Напоминание

Развитие оперативной выносливости: методики тренировки для длительных учений и выполнения задач в условиях стресса


Авторы: Шебештин Олег Эмрикович, Дергачев Михаил Евгеньевич
Должность: Старший преподаватель, курсант
Учебное заведение: ВУНЦ ВВС «ВВА»
Населённый пункт: Город Воронеж
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие оперативной выносливости: методики тренировки для длительных учений и выполнения задач в условиях стресса
Раздел: высшее образование





Назад




ВУНЦ ВВС «ВВА»

(Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина)

Научная статья:Развитие оперативной выносливости: методики тренировки для

длительных учений и выполнения задач в условиях стресса

Авторы: Курсант 5-21 учебной группы рядовой Дергачев М.Е.

Старший преподаватель 211 кафедры ФП Шебештин О.Э.

Учебное заведение «ВУНЦ ВВС ВВА»

В статье рассматривается проблема развития оперативной выносливости как

ключевого физиологического и психологического качества, необходимого для

успешного выполнения длительных учебно-боевых задач в условиях повышенного

стресса. Дается определение оперативной выносливости, анализируются ее

компоненты. Основное внимание уделяется современным методикам тренировки,

включающим интервальные и аэробные нагрузки, кросс-функциональные комплексы, а

также специализированные упражнения в условиях психофизиологического стресса.

Доказывается, что комплексный подход, сочетающий физическую подготовку и

психическую устойчивость, является наиболее эффективным для подготовки

военнослужащих к действиям в реальных условиях.

Введение

Современная учебно-боевая деятельность военнослужащих характеризуется высокой

интенсивностью, длительностью и необходимостью функционирования в условиях

экстремальных психофизиологических нагрузок. Успешное выполнение задач в ходе

многодневных учений, полевых выходов или в реальной боевой обстановке напрямую

зависит от уровня развития оперативной выносливости.

Под оперативной выносливостью понимается комплексное качество, определяющее

способность военнослужащего сохранять высокую работоспособность и

эффективность действий в течение продолжительного периода времени (от

нескольких часов до нескольких суток) при воздействии неблагоприятных факторов

среды, физического утомления и психоэмоционального стресса.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что традиционные методы физической

подготовки зачастую не в полной мере учитывают специфику длительных нагрузок в

сочетании с дефицитом сна, нерегулярным питанием и постоянным психическим

напряжением. Целью настоящей статьи является систематизация и описание

эффективных методик тренировки, направленных на целенаправленное развитие

оперативной выносливости.

Основная часть

1. Компоненты оперативной выносливости

Оперативную выносливость можно условно разделить на два взаимосвязанных

компонента:

· Физиологический компонент: включает в себя аэробную и анаэробную выносливость,

силовую выносливость мышц кора и ног, устойчивость вестибулярного аппарата,

общую работоспособность кардиореспираторной системы.

· Психологический компонент: encompasses волевые качества (целеустремленность,

упорство), стрессоустойчивость, способность к концентрации внимания в условиях

утомления, эмоциональную стабильность и навыки оперативного принятия решений.

Эффективная методика должна быть направлена на одновременное развитие обоих

компонентов.

2. Методики физической тренировки

2.1. Интервальный тренинг высокой интенсивности (HIIT)

Данный метод является основой для развития способности переносить резкие

перепады нагрузки, характерные для реальных операций. Суть метода заключается в

чередовании коротких периодов максимальной работы с короткими периодами отдыха

или низкоинтенсивной активности.

· Пример комплекса: «Протокол Табата» (20 секунд максимального усилия, 10 секунд

отдыха, 8 циклов) с использованием таких упражнений, как бёрпи, запрыгивания на

тумбу, толчки гири. Выполнение 3-4 таких раундов с отдыхом 1,5-2 минуты между

ними.

· Эффект: Повышение анаэробного порога, улучшение способности к восстановлению

между пиковыми нагрузками.

2.2. Равномерный аэробный тренинг на длинные дистанции

Этот метод направлен на развитие аэробной базы – фундамента оперативной

выносливости. Длительные нагрузки низкой и средней интенсивности повышают

эффективность работы сердечно-сосудистой системы и экономизируют

энергозатраты.

· Пример: Бег на 5-10 км в равномерном темпе, марш-броски на 15-20 км с полной

выкладкой, длительные лыжные переходы.

· Эффект: Увеличение плотности митохондрий, повышение утилизации жиров в

качестве источника энергии, укрепление опорно-двигательного аппарата.

2.3. Кросс-функциональные комплексы

Комплексы, сочетающие силовые упражнения, упражнения с весом собственного тела

и кардионагрузку, максимально приближены к реальной деятельности, где требуется

разнородная выносливость.

· Пример комплекса: Выполнение за минимальное время или на максимальное

количество раундов: бег 400 м → 15 подтягиваний → 20 отжиманий → 15 становых тяг с

гирей → 20 приседаний.

· Эффект: Развитие функциональной силы и выносливости, адаптация к

нестандартным и комбинированным нагрузкам.

3. Методики психофизиологической тренировки в условиях стресса

3.1. Специализированные полосы препятствий и учения

Ключевым элементом является выполнение физических задач в условиях,

моделирующих стрессовые факторы: нехватку времени, неопределенность,

внезапность, шум, имитацию огневого воздействия.

· Пример: Преодоление полосы препятствий в противогазе, выполнение силовых

упражнений после внезапной тревоги, стрельба по мишеням сразу после интенсивного

бега.

· Эффект: Формирование устойчивых навыков действий в состоянии физического

утомления и психологического давления, повышение стрессоустойчивости.

3.2. Методы ментальной тренировки и психорегуляции

Развитие психологического компонента включает в себя обучение техникам

самоконтроля.

· Методы: Дыхательные техники (боевое дыхание, квадратное дыхание),

идеомоторная тренировка (мысленное проработка действий), методы целеполагания

и позитивного внутреннего диалога.

· Эффект: Снижение уровня тревожности, сохранение ясности мышления, ускорение

процессов восстановления.

Заключение

Развитие оперативной выносливости является комплексной задачей, требующей

интеграции методов физической и психологической подготовки. Представленные в

статье методики – интервальный тренинг, аэробные нагрузки, кросс-функциональные

комплексы и тренировка в условиях смоделированного стресса – доказали свою

эффективность в подготовке военнослужащих к длительным операциям.

Наиболее значимым результатом является синергетический эффект, возникающий

при их комбинированном применении. Физическая готовность создает базовый ресурс

для преодоления нагрузок, а психическая устойчивость позволяет эффективно

распоряжаться этим ресурсом в критических ситуациях. Дальнейшие исследования

целесообразно направить на разработку индивидуальных тренировочных программ,

учитывающих психофизиологические особенности каждого военнослужащего.

Список литературы

1. Карпов В.Н. Военно-прикладная физическая подготовка: учебное пособие. – М.:

Воениздат, 2018. – 320 с.

2. Гиббс Д., Уилмор Дж. Физиология спорта и двигательной активности. – Киев: Олимп.

лит., 2017. – 504 с.

3. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. – М.: Советский спорт, 2019. –

200 с.

4. Селье Г. Стресс без дистресса. – М.: Прогресс, 2019. – 128 с.

5. Методические рекомендации по организации физической подготовки в Вооруженных

Силах Российской Федерации. – М.: Министерство обороны РФ, 2020. – 155 с.



В раздел образования