Напоминание

"Развитие речи детей 5-6 лет через речевые игры и упражнения"


Авторы: Роганова Галина Владимировна, Воробьева Светлана Николаевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 47 "Ладушки"
Населённый пункт: г. Заволжье, Нижегородская область
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: "Развитие речи детей 5-6 лет через речевые игры и упражнения"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей: Развитие речи детей 5–6 лет через речевые

игры и упражнения

Что включать в программу занятий с детьми в домашних условиях:

1.

Длительность и частота: 2–3 занятия по 15–20 минут в день, чередуя

разные виды заданий.

2.

Стратегия: сочетайте развлекательные игры с целевыми упражнениями

на артикуляцию, плавность речи и словарный запас.

3.

Среда: создавайте спокойную атмосферу, минимизируйте отвлекающие

факторы, поощряйте свободное высказывание детей.

Игры и упражнения для развития речи

1) Развитие словарного запаса и активного употребления слов

"Найди предметы": называйте предметы в комнате, ребенок должен назвать

действие, которое с ним можно сделать, например: "мяч — катить, прыгнуть,

бросить".

"Смешные словечки": придумывайте новые слова к обычным предметам

(например, «солнечнозайчик» для «солнечный зайчик»). Обсуждайте, что

такое слово и как его можно использовать в предложении.

"Придумай рассказ": задавайте серию вопросов, чтобы развить связную речь:

кто, что сделал, где происходило, зачем, что было затем.

2) Артикуляция и четкость речи

Лабиринты звуков: идите по комнате и на каждый шаг произносите звук [м],

[р], [л], затем сформируйте простые слова и предложения.

Пальчиковые игры с рифмой: подбирайте рифмы к словам и проговаривайте

их вслух, выделяйте трудные звуки.

Чистоговорки для тренировки губ и языка: подбирайте простые фразы,

повторяйте 3–5 раз медленно, затем постепенно ускоряйте.

3) Плавность речи и связная речь

«Расскажи по шагам»: описывайте последовательность действий одного

события (например, как приготовить чай: взять чашку, всыпать чай, залить

кипятком).

«Чередование голосов»: чередуйте монолог и диалог — ребенок говорит 1–2

минуты, затем вы отвечаете короткими фрагментами и задаёте уточняющие

вопросы.

«Картинки-цепочки»: показывайте серию картинок и просите ребенка

рассказать историю, соединяя картинки в логическую последовательность.

4) Вопросы и активное слушание

Задания на формирование вопросов: помогайте ребенку формулировать

вопросы к картинке: «Кто? Что? Где? Когда? Как? Зачем?».

Поддерживайте разговор: повторяйте часть сказанного ребенка и уточняйте

детали, чтобы развивать уверенность и понимание.

5) Развитие грамматики и структуры предложений

«Построй предложение по шаблону»: «Кто делал что?» → учим строить

простые сложные предложения: «Маша читала книгу, пока…».

«Добавь детали»: после базового предложения добавляйте уточнения:

«вчера», «у мамы дома», «на кухне».

Как работать с трудностями

Замедление речи и заикание: не критикуйте скорость речи. Поощряйте

плавность и точность. При наличии явных проблем обратитесь к логопеду

для оценки и персональных упражнений.

Фонетические трудности: уделяйте внимание сложным звукам в конце слова

или слоге; постепенно вводите упражнения на артикуляцию.

Дизартрия/нарушение дыхания при речи: следуйте рекомендациям

специалиста и выполняйте упражнения в безопасной, спокойной манере.

Примеры коротких занятий (план на неделю)

Понедельник: "Найди предметы" + "Расскажи по шагам". 2–3 цикла, по 2–3

минуты каждый.

Среда: «Смешные словечки» + «Пальчиковые игры с рифмой». 15–20 минут.

Пятница: «Расскажи историю по картинкам» + «Плавная речь:

чистоговорки». 15–20 минут.

Советы для родителей

Помните: важна регулярность и позитивная атмосфера. Хвалите попытки

ребенка, а не идеальный результат.

Говорите медленно и ясно, делайте паузы между фрагментами речи, чтобы

ребенок мог следовать за мыслью.

Включайте разговор в повседневные дела: готовка, прогулка, игры, чтение

книг.

Ведите маленький дневник успехов: какие слова или фразы ребенок начал

использовать, какие темы вызывают интерес.



В раздел образования