Напоминание

РАЗВИТИЕ ПАССИВНОЙ И АКТИВНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА


Автор: Конурина Елизавета Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 393"
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: методическая разработка
Тема: РАЗВИТИЕ ПАССИВНОЙ И АКТИВНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Раздел: дошкольное образование





Назад




Визитная карточка

Воспитатель МАДОУ

393

«Детский сад №

»

Конурина Елизавета

Дмитриевна

:

Педагогический стаж

3 года

Мое профессиональное кредо

«Стать для ребенка другом.

Чем больше у ребенка

радости в детстве, тем

больше он ее подарит людям,

став взрослым»

РАЗВИТИЕ ПАССИВНОЙ

И АКТИВНОЙ РЕЧИ

ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Условия формирования личного вклада

в развитие образования

Нормативно-правовые

условия

Закон

об

образовании

ФЗ

-

273,

ФГОС

ДО

подчеркивают важность речевого развития (2п.2.6., 2.7; 3п. 3.2.5; п.4.6.).

Научно

исследовательские

условия:

изучение

работ

Н.М.

Аксариной,

Е.Н.

Винарской, Л.С. Выготского, О.Е. Громовой А.Н. Гвоздева, Г.В. Пантюхиной, В.А. Павловой,

К.Л. Печора, Н.М. Щелованова, Д.Б. Эльконина, Л.В. Красильниковой и др. по проблемам

развития речи детей раннего возраста в образовательной деятельности, на занятиях по

речевому развитию и др. видам деятельности.

Методические условия: разработка содержания деятельности по развитию пассивной

и активной речи детей раннего возраста, разработка перспективного плана и серии

занятий для детей раннего возраста и выявление наиболее эффективных форм работы с

родителями; наличие пособий в методкабинете ДОО (Г.М. Лямина «Развитие речи ребенка

раннего возраста», Л.В. Красильникова «Пропедевтическая работа по предупреждению

речевых нарушений в раннем возрасте» Нижний Новгород, 2011 год).

Организационно – педагогические условия: работа в составе коллектива МАДОУ,

участие в разработке методических пособий и трансляции опыта учреждения (курсы

НИРО, конкурсы, интернет сообщество); участие в инновационной деятельности по

пропедевтике речевых нарушений детей раннего возраста; Осуществление тьюторской

поддержки на стажерской площадки по развитию детей раннего возраста в соответствии с

ФГОС ДО . речевое развитие детей группы, отношение родителей к речевому развитию; с

2015 года работа в составе творческой группы и инновационной деятельности МАДОУ по

речевому развитию. Обогащение РППС по речевому развитию.

Актуальность личного вклада в развитие образования

В целевых ориентирах ребенка раннего возраста п. 4.6 ФГОС ДО: ребенок

владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и

просьбами, понимает речь взрослых, знает названия окружающих предметов и

игрушек.

Противоречия:

Недопонимание роли общения для развития речи, для развития ребенка со

стороны взрослых в период раннего детства.

Подмена как воспитателями, так и родителями общения на учебные занятия,

просмотры телевизионных передач и компьютерные игры.

Частичное

знание

и

владение

педагогами

и

родителями

эффективными

методами и приёмами развития речи.

По наблюдениям в группе более половины детей не говорят. В последние годы

дети приходят чаще не говорящие, или их речевое развитие не соответствует

возрасту. Хотя 2-3 человека каждый год приходят с развитой речью. Причинами

развития или недоразвития речи являются и наследственность и перенесенные

заболевания и условия домашнего воспитания.

Так

актуально

речевое

развитие

детей,

что

входит

сразу

в

две

образовательные области - «Речевое развитие» и «Социально – коммуникативное

развитие», и противоречия и недостатки речевого развития вновь поступающих

воспитанников доказывают актуальность темы.

Теоретическое обоснование личного вклада

в развитие образования

Речь

1)

форма

общения,

опосредствованная

языком;

2)

деятельность

говорящего,

применяющего

язык

для

взаимодействия с другими членами языкового

коллектива. (Леонтьев А.А., Шаповал С.А.)

Словарь общей психологии.

Становление речи проходит 3 основных этапа:

1.

Первый

этап

довербальный

(доречевой).

Охватывает

первый

год

жизни

ребенка.

Довербальный

этап

развития

речи

завершается

появлением

понимания

простейших

высказываний

взрослого,

т.е.

возникновением у детей пассивной речи.

2. Второй этап — период активной речи.

3.

На

третьем

этапе

речь

совершенствуется

как

средство

общения.

(К.Белая).

Понимаемая (пассивная) речь – то, что

ребёнок понимает, хотя сам возможно не может

произнести.

Активная речь – речь, которую

непосредственно произносит малыш.

В

исследованиях

М.И.Лисиной,

А.Г.Рузской,

В.В.Ветровой, М.Г.Елагиной, были выявлены

3

составляющие

коммуникативного

фактора, которые играют решающую роль в

появлении у детей активной речи.

Первая

из

них

установление

эмоциональных

контактов

взрослого

с

ребенком. В работе А.Г.Рузской доказано,

что

развитие

пассивной

и

активной

речи

происходит

гораздо

более

высокими

темпами

у

детей,

имеющих

доброжелательные

и

доверительные

отношения со взрослыми.

Вторая

составляющая

насыщение

ребенка

слышимой

речью.

В

исследовании В.В.Ветровой были получены

данные,

свидетельствующие

о

том,

что

в

возникновении речи важен не сам по себе

фактор

наличия

вербальной

стимуляции

ребенка, но социальный контекст, в рамках

которого

возникает

речь,

т.е.

насыщение

опыта

ребенка

слышимой

речью

дает

благоприятный эффект лишь в том случае,

если оно включено в ситуацию общения со

взрослым.

Третья

составляющая

организация

взрослым сотрудничества с ребенком, в

ходе

которого

он

усваивает

культурно-

выработанные способы и средства общения,

т.е.

формируется

такое

отношение

к

предметной

среде,

которое

требует

обозначения

в

речи

(исследование

М.Г.Елагиной).

Цель и задачи педагогической деятельности

Цель работы : Создание психолого – педагогических условий для

развития активной и пассивной речи детей раннего возраста.

Задачи работы с детьми:

Понимание речи:

1. Усложнять понимание

речи на основе

расширения

представлений об

окружающем мире и

совершенствования

предметной

деятельности.

2. Осуществить переход

от понимания детьми

отдельных фраз

(просьбы, поручения и

т.д.) к пониманию

несложных рассказов,

сказок и т.д.

3.Воспитывать интерес к

общению.

Активная речь:

1. Активизация в речи детей слов, относящихся к

разным тематическим группам и частям речи:

существительных, глаголов, прилагательных.

2. Развивать сенсомоторную основу речевой

деятельности: общие движения, мелкая моторика,

артикуляционная моторика, слуховое и

фонематическое восприятие.

3. Формировать умения фразовой речи с

применением простых и сложных синтаксических

конструкций.

4. Развивать умения диалогической речи: умения

задавать и отвечать на вопросы.

5. Развивать умения монологической речи: умения

пересказывать небольшие рассказы и составлять

элементарные высказывания из 2-3 предложений

на близкую для детей тему.

6. Воспитывать интерес к общению

самостоятельность, активность.

Ведущая педагогическая идея

Использование разнообразных методов речевого развития

будет способствовать развитию пассивной и активной речи

воспитанников раннего возраста

при реализации следующих условий:

Реализации трех составляющих коммуникативных факторов

в

группе

(установление

эмоциональных

контактов

взрослого

с

ребенком,

насыщение

ребенка

слышимой

речью

в

конкретных

ситуациях, организация взрослым сотрудничества с детьми);

создание

в

группе

атмосферы

доброжелательности

и

доверия, внимательности, чуткости и заботы детей друг к другу,

способствующего эмоциональному благополучию;

подбор

эффективных

форм

работы

с

родителями

по

овладению ими задами, методами и приемами речевого развития

воспитанников.

Деятельностный аспект личного вклада

в развитие образования

ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО ПРОБЛЕМЕ:

1.Подготовительный

(анализ

литературы,

обследование

речевого развития воспитанников, анкетирование родителей,

обогащение

развивающей

предметно

пространственной

среды, создание перспективного плана и системы занятий по

речевому развитию воспитанников раннего возраста).

(август - сентябрь)

2. Основный (организация взаимодействия с воспитанниками

по

реализации

перспективного

плана,

организация

взаимодействия с родителями).

(октябрь – апрель)

3.Итоговый (повторное обследование особенностей речевого

развития

детей,

диапазон

личностного

вклада,

трансляция

собственного опыта и определение перспектив деятельности).

(май)

Деятельностный аспект личного вклада в развитие

образования

Диагностика речи детей по

методике Л.В. Красильниковой

I этап - подготовительный

Критерии по активной речи:

1. Развитие диалогических умений.

- умение слушать и отвечать на вопросы.

- умение задавать вопросы взрослому: Что?

Где? Когда? Чем?

- овладение умениями речевого этикета в

обиходном общении ( умение здороваться и

прощаться, благодарить за помощь);

2. Развитие монологических умений.

- умение составлять элементарное

высказывание из 2-3 предложений по

совершаемым действиям;

- умение пересказывать хорошо знакомые

сказки в ситуации сопряженной речи с

воспитателем (договаривать предложения

начатые педагогом).

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

80%

нач.г.

Вопросы анкеты

1.Читаете ли Вы детям стихи, сказки,

художественную литературу?

2.Беседуете ли Вы с ребёнком после

прочтения?

3.Как вы это выясняете?

4.Какие телепередачи, мультсериалы любит

смотреть ваш ребёнок?

5.Понимаете ли вы ребёнка в процессе

общения по его жестам и мимике?

6.С какими трудностями вы встречаетесь в

процессе формировании коммуникативных

навыков?

7.Что мешает вашему полноценному

общению с ребёнком?

8.Какая консультативная помощь

необходима Вам по речевому развитию

детей?

Методом пед.наблюдения

проанализировали

Интерес к деятельности.

Самостоятельность.

Активность детей

Критерии по пассивной речи:

1.Понимание обращенной речи:

- понимание существительных,

обозначающих предметы;

- понимание глаголов, обозначающих

действия;

- понимание прилагательных и наречий;

- понимание предложенных конструкций,

обозначающих пространственное

расположение объекта.

2.Понимание одно- и двух- ступенчатой

инструкции педагога.

3.Понимание форм ед. и мн. Числа сущ.

4.Понимание форм сущ. С уменьшительно-

ласкательными суффиксами.

5.Понимание сказок и стихотворений.

6.Понимание вопросов взрослого.

По мет. Л.В. Красильниковой

(активная речь)

точка р.

формир.

сформир

поним.

обр.речи

пон.1 2

ступ. Инст

По мет. Л.В. Красильниковой

(пассивная речь)

точка р.

формир.

сформир

Методы и приемы

Способ деятельности по

образцу

Словесные (художественное слово, беседа,

разговоры, объяснения, рассказы, репродуктивные

вопросы)

Наглядные (наблюдение, демонстрация,

рассматривание, показ способа действий, образцов,

презентации)

Репродуктивные (упражнения, получение детьми

знаний и способов деятельности по аналогии

(образцу)

Игровые

(дидактические

игры

и

игровые

упражнения)

Практические (конкретные задания и упражнения,

упражнения – тренировки)

Самостоятельная игра

Беседа по картине

Задачи работы с детьми по этапам

1 этап:

1. Ознакомить детей с

предметами ближайшего

окружения, природой.

2.Развивать умение

находить конкретный

предмет, соотносить его с

изображением на

картинке, названием.

3.Развивать умение детей

находить нужный предмет

в знакомой обстановке,

руководствуясь

словесной инструкцией.

4. Развитие мелкой

моторики детей

средствами пальчиковых

игр,

5. Развитие речевого

дыхания

6. Воспитание интереса к

общению и речи.

2 этап

:

1. Активизировать в речи

детей слова,

обозначающие предметы,

действия, качества:

существительные,

глаголы, прилагательные

2. Закреплять название

животных, их детенышей.

3. Закреплять умение

называть словом

качественные характерис-

тики знакомых предметов.

4. Развитие мелкой

моторики детей

средствами пальчиковых

игр,

5.Развитие речевого

дыхания.

6. Воспитание интереса к

общению, речи.

3 этап:

1. Развивать фразовую

речь детей.

Формировать умение

детей строить

предложения от своего

имени.

Развитие мелкой

моторики и речевого

дыхания детей.

Воспитание интереса к

общению, речи

Деятельностный аспект личного вклада в развитие

образования

I этап - подготовительный

Составлен

перспективный план

работы и серия занятий по

речевому развитию детей 2-3

лет

Обогащение РПП среды

I этап - подготовительный

Пособие по развитию

речевого дыхания

Уголок речевого развития

Игры своими руками:

«Покажи и расскажи»,

«Одень Машу»

Игра на развитие эмоций

Деятельностный аспект личного вклада в развитие

образования

Сенсомоторная дорожка

Содержание работы:

Деятельностный аспект личного вклада в развитие

образования

II этап - основной

Наблюдение за гроздьями рябины

Дуем на снежинку (речевое дыхание)

Занятия по речевому развитию

Упражнение на развитие мелкой моторики

Деятельностный аспект личного вклада в развитие

образования

На первом этапе работы с детьми

мы знакомим детей с предметами

ближайшего окружения, с посудой,

мебелью, игрушками, животными.

II этап - основной

Разрезные картинки

Объяснение назначения предметов

Рассказывание сказки

Рассматривание яблоньки по сезону

Задачи:

активизация в речи детей слов,

перевод их из пассивного словаря

в активную речь.

На втором этапе мы активизируем в

речи детей слова, переводим их из

пассивного словаря в активную речь

II этап - основной

«На птичьем дворе»

«Гуси, гуси, га-га-га»

«Кто что ест?»

Игры с вкладышами

Деятельностный аспект личного вклада в развитие

образования

Задачи:

способствовать развитию фразовой

речи, учить детей строить

предложения из 3,4 слов.

На третьем этапе мы способствуем

развитию фразовой речи

II этап - основной

Рассматривание иллюстраций

Игра «Приготовь обед»

Рассматривание сюжетной

картины

Игра «Дочки - матери»

Деятельностный аспект личного вклада в развитие

образования

Методические приемы,

повышающие эффективность занятий

Игровая мотивация.

Изменение тона речи.

Часто меняем имена

персонажей, самих

персонажей, клички животных,

сюжетные картинки.

Используем подвижные игры

со словами.

Игровая мотивация

Подвижная игра «Надувайся пузырь»

Подвижная игра « Паровозик»

Деятельностный аспект личного вклада в развитие

образования

II этап - основной

Используем

сюжетно-дидактические игры

«Собери фрукты и овощи»

«День рождения куклы»

«Кукла заболела»

«Пойдем гулять»

Деятельностный аспект личного вклада в развитие

образования

II этап - основной

Взаимодействие с родителями

Формы работы:

Информационно – аналитические формы:

Родительское собрание:

«Речевое детей группы».

Опросы по речевому развитию.

Консультации:

«Особенности речевого развития детей раннего

возраста» «Природа и речь детей».

Познавательно – практические формы:

Практикумы:

«Использование упражнений на мелкую моторику для

развития речи детей».

Открытые просмотры:

занятий по речевому развитию .

Семейный клуб «Раз, два - словечко»

(Особенности речи детей раннего возраста. Развитие

сенсорной основы речевого развития ребенка,

предметная деятельность для речи, пальчиковые игры,

игры, активизирующие речевую деятельность ребенка).

Семейный опыт по речевому развитию детей.

Досуговые формы

Участие родителей в праздниках и развлечениях.

II этап - основной

Заседание семейного клуба

Родительское собрание «Речевое

развитие детей группы»

Результативность профессиональной

педагогической деятельности

Итоговый этап

Повторная диагностика речи детей

по методике Л.В. Красильниковой

Результаты работы

Развитие активной речи детей.

Появление в речи прилагательных, местоимений и наречий.

Развитие мелкой моторики детей, активности и самостоятельности детей.

Повышение интереса к общению со взрослыми и детьми, самостоятельности,

любви к природе

Повышение педагогического опыта и интереса родителей к развитию своих детей.

Перспективы работы

Продолжать работу по развитию речи детей раннего возраста.

Продолжать работу по взаимодействию с родителями и специалистами по

развитию речи детей при ознакомлении с природой.

Качества детей:

интерес,

самостоятельность,

инициативность.

активн.речь

Пас.речь

По мет. Л.В. Красильниковой

Диапазон личного вклада в развитие образования

и степень его новизны

1. Составлен перспективный план работы по речевому

развитию детей раннего возраста на квартал.

2. Разработана серия занятий и конспектов по речевому

развитию детей раннего возраста 3 шт: «Наши домашние

животные», «Научим куклу Таню», «Путешествие с куклой Катей .

3. Составлены консультации для родителей: «Особенности

речевого развития детей раннего возраста», «Речевое дыхание

и речь детей».

4. Авторские дидактические пособия: кубик по эмоциям, дерево

(времена года), пособие по речевому дыханию

5. Дидактические игры: «Покажи и расскажи», «Одень Машу»,

«Волшебные прищепки».

Выступление

на

РМО воспитателей по

речевому

развитию

29.08. 2024 г. по теме:

«Развитие

речи

детей

раннего возраста»

Статья в электронном

сборнике

педагогов

Сормовского

района

2019

по

теме:

«Пропедевтика речевых

нарушений

детей

раннего

возраста

(2-3

года)»

Выступление на

педсоветах:

«Взаимодействи

е с родителями

по речевому

развитию детей»

«Система

работы по

развитию речи

детей раннего

возраста»

«Воспитание

детей

средствами

искусства»

Транслируемость практических достижений

В практике

студентов НГПУ

(Просмотр

РППО

среды) 2023,2024 года

Муниципальный

уровень

На базе

учреждения

Региональный

уровень

Список литературы:

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N

1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного

стандарта дошкольного образования».

К.Белая «Занятия с малышами в детском саду», Москва, 2004.

М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина «Начинаем говорить», Санкт-Петербург, 2004

Л.Н. Галигузова, С.Ю.Мещерякова «Педагогика детей раннего возраста», Москва, 2007

Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 1 года до 3 лет. – Аркти –

Москва, 2002.

О.Е.Громова «Методика формирования начального детского лексикона», Москва, 2003.

Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Груба Г.В. Играем с малышами. Игры и упражнения для

детей раннего возраста. – М.: Просвещение, 2003

О.В.Елецкая, Е.Ю.Вареница «День за днем говорим и растем», Москва, 2005

О.Жукова «Ум на кончиках пальцев», Москва, 2006

Л.В. Красильникова «Пропедевтическая работа по предупреждению речевых нарушений

в раннем возрасте» Нижний Новгород, 2011 год.

Г.М. Лямина «Развитие речи ребенка раннего возраста», Москва, 2005

О.Новиковская «Ум на кончиках пальцев», Москва, 2006

Л.Н.Павлова «Раннее детство: развитие речи и мышления», Москва, 2005

В.А.Петрова «Методика занятий по развитию речи с детьми второго и третьего года

жизни», Москва, 1965

К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева «Дети раннего возраста в дошкольных

учреждениях», Москва, 2004

Ф.А.Сохин «Развитие речи детей дошкольного возраста», Москва, 1984



В раздел образования