Авторы: Ветохин Александр Николаевич, Семенов Арсений Дмитриевич
Должность: Старший преподаватель, курсант
Учебное заведение: ВУНЦ ВВС ВВА
Населённый пункт: г. Воронеж
Наименование материала: Статья
Тема: Методы оперативной психофизической мобилизации и концентрации в структуре подготовки военного специалиста
Раздел: высшее образование
Научная статья: Методы оперативной психофизической мобилизации и концентрации
в структуре подготовки военного специалиста
Аннотация: В статье исследуются актуальные вопросы формирования навыков
оперативной саморегуляции у военнослужащих для деятельности в экстремальных
условиях. Рассматриваются физиологические и психологические основы стресс-
реакции и механизмы ее влияния на эффективность профессиональных действий.
Основное внимание уделяется классификации, содержанию и методике освоения
техник экстренной мобилизации психофизиологических ресурсов и концентрации
внимания, применимых в условиях дефицита времени и высокой угрозы.
Анализируются этапы интеграции данных техник в систему профессиональной
подготовки курсантов военного вуза. Доказывается, что целенаправленная тренировка
навыков саморегуляции является неотъемлемым элементом формирования
профессиональной надежности будущего офицера.
Ключевые слова: психофизическая подготовка, саморегуляция, стресс, экстремальная
ситуация, мобилизация, концентрация внимания, эмоциональная устойчивость,
идеомоторная тренировка, дыхательные техники, военно-профессиональная
надежность.
Введение
Современная военно-профессиональная деятельность, особенно в сфере управления
сложными техническими системами и принятия решений в условиях боя, предъявляет
исключительно высокие требования к психофизиологической устойчивости
специалиста. Экстремальная ситуация, характеризуемая внезапностью, угрозой для
жизни, высокой ответственностью и дефицитом времени, вызывает комплекс
стрессовых реакций, способных дезорганизовать деятельность даже при наличии
высокого уровня специальных знаний и умений. В этой связи ключевой задачей
психологической подготовки (ПФП) становится не только развитие устойчивости к
стрессу, но и формирование активных, инструментальных навыков управления
собственным состоянием. Навыки оперативной мобилизации и концентрации
выступают в роли психофизиологического «инструментария», позволяющего
преобразовать энергию стресса в целенаправленную активность. Актуальность
работы обусловлена необходимостью углубленного изучения и внедрения в учебный
процесс военных вузов практико-ориентированных методов саморегуляции,
обеспечивающих надежность курсанта, а впоследствии – офицера, в критических
обстоятельствах.
1. Нейрофизиологические и психологические механизмы дезорганизации
деятельности в стрессе
Воздействие экстремальных факторов запускает каскадную реакцию организма,
направленную на экстренную мобилизацию ресурсов. Активация гипоталамо-
гипофизарно-адреналовой системы приводит к массивному выбросу катехоламинов
(адреналин, норадреналин) и кортизола. Соматически это проявляется в учащении
пульса, повышении артериального давления, усилении мышечного тонуса,
перераспределении кровотока.
С психологической точки зрения, на когнитивном уровне происходит:
· Сужение объема и концентрации внимания («туннельное восприятие»), ведущее к
потере важных элементов оперативной обстановки.
· Нарушение процессов мышления: снижение гибкости, склонность к стереотипным
решениям, затруднение доступа к памяти (явления «провала в памяти»).
· Дисбаланс в эмоционально-волевой сфере: возникновение паники, страха,
ощущения потери контроля или, напротив, развитие апатии и ступорозных состояний.
Таким образом, неподготовленная психика реагирует по принципу «гипермобилизация
– дезорганизация». Задача подготовки заключается в выработке навыков управляемой
оптимальной мобилизации, позволяющей использовать физиологические сдвиги для
повышения эффективности действий, а не для ее блокировки.
2. Система техник оперативной саморегуляции: от экстренной коррекции до глубокой
концентрации
Техники саморегуляции для применения в экстремальных условиях можно
классифицировать по цели воздействия и времени применения.
2.1. Техники экстренной мобилизации и снятия избыточного напряжения.
Направлены на быстрый выход из состояния оцепенения, паники или, наоборот, на
гашение излишнего нервного возбуждения.
· Дыхательные методы: Являются базовыми из-за прямой связи дыхания с
вегетативной нервной системой.
· Для снятия «предстартовой лихорадки»: Техника удлиненного выдоха (4-7-8: вдох
на 4 счета, задержка на 7, выдох на 8). Активирует парасимпатический отдел, снижая
ЧСС.
· Для экстренной мобилизации при апатии: Серия из 3-4 резких, форсированных
вдохов и выдохов («дыхание мобилизации»). Тонизирует организм.
· Мышечно-тонические методы:
· Изометрическое напряжение: Кратковременное (5-7 сек.) максимальное напряжение
всех мышц тела или отдельных групп с последующим резким расслаблением.
Позволяет осознать и снять мышечные «зажимы» – физическую основу страха.
· «Ключевые» движения (по Х. Алиеву): Выполнение простых, ритмичных движений
(покачивание, потягивание) для выхода из ступора и восстановления
нейродинамического баланса.
2.2. Техники концентрации внимания и идеомоторной настройки.
Направлены на сужение и фокусировку сознания на алгоритме действий, отсекая
деструктивные мысли и внешние помехи.
· Внутренняя команда и вербализация: Использование коротких, императивных,
позитивных формул: «Внимание на прицел», «Дышать ровно», «Работать по
алгоритму». Это структурирует внутренний диалог.
· Сенсорная фокусировка: Сознательное переключение и удержание внимания на
конкретном канале восприятия – тактильном (ощущение спускового крючка), слуховом
(команды по связи), зрительном (показания прибора).
· Идеомоторная тренировка (ИТ) в экстренном режиме: Мысленное, в ускоренном
темпе, проигрывание предстоящего действия или его ключевого элемента. ИТ
активирует те же нейронные ансамбли, что и реальное движение, повышая готовность
к его выполнению и снижая неопределенность.
3. Интеграция техник саморегуляции в учебно-боевой процесс курсанта военного вуза
Формирование устойчивых навыков требует последовательного, трехэтапного
подхода, интегрированного в общую систему подготовки.
1. Когнитивно-ознакомительный этап. Теоретическое изучение основ психофизиологии
стресса и принципов саморегуляции. Освоение техник в состоянии покоя, в учебной
аудитории.
2. Тренирово-моделирующий этап. Отработка навыков в условиях нарастающего
стрессогенного воздействия: во время сложных практических занятий, тактических
учений, при физическом утомлении, в условиях дефицита времени. Критически важна
обратная связь от преподавателя (инструктора) по качеству выполнения техники.
3. Этап автоматизации и профессиональной апробации. Доведение навыков до уровня
условного рефлекса, когда они применяются непроизвольно в ответ на стресс-фактор.
Финальной проверкой являются комплексные учения, полевые выходы,
экзаменационные нормативы в обстановке, максимально приближенной к реальной.
Регулярное включение элементов саморегуляции в повседневные учебные процедуры
(перед сдачей зачета, при работе на тренажере) формирует психологическую
компетентность и профессиональную выносливость.
Заключение
Владение техниками оперативной мобилизации и концентрации представляет собой
не вспомогательный, а ключевой профессиональный навык военного специалиста,
работающего в условиях повышенного риска и ответственности. Эти методы,
основанные на управлении дыханием, мышечным тонусом и вниманием, позволяют
взять под контроль вегетативные и эмоциональные проявления стресса,
перенаправив энергию тревоги в русло целенаправленной деятельности.
Систематическая и поэтапная тренировка данных техник в процессе обучения в
военном вузе трансформирует их из теоретического знания в надежный внутренний
ресурс. Это напрямую способствует повышению профессиональной надежности,
снижению вероятности ошибок в критический момент и сохранению
работоспособности в длительных напряженных условиях.
Перспективными направлениями дальнейших исследований являются разработка
комплексных тренажерных систем с биологической обратной связью (БОС) для
объективного мониторинга состояния и отработки саморегуляции, а также создание
специализированных мобильных приложений для самостоятельной тренировки
психофизиологических навыков. Внедрение этих наработок в учебный процесс будет
способствовать подготовке офицерских кадров, способных не только технически
грамотно, но и психологически устойчиво решать задачи любой сложности.
Список литературы:
1. Алиев Х.М. Ключ к себе: Технология саморегуляции. – М.: Издательство
«Московские учебники и Картолитография», 2003. – 144 с.
2. Дикая Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека
(системно-деятельностный подход). – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2003. –
318 с.
3. Ильин Е.П. Психология спорта. – СПб.: Питер, 2016. – 352 с.
4. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. – М.:
Академический Проект, 2009. – 943 с.
5. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика: Справочник практического психолога. – М.:
Эксмо, 2005. – 992 с.
6. Методика психологической подготовки личного состава к ведению боевых действий:
учебное пособие / под общ. ред. А.В. Негреба. – М.: ГУВР ВС РФ, 2015. – 215 с.
7. Селье Г. Стресс без дистресса. – М.: Прогресс, 1982. – 128 с.
8. Сопов В.Ф. Теория и методика психологической подготовки в современном спорте. –
М.: Московский психолого-социальный институт, 2010. – 120 с.
---
Автор:
Курсант 5-21 учебной группы
сержант Семенов А.Д.
ФГКВОУ ВО «Военный учебно-научный центр
Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия
имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»
(г. Воронеж)