Напоминание

"Соединение заплаты с изделием накладным швом"


Автор: Баринова Ирина Анатольевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МОУ "Светлогорская"
Населённый пункт: п.Светлогорск, Шатковского района, Нижегородской области
Наименование материала: конспект
Тема: "Соединение заплаты с изделием накладным швом"
Раздел: среднее образование





Назад





Урок швейного дела в 8 классе коррекции

«Соединение заплаты с изделием накладным швом»

Цель урока:
Соединение заплаты с изделием накладным швом».
Задачи:
Обучающие: Обучить учащихся подготовке поврежденного места к ремонту, изготовлению заплаты выбранной формы (прямоугольной), соединению ее с изделием накладнымшвом. Воспитывающие:Воспитание бережного отношения к одежде, экономии денег и рационального их расходования. Развивающие: Выработка терпения, усидчивости, аккуратности в работе, умения доводить начатое дело до конца. Формирование навыков самоконтроля. Развитие связной устной речи. Оборудование: операционная карта «Выполнение накладной заплаты», пословица «Дело мастера боится», порядок работы по наложению заплаты, инструкционная карта (раздаточный материал) по теме урока, опорные слова для устного плана, тест на выяснение знаний о ремонте одежды и ее сохранности, опорные слова для устного плана, образцы заплат в форме геометрических фигур, практические советы по сохранности одежды, набор геометрических фигур, линейка. Словарь: заплата, накладной шов, предприятия службы быта, ателье, мастерская по ремонту одежды, площадь.
Ход урока

I. Оргмомент.
Доброе утро, ребята! Доброе утро всем, кто пришел посмотреть на мастерство наших юных мастериц-швей. У нас пройдет не совсем обычный урок. Трудиться ребята будут под девизом: «Дело мастера боится». - Как вы понимаете эту пословицу? (работа с пословицей).
1. Сообщение темы, цели
(трудовое обучение) Свое мастерство вы сможете проявить, работая по теме урока «Соединение заплаты с изделием накладным швом». Сегодня вы будете учиться подготавливать поврежденное место к ремонту, изготавливать заплату и соединять ее с изделием накладным швом. Будем учиться делать это самостоятельно. Вы готовы к такой работе?
Физпауза на релаксацию.
Тогда я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и по- думайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе! Мы спокойны, добры, ласковы, приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть весеннего утра, тепло его солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения.

2. Повторение
(раздаются тесты) Тест на выяснение знаний о ремонте одежды и ее сохранности. Необходимо выбрать нужный ответ и обвести его кружочком. 1. Выбрать виды ремонта: а) наложение заплаты; б) утюжка изделия; в) изготовление вешалки. 2. Причины ремонта одежды: а) прожигание от неумелой работы утюгом; б) куплена вещь не по размеру; в) изделие грязное. 3. Что не относится к ремонту? а) проведение примерки; б) пришивание оторванной пуговицы; в) штопка носка. 4. Швы, применяемые при ремонте одежды: а) запошивочный шов; б) стачной шов; в) накладной шов с открытым срезом. 5. Чтобы выглядеть опрятной надо: а) купить новую вещь; б) вовремя ухаживать за своей одеждой; в) взять модное платье у знакомой. 6. Где хранить свои вещи? а) на полочке в шифоньере? б) на плечиках; в) у подруги; г) каждой вещи – свое место. Самопроверка. На доску вывешиваются правильные ответы, по которым учащиеся должны себя проверить. (1-а; 2-а; 3-а; 4-а, б; 5-б; 6-г). -Молодцы ребята, все задания вы выполнили правильно. Вывод: у учащихся есть знания о ремонте одежды и ее сохранности. Фронтальная работа (практическая) (раздаются вещи, требующие ремонта). Задание нужно выслушать внимательно! - Определить вид ремонта (выслушать ответы). - Как вы думаете, по какой причине возникает необходимость ремонтных работ?

3. Работа по теме
(опора на знания учащихся, наглядность, практический показ приемов работы). Существуют разнообразные способы ухода за одеждой и способы ее ремонта. Назовите их (штопка, изготовление вешалки и ее пришивание, наложение заплат в виде аппликации и другие). Многие виды ремонта вам знакомы, и вы их выполняли. Сегодня вы познакомитесь со способом соединения заплаты с изделием накладным швом (вывесить слово
ЗАПЛАТА
). Кто мне скажет, что же такое заплата? Заплата – кусок ткани, кожи, нашиваемый на дырявое место, в простонародье заплату называют латкой (согласно словарю С.И. Ожегова). Но так как мы с вами люди грамотные, то в своей речи мы будем употреблять ее правильное название – «заплата». Внешний вид изделия зависит от правильного выбора формы заплаты. От формы заплаты зависит и способ ее обработки. Как правило, форма заплаты обычно напоминает геометрическую фигуру. - Назовите, какие геометрические фигуры вы видите? - Уберите лишнюю фигуру; - Как одним словом можно назвать оставшиеся фигуры? (многоугольники); - Что общего имеют все фигуры? (углы, стороны, вершины); - А теперь оставьте две родственные фигуры (квадрат, прямоугольник); - По каким признакам вы определили их родство? (это четырехугольники, они имеют по 4 прямых угла, 4 стороны. 4 вершины). Сейчас мы вели речь о геометрических фигурах. - Какая наука занимается изучением этих фигур? (геометрия). Только что вы повторили формы геометрических фигур, которые можно использо-вать для заплаты. Но чтобы определить эту форму, вы должны видеть изделие, поврежденное место на нем, которое вам придется ремонтировать (раздать изделия). Ну что ж, мы с вами вновь перенесемся в мир науки геометрии, где должны будем провести небольшое исследование по определению формы заплаты. Это задание потребует от вас точного глазомера, умения на практике применить знания геометрии. - Рассмотрите поврежденное место; - Определите, форму какой геометрической фигуры оно напоминает? - Из имеющихся на столе геометрических фигур выберите такую, чтобы при ее наложении на поврежденное место оно было бы полностью закрыто. - Наложите, обведите фигуру по контуру мелом и уберите ее. Итак, у кого какой формы будет заплата? Чтобы дать точное заключение, измерьте при помощи линейки стороны фигуры (измерение необходимо производить от 0). Давайте сделаем вывод: раз поврежденное место имеет форму прямоугольника, то и заплата будет иметь такую же форму.
В ходе практической работы мы выяснили, что заплата, которую будете обрабатывать, представляет собой форму прямоугольника. В каком же порядке вы будете выполнять работу по соединению заплаты с изделием? (поэтапно, вывешивается план).
Инструкционная карта
Для дальнейшей работы вам понадобятся знания мер длины. - Какие меры длины вы знаете? - Для чего применяются эти меры? Задание: «Исключи лишнее слово» (метр, час, сантиметр, километр, миллиметр). - Назовите меры в порядке убывания; - Покажите самую маленькую величину на линейке; - Сколько таких миллиметров в 1 сантиметре? - Отмерьте от края геометрической фигуры 10 миллиметров. - Сколько это сантиметров? - Покажите половину одного сантиметра. Сколько это миллиметров?
Действительно, эти знания мер длины в работе швей необходимы постоянно. Сейчас вы в этом убедитесь, когда я продолжу объяснение темы урока (объясняется дальнейшая работа по соединению заплаты с изделием: вывешивается технологическая карта, и работа ведется по ней).
4. Закрепление материала по теме.
- Заплату какой формы вы будете сегодня обрабатывать? - В каком порядке выполняется эта работа? (сначала…, затем..., потом...) - Можно ли изменить последовательность соединения заплаты с изделием? - Для чего определяют направление долевой нити и на заплате и на изделии? - Как это сделать? - Что значит подготовить поврежденное место к ремонту? - Как подготовить заплату? - Какой шов вы будете применять сегодня для соединения заплаты с изделием? (Индивидуальная работа по карточке: техника выполнения). - Рассказать о последовательности соединения заплаты с изделием
накладным
швом. - Как вы думаете, от чего будет зависеть внешний вид изделия?
III. Практическая работа.

Вводный инструктаж.

1. Профориентация.
Сегодня вы будете выполнять накладную заплату в мастерской, где есть производ- ственные машины, и этот ремонт вам доступен. Однако иногда ремонт или обновление одежды трудно выполнить в домашних условиях. Тогда на помощь приходят специальные предприятия службы быта – ателье и мастерские по ремонту одежды. Они выполняют работу по обновлению, ремонту, лицовке одежды. Такие предприятия есть в городах, районных центрах и в сельской местности. Ателье – это мастерская по шитью одежды, а также по другим видам обслуживания. Мастерская – это производственное помещение (швейная мастерская) В ателье и в мастерских работают специалисты, достигшие в своем деле высокого искусства. Их называют мастерами и мастерицами. У вас сегодня есть возможность проявить свое мастерство при выполнении накладной заплаты. Что же вам сможет помочь в достижении успеха? Усидчивость. Терпение. Ювелирная работа. Глазомер. - А как вы думаете причем здесь утюг?

Текущий инструктаж.

2. Практическая работа
(дифференцируется по объему работы). Соединение заплаты с изделием накладным швом (раздаются инструкционные кар- ты по теме урока). Индивидуальная работа ведется по ходу всей практической деятельности.
3. Проверка качества работы
(самопроверка, взаимопроверка, сравнение с образцом). Выполнение ремонта одежды. Для изготовления заплаты были понесены затраты, мы использовали ткань. А что еще тратилось? Использовалось? Назовите (время, э/энергию, нитки, оборудование). При ремонте изделия бывают не только не только затраты, но и какая-то выгода, то есть экономия денег. А сколько вы сэкономили, пожалуйста, попробуйте посчитать - Сколько вами отремонтировано сегодня вещей? - Кто знает, сколько стоит одна пара джинсов? - Давайте посчитаем, сколько денег сэкономила школа, благодаря вашему мастерству. - Как это сделать? - Произведите расчет. На сэкономленные таким образом деньги, ваши родители смогут приобрести какие то нужные вещи для дома. Сейчас хотелось бы услышать ваше мнение о том, что же дает нам экономия и бережливость. Давайте попробуем вместе выработать практические советы по сохранности одежды и предложить их вашим сверстникам. 1. Не брать и не носить чужие вещи. Не давать свои. 2. Вовремя стирать и обязательно утюжить, чтобы одежда имела эстетический вид и вы выглядели опрятной. 3. Своевременно выполнять необходимый ремонт. 4. У каждой вещи должно быть свое место. 5. Правильно хранить вещи в определенном месте.
IV. Заключительная часть.
1. Анализ работы. 2. Итог урока. Пришло время подвести итоги вашей работы. - Какую работу вы выполняли? - Какой формы была заплата, выполненная вами? - Назовите шов, применяемый вами при соединении заплаты с изделием. - Как думаете, вам пригодится в жизни этот вид работы?
На всех уроках вы упорно трудились, старались, а потому у вас все и получилось. Начатое дело вы довели до конца. Не зря говорится, что дело мастера боится. Оценивание мастерства (комментирование оценок). Говоря о бережливости и экономии, мы невольно вспоминаем пословицу, которой и хотелось бы закончить урок. «Что сегодня сбережешь, Завтра пригодится». Вывод: относитесь бережно к одежде, а сэкономленные средства можно всегда по- тратить на другие цели и нужды.


В раздел образования