способность локализовать источник звука в
пространстве, различать звуки по тембру, громкости, длительности,
ритму. Музыкальный слух в этот период проявляется в
эмоциональном отклике на мелодию и в попытках воспроизведения
простейшего ритма (похлопывание, притопывание).
Вкусовое и обонятельное восприятие. Эти древние, витально
значимые модальности продолжают развиваться и
дифференцироваться. Ребёнок учится различать и постепенно
вербализовывать базовые вкусы (сладкий, кислый, солёный, горький)
и знакомые запахи (еды, цветов, гигиенических средств). Важно
предоставлять разнообразный, но безопасный опыт в этой сфере,
избегая навязывания и формируя позитивное, но адекватное
отношение к различным сенсорным впечатлениям.
3. Методология сенсорного воспитания: принципы, средства и
методы
Сенсорное воспитание – это планомерное, последовательное
ознакомление ребёнка с сенсорной культурой человечества,
осуществляемое в контексте ведущей деятельности. Его
эффективность базируется на ряде дидактических принципов.
1. Принцип активности и совместности. Ребёнок усваивает
эталоны не через пассивное наблюдение, а в активном действии
с предметами, причём изначально это действие разделено со
взрослым, который называет, показывает, направляет внимание.
2. Принцип последовательности и систематичности. Работа
строится от освоения самых простых, контрастных признаков к
более сложным и близким по значению. Занятия носят
регулярный, а не эпизодический характер.
3. Принцип связи с жизнью и деятельностью. Сенсорные
впечатления не изолируются в дидактическом материале, а
постоянно актуализируются в быту, игре, прогулке, режимных
моментах (сравнение по величине своей одежды и одежды
родителей, различение звуков на кухне, сортировка носков по
цвету).
4. Принцип единства диагностики и развития. Педагогическое
воздействие строится на основе текущего уровня развития
ребёнка, выявленного через наблюдение за его спонтанными
действиями с материалами.
Средства сенсорного воспитания разнообразны и включают:
•
Природные материалы: вода, песок, крупы, камни, шишки,
листья, плоды, лед. Они предоставляют неограниченные
возможности для получения многообразных, полифоничных
ощущений.
•
Специально созданные дидактические материалы и
игрушки: вкладыши, матрёшки, пирамидки, сортеры, шнуровки,
рамки-вкладыши Монтессори, мозаики, кубики, конструкторы с
крупными деталями, сенсорные коврики и книжки.
•
Бытовые предметы и материалы: ёмкости для переливания и
пересыпания, кухонная утварь, ткани разной фактуры, пуговицы,
крышки.
•
Художественные средства: краски (пальчиковые, гуашь),
пластичные материалы (тесто, глина, пластилин), цветная
бумага, музыкальные инструменты (детские барабаны, бубны,
колокольчики, маракасы).
Методы работы выстраиваются в триаду, соответствующую этапам
усвоения материала:
1. Ознакомительно-ориентировочный этап. Взрослый создаёт
ситуацию, привлекает внимание к свойству, эмоционально
называет его, демонстрирует возможности материала. Методы:
демонстрация, рассматривание, обследование,
комментирование действий.
2. Этап обучения перцептивным действиям. Взрослый
показывает и совместно с ребёнком производит действия по
сопоставлению, сравнению, группировке предметов по
заданному признаку. Методы: совместные действия, образец с
пояснением, дидактические игры с чёткими правилами
(«Подбери по цвету», «Найди такой же», «Разложи по
коробочкам»).
3. Этап самостоятельного применения. Ребёнку предлагаются
задания, требующие самостоятельного использования
усвоенного способа в новой, слегка изменённой ситуации.
Методы: проблемно-игровые ситуации, творческие задания,
поручения в быту.
Дидактическая игра является ведущим методом в раннем возрасте,
так как сочетает обучающую задачу с игровой мотивацией и
собственной активностью ребёнка.
4. Практические рекомендации по организации развивающей
среды и взаимодействия
Организация пространства должна предполагать возможность для
самостоятельной сенсорной активности. Целесообразно выделить
зоны с постоянно доступными материалами: для игр с водой и
сыпучими веществами (поддон, непромокаемые фартуки); уголок для
творчества с безопасными пластичными материалами; корзину или
короб с «сокровищами» – предметами разной фактуры, формы,
назначения; музыкальный уголок. Материалы должны быть
эстетичными, безопасными, представлены в достаточном количестве
и периодически обновляться.
В повседневном общении взрослому (педагогу или родителю)
необходимо постоянно активизировать восприятие ребёнка речевыми
средствами:
•
Использовать сенсорную атрибутивную лексику: не просто
«возьми мяч», а «возьми большой красный мяч»; не «полотенце
висит», а «полотенце пушистое, мягкое висит на крючке».
•
Задавать наводящие и проблемные вопросы: «Как ты
думаешь, что это шуршит в коробке?», «Почему эта ложечка
упала громче, чем та?», «Какого цвета носки ты хочешь надеть
сегодня?»
•
Вербализировать ощущения самого ребёнка: «Я вижу, тебе
приятно трогать этот холодный гладкий камешек», «Похоже, этот
звук тебе не нравится, он слишком резкий».
•
Включать сенсорные элементы в режимные моменты: во
время умывания обращать внимание на температуру и текучесть
воды, во время одежды – на фактуру ткани, во время еды (без
насилия) – на вкус, запах, консистенцию продуктов.
Особого подхода требуют дети с признаками сенсорной
чувствительности (гипер- или гипочувствительности в какой-либо
модальности). Для них важна дозированность впечатлений,
предсказуемость сенсорной среды, уважение к их индивидуальным
порогам комфорта и постепенная, бережная экспансия чувственного
опыта.
Заключение
Сенсорное развитие в раннем возрасте – это не стихийный процесс, а
сложноорганизованное становление системы восприятия, напрямую
зависящее от качества и богатства окружающей среды и характера
взаимодействия с компетентным взрослым. Теоретический анализ
позволяет утверждать, что сенсорное воспитание является
стержневой линией психолого-педагогической работы с детьми от 1 до
3 лет. Его успешность определяется не количеством проведённых
«занятий по сенсорике», а способностью взрослого наполнить каждый
момент общения с ребёнком осмысленным, вербализованным,
разнообразным чувственным содержанием.
Практическая реализация рассмотренных принципов и методов
требует от педагога и родителя не столько материальных затрат,
сколько внимания, наблюдательности и готовности следовать за
познавательным интересом ребёнка, мягко направляя и обогащая его.
Инвестиции в сенсорный опыт раннего детства имеют долгосрочный
эффект, создавая прочную, детализированную и структурированную
базу для всех высших психических функций, творческих способностей
и гармоничного взаимодействия с миром. Таким образом, научно
обоснованная практика сенсорного воспитания выступает ключевым
фактором в реализации права каждого ребёнка на полноценное
развитие в самый ответственный период становления человеческой
личности.