Автор: Морозова Евгения Николаевна
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ ДЕТСКИЙ САД№ 427
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: Личные границы
Раздел: дошкольное образование
ЛИЧНЫЕ ГРАНИЦЫ: ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ.
На данный момент, очень много говорят о личных границах: их, нужно уметь
«выстраивать» и «отстаивать». Как объяснить все это ребенку, чтобы он понял правила
о границах правильно?
В первую очередь нужно понять, что же это такое. И какие виды личных границ
бывают.
Виды личных границ
В психологии
принято
выделять
такие
разновидности
границ
личности,
как:
- физические границы (собственное тело, частная жизнь человека, его личное
пространство);
- психические границы (мысли и эмоции человека, его ценностные ориентации).
Зачем нужны личные границы
Формирование личных границ у ребенка необходимо для сведения к минимуму его
конфликтов
с окружающими.
Они
нужны
для:
- формирования у ребенка умения отказываться от участия в сомнительных мероприятиях,
не чувствуя при этом себя виноватым;
- выстраивания комфортных отношений с людьми;
- лучшего понимания ребенком своей индивидуальности.
Пять стадий развития личных границ
Опыт, связанный с границами, человек начинает переживать еще до рождения,
в процессе развития плода. Поэтому процесс формирования границ можно начать
рассматривать, начиная с этого уровня.
Первые границы, которые начинает ощущать ребенок, — это физические
границы его тела. Представление о них формируется, еще, когда ребенок находится
в утробе матери. Он чувствует своей кожей внешнюю среду, может манипулировать
пуповиной — сжимать и разжимать ее. Таким образом, эти физические границы своего
тела
мы начинаем
воспринимать
еще
до рождения
и сохраняем
это
ощущение
на протяжении всей жизни.
Следующий уровень — так называемые энергетические границы, или границы
личностного пространства. Они начинают развиваться примерно в 1,5–2 года. Это
способность чувствовать свое личностное пространство как отдаленность от других
людей. Его также называют пространством первичной сепарации. Маленький ребенок,
с одной стороны, чувствует себя отдельно от мамы, но в то же время находится в слиянии
с ней. Уже в этом возрасте малыш может эти границы раздвигать и сужать — например,
отодвигать маму ручками или же, наоборот, хватать ее и пытаться притягивать к себе.
То есть это «двойственный» тип сепарации, когда ребенок все еще не до конца
разделен с матерью. Но это первый возраст, когда он начинает осознавать свою
«отдельность»
и начинает
пытаться
каким-то
образом
отстаивать
свое
право
на самостоятельность. В результате постепенно формируется структура отношений
ребенка и родителей, но это еще не период «Я сам!», который наступит чуть позже.
Следующий этап — развитие территориальных границ, начиная примерно с 3 лет,
когда дети начинают четко различать границы между своим и чужим. Они перестают
говорить о себе в третьем лице («Лена хочет кушать») и начинают обозначать себя через
местоимение «я». В том числе — часто говорить «Я сам!» и пытаться подражать
взрослым. Дети в этом возрасте подчеркивают мысль «Я не ты».
То есть если на предыдущем этапе мы говорили о границах энергетических —
нечетко физически очерченных, то после 3 лет для ребенка естественно говорить: «Это
моя игрушка» или «Это мой домик». Более того, малыш начинает эти границы защищать
физически: он может забрать свои игрушки себе и никому не давать, а может, наоборот,
делиться ими с другими детьми, но при этом понимает, что это его вещи.
Далее, примерно с 5–6 лет, формируются границы социального пространства.
Ребенок начинает ощущать себя частью группы, и в дополнение к представлению «я —
семья» появляется представление «я — группа». В этом возрасте дети начинают дружить,
собираться в группы в рамках игры или на основе общих интересов. То есть свои
собственные границы они начинают встраивать в механизм социального взаимодействия.
Следующий уровень — это границы собственного пространства в социальных
контактах. Если раньше речь шла о небольших групповых взаимодействиях (например,
в рамках игры), то у более взрослых детей социальные контакты связаны с вхождением
в группу, присутствием в ней и определением своих возможностей внутри нее. Ребенок
отдает часть своих прав группе, а часть — оставляет при себе. Ребенок учится вести
группу
за собой
и одновременно
подчиняться
ее правилам,
не растворяясь
и не конфликтуя в ней. Соотношение этих двух факторов определяет последующее
развитие гибкости и устойчивости личных границ человека.