Автор: Джогот Татьяна Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДСОВ № 34
Населённый пункт: с. Вольно - Надеждинское Приморский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Организация уголка занимательной математикой
Раздел: дошкольное образование
Консультация для воспитателей
Организация уголка занимательной математикой
Уголок занимательной математики - это специально отведённое, тематически оснащённое
играми, пособиями и материалами, и определённым образом художественно оформленное место.
Организовать его можно, используя для этого обычные предметы детской мебели: стол, шкаф,
обеспечив свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым детям
предоставляется возможность в свободное от занятий время выбрать интересующую их игру,
пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми,
небольшой подгруппой.
Задачи организации уголков занимательной математики:
1.
Целенаправленное формирование у детей 4-7 лет интереса к элементарной математической
деятельности. Формирование качеств и свойств личности ребёнка, необходимые для
успешного овладения математикой в дальнейшем: целенаправленность и целесообразность
поисковых действий, стремление к достижению положительного результата,
настойчивость и находчивость, самостоятельность.
2.
Воспитание у детей потребности занимать своё свободное время не только интересными,
но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия, играми;
стремления достичь того, чтобы занимательный математический материал в дошкольные и
последующие годы стал средством не только организации полезного досуга, но и
становления творчества, совершенствования своего профессионального мастерства.
Организация уголков занимательной математики возможна, начиная со среднего
дошкольного возраста. Данные психологических исследований свидетельствуют о
возросших возможностях детей пятого года жизни в сравнении с младшими
дошкольниками. Отмечается стремление их к проявлению самостоятельности, развитие
познавательных мотивов, что обеспечивает элементы самоорганизации в игровой и других
видах деятельности. Дети могут выбрать себе игру, занятие по интересам,
целенаправленно действовать с выбранным материалом, объединяться в игре со
сверстниками.
Успех игровой деятельности в организованном в группе уголке занимательной
математики определяется интересом самого воспитателя к занимательным задачам для
детей. Воспитатель должен владеть знаниями о характере, назначении, развивающем
воздействии занимательного материала, приёмами руководства развитием
самостоятельной деятельности с элементарным математическим материалом.
Заинтересованность, увлечённость педагога – основа для проявления детьми интереса к
математическим задачам и играм.
Созданию уголка предшествует выбор игрового материала, что определяется
возрастными возможностями и уровнем развития детей группы. В уголок помещается
разнообразный математический материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для
себя игру по интересам. Это настольно- печатные игры, игры для развития логического
мышления, подводящие детей к освоению игры в шашки и шахматы; головоломки,
лабиринты, игры для составления из частей целого, на воссоздание фигур-силуэтов из
специальных наборов фигур, игры на передвижение. Необходимо накапливать и
систематизировать занимательный материал.
Для стимулирования коллективных игр, творческой деятельности дошкольников
необходимо использовать магнитные доски, фланелеграфы с наборами фигур, счётные
палочки, альбомы для зарисовки придуманных ими задач, составленных фигур.
В течении года, по мере освоения игр, следует расширять их ассортимент, вносить новые,
более сложные, разнообразить виды игрового занимательного материала.
Художественное оформление уголков должно отвечать их назначению, привлекать
и заинтересовывать детей. Для этого можно использовать геометрические орнаменты или
сюжетные изображения из геометрических фигур. В оформление можно использовать
иллюстрации из книг по занимательной математике, детской художественной литературы.
Организация уголка осуществляется с посильным участием детей, что создаёт у
них положительное, отношение к материалу, интерес, желание играть.
Руководство развитием самостоятельной математической деятельности в уголке
занимательной математики направлено на поддержание и дальнейшее развитие у детей
интереса к играм.
Воспитатель вовлекает в игры малоактивных, пассивных детей, заинтересовывает
их и помогает освоить игру. Руководство со стороны педагога направлено на постепенное
развитие детской самостоятельности, инициативы, творчества.
Указания к руководству самостоятельной деятельностью детей:
1.
Объяснение правил игры, ознакомление с общими способами действий, исключая
сообщение детям готовых решений. Стимулирование педагогом проявлений
самостоятельности в играх, поощрение стремления детей достичь результата.
2.
Совместная игра воспитателя с ребёнком, с подгруппой детей. Дети усваивают при
этом игровые действия, способы действий, подходы к решению задач. У них
вырабатывается уверенность в своих силах, понимание необходимости
сосредотачиваться, напряжённо думать в ходе поисков решения задач.
3.
Создание воспитателем элементарной проблемно- поисковой ситуации в совместной с
ребёнком игровой деятельности. Воспитатель играет, составляет силуэт, отгадывает
загадку, ходы лабиринта и в то время привлекает ребёнка к оценке своих действий,
просит его подсказать ему следующий ход, дать совет. Ребёнок занимает актуальную
позицию в организованной подобным образом игре, овладевает умением рассуждать.
4.
Использование разнообразных форм организации деятельности в уголке соревнований,
конкурсов на лучшую логическую задачу, лабиринт, организация вечеров досуга,
математических развлечений.
5.
Пропаганда среди родителей необходимости использования занимательного
математического материала в семье с целью решения задач всестороннего развития
детей в период дошкольного детства, подготовки их к обучению в школе. Воспитатель
рекомендует родителям сбор занимательного материала, организацию совместных с
детьми игр. Единство в направлениях работы детского сада и семьи по данному
вопросу, будет способствовать развитию у детей интереса к занимательному
материалу, умственных способностей.
Литература:
Б.П. Никитин Развивающие игры. М., 1981;
В.Г. Житомирский., Л.Н. Шеврин Геометрия для малышей, М.,1975.