Автор: Бледных Анна Васильевна
Должность: Мастер производственного обучения группы мастеров производственного обучения
Учебное заведение: Ставропольское отделение, учебно-производственный центр, ООО «Газпром трансгаз Ставрополь», ПАО «Газпром»
Населённый пункт: Ставропольский край, посёлок Рыздвяный
Наименование материала: Статья
Тема: Педагогические тесты и технология их разработки
Раздел: среднее профессиональное
1
«Педагогические тесты и технология их разработки»
Педагогический тест - это система заданий специфической формы,
позволяющая измерять уровень обученности испытуемых, совокупность их
представлений, знаний в той или иной области.
Слово “тест” английского происхождения и на языке оригинала означает
“испытание”, “проверка”.
Наверняка вы сами хоть раз в жизни составляли тесты и уж точно
неоднократно проходили тестирование. Многие, приступая к разработке
собственных тестов, поначалу думают: что тут может быть сложного?
Составить вопросы, придумать к ним ответы — вот и все, недолго! Это очень
глубокое заблуждение. Создание хорошего задания в тестовой форме –
настоящее
искусство.
Существуют
разработанные
учеными
методики
составления тестовых заданий. В этой статье я хочу рассказать об одной из
таких методик, которую используют в системе профессионального обучения. В
частности, ее нередко применяю я для разработки проверочных тестов при
обучении в нашем Учебно-производственном центре ООО «Газпром трансгаз
Ставрополь».
Какие задачи может решить преподаватель используя тесты:
1.
оценить исходные знания обучающихся перед началом обучения и
скорректировать план и содержание занятий;
2.
сделать срез знаний по отдельной теме, чтобы вовремя внести
изменения в процесс обучения;
3.
проверить итоговый результат обучения.
Основой любого педагогического теста является тестовое задание,
ориентированное на оценку уровня освоения обучающимися смысловой
единицы учебного материала и получение ответа на вопрос: владеет или нет
обучающийся учебным содержанием данного задания .
Все тестовые задания имеют определенную структуру, включающую:
1.
инструкцию к тестовому заданию;
2.
смысловая часть задания;
3.
ответные опции (варианты ответов).
В инструкции к тестовому заданию содержатся указания, какие действия
должен выполнить обучающийся для успешного решения данного задания.
Инструкция – это общие требования к выполнению тестового задания.
Она должна устранить все вопросы обучающихся об оформлении своих
ответов. Кроме того, в тексте инструкции оговаривают специфику задания,
например, указывают количество правильных ответов в тесте (один/несколько).
Смысловая часть задания и варианты ответов в тестовых заданиях могут
быть
представлены
текстами
или
визуализированными
материалами
(чертежами,
формулами,
рисунками,
иллюстрациями,
схемами
и
др.
мультимедиа), а также комбинацией текста и визуализированного объекта.
Тесты можно разделять по многим признакам, давайте остановимся на
классификации по типу.
2
Основная классификация тестовых заданий – это задания:
–
закрытого типа (когда обучающемуся предстоит выбрать из готовых
вариантов ответа);
–
открытого типа (когда обучающийся сам находит ответ и вписывает в
бланк).
Задания закрытого типа, в свою очередь, делятся на:
–
единичного выбора;
–
множественного выбора;
–
установление соответствия;
–
установление последовательности;
–
альтернативных ответов.
А задания открытого типа, делятся на:
–
дополнения;
–
свободного изложения.
Давайте разберемся с каждым видом тестов подробно на примерах.
Задания закрытого типа.
1. Тесты
единичного выбора – это тип задания, где обучающемуся
предлагается
выбрать
только
один
правильный
ответ
из
заранее
предоставленного списка.
Такие тесты по степени сложности можно разделить на:
1.1 простой выбор – один ответ из 3-5 возможных;
1.2 простой выбор из множества – один ответ из 6-10;
1.3 выбор наиболее точного ответа из представленных.
Рекомендуемая инструкция к заданиям закрытой формы с одним
правильным ответом: «Выберите правильный вариант ответа».
Пример теста с выбором одного правильного ответа.
Задание. Какова основная функция лекционного занятия?
«Выберите правильный вариант ответа»
А) прогностическая;
Б) информационная; !
В) консультативная;
Пример теста с выбором одного правильного ответа из множества в
данной статье приводите не буду т.к. принцип построения теста аналогичен
предыдущему, только увеличивается количество неправильных ответов.
Основная классификация тестовых заданий
закрытого типа (когда
обучающемуся предстоит
выбрать из готовых
вариантов ответа)
открытого типа (когда
обучающийся сам находит
ответ и вписывает в бланк)
3
Пример теста с выбором одного наиболее точного ответа. Обучающемуся
необходимо выбрать наиболее точное описание явления или определение
понятия.
Задание. Какие факторы влияют на развитие личности человека?
«Выберите правильный вариант ответа»
А) наследственность, среда, воспитание, самовоспитание; !
Б) интерес к учебе, уровень достижения;
В) уровень знаний по учебным дисциплинам;
Г) статусное положение личности в коллективе;
Д) методы обучения и воспитания.
2. Тест множественного выбора – это тип задания, где обучающемуся
предлагается выбрать несколько вариантов правильных ответов из заранее
предоставленного списка.
Ответ за тест может засчитывается только если все ответы даны
правильно (нет ни лишних, ни недостающих) или начисляется балл за каждый
правильный ответ и вычитается балл за каждый неправильный ответ.
Рекомендуемая инструкция к заданиям закрытой формы, с несколькими
правильными ответами: «Выберите все правильные варианты ответа».
Такие тесты по степени сложности можно разделить на:
2.1 Сложный выбор — необходимо выбрать два и более правильных
ответов из 4-5. Пример.
Задание.Каким цветом бывает спелая смородина?
«Выберите все правильные варианты ответа»
А) красная; !
Б) черная; !
В) синяя;
Г) зеленая.
2.2 Сложный выбор из множества — необходимо выбрать два и более
правильных ответов из 6-10. Так же пример приводите не буду т.к. принцип
построения теста аналогичен предыдущему, только увеличивается количество
неправильных ответов.
3.
Тест
на
установление
соответствия
–
это
тип
задания,
где
обучающемуся предлагается установить соответствия между связанными
между собой понятиями из заранее предоставленного списка, например
установить соответствия между временем года и месяцем. Обучающемуся
нужно провести линии соответствия или поставить цифры в соответствующих
графах.
К тестам данного типа можно отнести задания на сортировку и
классификацию. Целесообразно такой тип теста применять при установлении
соответствия между:
–
понятиями и определениями;
–
текстом и изображением;
–
списком авторов и цитатами;
–
датами и событиями;
–
списком понятий и их характеристиками;
4
–
и др.
Пример.
Задание. Установите соответствия между названиями деталей задвижки и
деталями изображенными на рисунке
4. Тест на установление последовательности – это тип задания, где
обучающемуся предлагается ряд понятий, дат, слов, и др. которые ему
предстоит установить в правильной последовательности.
Целесообразно такой тип теста применять при :
–
установлении хронологической последовательности событий;
–
установлении логической последовательности;
–
расстановки чисел по возрастанию / убыванию;
Пример.
Задание. Расставьте этапы процесса переработки пластика в правильной
последовательности.
А) Сортировка по типу пластика
1 – Д !
Б) Плавление и гранулирование
2 – А !
В) Измельчение на мелкие частицы
3 – В!
Г) Формовка новых изделий
4 – Б!
Д) Сбор и транспортировка
5 – Г!
5. Тест альтернативных ответов – это тип задания, где обучающемуся
предлагается установить Да-Нет или Правда-Ложь по каждому приведенному
утверждению.
Пример.
Задание.
Обозначьте
правильный
ответ.
Какие
из
перечисленных
факторов относятся к вредным...
...электрический ток
да
нет !
...избыточное давление
да
нет!
...движущиеся механизмы
да
нет !
...вибрация
да !
нет
...шум
да !
нет
5
Задания альтернативных ответов являются самыми простыми и поэтому
не самыми распространенными при составления тестов. Это связанно, в
основном, со специфичностью того материала, которому в большой степени
соответствует
эта
форма
заданий.
Задания
альтернативных
ответов
применяются для оценки одного элемента знаний.
Преимущества заданий закрытого типа:
1.
Задания могут быть надежны, поскольку отсутствуют факторы,
связанные с субъективными оценками, которые снижают надежность;
2.
Оценивание
заданий
полностью
объективно:
между
оценками
различных проверяющих не может быть различий;
3.
Неважно умеют ли обучающиеся хорошо формулировать ответы;
4.
Задание такого типа обрабатывается легко, тестирование проводится
быстро;
5.
Простой
алгоритм
заполнения
снижает
количество
случайных
ошибок;
6.
Эти задания позволяют охватить большие области знаний, что для
тестов достижений особенно важно;
7.
Возможна машинная обработка ответов;
8.
Низкая вероятность угадывания правильных ответов;
9.
Возможность получения точной оценки содержательности теста, что
особенно важно для определения соответствия теста целям исследования.
Недостатки заданий закрытого типа:
1.
При
выполнение
тестов
есть
вероятность
угадывания:
такой
недостаток характерен для тестов, состоящих из заданий на выбор правильного
ответа из числа предложенных.
2.
Трудность в оценке глубины понимания.(не видно как именно
пришел обучающийся к данному решению, не видно практических навыков ,
таких ка проведение наблюдений или опыта)
3.
Не возможность развития навыков устной речи.
4.
Не позволяют проверить и оценить высшие уровни знаний, такие как
творческое мышление и методологические знания.
5.
Трудоемкость в создании качественных тестовых материалов требует
значительных усилий и времени.
Требования к заданиям закрытого типа:
При
составлении
тестовых
заданий
закрытой
формы
необходимо
учитывать, что:
1.
Варианты
ответа
на
задание
должны
быть
содержательными,
похожими как по внешнему виду, так и по грамматической структуре,
привлекательными для выбора;
2.
Каждый вариант ответа должен быть согласован с основной частью
задания и логично продолжать его;
3.
Текст вариантов ответа не следует делать длинным;
6
4.
Не следует формулировать правильный вариант ответа заметно
длиннее или короче, чем неправильные, варианты ответа должны быть
примерно равны по длине;
5.
Правильные
и
неправильные
варианты
ответы
должны
быть
однозначны;
6.
Рекомендуется исключать все повторяющиеся слова путем ввода их в
основной текст задания;
7.
Каждый неправильный вариант ответа (дистрактор) должен быть
правдоподобным, внушающим доверие и убедительным для обучающихся;
8.
Не рекомендуется формулировать варианты ответа с использованием
слов «верно- неверно», «да-нет»;
9.
Правильный вариант ответа не должен содержать грамматической
подсказки (выделения, однокоренные слова или словосочетание, используемые
в формулировке задания);
10. Оптимальное количество вариантов ответов в задании на выбор
одного правильного варианта должно находиться в пределах от 3-х до 5-ти
вариантов;
11. В задании на выбор нескольких правильных вариантов ответа,
количество правильных вариантов определяется интервалом от 20 до 60 % от
их общего количества, а общее количество предлагаемых вариантов – не более
6, поскольку их большее количество снижает дифференцирующую способность
задания;
12. Недопустимыми
являются
вариант
ответа
типа:
«все
вышеперечисленное верно», «все указанные ответы неверны» и т. п.
Задания открытого типа.
Задания открытого типа - это задания, в которых обучающийся должен
самостоятельно сформулировать ответ, а не выбрать его из предложенных
ответов. Это может быть одно слово, число, формула или развернутое
предложение.
Открытые задания проверяют знания не только открытых фактов, но и
глубину понимания материала и умение применять его на практике.
Тесты открытого типа по степени сложности можно разделить на:
–
тест дополнения;
–
тест свободного изложения.
Рекомендуемые инструкции для задания открытой формы: «Дополните»,
«Впишите ответ», «Введите ответ в поле ввода».
Тест дополнения – это задания, в которых обучающемуся необходимо
дополнить один имеющийся ответ. Пример.
Задание. «Впиши пропущенные слова».
Сумма квадратов катета в прямоугольном треугольнике равна __________
______________________________. (квадрату его гипотенузы !)
Обучающийся
должен
самостоятельно
вписывать
ответ,
но
их
возможности
ограничены.
Ограничения
обеспечивают
объективность
7
оценивания, а формулировка ответа должна дать возможность однозначного
ответа.
Тест свободного изложения - это задания, в которых обучающемуся
нужно самостоятельно сформулировать ответ, не выбирая из предложенных
вариантов т.е. полностью сконструировать ответ самостоятельно.
Тесты свободного изложения по степени сложности можно разделить на:
–
с кратким ответом (одно слово, или слова, числа, формулы);
–
с развернутым ответом (предложение, несколько предложений или
абзац).
Пример теста с кратким ответом.
Задание. «Впишите ответ на вопрос»
Вопрос: Какие вредные и (или) опасные факторы производственной
среды подлежат исследованию (испытанию) и измерению в рамках СОУТ?
Ответ:
___________________ (Физические !)
___________________ (Химические !)
___________________ (Биологические !)
Пример теста с развернутым ответом.
Задание. «Введите ответ на вопрос в указанном поле ввода»
Вопрос: Какие причины привели к Первой мировой войне?
Ответ:__________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
(К Первой мировой войне привели накопившиеся противоречия между
ведущими европейскими державами, известные как империализм, милитаризм,
национализм и альянсизм. Непосредственным поводом стало убийством
австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда сербским националистом в
Сараево в 1914 году. !)
Достоинства заданий открытого типа;
1.
Краткость и однозначность ответов;
2.
Необходимость воспроизведение ответов по памяти;
3.
Отсутствие необходимости искать несколько вариантов ответа;
4.
Простота формулировки ответов;
5.
Простота проверки;
6.
Невозможность угадать ответ.
7.
Видна глубина понимания понимания и способность выражать
собственные мысли.
Недостатки заданий открытого типа:
1.
Неоднозначно сформулированное задание
2.
Непонятные формулировки
8
3.
Если задание требует много написаний или объем самого задания
большой, то тратится больше времени на прочтение и осмысление задания, чем
на ответ.
Основными трудностями при составлении задании открытого типа
является соблюдение основного требования к тестовым заданиям – наличие
однозназно правильного ответа
Возникает вопрос. Когда и какие варианты заданий использовать?
По мнению отечественного тестолога М.Б. Челышковой тесты разных
типов решают разные задачи и приведены в таблице
Характеристики
Задания
закрытой
формы
Дополнение
Установление
соответствия
Установление
последовательн
ости
Проверка
знания фактов
+
+
+
+
Применение
знаний по
образцу
+
+
+
+
Применение
знаний в
нестандартных
ситуациях
—
+
—
+
Угадывание
+
Исключено
+
+
Объективность
оценки
+
—
+
+
Исключение
описок
—
+
—
—
Знак «+» в таблице означает,что данный тип теста решает задачу, а знак –
не позволяет решить поставленную задачу.
Общие
рекомендации,
которых
следует
придерживаться
при
составлении тестов:
При составлении основного содержания для тестовых заданий всех форм
необходимо:
1)
Формулировать текст задания в утвердительной форме (вопрос в
формулировке задания исключается): в этом случае, задание вместе с ответом
обучающегося, будет представлять собой целостное высказывание, которое
является или истинным (при верном ответе), или ложным (при неверном);
2)
ключевые слова в тексте задания размещать в начале предложения;
3)
формулировать текст задания ясно, четко и предельно кратко, но без
ущерба для понимания смысла задания;
4)
исключать в тексте пространные рассуждения, повторы, сложные
синтаксические обороты, двойное отрицание, а также – слова «иногда»,
«часто», «всегда», «все», «никогда»;
5)
обеспечивать
на
рисунках,
чертежах,
схемах
и
в
других
визуализированных материалах отсутствие лишних элементов, отвлекающих
внимание обучающихся;
9
6)
выполнять рисунки, чертежи, схемы в одном графическом редакторе;
7)
в заданиях, которые содержат отрицание, выделять частицу НЕ или
слово, выражающее отрицание, заглавными буквами или жирным шрифтом
(таких заданий должно быть не более 3% от общего количества);
8)
выделять логические связки И, ИЛИ заглавными буквами или жирным
шрифтом;
9)
исключать слова: «укажите», «выберите», «перечислите», «назовите»,
«все из перечисленных», «все, кроме»;
10)
обеспечивать
отсутствие
орфографических,
грамматических,
пунктуационных ошибок.
Сколько времени нужно выделить для тестирования.
Сидеть над тестом невозможно бесконечно долго: начало и завершение
тестирования должны быть фиксированными. К сожалению, довольно часто
временной интервал для этого процесса выбирается спонтанно. И если
ошибиться – дать слишком мало времени или слишком много, эффективность
теста снизится.
Тестирование в спешке приведет к тому, что как «слабые», так и
«сильные» обучающиеся не успеют выполнить все задания, и мы не поймем –
тестируемый не выполнил задание, поскольку не знал ответа, или вообще не
успел к нему обратиться.
Если времени «вагон и маленькая тележка», «сильные» обучающиеся,
успевшие
быстро
пройти
тестирование,
начинают
отвлекать
других,
подсказывать ответы, что нарушает процедуру тестирования (мы не соблюдаем
правило равных условий для всех испытуемых).
Если человек проходит тестирование в одиночестве или тестируется
онлайн, при избытке времени он будет долго сидеть над заданиями, не решаясь
выбрать ответ. Это вызовет утомление, снижение концентрации внимания,
расслабление, что также снижает точность тестирования.
Всегда нужно иметь в виду, что обучающиеся устают. А значит,
тестирование не должно занимать слишком много времени, что напрямую
связано с объемом самого теста. Практика показывает, что объем осознанно
воспринимаемой информации начинает существенно снижаться примерно
через 40-45 минут с начала тестирования.
Общее время тестирования определяется количеством и сложностью
заданий. Некоторые преподаватели используют, например, такие методики
расчета времени тестирования:
1. Время, затраченное преподавателем на выполнение составленного им
теста, умножить на 3.
2. Суммировать время, необходимое для выполнения каждого задания:
–
задание закрытой формы с выбором одного правильного ответа –
примерно 10 секунд;
–
задание более сложных форм – в среднем от 30 секунд до 1 минуты.
10
Однако
бывает,
что
теоретически
рассчитать
время
тестирования
невозможно, поэтому рекомендуется использовать эмпирические данные по
результатам первичной апробации теста.
Эмпирические данные данные полученные через органы чувств, в
частности путем наблюдения или эксперимента.
Заключение.
Тестирование – это очень удобная форма проведения мониторинга,
дающая результаты проверки практически сразу и позволяющая, таким
образом, проводить оперативную корректировку учебного процесса.
Тестирование, безусловно, не может быть единственным способом
проверки знаний. Как любая методика, тестирование имеет определённую
область приложения.
В соответствии с принципами формирования компетенций необходимо
развивать коммуникативные способности обучающегося, он должен не только
отметить верный, по его мнению, ответ, но и уметь объяснить его, уметь
отстоять свою позицию.
Устные контакты между обучающимся и преподавателем должны
непременно присутствовать в любой системе образования. Тестирование,
устная и письменная формы контроля должны быть разумно сбалансированы.
Ни одну из них нельзя отвергать в современном учебном процессе.
ПАО «Газпром»
ООО «Газпром трансгаз Ставрополь»
Учебно-производственный центр
Ставропольское отделение
группа мастеров производственного обучения
мастер производственного обучения
Бледных Анна Васильевна