Автор: Баринова Ирина Анатольевна Должность: учитель технологии Учебное заведение: МОУ "Светлогорская" Населённый пункт: п.Светлогорск, Шатковского района, Нижегородской области Наименование материала: конспект Тема: "Соединение заплаты с изделием накладным швом" Раздел: среднее образование
Цель урока: Соединение заплаты с изделием накладным швом».
Задачи: Обучающие: Обучить учащихся подготовке поврежденного места к ремонту, изготовлению
заплаты выбранной формы (прямоугольной), соединению ее с изделием накладнымшвом.
Воспитывающие:Воспитание бережного отношения к одежде, экономии денег и рационального их
расходования.
Развивающие: Выработка терпения, усидчивости, аккуратности в работе, умения доводить начатое
дело до конца. Формирование навыков самоконтроля. Развитие связной устной речи.
Оборудование: операционная карта «Выполнение накладной заплаты», пословица
«Дело мастера боится», порядок работы по наложению заплаты, инструкционная карта
(раздаточный материал) по теме урока, опорные слова для устного плана, тест на выяснение знаний о
ремонте одежды и ее сохранности, опорные слова для устного плана, образцы заплат в форме
геометрических фигур, практические советы по сохранности одежды, набор геометрических фигур,
линейка.
Словарь: заплата, накладной шов, предприятия службы быта, ателье, мастерская по ремонту
одежды, площадь.
Ход урока
I. Оргмомент.
Доброе утро, ребята! Доброе утро всем, кто пришел посмотреть на мастерство
наших юных мастериц-швей. У нас пройдет не совсем обычный урок. Трудиться ребята будут под
девизом: «Дело мастера боится».
- Как вы понимаете эту пословицу? (работа с пословицей).
1. Сообщение темы, цели (трудовое обучение)
Свое мастерство вы сможете проявить, работая по теме урока «Соединение заплаты с изделием
накладным
швом».
Сегодня
вы
будете
учиться
подготавливать
поврежденное
место
к
ремонту,
изготавливать
заплату
и
соединять
ее
с
изделием
накладным
швом.
Будем
учиться
делать
это
самостоятельно.
Вы готовы к такой работе?
Физпауза на релаксацию. Тогда я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и по-
думайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе! Мы спокойны, добры, ласковы, приветливы. Мы все
здоровы. Глубоко вдохните и выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них.
Вдохните в себя свежесть весеннего утра, тепло его солнечных лучей. Я желаю вам хорошего
настроения.
2. Повторение (раздаются тесты)
Тест на выяснение знаний о ремонте одежды и ее сохранности.
Необходимо выбрать нужный ответ и обвести его кружочком.
1. Выбрать виды ремонта:
а) наложение заплаты;
б) утюжка изделия;
в) изготовление вешалки.
2. Причины ремонта одежды:
а) прожигание от неумелой работы утюгом;
б) куплена вещь не по размеру;
в) изделие грязное.
3. Что не относится к ремонту?
а) проведение примерки;
б) пришивание оторванной пуговицы;
в) штопка носка.
4. Швы, применяемые при ремонте одежды:
а) запошивочный шов;
б) стачной шов;
в) накладной шов с открытым срезом.
5. Чтобы выглядеть опрятной надо:
а) купить новую вещь;
б) вовремя ухаживать за своей одеждой;
в) взять модное платье у знакомой.
6. Где хранить свои вещи?
а) на полочке в шифоньере?
б) на плечиках;
в) у подруги;
г) каждой вещи – свое место.
Самопроверка.
На доску вывешиваются правильные ответы, по которым учащиеся должны себя
проверить. (1-а; 2-а; 3-а; 4-а, б; 5-б; 6-г).
-Молодцы ребята, все задания вы выполнили правильно.
Вывод: у учащихся есть знания о ремонте одежды и ее сохранности.
Фронтальная работа (практическая) (раздаются вещи, требующие ремонта).
Задание нужно выслушать внимательно!
- Определить вид ремонта (выслушать ответы).
- Как вы думаете, по какой причине возникает необходимость ремонтных работ?
3. Работа по теме (опора на знания учащихся, наглядность, практический показ
приемов работы). Существуют разнообразные способы ухода за одеждой и способы ее ремонта.
Назовите их (штопка, изготовление вешалки и ее пришивание, наложение заплат в
виде аппликации и другие).
Многие виды ремонта вам знакомы, и вы их выполняли. Сегодня вы познакомитесь
со способом соединения заплаты с изделием накладным швом (вывесить слово ЗАПЛАТА ).
Кто мне скажет, что же такое заплата?
Заплата – кусок ткани, кожи, нашиваемый на дырявое место, в простонародье заплату называют
латкой (согласно словарю С.И. Ожегова). Но так как мы с вами люди грамотные, то в своей речи мы
будем
употреблять
ее
правильное
название
–
«заплата».
Внешний
вид
изделия
зависит
от
правильного выбора формы заплаты. От формы заплаты зависит и способ ее обработки.
Как правило, форма заплаты обычно напоминает геометрическую фигуру.
- Назовите, какие геометрические фигуры вы видите?
- Уберите лишнюю фигуру;
- Как одним словом можно назвать оставшиеся фигуры? (многоугольники);
- Что общего имеют все фигуры? (углы, стороны, вершины);
- А теперь оставьте две родственные фигуры (квадрат, прямоугольник);
- По каким признакам вы определили их родство? (это четырехугольники, они имеют по 4 прямых
угла, 4 стороны. 4 вершины).
Сейчас мы вели речь о геометрических фигурах.
- Какая наука занимается изучением этих фигур? (геометрия).
Только что вы повторили формы геометрических фигур, которые можно использо-вать для заплаты.
Но чтобы определить эту форму, вы должны видеть изделие, поврежденное место на нем, которое вам
придется ремонтировать (раздать изделия).
Ну что ж, мы с вами вновь перенесемся в мир науки геометрии, где должны будем
провести небольшое исследование по определению формы заплаты. Это задание потребует от вас
точного глазомера, умения на практике применить знания геометрии.
- Рассмотрите поврежденное место;
- Определите, форму какой геометрической фигуры оно напоминает?
- Из имеющихся на столе геометрических фигур выберите такую, чтобы при ее наложении на
поврежденное место оно было бы полностью закрыто.
- Наложите, обведите фигуру по контуру мелом и уберите ее.
Итак, у кого какой формы будет заплата?
Чтобы
дать
точное
заключение,
измерьте
при
помощи
линейки
стороны
фигуры
(измерение
необходимо производить от 0).
Давайте сделаем вывод: раз поврежденное место имеет форму прямоугольника, то и заплата будет
иметь такую же форму.
В ходе практической работы мы выяснили, что заплата, которую будете обрабатывать, представляет
собой форму прямоугольника.
В каком же порядке вы будете выполнять работу по соединению заплаты с изделием? (поэтапно,
вывешивается план).
Инструкционная карта
Для дальнейшей работы вам понадобятся знания мер длины.
- Какие меры длины вы знаете?
- Для чего применяются эти меры?
Задание: «Исключи лишнее слово» (метр, час, сантиметр, километр, миллиметр).
- Назовите меры в порядке убывания;
- Покажите самую маленькую величину на линейке;
- Сколько таких миллиметров в 1 сантиметре?
- Отмерьте от края геометрической фигуры 10 миллиметров.
- Сколько это сантиметров?
- Покажите половину одного сантиметра. Сколько это миллиметров?
Действительно, эти знания мер длины в работе швей необходимы постоянно. Сейчас вы в этом
убедитесь, когда я продолжу объяснение темы урока (объясняется дальнейшая работа по соединению
заплаты с изделием: вывешивается технологическая карта, и работа ведется по ней).
4. Закрепление материала по теме.
- Заплату какой формы вы будете сегодня обрабатывать?
- В каком порядке выполняется эта работа? (сначала…, затем..., потом...)
- Можно ли изменить последовательность соединения заплаты с изделием?
- Для чего определяют направление долевой нити и на заплате и на изделии?
- Как это сделать?
- Что значит подготовить поврежденное место к ремонту?
- Как подготовить заплату?
- Какой шов вы будете применять сегодня для соединения заплаты с изделием? (Индивидуальная
работа по карточке: техника выполнения).
- Рассказать о последовательности соединения заплаты с изделием накладным
швом.
- Как вы думаете, от чего будет зависеть внешний вид изделия?
III. Практическая работа.
Вводный инструктаж.
1. Профориентация.
Сегодня вы будете выполнять накладную заплату в мастерской, где есть производ-
ственные машины, и этот ремонт вам доступен. Однако иногда ремонт или обновление одежды
трудно выполнить в домашних условиях. Тогда на помощь приходят специальные предприятия
службы быта – ателье и мастерские по ремонту одежды. Они выполняют работу по обновлению,
ремонту, лицовке одежды. Такие предприятия есть в городах, районных центрах и в сельской
местности.
Ателье – это мастерская по шитью одежды, а также по другим видам обслуживания.
Мастерская – это производственное помещение (швейная мастерская) В ателье и в
мастерских
работают
специалисты,
достигшие
в
своем
деле
высокого
искусства.
Их
называют
мастерами
и
мастерицами.
У
вас
сегодня
есть
возможность
проявить
свое
мастерство
при
выполнении накладной заплаты. Что же вам сможет помочь в достижении успеха?
Усидчивость.
Терпение.
Ювелирная работа.
Глазомер.
- А как вы думаете причем здесь утюг?
Текущий инструктаж.
2. Практическая работа (дифференцируется по объему работы).
Соединение заплаты с изделием накладным швом (раздаются инструкционные кар-
ты по теме урока).
Индивидуальная работа ведется по ходу всей практической деятельности.
3. Проверка качества работы (самопроверка, взаимопроверка, сравнение с образцом).
Выполнение ремонта одежды.
Для изготовления заплаты были понесены затраты, мы использовали ткань.
А что еще тратилось? Использовалось? Назовите (время, э/энергию, нитки, оборудование).
При ремонте изделия бывают не только не только затраты, но и какая-то выгода, то
есть экономия денег.
А сколько вы сэкономили, пожалуйста, попробуйте посчитать
- Сколько вами отремонтировано сегодня вещей?
- Кто знает, сколько стоит одна пара джинсов?
- Давайте посчитаем, сколько денег сэкономила школа, благодаря вашему мастерству.
- Как это сделать?
- Произведите расчет.
На сэкономленные таким образом деньги, ваши родители смогут приобрести какие то нужные вещи
для
дома.
Сейчас
хотелось
бы
услышать
ваше
мнение
о
том,
что
же
дает
нам
экономия
и
бережливость.
Давайте попробуем вместе выработать практические советы по сохранности одежды и предложить их
вашим сверстникам.
1. Не брать и не носить чужие вещи. Не давать свои.
2. Вовремя стирать и обязательно утюжить, чтобы одежда имела эстетический вид и вы
выглядели опрятной.
3. Своевременно выполнять необходимый ремонт.
4. У каждой вещи должно быть свое место.
5. Правильно хранить вещи в определенном месте.
IV. Заключительная часть.
1. Анализ работы.
2. Итог урока.
Пришло время подвести итоги вашей работы.
- Какую работу вы выполняли?
- Какой формы была заплата, выполненная вами?
- Назовите шов, применяемый вами при соединении заплаты с изделием.
- Как думаете, вам пригодится в жизни этот вид работы?
На всех уроках вы упорно трудились, старались, а потому у вас все и получилось.
Начатое дело вы довели до конца. Не зря говорится, что дело мастера боится.
Оценивание мастерства (комментирование оценок).
Говоря о бережливости и экономии, мы невольно вспоминаем пословицу, которой
и хотелось бы закончить урок.
«Что сегодня сбережешь,
Завтра пригодится».
Вывод: относитесь бережно к одежде, а сэкономленные средства можно всегда по-
тратить на другие цели и нужды.