Напоминание

Личные границы


Автор: Морозова Евгения Николаевна
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ ДЕТСКИЙ САД№ 427
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: Личные границы
Раздел: дошкольное образование





Назад




ЛИЧНЫЕ ГРАНИЦЫ: ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ.

На данный момент, очень много говорят о личных границах: их, нужно уметь

«выстраивать» и «отстаивать». Как объяснить все это ребенку, чтобы он понял правила

о границах правильно?

В первую очередь нужно понять, что же это такое. И какие виды личных границ

бывают.

Виды личных границ

В психологии

принято

выделять

такие

разновидности

границ

личности,

как:

- физические границы (собственное тело, частная жизнь человека, его личное

пространство);

- психические границы (мысли и эмоции человека, его ценностные ориентации).

Зачем нужны личные границы

Формирование личных границ у ребенка необходимо для сведения к минимуму его

конфликтов

с окружающими.

Они

нужны

для:

- формирования у ребенка умения отказываться от участия в сомнительных мероприятиях,

не чувствуя при этом себя виноватым;

- выстраивания комфортных отношений с людьми;

- лучшего понимания ребенком своей индивидуальности.

Пять стадий развития личных границ

Опыт, связанный с границами, человек начинает переживать еще до рождения,

в процессе развития плода. Поэтому процесс формирования границ можно начать

рассматривать, начиная с этого уровня.

Первые границы, которые начинает ощущать ребенок, — это физические

границы его тела. Представление о них формируется, еще, когда ребенок находится

в утробе матери. Он чувствует своей кожей внешнюю среду, может манипулировать

пуповиной — сжимать и разжимать ее. Таким образом, эти физические границы своего

тела

мы начинаем

воспринимать

еще

до рождения

и сохраняем

это

ощущение

на протяжении всей жизни.

Следующий уровень — так называемые энергетические границы, или границы

личностного пространства. Они начинают развиваться примерно в 1,5–2 года. Это

способность чувствовать свое личностное пространство как отдаленность от других

людей. Его также называют пространством первичной сепарации. Маленький ребенок,

с одной стороны, чувствует себя отдельно от мамы, но в то же время находится в слиянии

с ней. Уже в этом возрасте малыш может эти границы раздвигать и сужать — например,

отодвигать маму ручками или же, наоборот, хватать ее и пытаться притягивать к себе.

То есть это «двойственный» тип сепарации, когда ребенок все еще не до конца

разделен с матерью. Но это первый возраст, когда он начинает осознавать свою

«отдельность»

и начинает

пытаться

каким-то

образом

отстаивать

свое

право

на самостоятельность. В результате постепенно формируется структура отношений

ребенка и родителей, но это еще не период «Я сам!», который наступит чуть позже.

Следующий этап — развитие территориальных границ, начиная примерно с 3 лет,

когда дети начинают четко различать границы между своим и чужим. Они перестают

говорить о себе в третьем лице («Лена хочет кушать») и начинают обозначать себя через

местоимение «я». В том числе — часто говорить «Я сам!» и пытаться подражать

взрослым. Дети в этом возрасте подчеркивают мысль «Я не ты».

То есть если на предыдущем этапе мы говорили о границах энергетических —

нечетко физически очерченных, то после 3 лет для ребенка естественно говорить: «Это

моя игрушка» или «Это мой домик». Более того, малыш начинает эти границы защищать

физически: он может забрать свои игрушки себе и никому не давать, а может, наоборот,

делиться ими с другими детьми, но при этом понимает, что это его вещи.

Далее, примерно с 5–6 лет, формируются границы социального пространства.

Ребенок начинает ощущать себя частью группы, и в дополнение к представлению «я —

семья» появляется представление «я — группа». В этом возрасте дети начинают дружить,

собираться в группы в рамках игры или на основе общих интересов. То есть свои

собственные границы они начинают встраивать в механизм социального взаимодействия.

Следующий уровень — это границы собственного пространства в социальных

контактах. Если раньше речь шла о небольших групповых взаимодействиях (например,

в рамках игры), то у более взрослых детей социальные контакты связаны с вхождением

в группу, присутствием в ней и определением своих возможностей внутри нее. Ребенок

отдает часть своих прав группе, а часть — оставляет при себе. Ребенок учится вести

группу

за собой

и одновременно

подчиняться

ее правилам,

не растворяясь

и не конфликтуя в ней. Соотношение этих двух факторов определяет последующее

развитие гибкости и устойчивости личных границ человека.



В раздел образования