Автор: Омарова Рейхан Гаруновна
Должность: преподаватель акушерства и гинекологии
Учебное заведение: ГБПОУ РД "Дербентский медицинский колледж им.Г.А.Илизарова"
Населённый пункт: город Дербент
Наименование материала: Презентация
Тема: История и значение символов Республики Дагестан
Раздел: среднее профессиональное
Министерство здравоохранения Республики Дагестан
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Республики Дагестан «Дербентский медицинский
колледж им.Г.А.Илизарова»
Утверждаю
Зам. директора ВР
____ З.С.Загирова
« » 2025г.
Методическая разработка открытого
кураторского часа:
«История и значение государственных символов
Республики Дагестан»
Рассмотрена и одобрена на
заседании ЦМК АГП дисциплин
Протокол № от 2025 г.
Председатель ЦМК:
_____________Асланбеков Р.М.
Дербент 2025
Разработчик методической
разработки:куратор группы 119 «а»
Омарова Р.Г.
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………………..3
1. Цели мероприятия…………………………………………………...……...4
2. Задачи мероприятия…………………………………….…………………..4
3. Методы воспитания…………………………………………….…………...4
4. Оснащение мероприятия…………………………………….…………….. 5
5. Продолжительность мероприятия…………………………….…..…….... 5
6. Формируемые общие и профессиональные компетенции…………........ 6
7. Подготовительный период……………………………………………….. 6
8. Программа проведения мероприятия……………………………….……. 7
9. Ход мероприятия……………………………………………………………. 8
10.Заключение………………………………………………………………….. 28
11.Рефлексия………………………………………………………….…........... 31
11.Список используемой литературы……………………….………...……… 32
12.Приложения:
Гимн России
Гимн Республики Дагестан
Гимн ГБПОУ РД «Дербентский медицинский колледж им.Г.А.Илизарова»
Пояснительная записка
Тема открытого кураторского часа:«История и значение
государственных символов Республики Дагестан».
Методическая разработка открытого классного часа «История и значение
государственных символов Республики Дагестан (герб, флаг)» включает
вводную часть, основную, где рассказывается об истории и символике, и
заключительную. Символы отражают историю региона: герб Дагестана до
1991 года был в виде советского символа, тогда как современный герб
имеет
уникальный
дизайн,
а
флаг
сочетает
цвета,
символизирующие
природу (зеленый — жизнь и плодородие, синий — Каспийское море) и
ислам
(зеленый),
а
также
белый
цвет,
символизирующий
мир
и
нравственную чистоту.
Цели мероприятия:
Образовательная: Изучить
историю
становления
государственных
символов
Дагестана, их символическое значение.
Развивающая: Развивать навыки анализа информации, критического мышления
и умение работать с историческими документами.
Воспитательная: Воспитать
чувство
патриотизма,
уважение
к
истории
и
культуре своей малой родины.
Задачи мероприятия:
- Формирование у студентов чувства ответственности;
- Формирование положительного отношения и уважения студентов друг к другу;
-
Воспитание
дружного
и
сплоченного
коллектива
в
ходе
подготовки
и
проведения внеклассного мероприятия;
- Использование инициативы студентов в разработке и проведении внеклассного
мероприятия.
Методы воспитания
При
подготовке
и
проведении
открытого
классного
часа
использованы
следующие методы воспитания:
-
интеллектуальные
(размышление,
обсуждение,диалог,
критика,
оценка,
самооценка)
- практические (изучение литературы и других источников информации)
- интеллектуально – волевые ( самоконтроль, самостимулирование)
- информационные методы ( словесные - рассказ, беседа, показ, наглядные –
демонстрация)
- институционные (метод контроля, указания, распоряжения, правила)
Тип занятия:кураторский час
Вид занятия: беседа
Место проведения занятия:музей колледжа
Оснащение мероприятия
- плакаты
- музыкальное сопровождение
- презентация
- диски с записями музыкальных произведений
- ноутбук
Продолжительность мероприятия: 40 минут
Формируемые общие и профессиональные компетенции
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки
и
решения
профессиональных
задач,
профессионального
и
личностного развития.
ОК
5.
Использовать
информационно-
коммуникационные
технологии
для
совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно
общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Подготовительный период
По
плану
воспитательной
работы
колледжа
на
2025-2026
учебный
год
группе 1 курса акушерсого отделения было предложено подготовить открытый
куратоский
час
на
тему:«История
и
значение
государственных
символов
Республики Дагестан».
Студенты группы при подготовке к открытому мероприятию прослеживали
информацию в интернете.
Подготовительные мероприятия включали в себя:
1. Разработку плана проведения открытого кураторского часа.
2. Распределение обязанностей среди студентов.
3. Подбор материала, подбор музыкального сопровождения
4. Составление сценария мероприятия.
5. Проведение репетиций.
Группа активно принимала участие в подготовительном периоде к открытому
мероприятию.
Программа проведения классного часа
Название этапа
Цель этапа
Описание этапа
Рез.
Организационный
этап
- подготовить
студентов к
предстоящей
работе,
-активизировать их
познавательную
деятельность
- мотивировать к
качеству
проведения
мероприятия
-развивать навыки
самостоятельной,
творческой и
поисковой работы
Сообщение
студентам цели
мероприятия,
подбор литературы,
подготовка
сценария, подбор
музыкального
сопровождения
Разработан сценарий,
распределены роли,
выбраны песни для
музыкального
сопровождения
Репетиции
-научить
выразительно
читать стихи
-выявление
творческих
способностей
студентов,
Студенты
совместно с
классным
руководителем
проводят
репетиции:
- разучили стихи
- разучили Гимны
- подготовка к
проведению открытого
классного часа
- саморазвитие
студентов и классного
руководителя
Проведение
мероприятия
-развитие умения
организовывать
мероприятия
-развитие
коммуникативных
умений
-воспитание
чувства
ответственности за
порученное дело
Проведение
открытого
классного часа
согласно
разработанного
сценария
Открытый
кураторский час
проведен согласно
плану воспитательной
работы колледжа 2025-
2026 учебного года
Рефлексия
Оценить свою
деятельность
Куратор задает
вопросы:
1.Что вам
понравилось?
2.Что не
понравилось?
3.Что лично вам
дало данное
мероприятие?
4.Ваши пожелания.
Студенты
высказывают свое
мнение о проведении
мероприятия,
оценивают свои
достижения, успехи.
Обсуждаются
положительные и
отрицательные
моменты при
проведении
кураторского часа
Ход мероприятия
Куратор:Добрый день!Тема сегодняшнего открытого кураторского часа посвящена истории
и
значению
государственных
символов
Республики
Дагестан.Государственные
символы
Республики
Дагестан
-
ГЕРБ,
ФЛАГ,
ГИМН,
выражают
многонациональный
характер
Республики, самобытность и традиции народов Дагестана.
Ст.119 а курса Рустамова Арзу
Нет на свете Родины дороже,
Надо всё нам сделать для неё.
Чтобы день, который прожит,
Каждым часом радовал её.
Наша Родина - Дагестан. Мы живём в прекрасной, светлой, родимой, любимой,
многонациональной стране и гордимся ею. Каждый человек, гражданин страны
должен знать историю своей родины, традиции, корни. Мы считаем, очень
многое можно узнать о нашей республике исследовав его символы и атрибуты.
Мы всегда восхищаемся и гордимся Дагестаном. Главной гордостью республики
являются
государственные
символы.
На
многих
международных
выставках
экспозицию Дагестана узнают именно по гербу, а именно по изображенному в
центральной части золотого орла. Распростертые крылья изображенного орла
обозначают
открытость,
миролюбие,
гостеприимство
и
свободолюбивость
нашего дагестанского народа.
Ст.119 а курса: Мамедова Фатменсе
« Ах,Дагестан! Страна прекрасных гор,
Страна ветров, озёр великих.
Так удивительно широк её простор,
Приветливы людские лики.
Кто побывал один лишь только раз.
Увидев красоту земную,
Оставит память в сердце тот Кавказ.
Который манит, радует, чарует».
А.Задорожный.
Ст.119 а курса:Гаджиева Халисат
Чтобы воспитать уважительное отношение к символам своего государства,
необходимо их хорошо знать и уметь отличать среди других символов. Поэтому,
изучение государственной символики очень актуальная тема в любом обществе,
в
любой
стране.
Жители
разных
стран
по
праву
гордятся
своими
государственными символами. Но важно не только знать, как выглядит гимн,
герб, флаг родной страны, но и понимать их символику. А для этого нужно иметь
представление
об
их
истории.
О
том,
как
возникли
эти
государственные
символы, и какой путь прошли.
Ст.119 а курса:Демирова Милана
Символы Дагестана
Каждая страна, республика имеет свои государственные
символы. Наша республика тоже имеет свои государственные
символы –герб, флаг, гимн. Они выражают многонациональный
характер нашей республики, самобытность и традиции наших
народов. Мы считаем ,очень многое можно узнать о нашей
республике исследовав его символы и атрибуты. Мы всегда
восхищаемся и гордимся Дагестаном. Главной гордостью
республики являются государственные символы. На многих
международных выставках экспозицию Дагестана узнают
именно по гербу, а именно по изображенному в центральной
части золотого орла. Распростертые крылья изображенного орла
обозначают открытость, миролюбие, гостеприимство и
свободолюбивость нашего дагестанского народа.
Ст.119 «а» курса:Велиханова Хадижа
Символика является своеобразной формой раскрытия сущности государства, его
отличий или, наоборот, сходств с другими странами. В Дагестане на протяжении многих
веков
не
существовало
единых
государственных
национальных
символов,
так
как
"страна гор" ("даг" - гора, "стан" - страна) с древних времен известна и как "гора
языков".
В
Дагестане
живут
около
30
народов
и
этнографических
групп.).
Но
на
основании
сохранившихся
источников
историки
сумели
составить
представление
о
некоторых имевшихся в прошлом эмблемах.
Так, например, наиболее ранние сведения о государственных эмблемах Дагестана,
очевидно, относятся к VI веку н.э., когда иранский шах Хосров I Ануширван (531-579
гг.) из династии Сасанидов (Сасаниды - династия, объединившая Иран в начале III века
и создавшая на Ближнем и Среднем Востоке огромную раннесредневековую державу.
Сасаниды захватили и весь южный Дагестан вплоть до Дербента) определил владения
правителей "страны гор" и присвоил им иранские титулы.
Правителю Серира, крупнейшего политического образования в раннесредневековом
Дагестане, был присвоен титул Вахрарзан-шах, то есть царь-вепрь. Правителю Филана,
одного
из
владений
Дагестана
того
же
периода,
точное
нахождение
которого
не
определено из-за неясности источников, - титул Филан-шаха, что означает царь-слон.
Видимо, эти животные были представлены и на эмблемах Серира и Филана. Дагестано-
вайнахские племена испытали большое влияние живших на западе от них племен
майкопской культуры (племена, обитавшие во второй половине III тысячелетия до н.э. в
районе г.Майкопа) и еще более сильное - передвинувшихся из Закавказья на территорию
нынешних Дагестана, Чечни и Ингушетии многочисленных "куро-аракских" племен
(племена, обитавшие в III тысячелетии до н.э. в бассейнах рек Куры и Аракса). В это
время
среди
дагестанских
племен
начался
процесс
этнической
дифференциации,
приведший
к
формированию
большого
числа
народностей
Дагестана,
Чечни,
Ингушетии и древней Кавказской Албании.
Ст.119 а курса: Гамзабекова Мадина
Многочисленные албанские племена в этнографическом отношении весьма близки с
племенами Дагестана. Их язык схож с языками коренных народов Дагестана. Да и само
название "Албания" происходит от слов "алп" или "алб", что значит "горные районы",
"горная страна". До конца XVIII века Дагестан оставался раздробленным на мелкие и
мельчайшие политические единицы.У правителей этих государственных образований
тоже существовали свои тамги, эмблемы, знамена, флаги и иные отличительные знаки,
которые не дошли до нашего времени. Во время морского и сухопутного походов в
прикаспийские провинции Кавказа, предпринятых летом 1722 года, русские войска 23
августа под предводительством Петра I без боя вступили в Дербент. Это событие
довольно обстоятельно описано в исторической литературе.
Дербентский наиб (в средневековых мусульманских государствах правитель округа
или провинции) Имам Кули-бек со свитой, как описывается в ряде книг, за версту до
города встретил Петра I и вручил ему два серебряных ключа от городских ворот.
Пушки Дербента произвели салют тремя залпами в честь русских войск. А
русский
генерал,
писатель
и
историк
В.А.Потто,
посвятивший
основные
произведения Кавказу, в первом томе "Кавказской войны" сообщает, что у самого
города Петра I с почетом встретила дербентская пехота в ружье со множеством
значков, а народ вынес "священное знамя Алия и поверг его к стопам императора"
(Али - полное имя Али-Ибн Абу Талиб (656-661 гг.) - четвертый халиф - преемник
основателя
ислама
Мухаммеда).Знамя
могло
быть
зеленого
цвета,
так
как
на
формирование
этнокультурной
общности
дагестанцев
большое
влияние
оказал
ислам, который начал утверждаться с середины VII века в ходе завоевания "страны
гор" арабам.
Ст.119 а курса:Кулиева Карина
Крупнейшим центром распространения ислама на Кавказе со второй половины
VIII века становится Дербент, который еще в V-VII веках представлял собой один из
оплотов христианства на Восточном Кавказе. Не случайно наиболее известные
ворота Дербента получили название "Баб-ал-джигат", что означает "ворота борьбы
за веру". К концу XV века ислам приняли почти все дагестанские владения и
общества. Он стал официальной религией. Однако разрозненные в государственном
отношении народы и этнические группы Дагестана не имели единых флага и герба.
Не было их и в мусульманском теократическом государстве, включавшем Дагестан
и
Чечню.
У
всех
трех
имамов
(правителей
мусульманского
теократического
государства) - Гази-Магомеда, Гамзат-Бека и Шамиля - тоже были разные знамена.
Ст.119 а курса: Чубанова Амина
Когда я, объездивший множество стран,
Усталый, с дороги домой воротился,
Склонясь надо мною, спросил Дагестан:
«Не край ли далекий тебе полюбился?»
На гору взошел я и с той высоты,
Всей грудью вздохнув, Дагестану ответил:
«Немало краев повидал я, но ты
По-прежнему самый любимый на свете.
Я,может, в любви тебе редко клянусь,
Не ново любить, но и клясться не ново,
Я молча люблю, потому что боюсь:
Поблекнет стократ повторенное слово.
Ст.119 а курса: Микаилова Эвелина
И если тебе всякий сын этих мест,
Крича, как глашатай, в любви будет клясться,
То каменным скалам твоим надоест
И слушать, и эхом в дали отзываться.
Когда утопал ты в слезах и крови,
Твои сыновья, говорившие мало,
Шли на смерть, и клятвой в сыновней любви
Звучала жестокая песня кинжала.
И после, когда затихали бои,
Тебе, Дагестан мой, в любви настоящей
Клялись молчаливые дети твои
Стучащей киркой и косою звенящей.
Ст.119 а курса: Пашаева Диана
Веками учил ты и всех и меня
Трудиться и жить не шумливо, но смело,
Учил ты, что слово дороже коня,
А горцы коней не седлают без дела.
И все же, вернувшись к тебе из чужих,
Далеких столиц, и болтливых и лживых,
Мне трудно молчать, слыша голос твоих
Поющих потоков и гор горделивых.
Р.Гамзатов «Мой Дагестан»
Ст.119 а курса: Магомедова Муминат
Художник Халил-Бек Мусаясулов на основе легенд, описаний флагов и штандартов написал
картину"Символика Дагестана".Специалисты полагают, что она была выполнена, скорее всего,
в 1912 году. Картина сначала выставлялась в Метрополитен-музее (США),а недавно ее
перевезли в Махачкалу.
Описание и символика картины
Центральный элемент: В центре композиции художник изобразил герб Дагестана.
Воины и знамена: Вокруг герба расположены воины-всадники с различными знаменами и
штандартами на пиках, относящимися к периоду Кавказских войн XVIII–XIX веков.
Историческая точность: При создании полотна Мусаясул опирался на легенды, описания
флагов и штандартов, хранившихся в военно-историческом музее, скрупулезно передавая
детали: цветовое исполнение, форму полотнищ, навершия на древках.
Цель: Основная цель
картины — восстановить и
запечатлеть почти всю
историческую символику и
геральдику Дагестана,
которая могла быть утеряна
со временем.
Таким образом, картина является ценным историческим и культурным документом,
отражающим глубокое знание художником истории, фольклора, быта и обычаев своего края,
а также его стремление сохранить национальную идентичность и память о «стране гор».
Картина имеет небольшие размеры (70х60 см) и в свое время выставлялась в
Метрополитен-музее в США, а позже была перевезена в Махачкалу.
На картине изображены воины-всадники с помещенными на их пиках знаменами
периода Кавказской войны. Большая часть знамен - белого и зеленого цветов, цветов
ислама. О символике зеленого цвета говорилось в предыдущих статьях Мекку и Медину
становился "хаджием" и в знак, этого события повязывал папаху белой чалмой. Мекка и
Медина - города в Саудовской Аравии. В первом из них родился Мухаммед, во второй он
переселился в 622 году и создал там мусульманскую общину. С VII века Мекка и Медина
стали священными городами мусульман и местами их паломничества .Среди знамен,
представленных на картине X. Мусаясулова, имеются и знамена красного цвета, который
символизирует мужество, кровь, пролитую в борьбе за отечество и веру.
Герб Республики Дагестан — наряду с флагом и гимном один из государственных
символов Республики Дагестан. Принят Парламентом Республики Дагестан 20
октября 1994 года.
Герб Республики Дагестан представляет собой круглый геральдический щит белого
цвета, в центральной части которого изображен золотой орёл. Над ним помещено
изображение золотого солнца в виде диска, окаймленного спиральным орнаментом. У
основания щита расположены бело-золотого цвета снежные
вершины гор, равнина, море и в картуше — рукопожатие, с обеих сторон которых
проходит геральдическая лента с надписью белыми буквами «Республика Дагестан». В
верхней половине щит обрамлен золотой полосой, в нижней —
двумя орнаментальными кантами: слева — синим, справа — красным.
Герб Дагестана отражает политическое, историко-культурное единство более 30
родственных этносов, сформировавшихся на относительно небольшой территории
на Северном Кавказе.
Орел в международной символике означает власть, верховенство,
государственную прозорливость. У народов Дагестана он один из наиболее почитаемых
представителей мира животных, олицетворение независимости и свободы, мужества и
храбрости, гордости и стойкости, выносливости. Он символ лучших черт национального
характера Дагестанцев — национальной гордости, открытости, миролюбия, гостеприимство. Эту
же идею выражает и усиливает рукопожатие. Оно как бы передает тепло, говорит о поддержке,
добром приветствии «Ассаламу Алейкум». В таком контексте орел одновременно символ и
государственной, и народной власти.
Солнце в гербе республики олицетворяет жизнь, источник жизни, жизненную
силу, свет, богатсво, плодородие, изобилие. В целом солнце выражает идею жизнеутверждения и
процветания Дагестана.
Золотой цвет в гербе подчеркивает власть, государственность.
Авторы герба Республики Дагестан:заслуженный художник Российской
Федерации, заслуженный деятель искусств ДАССР, член Союза художников
России Шабанов Магомед Магомедович;
художник, заслуженный работник культуры РД, член Союза художников России
Балиев Гамид Рубенович;
историк и археолог, доктор исторических наук, заслуженный деятель науки
РД Гаджиев Муртазали Серажутдинович;
заслуженный художник Российской Федерации, заслуженный деятель искусств
ДАССР, член Союза художников России Мусаев Абдулзагир Бозгитович.
Сценка
Ст.-ки 119 «а» курса:Габибова Камила (ведущий)
Керимова Наиба(молодые люди),
Разаханова Нармина(горец).
В одном богатом краю, когда горец отошёл от осла, сытые бездельники стали мучить бедное
животное. Кололи его острой палкой, колючками, заставляли взбрыкивать. Негодяям казалось, что
осел, пляшет от их уколов. Горец увидел, что над его верным другом издеваются, и обнажил кинжал.
Горец: Лучше бы вы раздразнили медведя, чем горца, - сказал он.
Ведущий: Молодые лоботрясы испугались, попросили прощения и кое – как разными добрыми
словами добились того, чтобы горец спрятал свой кинжал. Когда начался мирный разговор, молодые
люди спросили.
Молодые люди: Что это навьючено на твоём осле? Продай нам.
Горец: У вас не хватит ни золота, ни серебра, чтобы купить это.
Молодые люди: Назначь свою цену, а там посмотрим.
Горец: Этому не может быть цены.
Молодые люди: Что же такое в твоих мешках, чему нет никакой цены?
Горец: Моя родина, мой Дагестан.
Молодые люди: Родина навьючена на осла! – расхохотались молодые люди. Ну-ка, ну-ка, покажи
свою родину!
Ведущий: Горец развязал мешок, и люди в нём увидели обыкновенную землю. Впрочем,
земля была необыкновенная. На три четверти она состояла из камней.
Молодые люди: И это всё?! Это и есть твоё сокровище?
Горец: Да, это земля моих гор. Первая - молитва моего отца, первая- слеза моей матери,
первая- моя клятва, последнее, что оставил мой дед, последнее, что я оставил своему внуку.
Молодые люди: А это ещё что?
Горец: Сперва завяжу мешок.
Ведущий: Завязав и уладив мешок на спине осла, горец открыл кувшин, и все увидели, что
там простая вода. Впрочем, вода оказалась солоноватой на вкус.
Молодые люди: Ты возишь воду, которую нельзя даже пить!
Горец: Это вода из Каспия. Как в смотрится Дагестан в это море.
Молодые люди: Ну а что в третьем мешке?
Горец: Дагестан состоит из трёх частей : 1-я земля, 2-я море, а 3-я - всё остальное.
Молодые люди: Значит в третьем мешке у тебя всё остальное?
Горец: Да, это так.
Молодые люди: Ну и зачем ты возишь с собой этот груз?
Горец: Чтобы родина всегда была со мной. Если умру в пути, могилу посыплют землёй,
надгробный камень омоют морской водой.
Ведущий: Горец взял щепотку родной земли, растер её в пальцах и потом сполоснул пальцы
водой из кувшина.
Молодые люди: Зачем ты так делаешь?
Горец: Руки, которые прикасались к рукам бездельников, нужно мыть только так.
Ведущий: Горец отправился дальше
Ст.119 а курса:Магамедалиева Амина
Дагестан , мой край родной!
О тебе стихи слагаю,
Твое имя гордо называя,
Я величием твоим горжусь.
Пред тобой я на колени
Пав твержу, то как люблю,
Твое гордое названье
В сердце я всегда храню.
Дагестан – три слога
Дагестан – звучит так строго
Дагестан – моя отчизна
Дагестан - моя страна.
Сколько раз тебя хотели
Покорить, но не сумели –
Дети гор не предавали,
Всех врагов твоих изгнали.
Дагестан, мой край любимый
За тебя горой я встану
Восхвалять и преклоняться
Никогда не перестану.
Я к тебе и за ответом
Прихожу, когда мне трудно,
Полной мудростью советом,
Ты ответишь благосклонно.
О вы дети Дагестана,
Берегите край родимый!
Нашу честь , и наше званье
Наше гордое прозванье!
Ст.119 «а» курса:Меджидова Милана
Флаг Республики Дагестан
Современный флаг Дагестана был утвержден в 1994 году, но его история связана с
флагами Дагестанской АССР, которые были изменены в советское время. Современный
вариант флага представляет собой трехполосное полотнище: зеленая, голубая и красная
горизонтальные полосы. Разработал проект художник Абдулвагаб Муратчаев.
Этапы создания флага
Дагестанская АССР (1938-1954): Флаг был красным с золотыми буквами «Р. С. Ф. С. Р.»
и «Д. А. С. С. Р.».
Дагестанская АССР (1954-1991): Флаг был изменен в соответствии с флагом РСФСР. Теперь
он представлял собой красное полотнище с голубой полосой у древка и золотыми серпом и
молотом над надписью «ДАССР».
Дагестанская ССР и Республика Дагестан (1991-1994): После переименования ДАССР в
1991 году, флаг также был изменен.
Современный флаг (1994): 26 февраля 1994 года Верховный Совет утвердил Государственный
флаг Республики Дагестан. Он стал представлять собой прямоугольное полотнище с тремя
равновеликими горизонтальными полосами: зеленой (верхняя), голубой (средняя) и красной
(нижняя).
Символика цветов
Зеленый: Символизирует жизнь,
изобилие дагестанской земли и является
традиционным цветом ислама.
Голубой: Символизирует Каспийское
море, а также красоту и величие
дагестанского народа.
Красный: Означает демократию, силу
разума, мужество и храбрость населения.
Ст.119 «а» курса:Расулова Марьям
Мне ль тебе, Дагестан мой былинный…
Перевод Наума Гребнева
Мне ль тебе, Дагестан мой былинный,
Не молиться,
Тебя ль не любить,
Мне ль в станице твоей журавлиной
Отколовшейся птицею быть?
Дагестан, все, что люди мне дали,
Я по чести с тобой разделю,
Я свои ордена и медали
На вершины твои приколю.
Посвящу тебе звонкие гимны
И слова, превращенные в стих,
Только бурку лесов подари мне
И папаху вершин снеговых!
Р.Гамзатов
Ст.119 «а» курса:Дамирова Вероника
Гимн Дагестана.
Государственный гимн Республики Дагестан — один из официальных символов Республики
Дагестан, наряду с флагом и гербом.
Музыка гимна утверждена Народным Собранием Республики Дагестан 25 февраля 2016 года, и
представляет собой музыкальное произведение дагестанского композитора Мурада Кажлаева.
Текст гимна основан на стихотворении «Клятва» Расула Гамзатова, в переводе Николая
ДоризоВ апреле 1995 года на первой сессии дагестанского парламента выбирался один из двух
вариантов гимна. Предварительный конкурсный отбор проведён с участием всех 11 членов Союза
композиторов Дагестана. Эти 2 варианта были написаны известными дагестанскими
композиторами Мурадом Кажлаевым и Ширвани Чалаевым на слова Расула Гамзатова. Принят
был гимн на музыку народного артиста России Ширвани Чалаева. От слов гимна депутатами
было решено отказаться.
Государственный гимн Республики Дагестан был утверждён Законом РД «О Государственном
гимне Республики Дагестан» от 19 ноября 2003 года. Тогда гимн имел только музыкальную часть,
автором партитуры которой являлся народный артист России Ширвани Чалаев. Текст гимна на
русском языке опять официально не был принят.
20 июня 2015 года, Главой Республики Дагестан Рамазаном Абдулатиповым был
объявлен конкурс на лучший текст гимна Дагестана. Конкурс проходил в два этапа. По
итогам первого этапа, поступило 5 стихотворных текстов. А втором этапе, на
рассмотрение комиссии были выдвинуты три готовых произведения:
1.Гимн «Дагестан мой», стихи Расула Гамзатова, музыка народная — представленный
группой общественных деятелей и творческой интеллигенции;
2.Гимн Мурада Кажлаева «Клятва» на стихи Расула Гамзатова в переводе Николая
Доризо, представленный руководством правления Союза музыкантов Дагестана;
3.Авторский проект Григория Симакова (со стихами собственного сочинения).
Большинством голосов был поддержан второй проект: «Клятва» Мурада Кажлаева на
стихи Расула Гамзатова. Он же принят парламентом в феврале 2016 года
Ст.119 «а» курса:Ханалиева Залина
Авторы
Музыка — Мурад Кажлаев
Слова (на аварском) — Расул Гамзатов
Слова (перевод на русский) — Николай Доризо
Глава Республики Дагестан Рамазан Абдулатипов заявил что первая версия гимна (муз.
Ширвани Чалаева) «звучит как похоронка». В защиту первого варианта гимна выступили
Народная артистка СССР Александра Пахмутова, заслуженный деятель искусств России Андрей
Эшпай, доктор искусствоведения Александр Соколов и другие композиторы и музыковеды
России.
В открытом письме они отметили что гимн написан «в том ключе гимнических песнопений,
которые сочетают в себе славильную монументальность и лирическую песенность, несущую на
крыле своем любовь» и «аккумулирует в себе суммарный „интонационный образ“
многонациональной страны.
Ст.119 а курса Ремиханова Амира
Государственный гимн Республики Дагестан исполняется:
при вступлении в должность Президента Республики Дагестан - после принесения им
присяги;
при открытии и закрытии заседания Конституционного Собрания;
при открытии первой и закрытии последней сессии Народного Собрания Республики
Дагестан очередного созыва;
при вступлении в должность глав муниципальных образований;
во время официальной церемонии подъема Государственного флага Республики Дагестан и
других официальных церемоний;
во время церемоний встреч и проводов посещающего Республику Дагестан Президента
Российской Федерации;
во время церемоний встреч и проводов ,посещающих Республику Дагестан с визитами глав
иностранных государств, глав правительств иностранных государств, официальных
представителей иностранных государств, а также глав межгосударственных и
межправительственных организаций - в соответствии с дипломатическим протоколом.
при открытии памятников и памятных знаков;
при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным праздникам
Российской Федерации и Республики Дагестан;
во время иных торжественных мероприятий, проводимых государственными органами, органами
местного самоуправления, а также государственными и негосударственными организациями.
Утвержден на
основании Закона № 23 Республики Дагестан «О Государственном гимне Республики Дагестан»
30 октября 2003 года.
В этой музыке отражена вся история нашего народа. Она вызывает дрожь в теле от
переполняющих чувств гордости за свой народ и свою Республику
Заключение
Итак, Дагестан обрел государственную символику в виде государственного герба, флага и
гимна, хотя их принятие и утверждение не обошлось без политических дискуссий,
противостояний, борьбы различных социально-политических партий и движений.
Сегодня наша страна живёт в третьем тысячелетии. В символах современного Дагестана
отражается вся многовековая история нашего отечества. Это неотъемлемые атрибуты
государственности суверенитета, отражающие социальное лицо своей эпохи, культурное и
духовное состояние общества, миропонимание, отношение к власти. Государственная символика
Дагестана знаменует обретение государством не только определённых внешних форм, что важно
само по себе как этап в завершении становления государственности, но и внутреннего
содержания, подчёркивающего стратегию в реализации политического курса, преемственности
историко-культурных традиций народа, проживающего в государстве. Особо важно
использование государственной символики в воспитании подрастающего поколения,
воспринимающего в ходе воспитательного процесса атрибуты государства, государственной
власти. Их специфику в сравнении с другими государствами.э
Мы знаем и понимаем, что государственные символы Дагестана должен уважать каждый
человек, ведь они воплотили в себе историю и традиции нашего народа и нашего Отечества. Мы
гордимся прошлым, настоящим и будущим нашей страны. Эти государственные символы
достались нам в наследство от предков. Какими они станут в будущем, зависит уже только от нас.
Символика Дагестана несёт отпечаток эволюции национально-государственной идеологии,
изменение содержания которой отражается в изменении формы символа. Любое государство
стремится максимально отобразить в символике собственное могущество, военную силу, мощь,
другие позитивные свойства и качества.
В последние годы общественное сознание повернулось к отечественной истории и
памятникам старины. Хотелось бы надеяться, чтобы граждане выработали свой взгляд на такую
интереснейшую часть наследия прошлого, как официальные символы Республики Дагестана,
осмыслить их роль в жизни общества.
Мы, маленькие граждане нашей огромной страны, должны знать и понимать значение
государственных символов, потому что это долг каждого гражданина государства.Мы гордимся
прошлым, настоящим и будущим нашей страны.
Всё проходит, остаётся – Родина
То, что не изменит никогда.
С ней живут, любя, страдая , радуясь.
Падая и поднимая ввысь.
И ещё не мало будет пройдено
Коль зовут в грядущее пути
Но светлей и чище чувства Родины
Людям никогда не обрести!
Анализ проведенного мероприятия
Данное мероприятие проводилось в соответствии с планом воспитательной работы ГБПОУ РД
«Дербентский медицинский колледж им.Г.А.Илизарова».
Открытый кураторский час на «История и значение государственных символов
Республики Дагестан » проходил в музее колледжа.
На мероприятии присутствовало большое количество студентов, преподавателей, сотрудников
колледжа,представители администрации колледжа.
Все студенты были задействованы в подготовке и проведении открытого мероприятия. Как
куратор группы,я ставила перед собой и группой цель подготовить и провести открытый
кураторский час, согласно общему плану воспитательной работы колледжа на 2025-2026 учебный
год. Развивать у студентов творческие и артистические способности.
В ходе реализации поставленных целей, считаем что группы справились с заданием. Ребята
подошли творчески на все предложения реагировали положительно. На наш взгляд мероприятие
прошло успешно. Считаю, что студенты и гости получили положительные эмоции.
Рефлексия
Проведение внеклассных мероприятий – это не только и не столько развлечение для
студентов, сколько одна из форм организации обучения, которая должна способствовать их
развитию, расширять их кругозор, развивать творческие способности; воспитывать чувство
юмора, умение веселиться; развивать духовно-нравственных качеств личности, культуры
поведения, формирование коллектива группы, формировать коммуникативные навыки, чувства
такта и уместности шутки и смеха.
Проведение внеклассных мероприятий не самоцель, а средство воспитания.
Данная работа при проведении классного часа даёт возможность осмыслить преподавателю
свои достоинства и недостатки, как классного руководителя. Мы накапливаем свой
педагогический опыт общения со студентами.
Благодаря работе со студентами над подготовкой классного часа,делаем вывод, что
совместная работа в группе сплачивает.
Каждый студент высказал свое собственное мнение, видение, значимость лично для него
такого рода мероприятий. Группа довольна своим мероприятием, открытый классный час по их
словам удался.
Список литературы
1. Интернет ресурсы.
3. Все для классного руководителя, 2[38] февраль 2023 г.
Приложения
Гимн России
Россия - священная наша держава,
Россия - любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава -
Твое достоянье на все времена!
Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая -
Хранимая Богом родная земля!
Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Припев:
Гимн Республики Дагестан
Музыка гимна утверждена Народным Собранием Республики Дагестан 25 февраля 2016
года, и представляет собой музыкальное произведение известного дагестанского
композитора Мурада Кажлаева.
Текст гимна основан на стихотворении «Гьа бай» (Клятва) Расула Гамзатова, в переводе
Николая Доризо
Горные реки к морю спешат.
Птицы к вершинам путь свой вершат
Ты – мой очаг, ты – моя колыбель,
Клятва моя – Дагестан.
Припев:
Тебе присягаю на верность свою,
Дышу я тобою, о тебе пою.
Созвездье народов нашло здесь семью,
Мой малый народ, мой великий народ.
Подвиги горцев, братство и честь,
Здесь это было, здесь это есть.
Мой Дагестан и Россия моя,
Вместе с тобой навсегда!
Припев:
Тебе присягаю на верность свою,
Дышу я тобою, о тебе пою.
Созвездье народов нашло здесь семью,
Мой малый народ, мой великий народ.
Гимн ГБПОУ РД «Дербентский медицинский колледж им.Г.А.Илизарова»
Рецензия
На учебную презентацию открытого кураторского часа «История и значение
государственных символов Республики Дагестан » ,автором которой является куратор
групп 119 «а», ГБПОУ РД «Дербентский медицинский колледж им. Г.А.
Илизарова»,Омарова Р.Г.
В данной презентации присутствует титульный слайд, на котором указаны полное
название презентации, ФИО авторов презентации, должность, место
работы.Презентация содержит оптимальное количество слайдов с сочетанием
информации различных типов:текста,иллюстраций.Изображение.слайдов
качественное.Четкая конфигурация иллюстраций хорошо контрастируется с цветовым
фоном и цветом шрифта.Размер шрифта удобен для прочтения.Содержание слайдов
соответствует оглавлению.Тема раскрыта полностью с освещением всех пунктов плана
Информация представленная в презентации является актуальной и
современной.Презентация мотивирует обучающихся на получение новых знаний.
Сархатова Э.Д.-зам.директора по НМР___________________
Меджидова М.К.- методист ____________________________
Асланбеков Р.М.- председатель ЦМК АГП дисциплин______