Автор: Груничева Кристина Сергеевна
Должность: Преподаватель Русского Языка И Литературы
Учебное заведение: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Нижегородский колледж малого бизнеса"
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии».
Раздел: среднее профессиональное
Груничева Кристина Сергеевна,
Преподаватель русского языка и литературы
Государственного бюджетного профессионального
образовательного учреждения
«Нижегородский колледж малого бизнеса
«
Развитие предпринимательских и проектных
компетенций школьников в сетевом взаимодействии».
Рынок труда в России претерпевает серьёзные изменения, которые
предъявляют новые требования к системе общего и профессионального
образования. Современное общество делает запрос на формирование
активной, способной выдвигать и реализовывать собственные замыслы,
личности. На рынке труда России очень остро стоит решение проблемы
молодёжной занятости. Неподготовленность молодёжи к рыночным
отношениям приводит к тому, что выпускники школ не могут
взаимодействовать с рынком труда или повысить свой уровень
конкурентоспособности.
«Рынок труда выбирает наиболее подготовленных и компетентных
специалистов и оставляет невостребованными специалистов, не обладающих
практическими навыками работы, хотя и имеющих документы об
образовании».
Федеральный Закон РФ «Об образовании» - определил основные
требования: обеспечение требуемого уровня компетентности специалистов,
гибкость, непрерывность, открытость и индивидуализация образования.
В настоящее время в обществе отводится значительная роль в развитии
малого бизнеса и малого предпринимательства. Предпринимательская
психология охватывает все сферы деятельности, что должно вносить
существенные изменения в содержание обучения старшеклассников и
выпускников общеобразовательных школ. Перед ними стоит реальный
выбор: стать грамотным наёмным работником или выступить в качестве
самостоятельного предпринимателя.
В статье 34 Конституции РФ записано: «Каждый имеет право на
свободное использование своих возможностей и имущества для
предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической
деятельности» (67).
В статье 23 ГК РФ сказано «Гражданин вправе заниматься
предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с
момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя» (45).
Для того, чтобы молодёжь могла воспользоваться правом, предоставленным
ей государством заниматься предпринимательской деятельностью, нужно со
школы заниматься формированием предпринимательской компетентности.
Одним из путей реального обучения предпринимательству остаются
предметы школьного курса: «Экономика», «Технология», «Основы
проектирования». Но в то же время ведётся активный поиск новых форм и
методов обучения школьников предпринимательской деятельности.
Заказ на новое качество образования, Федеральный Государственный,
Образовательный стандарт, результаты которого обеспечивают достижение,
предметных, мета предметных и личностных результатов, диктуют
появление новых форм работы и видов деятельности. Одним из таких новых
механизмов по формированию предпринимательских и проектных
компетентностей у старшеклассников стала Сетевая Образовательная
Программа (СОП). Результаты могут быть более значимы и эффективны,
если в реализацию включена не одна школа, а целая сеть образовательных
учреждений и не только. Одно из направлений реализации СОП –
образовательное событие. В этой статье представлен опыт реализации СОП
на примере события, которое имело место 13 – 15 мая на территории
Городского округа Стрежевой: Первая проектная сессия «Молодёжь в
Открытой предпринимательской среде».
Почему реализация вводного модуля программы стало возможно именно на
территории г. Стрежевого.
1) Задачи развития территории, как моногорода, решение которых возможно
средствами включения населения, не участвующего в нефтяной
промышленности в предпринимательскую деятельность.
2) Опыт территории в формировании Открытой предпринимательской среды
и Открытой образовательной среды.
3) Взаимодействие предпринимательского и образовательного сообщества
территории с НОЦ «Институт инноваций в образовании» ТГУ, наличие
компетентностного образования. СОП направлена на решение задач, с
которыми не справляются субъекты программы поодиночке:
развитие территории;
включённость молодёжи в предпринимательскую деятельность как
средства развития территории;
формирование предпринимательского сообщества через
своевременную включённость молодёжи в предпринимательскую
деятельность.
Решение этих задач требуют комплексного подхода, расширения
образовательной среды за счёт разных ресурсов и субъектов. Реальными
субъектами реализации вводного модуля СОП «Формирование
предпринимательских компетенций у старшеклассников стали:
Администрация и Управление образования Городского округа
Стрежевой.
Центр поддержки предпринимательства ООО «Альтернатива».
Гильдия предпринимателей г.Стрежевой.
Сеть школ г.Стрежевой
НОЦ «Институт инноваций в образовании» ТГУ.
13 мая более 100 участников сессии собрались в здании городской
Администрации, где состоялось торжественное открытие проектной сессии
«Молодёжь в открытой предпринимательской среде». Между участниками
сессии была проведена жеребьёвка и сформированы 9 команд. За каждой
командой закреплён тьютор. Молодые предприниматели г.Стрежевого,
готовые сотрудничать со старшеклассниками, поставили перед командами
проектные задачи. Работа закипела. Уже через два часа был организован
«Гайд-парк», где были представлены первые разработки проектных бизнес -
задач. После первичной экспертной оценки команды отправились на
дальнейшую доработку бизнес -проектов. Для того, чтобы участникам сессии
стали более понятны бизнес и предпринимательство, основы
предпринимательской деятельности преподаватели города провели мастер-
классы:
Личные качества предпринимателя.
Юный бизнесмен.
Теоретические и юридические основы предпринимательской
деятельности.
Социально-экономический анализ территории.
Методы проектирования, SWOT-анализ, анализ заинтересованных
сторон.
Экономические основы предпринимательской деятельности.
Оформление бизнес-плана и его презентация.
Навыки эффективного выступления.
Проведённые мастер-классы помогли командам в оформлении бизнес -
проектов и их публичной защите. В конце первого дня команды вновь
представили свои проекты и получили очередную оценку со стороны
экспертов. Второй день сессии также оказался насыщенным. Начался он с
экономической игры. Все участники были разделены на три команды и
максимально поставлены в ситуацию неопределённости. Каждый мог
проверить, насколько он обладает предпринимательскими способностями.
Молодые предприниматели, ориентированные на создание Открытой
предпринимательской среды провели со старшеклассниками тренинги.
Старшеклассники получили опыт реального действия, познакомились с
работой малых предприятий, освоили опыт применения практических основ
предпринимательской деятельности для разработки персонального проекта.
Публичная защита бизнес -проектов показала, что участники сессии
выполнили поставленные перед ними предпринимателями бизнес -задачи.
Нужно отметить, что любая работа, выполненная участниками, оценивалась
экспертами, которые проставляли баллы. По итогам работы каждого дня
проводилась рефлексия. Результатами сессии стали:
успешные защиты проектных идей;
вручение участникам сертификатов;
летнее трудоустройство самых активных участников;
приглашение участвовать в рекламной компании;
рекомендательные письма на участие в заочном туре Областного
Фестиваля предпринимательских идей «Планирование карьеры и
жизни».
Подводя итоги семинара стало ясно что реализация первого модуля
программы формирования предпринимательских компетенций имеет
некоторые значимые результаты. В части формирования специальных знаний
и умений:
Умение вычленять и анализировать проблемы развития субъектов
малого предпринимательства – 65,4% участников.
Получение опыта решения проблемной задачи в разно позиционных
группах – 67,8%.
Владение научной экономической терминологией и специфических для
предпринимательства понятий для подготовки и свободной
презентации устного и письменного текста – 38,2%.
Через пять месяцев после первого модуля 25% участников программы
отметили, что они сумели продуктивно использовать полученный опыт и
знания на общеобразовательных предметах обычной школьной программы. В
части формирования мета предметных результатов:
100% участников выполнили проектные работы по разным
направлениям предпринимательской деятельности;
33% участников получили опыт и освоили технологию проектной
деятельности;
14% выступили разработчиками предпринимательских проектов уже
вне рамок программы.
35% участников указывают, что получили основы экономических
знаний и хотели бы продолжить это образование.
65% старшеклассников оформили запрос на дополнительную
информацию о предпринимательской деятельности и способах
организации бизнеса;
40% участников сделали запрос на образовательные ресурсы для
преодоления дефицитов информационных, деятельностных ,
личностных, которые проявились в первом модуле.
19% участников конкретизировали свой образовательный заказ в целях
развития разработанного в модуле проекта.
Это может рассматриваться в качестве показателей появления
субъектной позиции по отношению к своему образованию и становления
субъектной активности в определённой сфере деятельности, в частности это
является показателем становления процесса профессионализации в
предпринимательской деятельности.
Таким образом, теоретические исследования, экспериментальные
разработки и апробация сетевых образовательных программ показывает, что
они, с одной стороны, имеют потенциал для повышения качества
образования:
влияют на формирование знаний и умений, компетенций и развитие
личностных качеств школьников,
с другой стороны –меняют качество самой системы: обеспечивают
оптимизацию ресурсов разного уровня, доступность качественного
образования для разных целевых групп, открытость, непрерывность и
вариативность образования.