Напоминание

Методы оперативной психофизической мобилизации и концентрации в структуре подготовки военного специалиста


Авторы: Ветохин Александр Николаевич, Семенов Арсений Дмитриевич
Должность: Старший преподаватель, курсант
Учебное заведение: ВУНЦ ВВС ВВА
Населённый пункт: г. Воронеж
Наименование материала: Статья
Тема: Методы оперативной психофизической мобилизации и концентрации в структуре подготовки военного специалиста
Раздел: высшее образование





Назад




Научная статья: Методы оперативной психофизической мобилизации и концентрации

в структуре подготовки военного специалиста

Аннотация: В статье исследуются актуальные вопросы формирования навыков

оперативной саморегуляции у военнослужащих для деятельности в экстремальных

условиях. Рассматриваются физиологические и психологические основы стресс-

реакции и механизмы ее влияния на эффективность профессиональных действий.

Основное внимание уделяется классификации, содержанию и методике освоения

техник экстренной мобилизации психофизиологических ресурсов и концентрации

внимания, применимых в условиях дефицита времени и высокой угрозы.

Анализируются этапы интеграции данных техник в систему профессиональной

подготовки курсантов военного вуза. Доказывается, что целенаправленная тренировка

навыков саморегуляции является неотъемлемым элементом формирования

профессиональной надежности будущего офицера.

Ключевые слова: психофизическая подготовка, саморегуляция, стресс, экстремальная

ситуация, мобилизация, концентрация внимания, эмоциональная устойчивость,

идеомоторная тренировка, дыхательные техники, военно-профессиональная

надежность.

Введение

Современная военно-профессиональная деятельность, особенно в сфере управления

сложными техническими системами и принятия решений в условиях боя, предъявляет

исключительно высокие требования к психофизиологической устойчивости

специалиста. Экстремальная ситуация, характеризуемая внезапностью, угрозой для

жизни, высокой ответственностью и дефицитом времени, вызывает комплекс

стрессовых реакций, способных дезорганизовать деятельность даже при наличии

высокого уровня специальных знаний и умений. В этой связи ключевой задачей

психологической подготовки (ПФП) становится не только развитие устойчивости к

стрессу, но и формирование активных, инструментальных навыков управления

собственным состоянием. Навыки оперативной мобилизации и концентрации

выступают в роли психофизиологического «инструментария», позволяющего

преобразовать энергию стресса в целенаправленную активность. Актуальность

работы обусловлена необходимостью углубленного изучения и внедрения в учебный

процесс военных вузов практико-ориентированных методов саморегуляции,

обеспечивающих надежность курсанта, а впоследствии – офицера, в критических

обстоятельствах.

1. Нейрофизиологические и психологические механизмы дезорганизации

деятельности в стрессе

Воздействие экстремальных факторов запускает каскадную реакцию организма,

направленную на экстренную мобилизацию ресурсов. Активация гипоталамо-

гипофизарно-адреналовой системы приводит к массивному выбросу катехоламинов

(адреналин, норадреналин) и кортизола. Соматически это проявляется в учащении

пульса, повышении артериального давления, усилении мышечного тонуса,

перераспределении кровотока.

С психологической точки зрения, на когнитивном уровне происходит:

· Сужение объема и концентрации внимания («туннельное восприятие»), ведущее к

потере важных элементов оперативной обстановки.

· Нарушение процессов мышления: снижение гибкости, склонность к стереотипным

решениям, затруднение доступа к памяти (явления «провала в памяти»).

· Дисбаланс в эмоционально-волевой сфере: возникновение паники, страха,

ощущения потери контроля или, напротив, развитие апатии и ступорозных состояний.

Таким образом, неподготовленная психика реагирует по принципу «гипермобилизация

– дезорганизация». Задача подготовки заключается в выработке навыков управляемой

оптимальной мобилизации, позволяющей использовать физиологические сдвиги для

повышения эффективности действий, а не для ее блокировки.

2. Система техник оперативной саморегуляции: от экстренной коррекции до глубокой

концентрации

Техники саморегуляции для применения в экстремальных условиях можно

классифицировать по цели воздействия и времени применения.

2.1. Техники экстренной мобилизации и снятия избыточного напряжения.

Направлены на быстрый выход из состояния оцепенения, паники или, наоборот, на

гашение излишнего нервного возбуждения.

· Дыхательные методы: Являются базовыми из-за прямой связи дыхания с

вегетативной нервной системой.

· Для снятия «предстартовой лихорадки»: Техника удлиненного выдоха (4-7-8: вдох

на 4 счета, задержка на 7, выдох на 8). Активирует парасимпатический отдел, снижая

ЧСС.

· Для экстренной мобилизации при апатии: Серия из 3-4 резких, форсированных

вдохов и выдохов («дыхание мобилизации»). Тонизирует организм.

· Мышечно-тонические методы:

· Изометрическое напряжение: Кратковременное (5-7 сек.) максимальное напряжение

всех мышц тела или отдельных групп с последующим резким расслаблением.

Позволяет осознать и снять мышечные «зажимы» – физическую основу страха.

· «Ключевые» движения (по Х. Алиеву): Выполнение простых, ритмичных движений

(покачивание, потягивание) для выхода из ступора и восстановления

нейродинамического баланса.

2.2. Техники концентрации внимания и идеомоторной настройки.

Направлены на сужение и фокусировку сознания на алгоритме действий, отсекая

деструктивные мысли и внешние помехи.

· Внутренняя команда и вербализация: Использование коротких, императивных,

позитивных формул: «Внимание на прицел», «Дышать ровно», «Работать по

алгоритму». Это структурирует внутренний диалог.

· Сенсорная фокусировка: Сознательное переключение и удержание внимания на

конкретном канале восприятия – тактильном (ощущение спускового крючка), слуховом

(команды по связи), зрительном (показания прибора).

· Идеомоторная тренировка (ИТ) в экстренном режиме: Мысленное, в ускоренном

темпе, проигрывание предстоящего действия или его ключевого элемента. ИТ

активирует те же нейронные ансамбли, что и реальное движение, повышая готовность

к его выполнению и снижая неопределенность.

3. Интеграция техник саморегуляции в учебно-боевой процесс курсанта военного вуза

Формирование устойчивых навыков требует последовательного, трехэтапного

подхода, интегрированного в общую систему подготовки.

1. Когнитивно-ознакомительный этап. Теоретическое изучение основ психофизиологии

стресса и принципов саморегуляции. Освоение техник в состоянии покоя, в учебной

аудитории.

2. Тренирово-моделирующий этап. Отработка навыков в условиях нарастающего

стрессогенного воздействия: во время сложных практических занятий, тактических

учений, при физическом утомлении, в условиях дефицита времени. Критически важна

обратная связь от преподавателя (инструктора) по качеству выполнения техники.

3. Этап автоматизации и профессиональной апробации. Доведение навыков до уровня

условного рефлекса, когда они применяются непроизвольно в ответ на стресс-фактор.

Финальной проверкой являются комплексные учения, полевые выходы,

экзаменационные нормативы в обстановке, максимально приближенной к реальной.

Регулярное включение элементов саморегуляции в повседневные учебные процедуры

(перед сдачей зачета, при работе на тренажере) формирует психологическую

компетентность и профессиональную выносливость.

Заключение

Владение техниками оперативной мобилизации и концентрации представляет собой

не вспомогательный, а ключевой профессиональный навык военного специалиста,

работающего в условиях повышенного риска и ответственности. Эти методы,

основанные на управлении дыханием, мышечным тонусом и вниманием, позволяют

взять под контроль вегетативные и эмоциональные проявления стресса,

перенаправив энергию тревоги в русло целенаправленной деятельности.

Систематическая и поэтапная тренировка данных техник в процессе обучения в

военном вузе трансформирует их из теоретического знания в надежный внутренний

ресурс. Это напрямую способствует повышению профессиональной надежности,

снижению вероятности ошибок в критический момент и сохранению

работоспособности в длительных напряженных условиях.

Перспективными направлениями дальнейших исследований являются разработка

комплексных тренажерных систем с биологической обратной связью (БОС) для

объективного мониторинга состояния и отработки саморегуляции, а также создание

специализированных мобильных приложений для самостоятельной тренировки

психофизиологических навыков. Внедрение этих наработок в учебный процесс будет

способствовать подготовке офицерских кадров, способных не только технически

грамотно, но и психологически устойчиво решать задачи любой сложности.

Список литературы:

1. Алиев Х.М. Ключ к себе: Технология саморегуляции. – М.: Издательство

«Московские учебники и Картолитография», 2003. – 144 с.

2. Дикая Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека

(системно-деятельностный подход). – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2003. –

318 с.

3. Ильин Е.П. Психология спорта. – СПб.: Питер, 2016. – 352 с.

4. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. – М.:

Академический Проект, 2009. – 943 с.

5. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика: Справочник практического психолога. – М.:

Эксмо, 2005. – 992 с.

6. Методика психологической подготовки личного состава к ведению боевых действий:

учебное пособие / под общ. ред. А.В. Негреба. – М.: ГУВР ВС РФ, 2015. – 215 с.

7. Селье Г. Стресс без дистресса. – М.: Прогресс, 1982. – 128 с.

8. Сопов В.Ф. Теория и методика психологической подготовки в современном спорте. –

М.: Московский психолого-социальный институт, 2010. – 120 с.

---

Автор:

Курсант 5-21 учебной группы

сержант Семенов А.Д.

ФГКВОУ ВО «Военный учебно-научный центр

Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия

имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»

(г. Воронеж)



В раздел образования