Автор: Мыреева Ольга Алексеевна
Должность: Педагог- психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Солнышко"
Населённый пункт: Булунский район. п. Тикси
Наименование материала: Статья
Тема: "Этнография народов Севера для развития творческой личности ребенка"
Раздел: дошкольное образование
Этнография коренных народов Севера как средство развития
творческой одаренности в условиях Арктики.
Духовные ценности народа, его обычаи и нравы в течение многих
поколений играли и играют сегодня решающую роль в становлении
личности, в формировании духовно – нравственных качеств подрастающего
поколения. В них сосредоточены такие гуманистические ценности, которые
создают этническую специфику народов, украшают их духовный облик.
Сейчас важно не растерять те, ценности в духовной культуре прошлого,
которые были накоплены многими поколениями того или иного этноса,
поскольку в воспитании подрастающего поколения невозможно обойтись без
использования опыта народа в этой области, его традиций.
В Республике Саха (Якутия) в северных улусах в настоящее время
ведется активная деятельность по возрождению, сохранению, развитию
искусства и культуры коренных народов Арктики. Необходимым компонентом
данного направления является изучение национального культурного наследия,
передача подрастающему поколению знаний и умений традиционного
декоративно – прикладного искусства.
Мир народа Арктики богат, самобытен, оригинален, отражает
могущество, силу и красоту суровой северной природы. Если мы будем
изучать и соприкасаться с историей народа Севера, будем богаче, мудрее и
добрее. Использование регионального колорита и этноса в педагогических
целях, знакомство дошкольников с национальной культурой коренного этноса
своей Малой Родины становятся актуальными задачами для педагогов,
ориентирует детей на организацию личностного познания родного края: от
непосредственного восприятия и изучения – к осмыслению. Формируется у
детей этнокультурные ценности, национальные традиции как основы
формирования его самосознания, самоиндентификации, самоопределения
( умения относить себя к определенной национальности, культуре).к с
Обогащение исторического сознания детей через восприятия и изучения
этноса, культуры, традиции, обычаи коренных народов Севера (умению
относить себя к определенной национальности и понимающего ценности и
исключительности Родного края). Северные народные игры в комплексе с
другими воспитательными средствами представляют собой начальный этап
формирования личности, сочетающей в себе такие качества как: смекалка,
ловкость, сноровка, выносливость в экстремальных условиях окружающей
среды и оказывают огромное влияние на здоровья. Образовательная
программа направлена на приобретение знаний по этнографии народов Севера
на изучение материальной и духовной культуры народов, так как культура
народов специфична и уникальна. Мировоззрение у народов Севера является
неотъемлемой её частью, изучение которой требует детально познакомиться с
традициями и обычаями, так как самобытность, духовное богатство и
культура отражаются в ремеслах, в искусстве, обрядах и культуре, которые
необходимо изучать, поддерживать и сохранить. Обучающие изучают
природный климат Арктики и умения выживать в экстремальных условиях
жителей Севера, также поселения, жилища, традиционную одежду,
домашнюю утварь.
Также в рамках программы предусмотрены практические занятия:
моделирование и шитье одежды из шкур, создание макетов чума, нарты, седла
из древесины, приготовление посуды из бересты и дерева и т. д. Разнообразие
видов деятельности способствует развитие у детей творческого мышления,
развивает духовно – нравственные качества и уважительного отношения к
другим народам.
Образовательная про
Статью подготовила Мыреева О.А. педагог – психолог МБДОУ «Солнышко» п. Тикси.