Напоминание

Организация уголка занимательной математикой


Автор: Джогот Татьяна Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДСОВ № 34
Населённый пункт: с. Вольно - Надеждинское Приморский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Организация уголка занимательной математикой
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для воспитателей

Организация уголка занимательной математикой

Уголок занимательной математики - это специально отведённое, тематически оснащённое

играми, пособиями и материалами, и определённым образом художественно оформленное место.

Организовать его можно, используя для этого обычные предметы детской мебели: стол, шкаф,

обеспечив свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым детям

предоставляется возможность в свободное от занятий время выбрать интересующую их игру,

пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми,

небольшой подгруппой.

Задачи организации уголков занимательной математики:

1.

Целенаправленное формирование у детей 4-7 лет интереса к элементарной математической

деятельности. Формирование качеств и свойств личности ребёнка, необходимые для

успешного овладения математикой в дальнейшем: целенаправленность и целесообразность

поисковых действий, стремление к достижению положительного результата,

настойчивость и находчивость, самостоятельность.

2.

Воспитание у детей потребности занимать своё свободное время не только интересными,

но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия, играми;

стремления достичь того, чтобы занимательный математический материал в дошкольные и

последующие годы стал средством не только организации полезного досуга, но и

становления творчества, совершенствования своего профессионального мастерства.

Организация уголков занимательной математики возможна, начиная со среднего

дошкольного возраста. Данные психологических исследований свидетельствуют о

возросших возможностях детей пятого года жизни в сравнении с младшими

дошкольниками. Отмечается стремление их к проявлению самостоятельности, развитие

познавательных мотивов, что обеспечивает элементы самоорганизации в игровой и других

видах деятельности. Дети могут выбрать себе игру, занятие по интересам,

целенаправленно действовать с выбранным материалом, объединяться в игре со

сверстниками.

Успех игровой деятельности в организованном в группе уголке занимательной

математики определяется интересом самого воспитателя к занимательным задачам для

детей. Воспитатель должен владеть знаниями о характере, назначении, развивающем

воздействии занимательного материала, приёмами руководства развитием

самостоятельной деятельности с элементарным математическим материалом.

Заинтересованность, увлечённость педагога – основа для проявления детьми интереса к

математическим задачам и играм.

Созданию уголка предшествует выбор игрового материала, что определяется

возрастными возможностями и уровнем развития детей группы. В уголок помещается

разнообразный математический материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для

себя игру по интересам. Это настольно- печатные игры, игры для развития логического

мышления, подводящие детей к освоению игры в шашки и шахматы; головоломки,

лабиринты, игры для составления из частей целого, на воссоздание фигур-силуэтов из

специальных наборов фигур, игры на передвижение. Необходимо накапливать и

систематизировать занимательный материал.

Для стимулирования коллективных игр, творческой деятельности дошкольников

необходимо использовать магнитные доски, фланелеграфы с наборами фигур, счётные

палочки, альбомы для зарисовки придуманных ими задач, составленных фигур.

В течении года, по мере освоения игр, следует расширять их ассортимент, вносить новые,

более сложные, разнообразить виды игрового занимательного материала.

Художественное оформление уголков должно отвечать их назначению, привлекать

и заинтересовывать детей. Для этого можно использовать геометрические орнаменты или

сюжетные изображения из геометрических фигур. В оформление можно использовать

иллюстрации из книг по занимательной математике, детской художественной литературы.

Организация уголка осуществляется с посильным участием детей, что создаёт у

них положительное, отношение к материалу, интерес, желание играть.

Руководство развитием самостоятельной математической деятельности в уголке

занимательной математики направлено на поддержание и дальнейшее развитие у детей

интереса к играм.

Воспитатель вовлекает в игры малоактивных, пассивных детей, заинтересовывает

их и помогает освоить игру. Руководство со стороны педагога направлено на постепенное

развитие детской самостоятельности, инициативы, творчества.

Указания к руководству самостоятельной деятельностью детей:

1.

Объяснение правил игры, ознакомление с общими способами действий, исключая

сообщение детям готовых решений. Стимулирование педагогом проявлений

самостоятельности в играх, поощрение стремления детей достичь результата.

2.

Совместная игра воспитателя с ребёнком, с подгруппой детей. Дети усваивают при

этом игровые действия, способы действий, подходы к решению задач. У них

вырабатывается уверенность в своих силах, понимание необходимости

сосредотачиваться, напряжённо думать в ходе поисков решения задач.

3.

Создание воспитателем элементарной проблемно- поисковой ситуации в совместной с

ребёнком игровой деятельности. Воспитатель играет, составляет силуэт, отгадывает

загадку, ходы лабиринта и в то время привлекает ребёнка к оценке своих действий,

просит его подсказать ему следующий ход, дать совет. Ребёнок занимает актуальную

позицию в организованной подобным образом игре, овладевает умением рассуждать.

4.

Использование разнообразных форм организации деятельности в уголке соревнований,

конкурсов на лучшую логическую задачу, лабиринт, организация вечеров досуга,

математических развлечений.

5.

Пропаганда среди родителей необходимости использования занимательного

математического материала в семье с целью решения задач всестороннего развития

детей в период дошкольного детства, подготовки их к обучению в школе. Воспитатель

рекомендует родителям сбор занимательного материала, организацию совместных с

детьми игр. Единство в направлениях работы детского сада и семьи по данному

вопросу, будет способствовать развитию у детей интереса к занимательному

материалу, умственных способностей.

Литература:

Б.П. Никитин Развивающие игры. М., 1981;

В.Г. Житомирский., Л.Н. Шеврин Геометрия для малышей, М.,1975.



В раздел образования